Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Человек как субъект познания




Жизнедеятельность человека предполагает активное исследо­вание объективных закономерностей окружающей действитель­ности. Познание мира, построение образа этого мира необходи­мы для полноценной ориентации внем, для достижения челове­ком собственных целей. Знание окружающего мира входит во все сферы человеческой деятельности и основные формы его ак­тивности.

Познавательная деятельность составляет особую сторону жизни субъекта. Разум, наряду с желательной и чувствующей сторона­ми, входит в число основных составляющих человеческой субъ­ективности. Разум человека, высшие формы его проявления со­ставляют фундаментальное отличие человека от животного.

Представление о человеке как о разумном существе, как субъекте познания позволяет исследовать формы, виды, средства и способы его познавательной деятельности. Человек познаю­щий изучается различными науками — философией, социологи­ей, логикой, психологией, физиологией, кибернетикой и т.д.

Объектом психологии познания является реальный человек как субъект познавательной деятельности, разум которого неот­делим от его потребностей и мотивов, воли, эмоций и чувств, всей истории его индивидуального развития. При этом психология опирается на данные изучения познавательной деятельности, по­лученные в других науках.

В гносеологии как разделе философии человеческое позна­ние разделяется на два уровня — чувственный и рациональный. К первому уровню относится познание с помощью органов чувств. В результате чувственного познания у человека складывается об­раз, картина окружающего мира — мир в его непосредственной данности и многообразии. В психологии чувственное познание субъекта представлено, в первую очередь, в процессах воспри­ятия и его частной форме — ощущениях.

К рациональной ступени познания в гносеологии относят мышление человека. В мышлении познание человека выходит за пределы чувственного восприятия, вскрывает существенные свой­ства, связи и отношения между предметами окружающего мира. Мышление представляет собой отражение мира субъектом в по­нятиях, суждениях и умозаключениях. Понятия, суждения и умозаключения составляют основные формы мыслительной дея­тельности человека; они специально изучаются в формальной ло­гике как философской дисциплине.

Происхождение, содержание, становление и развитие мыш­ления как фундаментальной родовой человеческой способности исследуется в диалектической логике.

Психология познания, в отличие от других наук, изучает по­знавательную деятельность конкретного человека в его реальной жизни и деятельности. В рациональном познании психология, помимо мышления, выделяет процессы памяти, воображения, внимания. Кроме этого, психология исследует реальные связи, существующие между отдельными познавательными процессами, изучает познавательную деятельность как целое.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных