Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Конфуций и конфуцианство.




 

Если Индия – царство религий, а религиозное мышление индийца насыщено метафизическими спекуляциями, то Китай представляет цивилизацию иного типа.

Социальная этика и административная практика здесь всегда играли большую роль, нежели мистические абстракции. Великими пророками считались те, кто учил жить достойно и в соответствии с принятой нормой, жить ради жизни, а не во имя блаженства на том свете. Этически детерминированный рационализм был доминантой, определявшей нормы социально-семейной жизни китайца.

Конфуций (Кун - цзы, 551-479 до н.э.) родился и жил в эпоху больших социальных и политических потрясений.

 

Приложение 3 к теме 2.1. Конфуций.

 

Его называют "Учителем учителей" и "символом китайской нации". Конфуций - его настоящее имя - Кун Цю (где Кун - фамилия, а Цю - имя). Привычное нам слово Конфуций происходит от латинской транскрипции китайского словосочетания Кун фуцзы, в дословном переводе означающее "учитель Кун". Это латинизированное имя настолько органично вошло в западную культуру, что заменять его на оригинальное уже не имеет смысла.

Создал учение, которое на более чем две тысячи лет стало идеологической основой китайской империи и большей части Дальнего Востока.

Конфуций не любил говорить о себе, и весь свой жизненный путь описал в нескольких строчках:

«В 15 лет я обратил свои помыслы к учению.

В 30 лет — я обрёл прочную основу.

В 40 лет — я сумел освободиться от сомнений.

В 50 лет — я познал волю Неба.

В 60 лет — я научился отличать правду ото лжи.

В 70 лет — я стал следовать зову моего сердца и не нарушал Ритуала».

Его суждения и беседы (Луньюй) - краеугольный камень философии Древнего Китая.

Основной целью учения Конфуция было достижение гармонии в обществе. Выступив с критикой своего века и высоко ставя века минувшие, Конфуций на основе этого противопоставления создал свой образ совершенного человека, цзюньцзы. Правитель государства и его ближайшие подчиненные должны быть цзюньцзы.

Совершенный человек должен был обладать двумя важнейшими достоинствами: гуманностью (жэнь) и чувством долга (и). Долг – это моральное обязательство, которое гуманный человек в силу своих добродетелей накладывает на себя сам. Также совершенный человек должен обладать такими качествами, как чжэн – верность и искренность, ли – благопристойность и соблюдение церемоний и обрядов. В течение двух с лишним тысячелетий конфуцианство формировало умы и чувства китайцев, влияло на их убеждения, психологию, поведение, мышление, речь, восприятие, быт и уклад жизни.

 

Конфуций: избранные мысли и афоризмы

Человек расширяет Путь, а не Путь расширяет человека.

 

Однажды я провел в размышлениях целый день без еды и целую ночь без сна, но я ничего не добился. Было бы лучше посвятить то время учению.

 

Достаточно, чтобы слова выражали смысл.

 

Благородный муж в своей жизни должен остерегаться трех вещей: в юности, когда жизненные силы обильны, остерегаться увлечения женщинами; в зрелости, когда жизненные силы могучи, остерегаться соперничества; в старости, когда жизненные силы скудны, остерегаться скупости.

 

Учитель сказал: "Видя перед собой добро, я бегу вперед так, словно боюсь отстать. Видя перед собой зло, я бегу прочь так, словно ступил ногой в кипящую воду". Я слышал такие слова и видел таких людей. "Я живу в уединении, дабы претворить свою правду". Я слышал эти слова, но никогда не встречал такого человека.

 

 

- Ты считаешь меня многоученым? - спросил как-то Конфуций ученика.- А разве нет? - ответил тот.- Нет. - сказал Конфуций. - я лишь связываю все воедино.

 

По своим природным задаткам люди друг другу близки, а по своим привычкам друг от друга далеки.

 

Любимец деревни - враг добродетели.

 

Благородный муж превыше всего почитает долг. Благородный муж, наделенный отвагой, но не ведающий долга, может стать мятежником. Низкий человек, наделенный отвагой, но не ведающий долга, может пуститься в разбой.

 

Строить правильно отношения труднее всего с женщинами и низкими людьми. Если приблизишь их к себе - они станут развязанными, если удалишь от себя - возненавидят.

 

Небо и Земля разделены, но они делают одно дело.

 

Стрельба из лука учит нас, как надо искать истину. Когда стрелок промахивается, он не винит других, а ищет вину в самом себе.

 

Попытайтесь быть хотя бы немного добрее, и вы увидите, что будете не в состоянии совершить другой поступок.

 

Учитесь так, словно вы постоянно ощущаете нехватку своих знаний, и так, словно вы постоянно боитесь растерять свои знания.

 

Тот, кто не может наставить к добру своих домашних, не может учиться сам.

 

Благородный муж с достоинством ожидает велений Неба. Низкий человек суетливо поджидает удачу.

 

Только самые мудрые и самые глупые не поддаются обучению.

 

Люди хотят для себя богатства и славы; если то и другое нельзя обрести честно, следует их избегать. Люди страшатся бедности и безвестности; если того и другого нельзя избежать, не теряя чести, следует их принять.

 

Благородный муж ни от кого не ожидает обмана, но когда его обманывают, он первый замечает это.

 

Не познав судьбы, нельзя стать благородным мужем. Не познав должного, нельзя обрести опору в жизни. Не научившись понимать истинный смысл слов, нельзя знать людей.

 

Тот, кто, дожив сорока лет, вызывает лишь неприязнь, - конченый человек.

 

Достойный человек не идет по следам других людей.

 

Оценивая мирские дела, благородный муж ничего не отвергать и не одобряет, а все меряет справедливостью.

 

Управляйте народом с достоинством, и люди будут почтительны. Относитесь к народу по - доброму, и люди будут трудиться с усердием. Возвышайте добродетельных и наставляйте неученых, и люди будут доверять вам.

 

Каждый может стать благородным мужем. Нужно только решиться им стать.

 

Благородный муж живет в согласии со всеми, а низкий человек ищет себе подобных.

 

Благородный муж стойко переносит беды, а низкий человек в беде распускается.

 

Секрет доброго правителя: правитель да будет правителем, подданный - подданным, отец - отцом, а сын - сыном.

 

Благородный муж помогает людям увидеть доброе в себе и не поучает людей видеть в себе дурное. А низкий человек поступает наоборот.

 

К молодым людям нельзя относиться свысока. Очень может быть, что повзрослев, они стану выдающимися мужами. Только тот, кто ничего не достиг, дожив до сорока или пятидесяти лет, не заслуживает уважения.

 

В стране, где есть порядок, будь смел в действиях, и в речах. В стране, где нет порядка, будь смел в действиях, но осмотрителен в речах.

 

Не делай другому того, чего себе не пожелаешь.

 

Наблюдайте за поведением человека, вникайте в причины его поступков, приглядывайтесь к нему в часы его досуга. Останется ли он тогда для вас загадкой?

Небо и Земля разделены, но они делают одно дело.

 

Стрельба из лука учит нас, как надо искать истину. Когда стрелок промахивается, он не винит других, а ищет вину в самом себе.

 

Попытайтесь быть хотя бы немного добрее, и вы увидите, что будете не в состоянии совершить другой поступок.

 

Учитесь так, словно вы постоянно ощущаете нехватку своих знаний, и так, словно вы постоянно боитесь растерять свои знания.

 

Тот, кто не может наставить к добру своих домашних, не может учиться сам.

 

Когда не знаешь слов, нечем познавать людей.

 

Когда исходят лишь из выгоды, то множат злобу.

 

Кто полон милосердия, непременно обладает мужеством.

 

Даосизм.

Даосизм возник в Китае почти одновременно с учением Конфуция в виде самостоятельной философской доктрины. Основатель даосизма – Лао-цзы (VI -Vвв. до н. э.), старший современник Конфуция.

 

Приложение 3 к теме 2.1. Лао-Цзы.

 

В центре доктрины – учение о великом Дао, всеобщем Законе и Абсолюте. Дао господствует везде и во всем, всегда и безгранично. Его никто не создал, но все происходит от него. Познать Дао, следовать ему, слиться с ним – в этом смысл, цель и счастье жизни. Дао проявляется через свою эманацию – через дэ, и если Дао все порождает, то дэ все вскармливает.

Как развитое религиозное направление даосизм стал складываться лишь в начале Средних веков. Во многом это было связано с крушением огромных империй Древнего Китая Цинь и Хань (III в. до н. э. — III в. н. э.), что сопровождалось 100-летними кровопролитными войнами.

В тот период любой человек — из высшего сословия или из низшего, житель срединных земель или окраин — не находил опоры ни в семье, ни в общине, ни в государстве. Чувство потерянности побуждало обращаться к старым авторитетам учителей, знающих иные жизненные пути и способных вывести из бедствий реального мира.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных