Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Теоретические основы организации ГРЭ.

Для студентов неэкономических специальностей

Очной формы обучения

Лектор: ст. преподаватель Джусибалиева А.К.

Тема 13. Государство в рыночной экономике.

Вопросы:

Теоретические основы организации ГРЭ.

Экономические функции государства.

Денежно-кредитная (монетарная) политика и ее инструменты.

Бюджетно-налоговая (фискальная) политика в РК.

Государственный бюджет и его структура.

Теоретические основы организации ГРЭ.

Важная экономическая черта смешанной экономики, определяющая ее социальный облик – это взаимодействие и переплетение различных социальных типов хозяйства и секторов экономики. На этой основе происходит становление и развитие многослойной экономики с государственными и негосударственными секторами.

Функционирование государственного и негосударственных секторов смешанной экономической системы осуществляется на принципах взаимодействия, взаимодополняемости и конкуренции. В смешанной экономике государственное вмешательство не может носить непроизвольный характер.

Государство – это политико-территориальная, суверенная организация публичной власти, управляющая обществом, выполняющая общественно-полезные функции и обладающая аппаратом принуждения для обеспечения исполнения государственной политики, разрабатывающая и принимающая общеобязательные законы и иные правовые нормы.

Государство – это политическая форма организации жизни общества, которая складывается как результат возникновения и деятельности публичной власти.

Государство является формой политической самоорганизации людей на определенной четко ограниченной территории, форму человеческого общежития и в этом качестве выступает в качестве единой системы, все части которой взаимно дополняют друг друга.

Государственное вмешательство в экономику – это законодательно оформленная и логически упорядоченная система активного воздействия на ход хозяйственного развития страны, направленная на поддержание режима эффективного функционирования смешанной экономики. Экономической основой государственного вмешательства в экономику является государственный сектор.

Государственный сектор экономики – это совокупность проводящих экономическую деятельность предприятий, организаций, учреждений, находящихся в государственной собственности и управляемых государственными органами или назначаемыми и нанимаемыми ими лицами.

Организационную основу государственного вмешательства в экономику составляют органы власти, которые делятся на законодательные, судебные и исполнительные.

2. Экономические функции государства.

В изучении государства важное место занимает рассмотрение его функций. Под функциями государства принято понимать основные направления его деятельности, в которых выражается сущность и социальное назначение, цели и задачи государства по управлению обществом.

Механизм государства – это система государственных органов, выполняющая задачи и функции государства. Таким образом, функции государства отражают ту деятельность, которой занимается государство и его органы. Посредством функций решаются задачи, стоящие перед государством на определенном историческом отрезке времени, и достигаются цели. Поскольку цели и задачи зависят от политических, экономических, социальных и иных ситуаций, соответственно, функции также динамичны, как задачи и цели.

Функции государства можно подразделить на внутренние и внешние, по их значимости – на основные и второстепенные, по временным параметрам – на постоянные и временные.

К внутренним функциям относятся те, которые государство решает на своей территории для достижения внутренних экономических, социальных и других интересов.

К внешним функциям относятся те, посредством которых государство обеспечивает свое сосуществование в мировом сообществе.

К внутренним функциям государства относятся:

· охрана и защита прав и свобод граждан, обеспечение законности и правопорядка;

· политическая функция;

· экономическая функция;

· социальная функция;

· экологическая функция;

· функция налогообложения и финансового контроля;

· развитие научно-технического прогресса (НТП).

К внешним функциям государства относятся:

· оборона страны;

· участие в поддержании мирового порядка;

· экономическое, культурное, политическое и другое сотрудничество с другими государствами;

· решение совместно с другими государствами мировых проблем.

Основные функции государства – это наиболее важные функции, направленные на решение стратегических задач и целей в конкретных исторических условиях. Второстепенные – это функции, которые по сравнению с первыми носят не основной характер и базируются на уровне тактики.

Регулирующая роль государства в рыночной экономике проявляется через следующие важнейшие экономические функции:

· Создание правовой основы для принятия экономических решений. Государство разрабатывает и принимает законы, регулирующие предпринимательскую деятельность, определяет права и обязанности граждан;

· Стабилизация экономики. Правительство использует бюджетно-налоговую и кредитно-денежную политику для преодоления спада производства, для снижения инфляции, снижения безработицы, поддержания стабильного уровня цен и национальной валюты;

· Социально-ориентированное распределение ресурсов. Государство организует производство товаров и услуг, которым не занимается частный сектор. Оно создает условия для развития сельского хозяйства, связи, транспорта, определяет расходы на оборону, на науку, формирует программы развития образования, здравоохранения и т.д.;

· Обеспечение социальной защиты и социальных гарантий. Государство гарантирует минимум заработной платы, пенсии по старости, инвалидности, пособие по безработице, различные виды помощи малоимущим и т.д.;

· Развитие международных экономических отношений.

 

3. Денежно-кредитная (монетарная) политика и ее инструменты.

Денежно-кредитная политика – проводимый правительством страны курс и осуществляемые меры в области денежного обращения и кредита, направленные на обеспечение устойчивого, эффективного функционировании экономики, поддержание в надлежащем состоянии денежной системы.

Денежно-кредитная политика - составная часть экономической политики государства, направленная на борьбу с инфляцией, поддержание курса национальной валюты, нормальных финансовых условий функционирования рынка.

Цели денежно-кредитной политики:

- поддержание равновесия на денежном рынке;

- контроль и регулирование денежной массы в обращении;

- борьба с инфляцией в экономике, регулирование курса национальной валюты;

- регулирование экономического цикла и выравнивание конъюнктуры;

- обеспечение реального сектора экономики дешевыми кредитными ресурсами.

Основная цель государственного регулирования денежного обращения состоит в обеспечении хозяйственного оборота и социальных процессов денежными ресурсами, в недопущении развития инфляционных процессов, в расширении бартерных связей.

Другая значительная часть денежной массы находится в распоряжении банковской системы, в которой выделяют два уровня:

- верхний, где функционирует Центральный Банк;

- на втором уровне функционируют коммерческие банки и другие специализированные кредитно-финансовые институты.

На движение этих средств государство может оказать лишь косвенное влияние, организатором и исполнителем которого является Центральный Банк, который осуществляет денежно-кредитное регулирование экономики с помощью следующих инструментов:

1. Эмиссия денег, которая имеет следующие функции:

- обеспечение экономики средствами обращения, платежа и накопления, а также мировыми деньгами для ее нормального функционирования;

- покрытие дефицита государственного бюджета;

- увеличение или уменьшение эмиссии денег в разумных пределах, которое способствует оживлению экономики.

2. Учетная (дисконтная) политика – проводимая Центральным Банком денежно-кредитная политика, заключающаяся в повышении или понижении учетных ставок процента за кредит с целью регулирования спроса и предложения на ссудный капитал.

3. Политика обязательных резервов. Задачи, решаемые при помощи этого инструмента:

- обеспечение гарантированной стабильности банковской системы;

- предоставление гарантий от полного разорения вкладчиков;

- поддержание и создание резервов самого Центрального Банка, т.к. они хранятся на бессрочных счетах и могут быть использованы в долгосрочных целях.

Увеличение нормы обязательных резервов снижает денежный мультипликатор и снижает степень воздействия коммерческих банков на объем денежной массы в обращении. Понижение резервных требований снижает часть ресурсов коммерческих банков для осуществления кредитных операций, усиливает мультипликационный эффект и приводит к росту предложения денег.

4. Операции на открытом рынке. Механизм действия этого инструмента основан на покупке или продаже Центральным банком государственных ценных бумаг и других кредитных обязательств с целью регулирования денежной массы в обращении.

В настоящее время основным направлением деятельности Национального Банка РК является проведение активной антиинфляционной монетарной политики. На период до 2010 года Национальный Банк РК ставит перед собой задачу снижение уровня инфляции, измеряемой индексом потребительских цен, до 2%-4% в год.

4. Бюджетно-налоговая (фискальная) политика в РК.

Бюджетно-налоговая (фискальная) политика государства – это политика государства в области налогообложения, государственных расходов, государственного бюджета, направленная на поддержание высокого уровня занятости населения, обеспечение стабильной экономики и роста ВНП, а также предотвращение и подавление инфляционных процессов.

Фискальная политика государства является стержневой частью финансовой политики и составной частью экономической политики государства.

Фискальная политика государства представляет собой регулирование государственных доходов и расходов с помощью налогов.

Сокращение отдельных статей расходов государственного бюджета называется секвести-рованием бюджета.

Различают два типа фискальной политики: активную (или дискреционную) и пассивную (недискреционную, или политику автоматических стабилизаторов).

Налоговая система активно используется государством для воздействия на экономику. Инструментами воздействия налоговой системы на экономику, располагаемых государством являются:

· Налоговые льготы, которые выражаются:

а) в пониженных ставках налогообложения для некоторых предприятий;

б) в виде налоговых кредитов в виде вычет из величины начальных налогов;

в) в отсрочке уплаты налога или полного освобождения от него;

г) в виде ускоренной амортизации, т.е. ускоренного возмещения изношенного капитала.

· Манипулирование ставками налогов - обязательный элемент налоговой политики развитых стран. В зависимости от сложившейся экономической ситуации, решаемых экономических задач, необходимости стимулирования НТП и структурных сдвигов и других проблем налоговые ставки могут применяться как в сторону снижения, так и в сторону повышения.

Бюджетно-налоговая система Казахстана базируется на государственной финансовой системе, основным звеном которого является государственный бюджет РК. До 1991 года в качестве государственного бюджета был союзный бюджет, который включал в себя и бюджеты союзных республик. В настоящее время, когда Республика Казахстан стала самостоятельным, независимым, суверенным государством, Правительство РК приступило к разработке своего национального государственного бюджета. В Казахстане государственный бюджет составляется Правительством РК, утверждается и принимается высшими законодательными органами, прежде всего, Парламентом РК. Государственный бюджет РК состоит из доходной и расходной части.

Современная фискальная политика и бюджетно-налоговая система РК играют важнейшую роль в социально-экономическом развитии и динамичном экономическом росте нашего государства.

 

5. Государственный бюджет и его структура.

Основой финансовой базы государственного регулирования экономики и основным звеном финансовой системы является государственный бюджет, состоящий из бюджета центрального правительства (республиканский бюджет) и бюджетов местных органов власти всех уровней (местный бюджет). Основными методами осуществления фискальной политики государства являются государственный бюджет и государственный долг.

Государственный бюджет – основной финансовый план государства, это баланс доходов и расходов государства.

Государственный бюджет – смета доходов и расходов государства на определенный период времени, чаще всего на год, составленная с указанием источников поступления государственных доходов и направлений каналов расходования средств.

Государственный бюджет представляет собой крупнейший централизованный денежный фонд, аккумулируемый с помощью перераспределения национального дохода и расходуемый государством для осуществления своих функций.

Государственный бюджет составляется правительством, утверждается и принимается высшими законодательными органами. В процессе исполнения бюджета может иметь место его частичный пересмотр.

Важнейшими функциями государственного бюджета являются:

1. Аккумуляция финансовых ресурсов в руках государственных органов в целях распределения и перераспределения между отраслями, регионами и группами населения.

2. Обеспечение содержания институтов государственной власти, призванных осуществлять функции государственной власти.

3. Стимулирование экономического роста по важнейшим приоритетным направлениям.

4. Социальная защита беднейших слоев населения, пенсионеров, инвалидов, подрастающего поколения.

Важнейшую часть доходов государственного бюджета составляют налоги – обязательные платежи физических и юридических лиц, взимаемые государством.

Доходную часть государственного бюджета РК составляют, прежде всего:

1) Налоговые поступления;

2) Неналоговые поступления;

3) Поступления от продажи основного капитала.

В целом, поступления в республиканский бюджет включают доходы республиканского бюджета, которые состоят из:

· налоговых и таможенных поступлений, установленных налоговым и таможенным законодательством РК;

· неналоговых поступлений, определяемых Правительством РК в рамках законодательства и предоставленных ему полномочий;

· доходов от операций с капиталом государства;

· иных поступлений, не противоречащих законодательству, включая поступления в бюджет, получаемые от государственных учреждений за оказанные платные услуги.

Расходная часть государственного бюджета РК состоит из следующих статей затрат:

1) Государственные услуги общего характера;

2) Оборона;

3) Общественный порядок, безопасность, правовая, судебная, уголовно-исполнительная деятельность;

4) Образование;

5) Здравоохранение;

6) Социальная защита и социальное обеспечение;

7) Жилищно-коммунальное хозяйство;

8) Культура, спорт, туризм и информационное пространство;

9) Топливно-энергетический комплекс и недропользование;

10) Сельское, водное, лесное, рыбное хозяйство, особоохраняемые природные территории, охрана окружающей среды, животного мира, земельные отношения;

11) Промышленность, архитектурная, градостроительная и строительная деятельность;

12) Транспорт и коммуникации;

13) Обслуживание государственного долга;

14) Официальные трансферты;

15) Прочие затраты.

Государственный бюджет РК формируется на основе ежегодного послания Президента РК народу Казахстана, учитывая параметры принятого Правительством РК индикативного плана социально-экономического развития РК на соответствующий год.

 

 

Лектор, ст. преподаватель Джусибалиева А.К.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Возникновение и сущность денег.


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных