ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Концепция «Я-состояний» Э. БёрнаМногие аспекты поведения субъектов объясняет концепция «Я-состояний» швейцарского психолога Э. Бёрна, разработанная в 1960-х гг. «Я-состояние» ¾ это система чувств, а также набор осмысленных поведенческих схем. Оно обусловлено общим психологическим настроем человека и сознательным выбором поведения, преследующим определенную цель. Э. Бёрн утверждает, что человек постоянно пребывает в одном из трех психологических «Я-состояний»: родителя, взрослого и ребенка с разной степенью готовности перейти из одного состояния в другое.
Каждое из состояний имеет свою специфику. Состояние родителя внешне выражается в ироничной манере держаться, поучениях, попытках все запретить и наказать, поисках виновных, претензиях на правоту, озабоченности всем и вся, стремлении поддержать, помочь, утешить, покровительствовать. Родитель может проявляться прямо (делай, что я говорю) или косвенно ¾ применяться к требованиям. Состояние взрослого характеризуется активностью, трезвым подходом к делу, учетом реального положения вещей, использованием опыта. Ему свойственны деловитость, поиск альтернатив, бесстрастность. В состоянии ребенка люди действуют и чувствуют себя так, как в детстве, ¾ непосредственно, игриво, капризно, своенравно, строптиво и т. п. У незрелых людей поведение контролирует ребенок, у зрелых ¾ взрослый.
Взаимодействие между людьми (трансакт, по Э. Бёрну), в какой бы форме оно ни происходило, всегда обусловлено теми состояниями, в которых они в данный момент находятся. Существует три варианта трансактов, три стиля взаимодействия, которые в течение короткого времени каждый человек может использовать попеременно. 1. Параллельный, когда участники общения находятся в одинаковом «Я-состоянии». Он может продолжаться бесконечно, потому что они прекрасно понимают стиль друг друга и сообразно отвечают и ведут себя. 2. Перекрестный. Предполагает, что собеседники находятся в неодинаковых «Я-состояниях» и играют разные роли. В результате они, пытаясь убедить в своей правоте, не понимают друг друга (или создают видимость этого), что приводит к нарушению коммуникаций. 3. Скрытый, встречающийся на каждом шагу и проявляющийся в недоговоренности, иносказании, критики с подтекстом, «двойным дном». Внешне он кажется обычным (параллельным или перекрестным) и закамуфлирован под ничего или совершенно иное означающий разговор. Добившись в нем инерции, инициатор резко меняет «Я-состояние», ошеломляет соперника, сбивает с толку, что облегчает навязывание своего требования. Такие действия называются игрой, которая начинается с уловки (психологической приманки), задевающей уязвимое место другого человека, что тот должен остро почувствовать.
В рамках трансактов люди занимают определенные позиции: ¨ депрессивную: у меня плохо, у тебя ¾ хорошо; ¨ высокомерную: у меня хорошо, у тебя ¾ плохо; ¨ отчаянную: у меня и у тебя плохо; ¨ основную: у тебя и у меня хорошо (в ней коммуникации осуществляются лучше всего).
Поскольку играм присущ манипулятивный характер, они ведут к накалу страстей. Поэтому игр следует избегать, но если уж игра началась, вести себя твердо и последовательно. При этом рекомендуется: ¨ реагировать на ситуацию не из того «Я-состояния», которое навязывает другой, а из взрослого; ¨ игнорировать подтекст; ¨ специально обратиться к скрываемой части («нашим баранам») при уклонении другой стороны от прямых ответов.
Рекомендация: Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|