ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ПРИЕМЫ РАБОТЫ С АГРЕССИЕЙПриемы работы с агрессией необязательно меняют фон общения с агрессивного на нейтральный или положительный. Как и любой прием, они не являются универсальными. Но вместе с тем приемы работы с агрессией позволяют вам оставаться вне конфликтного взаимодействия. Если ваше сознание работает в момент конфликта с задачей подбора определенной тактики, вы уже отчасти защищены приемом рационализации. Там более, что владение спектром возможных реакций даст вам понимание вариативности развития ситуации, позволит поработать с разными способами выхода из нее. Некоторые из предлагаемых приемов несут на себе определенно печать искусственности, но это не снижает их возможную эффективность. В ситуации предконфликтного или конфликтного общения люди воспринимают искусственность общения собеседника как умение держать себя в руках. Основной принцип предотвращения разворачивания конфликта — это умение предвидеть развитие ситуации по негативному сценарию (система контролируемого страха). Нет никакой оправданности в том, чтобы «лезть на рожон», отталкиваясь только от собственных реакций амбиций. Не случайно в слэнге «силовиков» есть термин «прокачать ситуацию». Настройте свое сознание на анализ возможных путей развития ситуации и после этого действуйте, сознательно беря на себя ответственность за последствия. Кстати, часто даже контролируемое держание паузы позволяет произвести должное воздействие на собеседника. Комментарий: «Есть успехи, которые надо отмечать минутой молчания». Метод «прогнозируемые последствия». Используется как демонстративная тактика уверенности, позволяющая поделить ответственность с собеседником за развитие ситуации. В ситуации давления или начала конфликта человек озвучивает для агрессора возможные сценарии развития ситуации, предлагая другой стороне выбрать наиболее приемлемый. Естественно, что, формулируя варианты, можно как ввести другую сторону в растерянность, так и спровоцировать ее на активные -действия (если вы к ним готовы). Метод «кавычки». Предложен М. Эриксоном. В ответ на агрессивное высказывание описывается ситуация третьего лица, и в эту ситуацию косвенно встраивается собственное отношение к происходящему: «Знаешь, к моему другу подошли тоже с одной просьбой. Знаешь, что он ответил? А пошли бы вы все..! (В этой фразе человек реально, хотя и от третьего лица, высказывает свое отношение к происходящем.) Какие агрессивные все-таки люди стали!» Метод помогает снять негативные эмоции, высказать собственные мысли по поводу ситуации и собеседника и при этом не дать прямого повода к началу активной агрессии. Хотя умным собеседником, конечно, он воспринимается как прямая ирония. Метод «уход в безэмоциональность». Основан на том, что в ситуации нормального общения люди говорят с достаточно большим количеством интонационных, смысловых, эмоциональных акцентов. При использовании данного метода вы резко замедляете темп общения, ваши интонации становятся ровными, однотонными, смотрите слегка исподлобья, делаете четко выраженные паузы в конце фразы, убираете напряжение голоса. В качестве зрительного примера вспомните стиль общения Р.И. Хасбулатова с депутатами Госдумы. Помните, именно с помощью данного стиля общения ему удавалось регулировать их эмоциональные порывы. Комментарий безэмоциональности: «Больной врывается к врачу-психотерапевту. — Доктор, я погибаю. Жизнь теряет для меня смысл! — Теряет смысл... Понимаю. — Да нет же! Все крайне плохо. Мне так трудно, что я даже готов покончить жизнь самоубийством!! — Самоубийством... Понимаю. — А черт с вами со всеми!!! — С этими словами посетитель подбегает к окну кабинета и выбрасывается с высоты шестого этажа. Слышен глухой звук упавшего на асфальт тела: бум. Психотерапевт после некоторого раздумья: — Бум... Понял!» Метод «доведение до абсурда». В ответ на заявления следует без возражения, с некоторым согласием предлагать образ развития ситуации, рационально изложив последствия, которые явно неприемлемы для другой стороны. Комментарий к описанию последствий: «Папа, я решил жениться». — «Хорошо, сынок. Но учти: семья заменяет все. Поэтому, прежде чем ее завести, подумай, что тебе важней, — все или семья». Метод «свернутый контакт». Метод заключается в умении провести демонстрацию уверенного поведения. Например, в ответ на неконструктивную критику вместо реакции обиды или ответной агрессии сказать фразу типа: «Хорошо, я над этим подумаю». Подобный ответ демонстрирует вашу защищенность и показывает, что ситуацией выбора управляете все-таки вы. Метод «другая роль». В этом методе используется стратегия расширения спектра игрового поведения. Человеку даются сигналы, что на самом деле у вас что-то есть «за спиной» и ему стоит подумать, прежде чем вступать с вами в конфликт. Комментарий: «Шмидт видит своего друга, переходящего улицу в неположенном месте. Полицейский останавливает его и требует, чтобы он уплатил штраф. — Вам разрешено штрафовать министра? — спрашивает тот. Полицейский, немного подумав, вежливо прощается и уходит. — Ты министр? — спрашивает друг. — Нет, — отвечает Шмидт, — я просто так спросил». Метод «парадоксальная интенция» заключается в том, чтобы поступать абсолютно не соответствуя тому, чего ожидают от вас агрессоры, использовать прием, разрушающий поведение противника. Комментарий: «Ну и идиот же ты!» — «Что ты этим хочешь сказать?» — «Нет, ты не только идиот, но еще и дурак!» — «Это я услышал, что же ты все-таки хочешь этим сказать?!» Метод «зато». В нем используется прием подбора позитивного противовеса, который помогает изменить общую оценку ситуации. В этом приеме вы как бы неявно соглашаетесь с содержанием высказывания оппонента, но вместе с тем демонстрируете явное преимущество вашего положения: — Не слишком ли вы молоды, чтобы работать с нами? - Зато (или «и именно поэтому») мы энергичны и ориентированы на достижение высоких результатов! Комментарий: «Боже, посмотри! Пока нас не было дома, у нас украли всю мебель?» — «Не стоит огорчаться. Зато, вон, видишь, у стенки запонка, которая давным-давно закатилась под диван». Метод «демонстративная реакция». При использовании данного приема человек, ставший объектом агрессии, иронично описывает то состояние, которое желает достичь агрессор, прибегает к утрированной демонстрации испуга от действий кого-либо: «Да-да, я страшно испугался и весь дрожу». Естественно, что в такой форме он больше работает на демонстрацию вашей психической защищенности и скорее способствует развитию агрессии. Другая разновидность данного приема, которая заключается в спокойном проговаривании для оппонента реального собственного состояния, позволяет иногда снять напряженность. В данном случае вы как бы показываете другому, что уже попали в то состояние, которого он добивался, и, может, ему стоит изменить тактику взаимодействия с вами. Метод «функциональная роль». В ситуации развития агрессии человек прибегает к какому-либо объективному обстоятельству, которое логически определяет его действия. Помните, как этим мастерски пользуются «ответственные лица», предлагая бороться с системой, а не с ними. Комментарий: «Официант, почему в супе муха?!» — «Сэр, я обязан обслуживать клиентов, а не разгадывать приметы». Метод «сиреневый туман». Заключается в использовании тактики словесного запутывания оппонента. При этом ваше встречное высказывание не противоречит общему смыслу высказывания оппонента и даже как бы его развивает. Другое дело, что в вашем тексте происходит переформирование высказывания вашего собеседника. Пример: — Вы абсолютно не умеете себя вести в общении с начальством! — Да, Михаил Иванович, нам давно необходимо обсудить, что можно воспринимать как корректное поведение и на каких моментах нам стоит остановиться, чтобы в целом наше общение не препятствовало решаемым задачам... Метод «Я-высказывание». Этот прием можно условно разложить на три элемента: «Когда...» — после этого вступления идет описание происходящего процесса: когда на меня повышают голос, когда на меня давят и т.д. «Я обычно...» — после этой связки идет описание собственного состояния или ощущений: я обычно теряюсь; у меня обычно пропадает желание общаться и т.д. «Давайте...» — после этого слова идет предложение изменить правила взаимодействия: давайте спокойно обсудим, давайте попытаемся проанализировать и т.д. Метод «вам важно». Технология заключается в вашем умении заметить и зафиксировать ту потребность, из-за которой агрессор пытается развязать конфликт. При этом необходимо получить его подтверждение того, что вы правильно отобразили его состояние. «Почему вы всегда приходите в таком распущенном виде на переговоры?» — «Вам важно, чтобы люди, с которыми вы разговариваете, имели соответствующий деловой имидж?» — «Да». Метод «радости на гадости». Метод прост как все сложное и сложен как все простое. Он заключается в умении высказать встречный комплимент по теме агрессии, изменяющий стиль сообщения. В ответ на предыдущую претензию ответ мог бы звучать, например, таким образом: «Спасибо, что вы обратили внимание на важную деталь — мой внешний вид. Я постараюсь с этим поработать». Не стоит приуменьшать значение этого приема, он достаточно часто используется в переговорах высокого ранга, помогая снизить уровень негативных эмоций. Вспомним, например, переговорный стиль Б.А. Березовского. Можно сколько угодно говорить о неэтичности его действий, но владение технологией общения за ним необходимо признать. В жестких переговоpax с президентом Азербайджана было достаточно много неприятных для него моментов. Но, подводя итог встречи, Березовский прибегает к высказыванию: «За эти четыре часа я получил самые существенные уроки в своей жизни, за что я очень благодарен господину Алиеву». Даже по последующей эмоциональной реакции названного лица можно было понять, что мостик к следующему раунду переговоров был организован. Мы привели примеры всего лишь нескольких приемов, позволяющих сознательно работать с агрессией собеседника В собираемой нами с помощью наших друзей, деловых партнеров, знакомых копилке их число уже подбирается к сотне. Еще раз подчеркнем, что ни один из них не универсален. Но если человек владеет спектром возможных реакций, он все равно будет более защищен, чем тот, который идет на поводу у стереотипного реагирования. Тема 2.4. Мягкая тактика: конструктивная критика И, наконец, важное умение, с которым хотелось бы вам предложить поработать. Это умение заключается в способности технологично работать на конфликтогенных направлениях взаимодействия. В качестве примера разберем ситуацию, когда необходимо критиковать действия других людей. Давайте воспользуемся преимуществами рационального подхода и определим то, какие цели мы ставим перед собой, критикуя других. 1. Основная задача критики заключается в необходимости коррекции поведения человека в соответствии с необходимостью развития какой-либо деятельности. При такой постановке вопроса особенно необходимо реалистическое понимание собственных мотивов действий, порыва собственного поведения. Как говорится, «интеллигентность — это еще и умение понимать низкие мотивы собственных поступков». 2. Итогом критики должно являться обеспечение возможности возникновения у человека собственного желания измениться, обеспечить внутренней энергией самоизменения. Оно может быть основано, например, на формировании чувства вины, увязывания системы изменения с общими интересами, перспективами развития личности. 3. Конструктивная критика подразумевает возможность создания или владения определенным спектром выражения смысловой информации критики, приемлемой для другого человека. Структура конструктивного критического высказывания включает в себя: Ø волевой посыл, включающий в себя направленность на ожидаемое действие критикуемого; Ø в содержании высказывания содержится информационное (оценочное) высказывание, принимаемое критикуемым и имеющее под собой реальные события, а не их субъективную оценку критикующим; Ø присутствует «язык» критики, адаптированный к восприятию критикуемого; Комментарий к восприятию: Л.Н. Толстой, будучи офицером, все старался отучить солдат от матерщины, заставляя их общаться на культурном высоком слоге. Когда он уехал, солдаты еще долго его вспоминали: «Очень хороший был офицер. Но какой ругатель! Бывал, о как завернет: вроде по-русски, а ни слова не понятно! Мастер!» Ø критическое высказывание «вписано» в условия конкретной ситуации делового или межличностного взаимодействия, в которую равноправно вписываются обе стороны; Ø при организации диалога соблюдено условие предварительной подготовки, эмоционального и когнитивного настроя критикуемого к восприятию критики. Ниже мы приводим возможные формы критических высказываний руководителя. Заметьте, насколько широка возможность выразить свое критическое замечание без чрезмерной эмоциональной напряженности и провокаций на появление конфликтных ситуаций в коллективе: Ø подбадривающая критика («Ничего. В следующий раз сделаете лучше. А сейчас — не получилось».); Ø критика-упрек («Ну что же вы? Я на вас так рассчитывал!»); Ø критика-надежда («Надеюсь, что в следующий раз вы сделаете это задание лучше».); Ø критика-аналогия («Раньше, когда я был таким, как вы, я допустил точно такую же ошибку. Ну и попало же мне тогда от моего начальника!»); Ø критика-похвала («Работа сделана хорошо, но только не для этого случая».); Ø обезличенная критика («В нашем коллективе есть еще работники, которые не справляются со своими обязанностями. Не будем называть их фамилии».); Ø критика-озабоченность («Я очень озабочен сложившимся положением дел, особенно у таких наших коллег, как...».); Ø критика-сопереживание («Я хорошо вас пониманию, вхожу в ваше положение, но и вы войдите в мое. Ведь дело-то не сделано...».); Ø критика-сожаление («Я очень сожалею, но должен отметить, что работа выполнена некачественно».); Ø критика-удивление («Как?! Неужели вы не сделали эту работу?! Не ожидал...».); Ø критика-ирония («Делали-делали и сделали. Работка что надо! Только как теперь в глаза начальству смотреть будем»?); Ø критика-намек («Я знал одного человека, который поступил точно так же, как вы. Потом ему пришлось плохо...»); Ø критика-смягчение («Наверное, в том, что произошло, виноваты не только вы...»); Ø критика-укоризна («Что же сделали так неаккуратно? И не вовремя?!»); Ø критика-замечание («Не так сделали. В следующий раз советуйтесь».); Ø критика-предупреждение («Если вы еще раз допустите брак, пеняйте на себя!»); Ø критика-требование («Работу вам придется переделать!»); Ø критика-вызов («Если допустили столько ошибок, сами и решайте, как выходить из положения!»); Ø конструктивная критика («Работа выполнена неверно, что собираетесь теперь предпринять?»); Ø критика-опасение («Я очень опасаюсь, что и в следующий раз работа будет выполнена на таком же уровне».). Тема 2.5. Жесткие тактики: противодействие манипулированию Этот раздел в тезисном виде дает обзор «искусства» манипуляции как умения заставлять других делать то, что нужно манипулятору. Каждому из нас приводилось в жизни радоваться победе, осуществленной не с помощью чистых приемов. Согласитесь, приятно побеждать, даже если признаться себе, что при этом манипулируешь другими. Но ведь и другие хотят манипулировать тобой. Поэтому нужно уметь защищаться от чужой манипуляции. Итак, давайте разберем: Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|