ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Организация перемещения кадровСредством реализации плана карьеры и продвижения по службе являются подбор персонала, служебные перемещения, т.е. движение относительно той или иной должности, пребывание в которой более 5 лет нецелесообразно из-за консерватизма, потери стратегического видения, обрастания неформальными связями, отсутствия критичности по отношению к себе.
Совокупность подбора и перемещений называется расстановкой кадров, т. е. их распределением по структурным подразделениям, должностям в соответствии с требованиями, опытом и деловыми качествами, особенностями трудового коллектива для получения максимального интегрального эффекта. Расстановка обеспечивает назначение на должность наиболее подходящих работников и нахождение людям наиболее подходящего места. Принципы расстановки кадров: ¨ максимальное соответствие квалификационного потенциала должностным требованиям; ¨ обеспечение наиболее подходящего места приложения сил работника; ¨ предоставление возможности развития; ¨ индивидуализация вознаграждения и стимулирования.
Функции служебных перемещений: ¨ наиболее полное использование потенциала работников; ¨ подготовка к назначению на более высокую должность; ¨ улучшение работы на главных направлениях деятельности фирмы; ¨ заполнение вакансий; ¨ назначение нужного кандидата на нужное место; ¨ стимулирование деловой активности; ¨ предоставление работы, более интересной данному лицу; ¨ освоение работником новой специальности; расширение опыта и проч.
Служебные перемещения улучшают морально-психологический климат, ибо длительное общение руководителей и подчиненных приводит к потере официальности отношений между ними, панибратству, ослаблению дисциплины, а следовательно, к снижению эффективности работы.
Особенно важно рационально перемещать молодых специалистов, стимулировать их готовность к решению более ответственных задач, проводить поэтапный отбор кадров в резерв. Перемещения могут быть межпрофессиональными и междолжностными. Формы междолжностного перемещения кадров: 1. Назначение на должность при приеме на работу. 2. Перестановка ¾ движение в пределах должностного ранга или эквивалентного уровня. 3. Продвижение ¾ повышение в должности с расширением прав и обязанностей. Служебное продвижение осуществляется в соответствии со следующими принципами: ¨ результативность работы; ¨ предпочтительность по сравнению с другими (общие способности, потенциальные возможности, соответствие стереотипу, симпатии, имидж); ¨ компетентность, уровень образования, общего развития; ¨ усердие, аккуратность, бесконфликтность; ¨ способность хорошо организовать формальную сторону дела; ¨ старшинство (вознаграждается умение дождаться своего «звездного часа»); ¨ умение угодить руководству, преданность ему; ¨ необходимость избавиться от мешающего сотрудника; ¨ знакомство, протекция. Но в целом надо повышать в должности самого подходящего человека, что снижает конфликты.
Продвижение по службе должно увязываться с переподготовкой и повышением квалификации, которые в свете требований НТП и общественного развития должны быть непрерывными.
Интенсивность продвижения определяется следующими обстоятельствами: ¨ максимально возможная в данной организации точка карьеры и число промежуточных ступеней до нее; ¨ соотношение числа сотрудников высшего уровня к числу сотрудников данного уровня; ¨ потенциальная мобильность работников (отношение числа вакансий на вышестоящем уровне в среднем за период к числу лиц на данном уровне); ¨ заинтересованность, настойчивость, умение подать себя; ¨ способность работать на стыке различных специальностей и с разными людьми; ¨ необходимость прохождения работником всех должностных ступеней.
Есть должности, прохождение которых практически обязательно перед назначением на высокий пост. Они непременно фигурируют в схеме замещения с учетом того, что перемещения открывают новые вакансии (эффект «домино»). Но в полном объеме такая работа выполняется лишь по высшему звену управления.
4. Понижение в должности (смещение) и перевод на более низкую с сужением круга обязанностей, прав и ответственности (не рекомендуется, даже временно, делать это в отношении опытного руководителя, направляя его в качестве «пожарного» спасать положение дел; для этого лучше привлечь молодого специалиста).
Перед принятием решения о понижении не справляющегося со своими обязанностями работника в должности рекомендуется, например: ¨ проверить, чем вызваны трудности в работе (перегрузкой, независимыми факторами, личными свойствами); ¨ дать ему полностью войти в курс дела; ¨ учесть мнение коллег о его достоинствах и недостатках; ¨ предложить должность, соответствующую способностям и деловым качествам.
5. Увольнение с должности и уход из организации. Формы межпрофессионального перемещения: ¨ повышение уровня квалификации, сопровождающееся решением задач повышенной сложности, более высокой заработной платой, но при прежней должности; ¨ смена круга задач и обязанностей без повышения в должности и увеличения заработной платы. Перемещения являются важным объектом управления, которое обеспечивает целевую ориентацию и рациональное регулирование этого процесса для нахождения оптимального места работнику в структуре организации и формирования у него удовлетворенности ею в целом и конкретным рабочим местом. В организации целесообразно иметь единые правила перемещения кадров, а каждое решение в этой области тщательно взвешивать. Состояние процессов внутриорганизационного перемещения кадров характеризует коэффициент внутренней мобильности персонала: Во всех крупных фирмах существуют матрицы перемещений руководителей, в которых отражается их существующее положение и возможности продвижения. Считается целесообразным составлять их на 5 лет вперед с учетом ожидаемых вакансий. Динамику этих перемещений в принципе определяют два основных параметра: потенциал продвижения и уровень текущего профессионализма. Их сочетания можно отразить на матрице, в квадрантах которой представлено следующее: ¨ учащиеся, новички: потенциал продвижения высокий, но профессионализм низкий; ¨ звезды: то и другое ¾ высокие; ¨ твердые середняки: профессионализм высокий, но потенциал продвижения ¾ низкий (либо из-за личных качеств, либо из-за организационной ситуации); ¨ «сухостой»: то и другое ¾ низкие. Руководители низового уровня выдвигаются на управленческую должность благодаря сноровке на исполнительской работе, преданности и проч. При этом есть опасность потерять хорошего исполнителя и приобрести плохого руководителя, усилить конфликт между бывшими коллегами из-за зависти. Необходимо рационально перемещать молодых специалистов, стимулировать их готовность к решению более ответственных задач, проводить поэтапный отбор кадров в резерв.
На промышленном предприятии схема их перемещения может выглядеть следующим образом: ¨ специалист может быть назначен на должности мастера, ведущего инженера, научного сотрудника; ¨ старший мастер и ведущий инженер ¾ на должности зав. лабораторией; ¨ старший мастер и зав. лабораторией ¾ на должность начальника цеха; ¨ зав. лабораторией ¾ на должность зав. отделом; ¨ начальник цеха ¾ на должность начальника производства; ¨ начальник цеха, начальник производства, зав. отделом ¾ на должности главных специалистов; ¨ начальник производства и главный специалист ¾ на должности в администрации предприятия.
Должности в аппарате управления замещаются в соответствии со следующими принципами.
В низшем звене управления и в штабных подразделениях ¾ молодыми специалистами. Во всех звеньях ¾ руководителями и специалистами из своей и других организаций. В управленческой элите ¾ путем сочетания ротации и ускоренного продвижения собственных перспективных кадров.
Разработка схем замещения должностей начинается с анализа их взаимосвязей и должностных требований. Сначала рассматриваются ключевые должности в аппарате управления, затем ¾ близкие им по структуре и ответственности; наконец, развивающие, позволяющие готовить управляющих к работе. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|