Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Прогрессивно-экономическая партия




Первой реакцией на забастовочную волну стала записка, направленная правительству 27 января 1905 г. сорока семью московскими предпринимателями. В ней предлагалось выработать комплекс мер для обеспечения гражданских свобод. Солидарность с предлагаемыми мерами выразили также некоторые петербуржцы – члены конторы железозаводчиков М.Норпе, А.Тило и Э.Эрдели.

Важным для становления собственной политической организации стало совещание представителей торгово-промышленной элиты 10–11 марта 1905 г. Оно одобрило идею В.В.Жуковского о создании всероссийской организации для защиты интересов предпринимателей и проект записки на имя министра внутренних дел Булыгина (в ней речь шла о более широком участии торгово-промышленных кругов в рассмотрении законопроектов по вопросам экономической политики и о подготовке положения о выборах в Государственную думу).

Хотя бюрократия не проявила особого интереса к совместным действиям, это не снизило активности столичной буржуазии и прежде всего той ее части, которая консолидировалась вокруг конторы железозаводчиков, разработавших проект “политической и экономической программы русских торговцев и промышленников”. Спустя четыре дня, 25 июня, совещание петербургских предпринимателей решило созвать всероссийский съезд представителей промышленности и торговли, на котором предполагалось рассмотреть вопрос о создании политической партии и обменяться мнениями относительно перспектив созыва Государственной думы.

Открывшийся 4 июля 1905 г. в здании Московского биржевого комитета съезд был достаточно представительным, собрав посланцев 9 биржевых комитетов, 4 специальных бирж, 2 комитетов торговли и мануфактур, 7 отраслевых обществ, контор и съездов. Дискуссия об отношении к законосовещательной Думе выявила серьезные разногласия. Меньшинство (сторонники председателя Московского биржевого комитета Н.А.Найденова) предпочло поддержать проект “булыгинской” Думы и, не желая далее участвовать в работе съезда, ставшего откровенно политическим, покинуло зал заседаний.

В первый же день работы съезда московский генерал-губернатор его запретил. Основания для этой меры, с точки зрения действовавших правовых норм, были достаточно убедительны, поскольку в стенах бирж было запрещено обсуждать вопросы, не входившие в их компетенцию.

Продолжив свои заседания на квартире П.П.Рябушинского, участники избрали бюро; в его задачу входила подготовка съезда, на [c.98] котором намечалось конституироваться в качестве Союза промышленных и торговых предприятии Российской империи. Однако этому замыслу не суждено было осуществиться, т. к. за обыском и изъятием переписки и документов последовал запрет на проведение съезда.

Тем не менее дискуссии продолжались. Совещания столичных и провинциальных предпринимателей (13 и 17 октября 1905 г.) так и не смогли прийти к единой точке зрения о том, какой должна быть социальная основа партии. А.А.Вольский и Е.В.Кавос полагали предпочтительным представительство этой партией всех слоев населения. Противоположную точку зрения высказал С.С.Хрулев. заявивший о необходимости создать партию “чисто капиталистическую”. И хотя название новой партии – Прогрессивно-экономическая (ПЭП) – звучало, как представлялось ее учредителям, привлекательно для всех “прогрессивно мыслящих” подданных империи, в нее вступали прежде всего крупные предприниматели и правительственные чиновники. Среди первых ее членов значились: Я.И.Утин (директор Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги, председатель правления Петербургского учетного и ссудного банка), А.А.Жуков (владелец огромного завода), А.И.Воронин (директор правления акционерного общества), А.А.Анников (старший цензор центрального комитета иностранной цензуры), А.М.Плюшевский-Плюшик (тайный советник, юрисконсульт МВД) и др.

В своей программе ПЭП декларировала приверженность конституционной монархии, а также принципы гражданского равноправия, свободы печати и слова, вероисповедания, передвижения. Заявлялось о необходимости наделения народного представительства правом издавать законы, контролировать исполнительную власть и утверждать бюджет. Партия выступала за реформу судебных учреждений, что предполагало, в частности, ликвидацию сословности и распространение судебных установлений на все население.

Пункты социальных разделов программы свидетельствовали о проявленных составителями гибкости и прагматизме, что, впрочем, не могло гарантировать влияния на те слои населения, к которым они апеллировали. Так, указывалось на необходимость устранить препятствия к свободному переходу от общинного землевладения к подворному и личному, упорядочить землевладение с целью распространения мелкого хуторского и кооперативного хозяйств, отменить выкупные платежи. Однако при этом оставалось неясным, за счет каких ресурсов предполагалось решить проблему малоземелья, каковая хотя косвенно и признавалась, но так и не стала предметом специального рассмотрения.

Самые выразительные положения программы были посвящены рабочему вопросу и экономической политике. Предполагалось предоставить рабочим свободу союзов, собраний и забастовок “как мирных средств к урегулированию взаимоотношений между рабочими и работодателями”. В то же время вопрос о восьмичасовом рабочем дне, ставший одним из популярных лозунгов революции, был обойден. Вместо заявления своей позиции (а в периодической печати неоднократно указывалось на негативные последствия этой меры для российской экономики, еще не оправившейся от экономического [c.99] кризиса) ПЭП предпочла не затрагивать эту проблему, ограничившись туманным замечанием насчет “регулирования условий труда и рабочей организации путем международных договоров в соответствии с наличными условиями, достигнутыми в конкурирующих промышленных странах”.

Намереваясь избавиться от вмешательства властей в трудовые процессы, составители программы намечали реорганизацию фабричной инспекции, в чьи функции входил надзор за соблюдением законодательных норм. Еще одним пунктом, свидетельствовавшим о нежелании раздавать популистские обещания, стало положение о предпочтительности не государственного страхования, а “общественного попечения со стороны земств и городов о промысловых рабочих”. Характерно при этом, что промышленники забыли упомянуть о собственных обязательствах перед наемными работниками.

Заключительный раздел программы формулировал представления ПЭП о развитии отечественной экономики. Предполагалось реформировать налоговую систему и сделать кредиты доступными для населения, сохранить таможенное покровительство, с тем чтобы защитить российских производителей от экспансии зарубежных фирм, исключить передачу военных заказов за границу, устранить конкуренцию между частным и казенным предпринимательством.

Процесс становления ПЭП длился в течение октября 1905 – января 1906 гг. Ее высшим органом стал совет, возглавляемый С.С.Хрулевым. Текущую работу по координации деятельности вело центральное бюро (председатель М.Н.Триполитов). Формирующаяся партия получила финансовую поддержку Петербургского общества фабрикантов и заводчиков. К началу 1906 г. в ПЭП состояло около 43,8 тыс. человек. Что касается “географии” ее структур, то ей не удалось распространить свое влияние на регионы, и оно ограничивалось границами столицы и близлежащих уездов. [c.100]






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных