Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Функциональная организация работы мозга




Исходная позиция рассмотрения вопроса состоит в следую­щем. Поскольку психические процессы человека являются слож­ными функциональными образованиями и не локализованы в определенных участках мозга, а осуществляются при участии сложных комплексов совместно работающих мозговых структур, необходимо выяснить, из каких функциональных единиц состо­ит мозг человека и какую роль играет каждая из них в осуществ­лении сложных форм психической деятельности.

А.Р.Лурия выделял три основных функциональных блока (ос­новных аппарата) мозга, участие которых необходимо для осуще­ствления любой психической деятельности [15].

I. Блок регуляции тонуса и бодрствования. Полноценная дея­тельность предполагает активное состояние человека. Лишь в ус­ловиях оптимального бодрствования человек может успешно принимать и перерабатывать информацию, планировать свое по­ведение, осуществлять намеченные программы действий и т.д.

Мозговые структуры, обеспечиваю­щие тонус коры больших полушарий, находятся не в самой коре, а располага­ются в стволовых и подкорковых отде­лах мозга. Это ретикулярная формация, которая и поддерживает активное со­стояние нервного аппарата.

Одни из волокон ретикулярной формации (РФ) направляются вверх, оканчиваясь в коре. Это восходящая ре­тикулярная система, играющая решаю­щую роль в активизации коры и в ее регуляции. Другие волокна идут в обрат­ном направлении — это нисходящая ретикулярная система. Она ставит нижележащие образования под контроль тех программ, которые образуются в коре и выполнение которых нуждается в регуляции состояний бодрствования.

Оба эти раздела РФ составляют единую систему, обеспечи­вающую изменение тонуса коры, и в то же время сама РФ нахо­дится под влиянием коры головного мозга. Первый функцио­нальный мозговой блок, регулируя тонус коры и состояние бодр­ствования, обеспечивает решение различных задач, поставлен­ных человеком. Этот блок вызывает реакцию пробуждения, по­вышает возбудимость, обостряет чувствительность и оказывает тем самым общее активизирующее влияние на кору головного мозга.

II. Блок приема, переработки и хранения информации. Этот блок расположен в задних отделах коры головного мозга, вклю­чая в свой состав структуры зрительной (затылочной), слуховой (височной) и общечувствительной (теменной) области. По своим функциональным особенностям структуры блока приспособлены к приему раздражителей, доходящих до головного мозга от пери­ферических рецепторов, к дроблению их на огромное число со­ставляющих элементов и к новым их комбинациям.

Второй блок мозга имеет иерархическое строение и состоит из надстроенных друг над другом корковых зон трех типов: пер­вичных (или проекционных), куда поступают импульсы с пери­ферии, вторичных (или проекционно-ассоциативных), где про­исходит переработка получаемой информации, третичных (или «зон перекрытия»), обеспечивающих наиболее сложные формы психической деятельности, требующие совместного участия раз­личных зон мозговой коры.

Особая функция принадлежит третичным зонам, работа ко­торых необходима не только для успешного синтеза доходящей до человека сенсорной информации, но и для построения слож­ных синтезов на уровне символических процессов — для опера­ций со значениями слов, сложными грамматическими и логиче­скими структурами, системами счисления и др. В силу этого тре­тичные зоны являются структурами, обеспечивающими превра­щение образов восприятия в материал для отвлеченного мышле­ния, сохранение в памяти структур организованного опыта, иначе говоря — не только для получения и первичной переработки, но и для хранения по особым законам организованной информации.

Именно по этой причине весь этот функциональный блок назван блоком получения, переработки и хранения информации.

III. Блок программирования, регуляции и контроля деятель­ности. Человек является активным субъектом своей жизнедея­тельности. Он ставит цели, формирует планы и программы своих действий, следит за их выполнением, регулирует свое поведение, приводя его в соответствие с планами и программами; он кон­тролирует свою сознательную деятельность, сличая эффект дей­ствий с исходными намерениями и корригируя допущенные ошибки. Осуществлению этих задач способствует третий блок головного мозга. Его структуры расположены в передних отделах больших полушарий. Наиболее существенной частью третьего функционального блока мозга являются лобные доли. Именно эти разделы мозга играют решающую роль в формировании на­мерений и программ, в регуляции и контроле наиболее сложных форм поведения человека.

Особенностью данной области мозга является ее богатейшая система связей с нижележащими отделами мозга, с ретикулярной формацией и со всеми остальными отделами коры. Лобные доли мозга обладают особенно мощными пучками восходящих и нис­ходящих связей с ретикулярной формацией. Они получают им­пульсы от систем первого функционального блока, «заряжаясь» от него соответствующим энергетическим тонусом. Вместе с тем лобные доли оказывают регулирующее влияние на саму ретику­лярную формацию, приводя активирующие импульсы в соответ­ствие с динамическими схемами поведения, формируемыми в лобных долях. Разрушение лобных долей приводит к глубокому нарушению сложных программ поведения: к невозможности их построения, реализации, контроля и коррекции.

Лобные доли человека развиты неизмеримо больше, чем лобные доли высших обезьян. У человека процессы программи­рования, регуляции и контроля поведения в несравненно боль­шей степени зависят от лобных отделов мозга.

Основная отличительная черта регуляции человеческого по­ведения заключается в том, что она совершается при участии ре­чи. Высшие психические процессы человека формируются на ре­чевой основе. Именно в силу этого естественно искать програм­мирующее, регулирующее и контролирующее действие человече­ского мозга прежде всего в тех формах сознательной деятельно­сти, управление которыми совершается при участии речи.

Совместная работа всех трех функциональных блоков мозга составляет необходимое условие осуществления любой психологи­ческой функции человека. Только учет взаимодействия описанных функциональных блоков мозга, из совместной работы и того, ка­ков специфический вклад каждого из них в общую деятельность мозга, позволяет правильно решать вопрос о мозговых механиз­мах психической деятельности.

Отдельным аспектом этого вопроса является проблема функ­циональной асимметрии больших полушарий. Установлено, что в функциональном отношении оба полушария неравнозначны. Различаются доминантное (ведущее) и субдоминантное (ведомое) полушария. У правшей доминантным является левое полушарие, а правое — субдоминантным. Первоначально было выявлено, что доминантному полушарию принадлежит ведущая роль в осу­ществлении речи. Ведущее полушарие играет главную роль в осуществлении логических, мыслительных операций; субдоми­нантное — обеспечивает оперирование образами и другими не­вербальными сигналами. Поэтому деятельность левого полуша­рия получила название логико-вербального мышления, а право­го — пространственно-образного мышления.

В последующем было показано, что различие между полу­шариями мозга определяется не столько качественными особен­ностями обрабатываемого ими материала, сколько самой стра­тегией его переработки. Стратегия правого полушария состоит в целостном, комплексном восприятии предметов и явлений, в од­новременной обработке многих параметров. Левое (доминантное) полушарие осуществляет последовательную рациональную обра­ботку информации. В психологических исследованиях показано, что способность схватывать целое раньше его частей лежит в ос­нове творческого воображения, творчества. Ведущая роль в этом процессе принадлежит субдоминантному правому полушарию.

Полученные данные о функциональной асимметрии боль­ших полушарий имеют непосредственное отношение к практике образования. Современное образование почти целиком построено на развитии вербально-логического мышления. Тем самым пре­имущественное развитие получает доминантное полушарие, что по сути тормозит развитие образного мышления и снижает об­щий творческий потенциал человека. Изменение подобного поло­жения дел возможно за счет разработки новых (особых) образо­вательных программ.

Функциональная асимметрия мозга человека имеет еще од­но проявление в педагогической практике — леворукость определенной части школьников. Установлено, что частота развития невротических реакций и неврозов больше у леворуких детей. Одной из причин этого является фактор насильственного переобу­чения навыкам праворукости в первые годы жизни или в первый год обучения в школе. К развитию неврозов приводит грубая ломка сложившихся двигательных стереотипов. Можно одно­значно сказать, что переучивание леворуких в детском возрасте, ломка индивидуального профиля асимметрии может привести к развитию невротических заболеваний. Поэтому насильственная переориентация леворуких нецелесообразна и нежелательна.

Важно также знать, что леворукие дети труднее адаптируют­ся к школьным условиям. Это может приводить к повышенной раздражительности, вспыльчивости, к невротическим реакциям. Такие дети требуют особого педагогического внимания.

У леворуких учащихся чаще отмечается двигательная расторможенность, трудности концентрации внимания, они чаще стра­дают ночным энурезом, заиканием, страхами. Эти явления уси­ливаются при умственных нагрузках. У них могут наблюдаться зеркальные феномены (написание букв, слов и цифр зеркально или справа налево), замедленный темп письма. Часто и читать они пытаются справа налево, тем самым теряя смысл прочитан­ного. На уроках физкультуры плохо ориентируются в простран­стве, путают левую и правую стороны.

Установлено, что леворукие дети имеют совершенно отлич­ное от праворуких распределение функций между полушариями. У леворуких речевая функция, как правило, представлена в обо­их полушариях. Такая «дополнительная» функция в правом по­лушарии по логике должна вести к тому, что оно хуже реализует свои собственные функции. Однако это происходит не всегда и часто именно эти дети оказываются талантливыми в различных видах деятельности. Проблемы обучения леворуких детей, развитие их художественных и творческих способностей являются предметом изучения специалистов различных профилей.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных