Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Факторный анализ прибыли от реализации продукции (работ, услуг)




Прибыль от реализации товарной продукции в общем случае находится под воздействием таких факторов, как изменение: объема реализации; структуры продукции; отпускных цен на реализованную продукцию; цен на сырье, материалы, топливо, тарифов на энергию и перевозки; уровня затрат материальных и трудовых ресурсов. Приведем методику формализованного расчета факторных влияний на прибыль от реализации продукции.

1. Расчет общего изменения прибыли (∆Р) от реализации продукции:

∆Р = Р1 – Р0,

где Р1 — прибыль отчетного года;

Р0 прибыль базисного года.

2. Расчет влияния на прибыль изменений отпускных цен на реализованную продукцию (∆Р1):

,

где: NР1 = - реализация в отчетном году в ценах отчетного года (р — цена изделия; q - количество изделий);

NР0 = — реализация в отчетном году в ценах базисного года.

3. Расчет влияния на прибыль изменений в объеме продукции (∆Р2) (собственно объема продукции в оценке по плановой (базовой) себестоимости):

∆Р2 = Р0К0 – Р01–1),

где: Р0 прибыль базисного года;

К1 коэффициент роста объема реализации продукции

K1 = S1,0/S0,

где S1.0 — фактическая себестоимость реализованной продукции за отчетный период в ценах и тарифах базисного периода;

S0 себестоимость базисного года (периода).

4. Расчет влияния на прибыль изменений в объеме продукции, обусловленных изменениями в структуре продукции (∆Р3):

∆Р3 = P0(K2 – K1),

где К2 — коэффициент роста объема реализации в оценке по отпускным ценам

K2 = N1.0 /N0,

где N1.0 — реализация в отчетном периоде по ценам базисного периода;

N0 реализация в базисном периоде.

5. Расчет влияния на прибыль экономии и от снижения себестоимости продукции (∆Р4):

∆Р4 = S1.0 – S1,

где S1.0 – себестоимость реализованной продукции отчетного периода в ценах и условиях базисного периода;

S0 фактическая себестоимость реализованной продукции отчетного периода.

6. Расчет влияния на прибыль изменений себестоимости за счет структурных сдвигов в составе продукции (∆Р5):

∆Р5 =S0K2 – S1.0.

Отдельным расчетом по данным бухгалтерского учета определяется влияние на прибыль изменений цен на материалы и тарифов на услуги (∆Р6), а также экономии, вызванной нарушениями хозяйственной дисциплины (∆Р7). Сумма факторных отклонений дает общее изменение прибыли от реализации за отчетный период, что выражается следующей формулой:

∆Р = P1 – P0 = ∆Р1 + ∆Р2 + ∆Р3 +∆Р4 +∆Р5 +∆Р6 +∆Р7,

или

,

где Р — общее изменение прибыли;

Рi — изменение прибыли за счет i- го фактора.

В табл. 10.3 приводятся исходные данные и цифровой пример факторного анализа прибыли от реализации продукции.

Таблица 10.3

Анализ прибыли по факторам

(млн. руб.)

Показатели По базису По базису на фактически реализованную продукцию Фактические данные по отчету Фактические данные с корректировкой на изменение цен
         
1. Выручка (нетто) от реализации товаров, продукции, работ, услуг     3232.6  
2. Полная себестоимость реализации товаров, продукции, работ, услуг        
3. Прибыль (убыток) от реализации     708,6  

Определим степень влияния на прибыль следующих факторов:

а) изменение отпускных цен на продукцию. Это влияние определяется как разность между выручкой от реализации по отчету в фактически действующих ценах (графа. 4) и ценах базисного периода (графа 3). В нашем примере она составляет 421,6 млн. руб. (3232,6 - 2811) и отражает рост цен в результате инфляции. Анализ данных бухгалтерского учета позволит раскрыть причины и величину завышения (снижения) цен в каждом конкретном случае (по видам товаров, продукции, работ, услуг).

б) изменение цен на материалы, тарифов на энергию, перевозки и прочее. Для этого используют сведения о себестоимости продукции. В нашем примере влияние данных факторов составило 374 млн. руб. (2150-2524).

в) нарушение хозяйственной дисциплины. Влияние устанавливается с помощью анализа данных учета о доходах и расходах вследствие нарушений стандартов, технических условий, рецептур, невыполнения мероприятий по охране труда, технике безопасности и др. В данном примере не выявлена дополнительная прибыль, полученная за счет перечисленных нарушений;

г) увеличение объема реализации продукции в оценке по базисной полной себестоимости (собственно объема продукции). Для расчета влияния данного фактора исчисляют коэффициент роста объема реализации продукции в оценке по базисной себестоимости. В нашем примере он равен

1,067 (2230: 2090).

Затем корректируют базисную прибыль на данный коэффициент и вычитают из нее базисную прибыль:

514 х 1,067 - 514 = 34,4 млн. руб.

д) увеличение объема реализации продукции за счет структурных сдвигов в составе продукции. Для расчета влияния данного фактора базисная величина прибыли корректируется на разность между коэффициентом роста объема реализации в оценке по отпускным ценам и коэффициентом роста объема реализации продукции в оценке по базисной себестоимости. Приведем результат расчета:

е) уменьшение затрат на 1 руб. продукции.

Влияние данного фактора определяется как разность между базисной полной себестоимостью фактически реализованной продукции и фактической себестоимостью, исчисленной с учетом изменения цен на материальные и прочие ресурсы и факторов, связанных с нарушениями хозяйственной дисциплины. В нашем примере это влияние составило

(2230 - 2150) = 80 млн. руб.;

ж) изменение себестоимости за счет структурных сдвигов в составе продукции. Влияние данного фактора определяется как разность между базисной полной себестоимостью, скорректированной на коэффициент роста объема реализации продукции, и базисной полной себестоимостью фактически реализованной продукции:

2090 х 1,0795 - 2230 = 26,2 млн. руб.

Общее отклонение по прибыли составляет 194,6 млн. руб. (708,6 — 514), что балансируется по сумме факторных влияний:

194,6 = 421,6 - 374 +34,4 + 6,4 + 80 +26,2.

Результаты анализа представлены ниже в сводке влияния факторов на отклонение прибыли от реализации продукции

Показатели млн. руб.
Отклонение прибыли — всего 194,6
В том числе за счет а) изменения отпускных цен на продукцию 421,6
б) изменения цен на материалы и тарифов  
в) нарушений хозяйственной дисциплины -
г) изменения объема реализации продукции 34,4
д) изменения структуры продукции 6,4
е) снижения уровня затрат (режима экономии)  
ж) изменения структуры затрат 26,2

Как видно из этих данных, наибольшее влияние на отклонение прибыли оказали ценовые факторы. За счет роста объема продаж получено дополнительной прибыли только 17,7% (34,4:194,6), тогда как структурные сдвиги в затратах на производство позволили получить экономию ресурсов и дополнительную прибыль 80 млн. руб., что составляет 41,1% общего отклонения по прибыли.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных