Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Казахстан. Средняя Азия




Процесс партийного строительства в Казахстане начался только в период революции 1905-1907 гг., когда в Уральске в 1905 г. по инициативе рада либерально настроенных деятелей казахского национального движения – А.Букейханова, М.Дулатова, Б.Каратаева Ж.Сейдалина, Б.Сыртанова, М.Тынышпаева – была предпринята попытка создать филиал Конституционно-демократической партии России. По традиции важнейшее решение в жизни казахов должен был принять съезд представителей казахского народа. Но т.к. на съезде в Уральске не было выработано общей позиции по созданию отделения КДП, предложение об этом не прошло. После революции 1905-1907 гг. процесс формирования либерально-национального движения в Казахстане был заморожен. Только после февраля 1917 г. когда в Казахстане стало набирать силу национальное движение, вопрос о созданий партии всего казахского народа встал на повестку дня. За такой всеказахский мотив в формировании партии говорит и название предполагаемой партии Алаш (имя мифического предка казахов, символ государственности). Решение о создании партии, которая защищала бы интересы всех казахов, как и в 1905 г., должен был принять Всеказахский съезд. 21-26 июля 1917 г. он состоялся в Оренбурге и принял решение оформиться в самостоятельную политическую партию, которая выражала бы интересы всех казахов, поручив подготовку программно-организационных документов группе деятелей: А. Букейханову, М. Дувлатову, Г. Гумарову, А. Байтурсынову, Г. Жундибаеву, А. Биримжанову.

21 ноября 1917 г. указанная группа опубликовала в газете “Казах” проект программы.

II общеказахский съезд, состоявшийся 5-13 декабря, к вопросу о создании партии не возвращался, сосредоточив свою работу на проблемах государственного строительства. Съезд провозгласил образование казахской территориально-национальной автономии с названием Алаш. Есть основание считать, что после февраля 1917 г. в Казахстане была создана национально-территориальная автономия Алаш, а не партия Алаш. Видимо, политическая обстановка того времени настоятельно требовала в первую очередь становления национальных институтов государства, которые обогнали в своем развитии процесс формирования политической партии.

В Средней Азии процесс формирования политических партий начался после революции 1905-1907 гг. на основе общественного и культурно-просветительного движения джадидизма. В работах одного из теоретиков джадидизма И. Гаспринского выдвигались три основных проблемы, которые необходимо было решить движению: во-первых, модернизировать мусульманские общины через реформы и просвещение; во-вторых, достичь духовного и политического единения мусульман Российской империи; в-третьих, выработать формы взаимодействия русских мусульман с Западом. Джадидизм поставил перед собой задачу преодоления культурной отсталости российских мусульман. Одновременно движение старалось нащупать пути интеграции [c.276] традиционного мусульманского общества в индустриальный, капиталистический мир.

Джадидизм как движение не имел в России единого центра и был наднациональным движением.

К началу XX в, джадидизм как движение приобрел политическое влияние в Средней Азии, прежде всего в областях, населенных узбеками. Центрами джадидизма стали Ташкент, а также Бухарский эмират и Хивинское ханство. В 1905-1907 гг. в Хивинском ханстве возникло движение младохивинцев. Стоя на позициях джадидизма, они требовали проведения реформ в ханстве. Однако только после февральской революции им удалось заставить хана издать манифест, провозгласивший частичные реформы. В Бухарском эмирате в 1916 г. джадиды объединились в движение младобухарцев. В 1918 г. они попытались совершить в эмирате государственный переворот, но были разгромлены, их организации распались. Одновременно внутри обеих организаций происходил процесс размежевания на левое и правое крыло, еще более ускоренный внешними событиями – октябрьской революцией и установлением советской власти в Узбекистане. В 1920 г. левое крыло младохивинцев и младобухарцев вступили соответственно в Хорезмскую и Бухарскую коммунистическую партии, правое крыло поддержало басмачество.

В Туркестане 5 после февральской революции процесс формирования национальных политических партий ускорился. 14 марта 1917 г. на собрании делегатов, выбранных на митинге, проходившем накануне в старом городе (район Ташкента, заселенный в то время коренным населением), было решено создать свою национальную (узбекскую) политическую организацию, которая бы защищала интересы мусульман. Новая политическая организация получила название Шура-и-Исламия (Исламский совет). Во главе нового образования встали У. Асадуллыхаджи, М.К. Абдуращидханов, А.Абдурауф, А.В.Кари и др. По своему национальному составу организация была по преимуществу узбекская.

С самого начала своего существования Шура-и-Исламия попыталась перехватить инициативу у Ташкентского совета. Так изначально Шура-и-Исламия формировалась не только как политическая организация, но и как орган местной власти (наподобие Алаш). Однако, в отличие от Алаш, Шура-и-Исламия смогла создать функционировавшую организационную структуру, схожую со структурой политической партии. Шура-и-Исламия имела отделения во многих городах Туркестана, которые подчинялись общему руководству. [c.277]

Программное заявление Шура-и-Исламия, имевшее название Временные законы, было выдержано в духе джадидизма. Оно выдвигало требование распространения среди мусульманского населения Туркестана идей обновления общества. В области национально-государственного строительства Шура-и-Исламия выдвигала требование создания местных органов самоуправления, во главе которых стояли бы представители коренного населения. Будущее Туркестана Шура-и-Исламия видела в создании Туркестанской автономной республики в составе демократической России. Шура-и-Исламия выступала также за устранение недоверия между всеми народами, проживавшими в Туркестане.

Шура-и-Исламия старалась найти социальную опору среди всех слоев коренного населения. Это привело к тому, что по своему социальному составу Шура-и-Исламия оказалась слишком разнородной, а интересы входящих в организацию социальных слоев часто не совпадали и были даже противоположны. И если на этапе формирования организации общие цели – создание мусульманской политической организации – сглаживали противоречия в руководстве Шура-и-Исламия, то уже к лету 1917 г. они привели к расколу в ее рядах. Недовольные светской ориентацией Шура-и-Исламия представители ортодоксального мусульманского духовенства вышли из организации и создали новое политическое формирование традиционалистко-консервативного толка с элементами исламисткой нетерпимости – Шура-и-Улемия (Совет духовенства). Новая политическая группировка враждебно отнеслась к политической программе Шура-и-Исламия. В противовес им Шура-и-Улемия видела будущее Туркестана в сохранении традиционного уклада мусульманской жизни, в котором важнейшую роль играло бы исламское духовенство. По существу, целью новой организации стало стремление законсервировать феодальный строй в Туркестане и построить государство, которое бы управлялось по законам шариата. В области государственного устройства требования Шура-и-Улемия были гораздо радикальнее: отделение Туркестана от России и создание в Средней Азии единого мусульманского государства под эгидой Турции. [c.278]






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных