Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Методология социально-экономических наук.




Наука и экономика

 

 

Для выяснения сущности взаимосвязи науки и экономики отметим, что термин «экономика» включает в себя: а) народное хозяйство страны, мирового сообщества, включающая разные виды и отрасли производства (в этом случае речь идёт о связке наука – производство); б) отрасль науки, изучающая народное хозяйство и экономические отношения, складывающиеся там (в данном случае речь идёт о связке: «наука экономика – другие науки»). Остановимся на каждом варианте подробнее.

Возникнув в эпоху античности в VII – VI в до н. э., наука долгое время, вплоть до XVIII в., была оторвана от экономики, производства. Начиная с конца XVIII века, благодаря научным открытиям в промышленности, имели место три важнейшие радикальные преобразования: 1) широкое использование силы пара в связи с изобретением в 1784 г. парового двигателя; 2) начавшееся в конце XIX столетия применение в промышленности электричества и химии, использование таких средств связи, как телеграф, телефон, радио, создание синтетических материалов; 3) внедрение в промышленность XX столетия таких революционных технологий, как атомные электростанции, лазерные установки, биотехнологии, информационные сети и др., в результате чего научное знание в форме информации становится главной, в том числе и экономической, ценностью.

Но существует и другая точка зрения, другая периодизация научно-технического прогресса, другой взгляд на этапность влияния науки на экономику (производство).

Согласно этой другой точке зрения в истории цивилизации принято выделять также три научно-технические революции, но с другой датировкой:

- первая протекала в течение нескольких десятков веков (с периода речных цивилизаций до XVI в. н. э.), дала людям искусственные материалы – металлические сплавы, ткани, орудия труда, машины;

- вторая (эпоха индустриальной революции): XVIII – XIX вв. – обеспечила людей невиданными ранее источниками энергии с помощью машин, генерирующих разогретый пар, электричество. Произошла механизация и электрификация сфер производства, транспорта, быта;

- третья (постиндустриальная эпоха) – расширила информационно-логические возможности общества в XX столетии. Это произошло в результате открытия новых средств воспроизводства и передачи информации, широкого использования атомной энергии, возникновения биотехнологий и генной инженерии, получения новых материалов с заранее заданными свойствами и т. д. Произошло насыщение инженерно-конструкторской деятельности средствами технической информации. Началась и достигла стадии зрелости компьютеризация производства.

Но и в том и в другом случае авторы исходят из того, что научно-технический прогресс влечёт за собой коренные изменения в экономике в форме внедрения результатов научных открытий. Наука в этой ситуации играет роль генератора идей, указывает пути дальнейшего развития материального производства.

Пределы распространения результатов научно-технического творчества в экономике зависят от состояния самой экономической сферы, от того, насколько она восприимчива к достижениям в области научной и инженерно-технической мысли. В период социализма эти пределы задавались планово государством. Такая модель взаимоотношения науки и производства на практике выказала свою неэффективность.

Сегодня ведущим критерием жизнеспособности экономической (и не только) системы является показатель эффективности использования знания и информации возрастающим количеством индивидов и предприятий. По этому критерию можно отличать экономику одной страны от другой.

В связи с этим существует предложение оценивать экономический и вообще общественный прогресс не стоимостью производимого национального валового продукта (НВП), а степенью способности в кратчайший срок разрабатывать и создавать любой продукт. А это в свою очередь определяется накопленным знанием и возможностью его концентрации в нужное время и в нужном месте.

По мнению лауреата Нобелевской премии Ф. Хайека, это можно достичь в первую очередь посредством предельной децентрализации совокупности знаний и информации в рамках рыночной экономики с присущими только ей конкуренцией и свободным ценообразованием.

Важным в вопросе влияния науки на экономику является также и то, чтобы экономика испытывала мощное влияние науки на себе: научные разработки должны быть эффективными, отвечать требованиям производства, на деле повышать производительность труда. То есть связка «наука-техника-производство» должна работать надёжно и слаженно.

Что касается влияния экономики на науку, то здесь остаётся главенствующей гениальная формула классика (Ф. Энгельса), который отмечал, что если у человечества возникает какая-либо потребность в принципиально новых научных открытиях, то эта потребность будет двигать эти открытия во много раз быстрее, чем десятки университетов.

Мы уже говорили о громадной роли социального заказа как базы в постановке научной проблемы. И такие заказы при развитой экономической сфере будут и идут в науку потоком, естественно стимулируя её развитие.

 

Экономика как научная дисциплина. Знание законов экономики в форме развитости экономических наук также является одним из важнейших факторов развития экономического и научного потенциала любой страны.

Формирование экономических наук – продукт длительного исторического развития. В системе экономических наук, как и в любой сфере научного знания, выделяют фундаментальные и прикладные научные исследования. К первым относятся экономическая теория, теория управления экономикой, статистика, бухгалтерский учёт, анализ хозяйственной деятельности и др. Цель фундаментальных экономических наук – познание объективных законов экономического развития.

Существуют и прикладные экономические науки, цель которых в использовании в практике экономической деятельности результатов достижений в области фундаментальных наук. Это – экономика труда, ценообразование, финансы и кредит, демография, материально-техническое снабжение и другие науки.

Отличительной чертой современного этапа развития экономических наук является их тесное сотрудничество с другими отраслями научного знания: математикой, информатикой, социологией, психологией, философией и др. Например, важнейшей отраслью экономических наук является экономическая кибернетика, где решаются следующие задачи: исследование информационных потоков, протекающих в экономической сфере; экономические измерения; разработка экономических показателей; совершенствование системы управления экономикой; создание экономико-математических моделей и т. д.

Не менее плодотворным является сотрудничество, взаимодействие экономики с гуманитарными дисциплинами. Здесь имеет место такой же феномен, который возник в начале XX в., в результате становления кибернетики как науки. Понятия и законы этой науки позволили гуманитарным дисциплинам (в частности психологии, социологии) по-новому взглянуть на работу человеческого сознания, поведение человека.

Прежде всего, учёные экономисты попытались дать своё понимание рационального человека, действующего в экономике. Данное понимание закладывалось ими в исследовательские программы в области экономики.

Первая модель экономического человека была предложена А. Смитом и Д. Риккардо. В ней собственный интерес играл решающую роль. В дальнейших моделях экономического человека количество основополагающих качеств росло. Сегодня эта модель (в смысле человеческих качеств) выглядит следующим образом:

- выбор: экономический человек находится в ситуации, когда количество доступных ему ресурсов является ограниченным. Он не может одновременно удовлетворить все свои потребности и поэтому вынужден делать выбор;

- предпочтения и ограничения: факторы, обусловливающие выбор человека, делятся на две строго различающиеся группы: предпочтения и ограничения. Предпочтения характеризуют субъективные потребности и желания индивида, ограничения – его объективные возможности (главными ограничениями экономического человека являются величина его дохода и цены отдельных благ и услуг);

- оценивание: экономический человек наделён способностью оценивать возможные для него варианты выбора с точки зрения того, насколько их результаты соответствуют предпочтениям. Это качество не обязательно сводится к полезности или приросту своего личного благосостояния (но чаще всего подразумевается именно такая целевая функция);

- принятие решения на основе собственных предпочтений. Данное качество означает, что решения индивида определяются его собственными предпочтениями. При этом человек не следует автоматически принятым в обществе нормам, традициям и не имеет того, что принято называть совестью или нравственностью. Но из этого не следует, что экономический человек обычно ведёт себя аморально;

- ограниченность информации и рациональность. Варианты и способы рационального выбора каждого человека находятся в прямой зависимости от имеющейся у него информации. Находящаяся в распоряжении человека информация, как правило, является ограниченной.

Однако достижения гуманитарных наук в области изучения человека и сама практика экономической деятельности сплошь и рядом показывают недостаточность и этой модели человека, закладываемой в экономические законы. Есть понятие «социальный человек» - человек, подчинённый общественным нормам, часто ведущий себя иррационально (под влиянием эмоций, интуиции и др.), порой слабо информирован и т. д. Такое понимание человека как субъективной базы для построения экономических теорий более соответствует реалиям экономической жизни.

В результате возникают пограничные науки, в частности экономическая социология, где предпринимаются попытки многомерного понимания человека в процессе трудовой деятельности, человека, обладающего помимо чисто материальных и физиологических потребностей (например, потребность в продолжении рода и самовоспроизводстве посредством ориентации на материальное благополучие семьи и близких) ещё и такими потребностями, как потребность в самоуважении с помощью добросовестной трудовой деятельности, потребность в признании через утверждение своей профессиональной и личностной пригодности, потребность в самовыражении через высокие профессиональные показатели в труде, потребность в активности посредством трудовой деятельности, потребность в досуге и свободном времени посредством достижения высоких заработков через высокие успехи в труде, потребность в самосохранении (желание работать пусть за меньшую плату, но в хороших условиях труда), потребность в стабильности (неприятие рискованных способов получения высоких заработков), потребность в общении (рассмотрение работы, прежде всего, как возможности знакомств и человеческих контактов), потребность в социальном статусе, социальном росте (карьера как главный мотив поведения, стремление к должностному продвижению и к социальному авторитету в связи с этим), потребность в социальной солидарности (желание «быть как все», работая «как все»).

В экономической социологии принято весь комплекс только экономических факторов, влияющих на экономические отношения, связывать с термином «трудовые», «экономические» отношения. Там же, где принимаются в расчёт социокультурные, социологические факторы трудовых действий с недавних пор стали пользоваться термином «хозяйственная деятельность». Причём с середины XX в. в социально-гуманитарном знании осознаётся недостаточность объяснения экономических явлений, исходя только из модели «экономического человека». Заметно вырос интерес к проблемам внеэкономической обусловленности хозяйственного развития.

Итак, на примере становления новой науки экономическая социология мы показали плодотворность взаимодействия экономических и социальных наук (шире философии). Очень интересным на этот счёт является высказывание известного экономиста и социолога Ф. Хайека, в своей Нобелевской лекции он в частности сказал: «Всё же никто не может считаться с великим экономистом, если он остаётся только экономистом; я даже склонен утверждать, что экономист, который является всего лишь экономистом, рискует стать неким надоедливым человеком. А то и носителем явной опасности. Философия же помогает ему избавиться от, можно сказать, индивидуализированной «пагубной самонадеянности» и ограничить недолжные претензии знания».

Существует ещё одно важное пограничное направление в науке – экономика науки, область экономических исследований, цель которой определение экономических показателей работы учёных и научно-исследовательских институтов, формы и особенности их финансирования, экономия рабочего времени, повышение производительности труда научных сотрудников, сближение науки и производства, то есть в целом повышение экономического уровня всей научной работы.

Любой учёный должен представлять, во что обходиться обществу работа его коллектива, какова отдача его коллектива, каковы затраты и каков экономический эффект от внедрения научных разработок. Какова вообще экономическая ценность научного труда?

Однако здесь возможны и сложности, противоречия: если рассматривать экономический фактор как один из базовых для решения программ научно-исследовательской деятельности в рамках, например, страны или мирового хозяйства, то целесообразнее заниматься той или иной исследовательской деятельностью в одном – единственном месте в масштабах мирового сотрудничества. Однако такая интеграция и разделение научно-исследовательского труда нивелируют такой очень важный творческий стимул, как конкуренция в подходах решения той или иной задачи, что, в конце концов, уменьшает вероятность появления фундаментальных, выдающихся результатов.

Поэтому оптимальная организация научного исследования должна, учитывать в совокупности данные таких наук, как психология, социология, экономика науки, стремиться к максимально полному соединению экономических эффектов интеграции с интенсивной борьбой мнений, познавательными преимуществами свободного творческого труда, децентрализации в одном аспекте и интеграции в другом коллективных усилий, исследующих одни и те же, параллельные и разные научные темы.

 

 

Вопрос №49






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных