Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Наука как ценность. Социальные и культурогенные функции науки. Противоречивость социальных последствий внедрения научных достижений. Сциентизм и антисциентизм.




Наука как ценность

 

Наука как ценность, кроме своих собственно научных функций: предсказание, объяснение, наука является социальной, она существует в обществе и влияет на общество. Наука может быть рассмотрена с аксиологической точки зрения. Ценности науки. Древний Египет – герметическое знание, наука распространялась, только среди высших слоёв. Знание - повышало статус человека. Понятие джентльмен и леди в Англии, ассоциировались с образованием; какими – бы богатыми не были, без образования не признавались в обществе.

Наука как ценность для человека дающая определённый статус.

Реальное положение, которое имел учёный в обществе и то положение, которое ему давала наука.

В 18 веке в Германии человек мог занимаясь наукой, кормить себя (Кант). По болонской системе пять этапов

1) начальное образование

2) бакалавр

3) магистр

4) докторантура

5) защита докторской диссертации

 

Отношение к учёному и к науке в обществе в массовом сознании

 

Насколько престижно заниматься наукой; 20 – ый век учёный не самая доходная профессия; В массовом сознании учёный в роли учёного безумца; исходно наука вне ценностная; то что является ценностью для учёного, может быть анти ценностью для общества.

 

Социальные и культурогенные функции науки

 

Общественное сознание – некий средний мировоззренческий уровень; Наука как мировоззренческая доминанта фигурирует в 17 в. Бекон, Локк, Декарт. Лозунг Бекона: знание – сила. Потом эту идею подхватили французские просветители; наука как мировоззренческая доминанта очень сложна. Мировоззрения, четко проводим границы между тем, что мы знаем и тем, что нет. Ряд фундаментальных вопросов: происхождение вселенной, жизни человека не имеют с научной точки зрения ответа. На те вопросы, когда наука не может дать ответа – даёт ответ религия.

Квазинаука похожа на науку технологиями, как только мы уносим знания из одной области; возникает квазинаука. Возникновение постнеклассической науки ответ на требование синтетической Н.К.М.

 

Противоречивость социальных последствий внедрения научных достижений.

 

Структурные элементы мировоззрения не зависящие от науки.

1) Система ценностей

2) Моральные нормы

3) Мотивация поведения

 

Не связаны с наукой можно ли говорить об общественно легимитимации общественной нормы.

Наука не может вторгнуться в проблему личности; ряд вопросов в области этики ставит наука, с дальнейшими изменениями организма и его дальнейшего использования: клонирование, трансплантации органов, генетическое усовершенствование, использование стволовых клеток, проблема замены органов человека синтетическими органами, проблема смерти; границы естественной смерти. Все эти проблемы поставила наука, но она не может ответить на них, кто даст ответы. Фукуяма считает что общество. Однозначно надо запрещать на государственном уровне некоторые научные исследования. Вопросы – что является человеком, с точки зрения Локка – все люди равны при рождении, Фукуяма говорит, где личность рассматривается как идеал – есть возможность решения этих вопросов. В других странах, где к человеку относятся не как к личности, этого решения нет. Хабермас Юрген германский мыслитель обсуждая проблемы биоэтики, он замечает что при обсуждении этих проблем, не хватает религиозной точки зрения; надо дать слово религии, наука не может дать ответ. Он говорит о коммуникациях между представителями различных мыслей; Учёный интеллектуал, эксперт; мыслители использующие религиозное мышление.

Ценности – это специфические социальные характеристики объектов, выявляющие их положительное значение для человека и общества. Две точки зрения на роль ценностей и норм в научном познании. Галилей, Ньютон придерживались точки зрения, что естественнонаучное познание должно быть строго объективным, независимым от субъекта познания. Оно должно исключать ценностные аспекты (характерно для классической и неклассической науки). Но ущербность позиции, утверждающей ценностную нейтральность науки, с особой остротой обнаруживается тогда, когда плоды научного прогресса несут людям зло (например, создание оружия массового уничтожения, применение генно-модифицированных веществ, растущее загрязнение воздуха, воды, почв, истощение природных ресурсов и т.п.). Наука не может быть свободна от ценностных аспектов, ибо она как социальный институт включена в систему экономических, социально-политических, духовных отношений, существующих в конкретном историческом типе общества. Наука, идущая рука об руку с гуманистической нравственностью, оборачивается великим благом для всех живущих, в то время как наука, равнодушная к последствиям собственных деяний, однозначно оборачивается разрушением и злом. Высшей ценностью для общественной личности является идеал (социально-политический, нравственный и т.п.) Идеалы в науке – это образцы, стандарты научного объяснения, описания, доказательства. Социальные нормы представляют собой исторически обусловленные правила, т.е. требования, предъявляемые обществом к поведению личности.

Сущность социальных и внутринаучных ценностей:

Социальные ценности – существуют на уровне общества в целом. Классификация социальных ценностей: Материальные (человеческие потребности в пище, жилье, одежде, стремление к благополучию); Духовные: - научные (истина); - эстетические (красота); - нравственные (добро, справедливость); - религиозные. Социальные ценности современного российского общества: Экономические: частная собственность; рыночные отношения; деньги. Социально-политические: свобода слова, печати, критики, собраний; социальная стабильность. Духовные: научная рациональность; свобода художественного и научного творчества; религиозные; нравственные; эстетические; философские. Внутринаучные ценности – образцы описания, объяснения, научного доказательства. Методологические идеалы, нормы, господствующие в науке парадигмы и исследовательские программы. математический идеал научности (Эвклид, Декарт). Из исходных аксиом осуществляется дедуктивное выведение логических следствий. Критерии: строгость, непротиворечивость, полнота, доказательность, непреложность выводов. физический идеал научности (Ньютон, Бэкон): адекватное описание и объяснение с опорой на эксперимент, а также с использованием логико-математического аппарата. Теория строится с помощью гипотетико-дедуктивного метода. гуманитарный идеал научности. Социальное познание осуществляется сквозь призму ценностей и норм. Субъект гуманитарного познания включён в систему общественных отношений, которые он изучает. Методика проведения эксперимента. Возрастает роль математического моделирования и статистическо-вероятностных методов. Оценка результатов научной деятельности. Критерии: логическая доказуемость, экспериментальная проверяемость. Этические связи научного сообщества: недопустимость плагиата

Сциентизм и антисциентизм.

В современной культуре отчетливо проявила себя дилемма мировоззренческой ориентации: сциентизм-антисциентизм, что имеет непосредственное отношение к проблеме соотношения науки и искусства.

Сциентизм сложился в рамках позитивистской традиции и представляет собой мировоззренческую позицию, согласно которой конкретно-научное знание в наличной совокупности его результатов и способов их получения является наивысшей культурной ценностью и достаточным условием мировоззренческой ориентации человека. Характерно: преувеличение роли науки в познании окружающего мира и человека, объявление ее вершиной развития культуры, убеждение в ненужности других сфер культуры (О. Конт), т.к. наука более успешно выполняет все культурные функции многообразного духовного мира человечества.

Антисциентизм основан на недоверии к возможностям науки и разума, на критике научных методов познания. Предпочтение здесь отдается вненаучным средствам освоения бытия, особенно мифу, символу, искусству. Антисциентистское направление развивалось в 19 - 20 вв. в концепциях таких западноевропейских мыслителей, как Ф.Шеллинг, А. Шопенгауер, С. Кьерксгор, Ф.Ницше, Э.Гуссерль, М.Хайдеггер, К.Ясперс. А.Бергсон ( учение о художественной интуиции, имеющей, по его мнению неоспоримое преимущество перед практическим интеллектом и способной приоткрывать занавес над тайнами бытия). Антисциентистские взгляды на основе экзистенциализма развивали Ж.-П.Сартр и А.Камю, (именно искусство, особенно такая форма литературы как роман, позволяет проникнуть в сущность экзистенции).

Объективная основа раскола: существенное различие предметов и методов познания у естественных и социально-гуманитарных наук и еще более существенное различие в методах познания у науки и вненаучных форм знания. Это предопределило, в частности, значительное расхождение науки и искусства, составивших как бы две культуры в обществе.

В конце 18-го века, как реакция на крайний рационализм, появилась неудовлетворенность научными методами изучения человека и его духовного мира. Это выразилось впоследствии в появлении соответствующих философских концепций - романтических, антропологических, феноменологических, ''философии жизни'', герменевтических, экзистенциалистских, ориентировавшихся на иные формы и методы познания, нежели наука.

В философской традиции эта переориентация была названа ''поворотом к человеку'', хотя подлинной поворотной точкой в этом смысле явилось мировоззрение И.Канта. В 20-ом веке наиболее ярко выразил ''переоценку ценностей '' в области познания А.Камю, считавший, что задача состоит не в том, чтобы познать окружающий мир, а в том, чтобы разъяснить человеку, как ему выжить в этом мире. Наивысшей ценностью, по мнению Камю, обладают те формы познания, которые способны ответить на этот вопрос: искусство, миф, интуиция вообще.

В конце 19-го века в русле неокантиантства была предпринята попытка (и довольно успешная) разграничить ''науки о природе'' (естествознание) и ''науки о духе'' (''науки о культуре''). Рассматриваемая проблема стала и предметом исследований Э. Гуссерля, который считал, что традиционная наука является знанием о фактах природной действительности, но далека от наиболее важных вопросов жизни человека. Поэтому он предложил новое понимание рациональности, которое должно быть основано на всеобщей науке, включающей в себя и вопросы бытия, и проблемы человеческого существования.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных