Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Цели и задачи освоения дисциплины




Требования к результатам оформления дисциплины (модуля)

 

Цели и задачи освоения дисциплины

Основной целью курса «Введение в профессию юриста» является формирование целостного представления о главных особенностях и специфике юридической деятельности, становлении и развитии юридической науки и юридического образования.

Для достижения поставленной цели в процессе преподавания дисциплины «Введение в профессию юриста» решаются следующие задачи:

- определить причины и факторы, способствующие возникновению науки юриспруденции и юридического образования в европейских странах и России;

- раскрыть этапы развития юриспруденции и юридического образования на примере Древнего Рима и средневековой Европы;

- показать специфику становления юридического образования и юридической науки в нашей стране;

- дать общее представление об основных направлениях юридической деятельности, профессиональных и морально-психологических требованиях, предъявляемых к профессии юриста;

- раскрыть специфику отдельных юридических профессий, их место и роль в общей системе профессиональной деятельности юриста;

- способствовать выработке интеллектуальных и волевых качеств, необходимых для осуществления профессиональной юридической деятельности.

Требования к результатам освоения дисциплины.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование общекультурных и профессиональных компетенций:

- осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);

- способен добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);

- обладает культурой поведения, готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-5);

- имеет нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительно относится к праву и закону (ОК-6);

-стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7);

- способен осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2);

- способен к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасность личности, общества, государства (ПК-8);

- способен эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК-19).

В результате изучения курса «Введение в профессию юриста» студент должен:

Знать:

- основные особенности возникновения и развития права, юридического образования и юридической науки в европейских странах и России;

- историю становления университетского образования на примере Европы и России;

- специфику и содержание основных юридических профессий, требования, предъявляемые к ним.

Уметь:

- выражать и обосновывать свою позицию по различным вопросам, касающимся подготовки юристов в высших учебных заведениях;

- ориентироваться в мировом и отечественном образовательном процессе;

- увязывать полученные теоретические знания с конкретными видами юридической деятельности.

Владеть:

- навыками юридического мышления;

- приемами организации профессиональной юридической деятельности;

- навыками по принятию решений и совершению юридических действий в точном соответствии с законом.

 

2 Место дисциплины в структуре ООП направления подготовки

Дисциплина «Введение в профессию юриста» входит в вариативную часть профессионального цикла и изучается в рамках всех профилей подготовки

 

Таблица 1 - Содержательно-логические связи дисциплины (модуля)

Код дисциплины Название дисциплины Дидактический минимум содержания дисциплины (модули) Содержательно-логические связи Коды формируемых компетенций  
Коды и наименования учебных дисциплин (модулей), практик
на которые опирается содержание данной учебной дисциплины для которых содержание данной учебной дисциплины выступает основой
В.3.1.1 Введение в профессию юриста Модуль 1. Возникновение и становление науки юриспруденции и юридического образования Модуль 2. Основные направления профессиональной деятельности юриста Б.1.1 «История» Б.1.2 «Отечественная история»     Б.3.1.5 Правоохранительные органы В.3.2 История отечественного государства и права В.В.3.1.2 Римское право ОК-1,2,5,6,7 ПК-2, 8,19  

 

Таблица 2.1 - Выписка из учебного плана для студентов очной формы, обучающихся на базе среднего (полного) общего образования по направлению 030900.62 Юриспруденция

  Семестр Трудоемкость Аудиторные занятия, час. СРС, час Форма промежуточной аттестации (зач./экз.) Учебные занятия в интерактивной форме, час
ЗЕТ час всего из них
Лекции Практические занятия
              зачет  
Итого             зачет  

 

 

Таблица 2.2 - Выписка из учебного плана для студентов очной формы, обучающихся на базе среднего профессионального образования соответствующего профиля по направлению 030900.62 Юриспруденция

  Семестр Трудоемкость Аудиторные занятия, час. СРС, час Форма промежуточной аттестации (зач./экз.) Учебные занятия в интерактивной форме, час.
ЗЕТ час всего из них
Лекции Практические занятия
              зачет  
Итого             зачет  

 

 

Таблица 2.3 - Выписка из учебного плана для студентов заочной формы, обучающихся на базе среднего (полного) образования по направлению 030900.62 Юриспруденция

  Семестр Трудоемкость Аудиторные занятия, час. СРС, час. Форма промежуточной аттестации (зач./экз.) Учебные занятия в интерактивной форме, час.
ЗЕТ час всего из них
Лекции Практические занятия
                 
              зачет  
Итого             зачет  

 

Таблица 2.4 - Выписка из учебного плана для студентов заочной формы, обучающихся на базе среднего профессионального образования соответствующего профиля по направлению 030900.62 Юриспруденция

  Семестр Трудоемкость Аудиторные занятия, час. СРС, час. Форма промежуточной аттестации (зач./экз.) Учебные занятия в интерактивной форме, час
ЗЕТ час всего из них
Лекции Практические занятия
                 
              зачет  
Итого             зачет  

 

Таблица 2.5 - Выписка из учебного плана для студентов заочной формы, обучающихся на базе высшего профессионального образования по направлению 030900.62 Юриспруденция

  Семестр Трудоемкость Аудиторные занятия, час. СРС, час. Форма промежуточной аттестации (зач./экз.) Учебные занятия в интерактивной форме, час
ЗЕТ час всего из них
Лекции Практические занятия
                 
              зачет  
Итого             зачет  

3 Структура и содержание дисциплины (модуля)

 

Таблица 3.1 - Структура и содержание дисциплины (модуля) для студентов очной формы, обучающихся на базе среднего (полного) общего образования по направлению 030900.62 Юриспруденция

№ п/п Раздел дисциплины (модуля), темы раздела Виды учебной работы и трудоемкость (час) Интерактивные формы учебных занятий и активные методы обучения (час) Форма текущего контроля
Лекция Практические занятия СРС  
  Модуль 1. Возникновение и становление науки юриспруденции и юридического образования          
  Тема 1.1. Возникновение юридического образования и юридической науки в Древнем Риме       Дискуссия по теме Устный опрос
  Тема 1.2. Развитие юридического образования и юриспруденции в Средние века и Новое время          
  Тема 1.3. Юридическое образование и юридическая наука в дореволюционной и современной России       Дискуссия по теме   Устный опрос .
  Текущий контроль по модулю 1 -   -   Тестирование
  Модуль 2. Основные направления профессиональной деятельности юриста          
  Тема 2.1. Профессия юриста. Личностные качества юриста       Подготовка исследовательского проекта Устный опрос
  Тема 2.2. Основные направления профессиональной деятельности юриста. Профессиональная деятельность судьи       «Мозговой штурм» по теме Устный опрос
  Тема 2.3. Профессиональная деятельность органов прокуратуры и следственных работников          
  Тема 2.4. Профессиональная деятельность адвокатов, нотариусов, юристов в сфере экономики         .
  Промежуточная аттестация. - - -   Зачет  
  Итого          

 

Таблица 3.2 - Структура и содержание дисциплины (модуля) для студентов очной формы, обучающихся на базе среднего профессионального образования соответствующего профиля по направлению 030900.62 Юриспруденция

№ п/п Раздел дисциплины (модуля), темы раздела Виды учебной работы и трудоемкость (час) Интерактивные формы учебных занятий и активные методы обучения (час) Форма текущего контроля
Лекция Практические занятия СРС
  Модуль 1. Возникновение и становление науки юриспруденции и юридического образования          
  Тема 1.1. Возникновение юридического образования и юридической науки в Древнем Риме       Дискуссия по теме   Устный опрос
  Тема 1.2. Развитие юридического образования и юриспруденции в Средние века и Новое время         .
  Тема 1.3.. Юридическое образование и юридическая наука в дореволюционной и современной России -     Дискуссия по теме Устный опрос.
  Текущий контроль по модулю 1. -       Тестирование
  Модуль 2. Основные направления профессиональной деятельности юриста          
  Тема 2.1. Профессия юриста. Личностные качества юриста       Подготовка исследовательского проекта Устный опрос.
  Тема 2.2. Основные направления профессиональной деятельности юриста. Профессиональная деятельность судьи       «Мозговой штурм» по теме Устный опрос
  Тема 2.3. Профессиональная деятельность органов прокуратуры и следственных работников          
  Тема 2.4. Профессиональная деятельность адвокатов, нотариусов, юристов в сфере экономики         .
  Промежуточная аттестация. - - -   Зачет  
  Итого          

 

Таблица 3.3 - Структура и содержание дисциплины (модуля) для студентов заочной формы, обучающихся на базе среднего (полного) общего образования по направлению 030900.62 Юриспруденция

№ п/п Раздел дисциплины (модуля), темы раздела Виды учебной работы и трудоемкость (час) Интерактивные формы учебных занятий и активные методы обучения (час) Форма текущего контроля
Лекция Практические занятия СРС  
  Модуль 1. Возникновение и становление науки юриспруденции и юридического образования          
  Тема 1.1. Возникновение юридического образования и юридической науки в Древнем Риме          
  Тема 1.2. Развитие юридического образования и юриспруденции в Средние века и Новое время          
  Тема 1.3. Юридическое образование и юридическая наука в дореволюционной и современной России       Дискуссия по теме Устный опрос
  Текущий контроль по модулю 1         Тестирование
  Модуль 2. Основные направления профессиональной деятельности юриста          
  Тема 2.1. Профессия юриста. Личностные качества юриста         .
  Тема 2.2. Основные направления профессиональной деятельности юриста. Профессиональная деятельность судьи          
  Тема 2.3. Профессиональная деятельность органов прокуратуры и следственных работников          
  Тема 2.4. Профессиональная деятельность адвокатов, нотариусов, юристов в сфере экономики          
  Промежуточная аттестация         Зачет  
  Итого          

 

Таблица 3.4 - Структура и содержание дисциплины (модуля) для студентов заочной формы, обучающихся на базе среднего профессионального образования соответствующего профиля по направлению 030900.62 Юриспруденция

№ п/п Раздел дисциплины (модуля), темы раздела Виды учебной работы и трудоемкость (час) Интерактивные формы учебных занятий и активные методы обучения (час) Форма текущего контроля
Лекция Практические занятия СРС  
  Модуль 1. Возникновение и становление науки юриспруденции и юридического образования          
  Тема 1.1. Возникновение юридического образования и юридической науки в Древнем Риме          
  Тема 1.2. Развитие юридического образования и юриспруденции в Средние века и Новое время          
  Тема 1.3. Юридическое образование и юридическая наука в дореволюционной и современной России       Дискуссия по теме Устный опрос
  Текущий контроль по модулю 1.         Тестирование
  Модуль 2. Основные направления профессиональной деятельности юриста          
  Тема 2.1. Профессия юриста. Личностные качества юриста         .
  Тема 2.2. Основные направления профессиональной деятельности юриста. Профессиональная деятельность судьи          
  Тема 2.3. Профессиональная деятельность органов прокуратуры и следственных работников          
  Тема 2.4. Профессиональная деятельность адвокатов, нотариусов, юристов в сфере экономики          
  Промежуточная аттестация.         Зачет  
  Итого          

 

Таблица 3.5 - Структура и содержание дисциплины (модуля) для студентов заочной формы, обучающихся на базе высшего профессионального образования по направлению 030900.62 Юриспруденция

№ п/п Раздел дисциплины (модуля), темы раздела Виды учебной работы и трудоемкость (час) Интерактивные формы учебных занятий и активные методы обучения (час) Форма текущего контроля
Лекция Практические занятия СРС  
  Модуль 1.. Возникновение и становление науки юриспруденции и юридического образования          
  Тема 1.1. Возникновение юридического образования и юридической науки в Древнем Риме          
  Тема 1.2. Развитие юридического образования и юриспруденции в Средние века и Новое время          
  Тема 1.3. Юридическое образование и юридическая наука в дореволюционной и современной России       Дискуссия по теме Устный опрос
  Текущий контроль по модулю 1.         Тестирование
  Модуль 2. Основные направления профессиональной деятельности юриста          
  Тема 2.1. Профессия юриста. Личностные качества юриста         .
  Тема 2.2. Основные направления профессиональной деятельности юриста. Профессиональная деятельность судьи          
  Тема 2.3. Профессиональная деятельность органов прокуратуры и следственных работников          
  Тема 2.4. Профессиональная деятельность адвокатов, нотариусов, юристов в сфере экономики          
  Промежуточная аттестация.         Зачет  
  Итого          

 

Таблица 4 - Содержание тем разделов дисциплины (модуля)

№ п/п Раздел дисциплины (модуля), темы раздела Содержание темы раздела
  Модуль 1. Возникновение и становление науки юриспруденции и юридического образования
  Тема 1.1. Возникновение юридического образования и юридической науки в Древнем Риме Исторические, географические, экономические предпосылки возникновения права в Древнем Риме. Появление юриспруденции как науки о праве. Понятие права (jus), его отличие от божественного и естественного права. Цицерон о праве. Роль выдающихся римских юристов в становлении науки юриспруденции. Этапы развития права и юриспруденции. Свод законов Юстиниана как вершина в развитии римского права. Структура и историческое значение Свода в становлении континентального европейского права. Возникновение первых юридических учебных заведений.
  Тема 1.2. Развитие юридического образования и юриспруденции в Средние века и Новое время Средневековая юридическая мысль. Первые юридические школы и университеты. Болонский и Парижский университеты как самые древние высшие учебные заведения Европы. Особенности преподавания юридических дисциплин. Школы глоссаторов постглоссаторов и их роль в рецепции и распространении римского права на европейском континенте. Появление современной юриспруденции и юридического образования в Новое время. Гуманистическая сущность политико-правовых идей этого периода.
  Тема 1.3. Юридическое образование и юридическая наука в дореволюционной и современной России Этапы развития юриспруденции и юридического образования в России. Реформаторская роль Петра I в становлении юридического образования и специфика осуществляемых им преобразований. Появление учебных заведений юридического профиля. Московский университет (1755) – первое в истории России высшее учебное заведение. Роль иностранных ученых и преподавателей в распространении юридических знаний. Первый «природный россиянин», профессор права С.Е.Десницкий, и его роль в становлении юридической науки и образования в России. Реформы 60-х XIX века и их революционное значение в дальнейшем развитии юриспруденции в России. Изменение принципов судопроизводства по Судебной реформе 1864 г. и появление новых юридических профессий. Роль присяжных и мировых судов, а также адвокатов в демократизации юридической деятельности. Выдающиеся адвокаты (Ф.Н.Плевако, А.Ф.Кони, В.Д.Спасович) и их влияние на общественную жизнь. Возрастание престижности профессии юриста и интенсификация развития юриспруденции и юридического образования. Увеличение сети университетов в России и количества выпускаемых юристов. Многообразие методологических подходов и научных школ в исследовании государственно-правовых явлений. Расцвет российской юридической мысли. Советский этап в развитии юриспруденции как отражение тоталитарной сущности государства «диктатуры пролетариата». Замена права «революционной целесообразностью и правосознанием» и понижение значимости юридической профессии. Закрытие юридических факультетов и подчинение научных исследований в области государства и права классово-идеологическим принципам. Несоответствие качества и количества профессиональных юристов действительным потребностям общества. Изменение ситуации в 60-70-е г.г.прошлого века. Радикальные преобразования середины 80-х-начала 90-х г.г. ХХ века и их влияние на процессы развития юридического образования и науки. Резкое увеличение востребованности юридических профессий в новых исторических условиях. Коммерциализация юридического образования и непропорциональное возрастание количества учебных заведений юридического профиля как условия понижения качества подготовки правоведов. Противоречивое состояние современной юриспруденции в России: проблемы и пути решения.
  Модуль 2. Основные направления профессиональной деятельности юриста
  Тема 2.1. Профессия юриста. Личностные качества юриста   Понятие и содержание профессии юриста. Специфичность и многогранность юридической профессии. Роль юриста в общественной жизни. Многоаспектность профессиональной деятельности юриста. Личность юриста. Социальная зрелость и высокая нравственность как основные составляющие личности юриста. Требования, предъявляемые к юристам: профессионализм, коммуникабельность, ответственность, честность и др. Современные проблемы формирования профессиональных юристов.
  Тема 2.2. Основные направления профессиональной деятельности юриста. Профессиональная деятельность судьи   Понятие и структура профессиональной юридической деятельности. Многообразие видов (направлений) профессиональной юридической деятельности. Деятельность юриста в государственных и негосударственных организациях. Критерии выделения видов юридической деятельности. Основные направления профессиональной юридической деятельности: судебная, прокурорская, следственная, адвокатская, в органах внутренних дел, нотариальная, в сфере экономики и др. Конституция Российской Федерации и федеральные законы о судебной системе. Классификация и компетенция судебных органов. Специфика судейской профессии как ведущей в системе профессиональной юридической деятельности. Статус судьи и требования, предъявляемые к кандидату на должность судьи. Концепция судебной реформы и перестройка системы правосудия в современных условиях.
  Тема 2.3. Профессиональная деятельность органов прокуратуры и следственных работников   Роль и значение прокуратуры в механизме современного государства. Система органов прокуратуры и принципы ее построения. Многоплановость деятельности прокуратуры. Виды прокурорского надзора. Статус прокурора и требования, предъявляемые к работникам прокуратуры. Профессиональная деятельность следственных работников и ее особенности. Необходимость выделения следствия из системы органов прокуратуры и создание нового органа - Следственного комитета. Иные следственные органы в правоохранительных органах. Личностные качества следователей. Требования, предъявляемые к ним. Критерии определения качества и эффективности работы следователей.
  Тема 2.4. Профессиональная деятельность адвокатов, нотариусов, юристов в сфере экономики   Содержание и основные черты адвокатской деятельности. Адвокатура как институт гражданского общества. Статус адвоката, его права и обязанности. Квалификационные требования к профессии адвоката. Формы адвокатских образований. Нотариат как форма несудебной защиты гражданских прав и охраняемых законом интересов граждан. Виды нотариальных действий. Статус нотариуса. Права и обязанности нотариуса. Реформа нотариата в современных условиях. Профессиональная деятельность юристов в сфере экономики. Особенности работы юрисконсультов на предприятиях, учреждениях, организациях. Важность и многоаспектность деятельности юристов в современных.рыночных условиях. Юридический статус и требования, предъявляемые к юристам в сфере экономики.

 

 

4.1 - Интерактивные формы учебных занятий и активные методы обучения

Интерактивные формы учебных занятий и активные методы обучения (час) Краткое описание и примеры использования
  Тема 1.1. Возникновение юридического образования и юридической науки в Древнем Риме – дискуссия по теме   Вопросы для дискуссии: Лекция 1. Введение: «Какие факторы, по вашему мнению, способствовали возникновению права и юриспруденции в Древнем Риме?» Основная часть: «Роль объективных и субъективных факторов в процессе становления юриспруденции и юридического образования в античном Риме». Заключение: «Как вы считаете, почему именно римское право стало своеобразной основой для европейского и мирового права?»
  Тема 1.3. Юридическое образование и юридическая наука в дореволюционной и современной России – дискуссия по теме Вопросы для дискуссии: Лекция 1. Введение: «Какова роль Петра I в инициировании процессов развития юридического образования в России?» Основная часть: «Московский Императорский университет и его роль в становлении юриспруденции в России». Заключение: «На какие этапы можно разделить развитие юриспруденции и юридического образования в России и в чем специфика советского и современного периодов»?
  Тема 2.1 Профессия юриста. Личностные качества юриста – дискуссия по теме Вопросы для дискуссии: 1. В чем заключается содержание профессии юриста, ее специфичность и многогранность? Должно ли быть призвание 2. Какие требования предъявляются к личности юриста? Как соотносятся личностные и профессиональные качества юриста? 3. В чем заключается специфика профессиональной деятельности современного юриста?
  Тема 2.2. Основные направления профессиональной деятельности юриста. Профессиональная деятельность судьи – мозговой штурм   Вопросы для обсуждения: 1. Какие основные направления деятельности юриста можно выделить? 2. Почему профессию судьи можно считать самой престижной? 3. Как устроена судебная система в Российской Федерации? 4. Какие квалификационные требования предъявляются к кандидату на должность судьи? 5. Кем бы вы хотели стать после получения диплома юриста? Обоснуйте свою позицию.

 

4.2 - Практические занятия

Тема 1.1. Возникновение юридического образования и юридической науки в Древнем Риме

1. Возникновение понятия права (jus) и его отличие от божественного права (fas).

2. Первые римские юристы и специфика римского права.

3. Этапы развития права и юриспруденции в Древнем Риме.

4. «Свод законов Юстиниана» как вершина в развитии римского права.

 

Литература.

Жалинский А.Э. Введение в специальность «Юриспруденция». - М., 2007.

Омельченко О.А. Римское право. - М., 2004.

Римское частное право: Учебник / Под ред. И.Б.Новицкого и И.С.Перетерского. - М., 1997.

Сошникова Т.А. Введение в специальность «Юриспруденция» - М., 2004.

Старков О.В., Упоров И.В. Юриспруденция. Введение в специальность. - М., 2005.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных