Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Психология восприятия




Восприятие является непосредственным, чувственно-пред­метным отражением внешнего мира. На основе восприятия воз­можна деятельность других психических процессов — памяти, мышления, воображения. Восприятие лежит в основе индивиду­ального познавательного развития человека.

Восприятие представляет собой отражение в сознании чело­века предметов, явлений, целостных ситуаций объективного мира при их непосредственном воздействии на органы чувств. В про­цессах восприятия формируется целостный образ: образ предме­та, образ ситуации, образ другого человека и т.д. Образ воспри­ятия нередко обозначают как перцептивный образ.

Составной частью процесса восприятия является ощущение как отражение отдельных сторон предметов и явлений. Ощуще­ние выполняет функцию ориентации субъекта в самых элемен­тарных, непосредственных свойствах объективного мира. Если восприятие отражает целостные предметы и ситуации, то ощу­щение доставляет сведения об отдельных элементах предметов или ситуаций. Глядя на стол, мы воспринимаем его как целост­ную конструкцию, как целостный предмет; в то же время органы чувств информируют нас об отдельных свойствах стола (напри­мер, его окраске); прикасаясь ладонью к столу, мы ощущаем те­пло или холод, гладкость или шероховатость поверхности и т.д.

Основные виды и свойства восприятия. Восприятие как не­посредственное отражение мира классифицируется по разным основаниям. Традиционно выделяют пять видов восприятия в соответствии с ведущим анализатором, участвующим в построе­нии перцептивного образа — зрительное, слуховое, осязательное (тактильное), вкусовое, обонятельное.

Различают также виды восприятия в зависимости от объекта восприятия, например восприятие пространства, времени, движе­ния, скорости; произведений живописи, музыки и др.; основных явлений социальной жизни человека (другого человека, событий общественной жизни) и т.п. Восприятие окружающего мира, как правило, комплексно; оно представляет собой результат совместной Деятельности различных органов чувств. Более того, восприятие I сложных явлений предметного и социального мира осуществляется, прежде всего, благодаря участию процессов памяти, мышления и воображения. Иначе говоря, вести речь о процессе восприятия в «чистом виде» во многих случаях неправомерно. В психологии су­ществует деление видов восприятия в зависимости от участия в нем других психологических образований: эмоциональное восприятие (восприятие детьми мира, восприятия искусства), рациональное восприятие (восприятие, подчиненное процессу мышления) и др.

Каждый из видов восприятия имеет свои специфические особенности и механизмы. Их описание представляет задачу как психологии, так и других отраслей знания: физиологии, лин­гвистики, кибернетики.

Психологическая сущность восприятия в полной мере может быть представлена через описание его основных свойств. В каче­стве ведущих свойств восприятия в психологии выделяют пред­метность, целостность, осмысленность, структурность, кон­стантность, избирательность.

Предметность восприятия проявляется в отнесенности об­разов восприятия к определенным предметам или явлениям объ­ективной действительности. Мы воспринимаем что-то или кого-то; восприятие связывает субъекта с предметным миром.

Целостность восприятия выражается в том, что образы вос­приятия представляют собой целостные, законченные, пред­метно оформленные структуры. Целостность предмета определя­ется его функциональным назначением в деятельности или жиз­ни человека.

Осмысленность восприятия фиксирует связь восприятия с мышлением; это восприятие, сопряженное с осмыслением, с осознанием предмета или явления. В восприятие субъективного мира включены знания, прошлый опыт, мыслительные операции субъекта.

Структурность свойство, позволяющее воспринимать предметы в совокупности их устойчивых связей и отношений. Например, определенная мелодия, воспроизведенная на разных инструментах и в разной тональности, воспринимается субъек­том как одна и та же; им выделяется мелодия как целостная структура, как соединение отдельных звуков.

Константность относительное постоянство восприни­маемой формы, величины и цвета предмета, независимо от зна­чительных изменений условий восприятия. Благодаря этому свойству мы имеем возможность узнавать предметы в различной обстановке.

Избирательность — преимущественное выделение одних объ­ектов по сравнению с другими, обусловленное особенностями субъ­екта восприятия: его опытом, потребностями, мотивами и т.д.

Восприятие как деятельность. Образы восприятия не созда­ются одними только внешними воздей­ствиями. Для их получения необходи­мы особая внутренняя активность субъ­екта, особого рода перцептивная дея­тельность. Восприятие — это сложная познавательная деятельность. Она включает в себя систему перцептивных действий и операций субъекта, в ходе которых он производит отбор необхо­димых и важных признаков в самом предмете, а затем сличает с ними фор­мируемый образ. Восприятие включает такие действия, как различение, опозна­ние, измерение, контроль, оценка и т.д. Состав перцептивных действий зависит от степени осмысленности восприятия, т.е. понимания того, что воспринимается, от перцептивной задачи, стоящей перед челове­ком, от его потребностей и мотивов.

Деятельность по восприятию предметов и явлений внешнего мира формируется при жизни человека в процессе практическо­го оперирования объектами восприятия. Важную роль в разви­тии восприятия играет специальное обучение детей эффектив­ным перцептивным действиям. Наи­большую известность в педагогике по­лучила система сенсорного воспитания, разработанная М.Монтессори. В отече­ственной психологии работами А.В. За­порожца и Л.А.Венгера установлена важная роль формирования у детей особых сенсорных эталонов как идеаль­ных образцов свойств предметов: систе­мы цветов спектра, геометрических форм, музыкальных звуков, фонем язы­ка и т.п. Сенсорные эталоны используются детьми при выполнении действий восприятия, служат свое­образными мерками, дающими возможность определить особен­ности обследуемого предмета.

Квалификация восприятия как деятельности дает основание для выделения особых перцептивных (сенсорных) способностей. Сенсорные способности могут характеризоваться показателями произвольности, качества и надежности перцептивных действий. Для определенных видов деятельности человека (например, оператора техниче­ских средств управления) перцептивные способности играют ведущую роль в структуре профессиональных качеств и способностей.

Память человека

Понятие о памяти в речевом обиходе занимает ведущее ме­сто среди всех других психологических терминов. Это в первую очередь связано с реальным значением памяти в жизни и дея­тельности человека. Памяти издревле придавалось большое зна­чение. Мы отмечали, что свое начало психология берет в прак­тической трудовой деятельности людей, в процессах их взаимо­отношений и общения. На начальных этапах исторического раз­вития психологические знания находят свое отражение в сказа­ниях и мифах как одном из наиболее ранних способов человече­ского самовыражения и форм коллективного сознания. Уже из сказаний древнегреческой мифологии видна та большая роль, которая отводилась памяти в развитии культуры человечества. Богиня памяти Мнемозина была матерью муз, ей приписывалось изобретение речи и счета. По имени своей богини память в пси­хологии часто называют мнемической деятельностью.

Фундаментальность явлений и процессов памяти отмечается в философии и психологии. Блаженный Августин говорил: «...ду­ша все равно что память», отождествляя по сути все психические явления с памятью. Философ А.Бергсон писал о том, что именно в проблеме памяти возможно постигнуть дух в его наиболее вы­раженной форме.

В научной психологии проблема памяти, по выражению психолога П.П.Блонского, является «ровесницей психологии как науки». Особое место памяти среди психических функций иссле­дователи видят в том, что ни одна другая функция не может быть осуществлена без ее участия, каждая психическая функция как бы имеет свой мнемический аспект. При этом указывается, что и сама память немыслима вне других психических процессов.

 
 

Взаимосвязь памяти с другими психическими процессами и образованиями отчетливо выявляется при различении ее видов (рис.23). Связь памяти с восприятием фиксируется в выделении образной памяти или памяти на образы. Образная память, в свою очередь, естественно разделяется на отдельные виды, свя­занные с запоминанием сведений, полученных от определенных анализаторов: зрительную, слуховую, вкусовую, осязательную и обонятельную память.

Фиксация в субъектном опыте умений, навыков, систем движений и действий составляет задачу и содержание двигатель­ной памяти. Для эмоциональной памяти характерно запомина­ние и сохранение пережитых субъектом эмоций и чувств в тех или иных ситуациях. В психологии четко зафиксирован факт, что события, связанные с отрицательными или положительными эмоциями, запоминаются лучше.

Взаимозависимость памяти и мышления нашла свое выра­жение в различении смысловой и механической памяти. Смысло­вая память состоит в том, что запоминаемое содержание подвер­гается активной мыслительной обработке, материал анализирует­ся, выделяются логические части, устанавливается соотношение между частями, совершается обобщение зависимостей и т.д. Связь мышления и памяти фиксируется в установленном психо­логией положении о том, что лучше запоминается то, что пони­мается. Речь здесь идет о специфически человеческой смысловой памяти.

Однако человек может запомнить содержание, осмыслить которое он не может или не хочет. Прибегнув к неоднократному повторению, субъект как бы «впечатывает» запоминаемый мате­риал в мозговых структурах. Такая процедура напоминает работу механических устройств, а потому память получила наименова­ние механической. К механической памяти прибегают учащиеся, когда они не могут логически осмыслить материал. Некоторые психологи полагают, что механическая память своим возникно­вением обязана школе.

Субъект может поставить сознательную цель, задачу на запо­минание, на удержание нужного содержания для последующего действия, организовать произвольные мнемические действия, приложить волевые усилия для сохранения материала. Такие особенности действий субъекта характерны для произвольной па­мяти: здесь субъект обеспечивает произвольную и волевую регу­ляцию процессов памяти.

Фиксация впечатлений от окружающего мира без специаль­но на то поставленной индивидом цели реализуется при непроиз­вольной памяти. Это не означает, что материал запоминается по форме «сплошной записи» или естественным образом, непроиз­вольно мы запоминаем то, с чем мы активно работаем, что нам интересно и т.п. Во всех этих случаях нет задачи на специальное запоминание.

Зависимость памяти от потребностей, установок, мотивов и целей субъекта (от его мотивации) проявляется в особенностях кратковременной и долговременной памяти. Кратковременная память обеспечивает оперативное удержание данных на период действия субъекта с этими данными. Длительность сохранения какого-либо материала в кратковременной памяти обусловлена необходимостью удержания промежуточных элементов деятель­ности, без которых невозможно достижение конечного результа­та (так, перемножение в уме двузначных чисел предполагает удержание промежуточных результатов умножения).

Долговременная память обеспечивает продолжительное (ча­сы, дни, годы, десятилетия) сохранение материала. Решающее зна­чение для длительного удержания сведений имеет установка че­ловека запомнить их надолго, необходимость этих сведений для будущего, их важность в личностном плане.

Классификация видов памяти с точки зрения их генетиче­ской последовательности была предложена П.П.Блонским. Он выделял четыре основные формы памяти — двигательную, эмо­циональную, образную и смысловую. В перечисленной последовательности и происходит становление видов памяти [40].

Итак, память можно найти во всех психологических образо­ваниях. И с этой позиции, изучая различные психологические яв­ления, мы в определенной мере исследуем и память. Однако пред­варительным условием такого изучения должно стать понимание специфики памяти, ее функций и содержания, механизмов работы.

Память — это процесс организации и сохранения прошлого опыта, делающий возможным его повторное использование в дея­тельности или возвращение в сферу сознания [41]. В определении очень точно указывается на временную сущность памяти, ее от­несенность к прошлому, настоящему и будущему.

Психологические механизмы памяти. Представленность па­мяти во всех психологических структурах указывает на ее первый отличительный, специфический признак. Особенность памяти как психологического процесса состоит в том, что она непосред­ственно не направлена на отражение окружающего мира, она не имеет дела с материальными предметами и явлениями. Отраже­ние предметного мира осуществляется в восприятии и мышле­нии. Память имеет дело со «вторым отражением», с получен­ными образами и понятиями. Поясним это положение.

Отличие памяти от других психологических образований пред­полагает четкое указание на ее функцию, на ее место в совокуп­ной психической деятельности. На наш взгляд, очень точно ло­кализовал процесс памяти в пространстве психического психолог Г.К.Середа. «Действительное определение понятия «память», равно как и содержательное описание каждого из ее процессов, предполагает ответ на два вопроса: что? и для чего? — соответственно должно содержать в себе два предиката. С этой точки зре­ния память могла бы быть предельно лаконично определена как психический процесс, представляющий собой продукт предшест­вующего и условие предстоящего действия (процесса, опыта)» [42].

Согласно этой точке зрения, память всегда существует на антиномии «прошлое-будущее». Всякий познавательный процесс непрерывно превращается в память и всякая память превраща­ется во что-то другое. Всякий психический процесс превращается в память в тот момент, когда он становится условием осуществле­ния другого процесса (или последующего шага того же процесса). Это означает, что, превращаясь во «вторичный» продукт, приобретая способность осуществляться в плане представления, он может служить внутренней опорой для дальнейшего развития процесса.

Следовательно, элементом памяти становится все, что, «уда­ляясь» от «вещественной» определенности психики, переходит во «вторичный» продукт, т.е. становится представлением. Мож­но сказать, что всякое содержание психики переходит в память в тот момент, когда оно перестает быть собственно «целевым», актуальным элементом познавательного процесса и приобре­тает служебную функцию по отношению к новому элементу, занимающему место цели.

Можно сделать вывод, что основным механизмом работы че­ловеческой памяти является ее ориентация на будущее. Память че­ловека определяет не то, что «было» (прошедшее), а то, что «будет» (предстоящее). Иначе говоря, то, что «было», закрепляется в памяти постольку, поскольку оно нужно тому, что «будет», т.е. память оп­ределяет в точном смысле слова не прошлое, а будущее. В служении будущему заключается основная функция памяти. Отражение про­шлого выступает как средство достижения будущего результата.

Процессы памяти. Запоминание определяется как процесс, обеспечивающий удержание материала в памяти, как важнейшее условие его последующего воспроизведения. Запоминание начи­нается с запечатления, которое осуществляется непреднамерен­но. В последующем человек может ставить цели сознательного запечатления значимого материала; память приобретает характер сознательного запоминания. В специальных условиях (в первую очередь в учебной деятельности) возникает необходимость ис­пользования специальных приемов, особой организации запоми­нания, и оно приобретает форму заучивания.

Психологические исследования (П.И.Зинченко, А.А.Смирнов) [43] выявили зависимость запоминания от характера деятель­ности, от процессов целеполагания, его связь с ориентациями на будущее, предстоящее. При этом выявилась парадоксальная кар­тина эффективности произвольного и непроизвольного запоми­нания. Исследования П.И.Зинченко показали, что прямая поста­новка цели на запоминание не является сама по себе решающей для эффективного запоминания; непроизвольное запоминание зачастую оказывается продуктивнее произвольного.

В опытах П.И.Зинченко детям предлагалось классифициро вать карточки в соответствии с содержанием изображенных на них предметов. В исследовании выявились две важные зависимости процесса запоминания. Во-первых, лучше запоминается то, что со­ ставляет цель действия. Во-вторых, процессы запоминания, вклю­ ченные в мыслительную деятельность (классификация карточек), без требования специального запоминания оказались более эффек­тивными, чем запоминание тех же карточек по требованию.

Иначе говоря, непроизвольное за­поминание в этих условиях оказалось более эффективным, чем произвольное запоминание. Следовательно, если ма­териал включен в целевое содержание данного действия, он может непроиз­вольно запомниться лучше, чем если бы субъект ставил цель его специально запомнить.

Эффективность запоминания зави­сит от установок субъекта. Плохую ус­лугу оказывает учащимся или студен­там установка запомнить материал, что­бы ответить на уроке или зачете; после этих событий материал быстро забывается. Иное дело — понима­ние значимости материала для будущего, для дальнейшего обуче­ния или профессиональной деятельности. Запоминаемый с та­кой установкой материал помнится дольше.

Лучше запоминается эмоционально окрашенный материал, так как он связан с мотивами, интересами субъекта, становится жизненно значимым. При этом в одних случаях лучше будет за­поминаться приятное, в других — неприятное, в зависимости от того, что именно в данном конкретном случае более актуально, более значимо для субъекта, что нашло наибольший резонанс в иерархии его мотивов. Существенное влияние на запоминание оказывает также и общее состояние человека: его настроение, жизненный тонус, усталость и т.п.

В работах В.Я.Ляудис выделены четыре мнемических дейст­вия: 1) ориентировка в материале, связанная с отношением эле­ментов запоминаемого материала к опыту субъекта; 2) группиров­ка материала на основе установленных свойств отдельных эле­ментов; 3) установление внутригрупповых отношений между эле­ментами материала, подлежащего запоминанию; 4) установление межгрупповых отношений (связей). При этом под мнемическим Действием понимается «действие, которое выполняется не для того, чтобы запомнить, закрепить, а для того, чтобы воспроизвести»; данное положение основано на утверждении, что «цен­тральной функцией произвольного запоминания является не за­крепление и упрочение следа воздействия, а построение образа объекта, регулирующего воспроизведение, определяемого пред­стоящим использованием, будущим» [44].

 
 

Наиболее полный состав мнемических действий выявлен в экспериментальных исследованиях В.Д.Шадрикова и его учени­ков [45]. Ими выделены следующие мнемические действия, высту­пающие в качестве способов произвольного запоминания или организованного заучивания:

Группировка — деление материала на группы по каким-либо основаниям (смыслу, ассоциациям и т.д.); выделение опорных пунктов — фиксация какого-либо краткого пункта, служащего опорой более широкого содержания (тезисы, заглавие, вопросы, образы излагаемого в тексте, примеры и т.д.); план — совокупность опорных пунктов; классификация распределение каких-либо предметов, явлений, понятий по классам, группам на основе общих признаков; структурирование установление взаим­ного расположения частей, составляющих целое; схематиза­ция — изображение или описание чего-либо в основных чертах; аналогия — установление сходства, подобия в определенных от­ношениях предметов, явлений, понятий; мнемотехнические приемы совокупность готовых, известных способов запомина­ния; перекодирование — вербализация, или проговаривание, представление информации в образной форме; достраивание за­поминаемого материала и привнесения нового в запоминае­мое — использование вербальных посредников, объединение и привнесение чего-либо по ситуативным признакам, распределе­ние по местам; серийная организация материала — установление или построение различных последовательностей (распределение по объему, времени, упорядочение в пространстве), ассоциации — установление связей по сходству, смежности или противопо­ложности; повторение — сознательно контролируемые и некон­тролируемые процессы воспроизведения материала.

Связь перечисленных мнемических действий с процессами мышления можно продемонстрировать на всем известном дейст­вии повторения. Как установлено в психологии, продуктивность повторения зависит в значительной степени от того, насколько оно выходит за пределы простого воспроизведения и превраща­ется в реконструкцию материала, связанную с новым, более уг­лубленным его осмысливанием.

Воспроизведение — процесс памяти, заключающийся в вос­становлении и реконструкции актуализированного содержания памяти. Воспроизведение может протекать на трех уровнях: узна­вания, или воспроизведения при опоре на восприятие; собствен­но воспроизведения как произвольной или непроизвольной ак­туализации сохраненного в памяти материала; припоминания в условиях частичного забывания, требующего волевого усилия.

Воспроизведение, так же как и запоминание, связано с мыс­лительными действиями. Мысль включается в процесс воспроиз­ведения, уточняя, обобщая, систематизируя, перерабатывая и ре­конструируя содержание. «В самом существе воспроизведения, — писал С.Л.Рубинштейн, — заложена реконструкция воспроизво­димого — в результате мыслительной его переработки — как су­щественный аспект воспроизведения» [46]. В воспроизведении смы­слового содержания преобразование, реконструкция приобретают особое значение. В реконструкции обнаруживается невозможность трактовки процесса воспроизведения только как процесса воспо­минания, в его отделенности от процессов мышления, речи, ус­тановок субъекта. Человек по сути никогда не воспроизводит со­держание памяти в той форме, в какой оно запомнилось.

Как отмечал С.Л.Рубинштейн, по своей психологической природе реконструкция является, прежде всего, результатом не­преднамеренной, но безусловно направленной работы мысли внутри воспроизведения. Реконструкция проявляется в различ­ных формах — изменениях плана, перестановках, переструктури­ровании материала и т.п. Явление реконструкции включается во все процессы памяти, оно составляет фундамент функциониро­вания памяти. Но наиболее отчетливо процессы реконструкции проявляются в сохранении и забывании как процессах памяти.

Сохранение и забывание представляют собой две стороны единого процесса долговременного удержания воспринятой ин­формации.

Сохранение — не пассивное хранение материала, не простое его консервирование. Сохранение — это динамический процесс, совершающийся на основе и в условиях определенным образом ор­ганизованного усвоения, включающий переработку материала. Психологи отмечают, что процесс реконструкции материала в памяти имеет свою динамику. В некоторых случаях отсроченное воспроизведение может оказаться более полным и совершенным, чем более раннее. Такое явление в памяти получило название реминисценции. Реминисценция связана с внутренней работой по осмыслению материала, его реконструкции, овладению им.

Реконструкция содержания памяти, динамика процессов со­хранения и забывания всегда задается предстоящими целями, связа­на с ориентацией на будущее. Забывается то, что не входит в це­лостную систему целеполагания субъекта, что перестает быть для него существенным и значимым. Сохраняется и помнится все то, что лежит в системе сознательно организованной, спланированной жизни. Из прошлого в будущее переносится и сохраняется то, что служит условием постановки новых жизненных целей субъекта.

Г.К.Середа указывает на три существенные особенности, отличающие мнемическую переработку материала индивиду­ального опыта в процессе его сохранения от его мыслительной обработки [47].

1. Память — это непрерывный, никогда не прекращающий­ся процесс «самоорганизации» индивидуального опыта человека.

2. Память — это бессознательный процесс, не поддающийся самонаблюдению непосредственно и открывающийся субъекту только через свои «продукты». Управлять процессами памяти можно только с помощью произвольных мыслительных действий.

3. В отличие от мышления память соответствует не целевым установкам деятельности, а смысловым отношениям опыта, смысловым образованиям человека, его жизненным ценностям.

Память в отличие от других познавательных процессов име­ет своим предметом не связи и отношения самих объективных вещей, а отношение субъективных представлений о вещах к сло­жившейся картине индивидуального опыта. Память не добывает нового знания о вещах, а лишь организует и реконструирует уже добытое. Если она конструирует новое знание, то не посредст­вом взаимодействия с самими вещами, а из реорганизации отве­чающих им представлений.

Область действительного творчества памяти, как полагает Г.К.Середа, — это не познавательная сфера, а сфера формирова­ния личности. При этом память не создает личность своими средствами. Основа формирования человека — индивидуальный опыт. Однако, если бы продукты этого опыта сохранялись в че­ловеке в таком же «элементном» и разобщенном виде, в каком они ему первично даны, они никак не могли бы в нем структу­рироваться. Объединяя эти элементы в некоторую субъективную целостность, память осуществляет своеобразное психологическое творение личности.

С этих позиций центральная функция памяти — приведение к единству, связывание в целое внутреннего опыта субъекта. Именно за счет непрерывной и одновременной работы со всей совокупной картиной индивидуального опыта «широта памяти» противостоит «узости сознания», в которой выражается «целе­вая» локализация всех других познавательных процессов.

Способы организации представлений в процессах памяти не заложены в памяти «до опыта». Как отмечают психологи, память в своем развитии всегда отстает от мышления на один шаг: но­вые действия и операции сначала становятся (формируются) как мыслительные и только в процессе повторения и закрепления переходят в мнемические действия, т.е. действия по преобразо­ванию и организации представлений внутреннего опыта.

При этом на любые подробности опыта память должна «от­кликаться как целое». Это означает, что в каждый момент осу­ществления деятельности в нее включается весь «прошлый опыт», каждый элемент «нового опыта» всегда соотносится со всем «прошлым опытом». Это предполагает, что опыт должен одновременно выступать в форме интегративного целого. Непре­рывное воспроизводство такого целого как необходимого усло­вия развивающейся жизни и деятельности и составляет основную функцию памяти.

Исходя из изложенного, память может быть содержатель­но определена как психологический механизм (совокупность психи­ческих процессов) системной организации индивидуального опыта в качестве необходимого условия осуществления предстоящей деятельности.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных