Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Взаимосвязь потребления, сбережения, инвестиций




Потребление представляет собой самый большой состав­ной компонент ВВП, поэтому его анализ исключительно ва­жен для исследования основных макроэкономических взаимо­зависимостей. При изучении совокупного потребления важно обратить внимание на тот факт, что в обществе наблюдается устойчивая склонность к потреблению. Кейнс описывает это явление с помощью своего знамени­того основного психологического закона, согласно которому по мере роста дохода потребление растет, но не в той же про­порции, в которой растет доход, — потребление отстает от рос­та дохода. При этом относительно увеличиваются сбережения, или накопления, населения.

Представим в формальном виде доход (Y) как сумму по­требления и сбережения: Y=C+S. С увеличением дохода в абсолютном измерении происхо­дит прирост и потребления, и сбережения: ΔY=ΔС+ΔS, но в относительном измерении прирост потребления стано­вится меньше, а прирост сбережения — больше по мере роста дохода.

Средняя склонность к потреблению (АРС) – это отношение размеров потребления к размеру дохода: АРС=C/Y. Средняя склонность к сбережению (APS) – это отношение размеров сбережения к размеру дохода: АРS=S/Y.

Предельная склонность к потреблению (МРС) – это отношение изменения потребления к вызвавшему его изменению дохода: МРС=ΔС/ΔY. Предельная склонность к сбережению (MPS) – это отношение изменения сбережения к вызвавшему его изменению дохода: MPS=ΔS/ΔY. Предельная склонность к импортированию (m`) – доля прироста расходов на импортные товары в любом изменении дохода: m`=ΔМ/ΔY, где ΔМ – изменение расходов на импорт, ΔY – изменение дохода.

Эти величины показывают, какую часть дополнительного дохода домашние хозяйства склонны будут потреблять, а ка­кую – сберегать.

В сумме предельная склонность к потреблению и предель­ная склонность к сбережению равны единице, что следует из их определения: так как Δ Y= ΔС + ΔS, то, разделив все компо­ненты этого равенства на ΔY, мы получим 1 = МРС + MPS.

Основной психологический закон находит подтверждение не только на уров­не одного домашнего хозяйства, но и на макроэкономическом уровне. В результате выстраиваются функции потребления и сбережения и их графики (рис. 19.10).

Линия потребле­ния на нашем графике начинается не из нуля, а из некоторого уровня Са – автономное потребление. Автономные величины – это величины, не зависящие от уровня дохода. В данном случае показано потребление, обу­словленное прожиточным минимумом, т.е. независимо от уров­ня дохода это потребление должно быть в обществе, иначе об­щество погибнет.

Уровень дохода Y1 – это единственный уровень дохода, при котором весь доход полностью потребля­ется (точка нулевого сбережения). Левее от этого уровня на­блюдается такой доход, который оказывается недостаточным для данного потребления, — это участок отрицательных сбере­жений, или жизнь в долг. Правее — доход, при котором потреб­ление оказывается ниже его уровня и происходит формирова­ние накоплений, т.е. образуются положительные сбережения.

 

 

Рис. 19.10. Функции потребления (а) и сбережения (б)

 

График сбережений (рис. 19.10б) строится с учетом графи­ка потребления. Первое, что мы определяем, — точку нулевых сбережений, находящуюся на уровне Y1. Слева от нее — область отрицательных сбережений, справа — область положи­тельных сбережений. Причем если потребление относительно убывает по мере роста дохода, то сбережение относительно растет.

Графики потребления и сбережения симметричны относи­тельно друг друга, если за ось симметрии принять линию, про­ходящую под углом 45°. Чем больше склонность к потребле­нию, тем меньше склонность к сбережению, и наоборот.

В неоклассической концепции взаимосвязь функций потребления и сбережений рассматривается иначе. Учитывается зависимость от процента – чем выше процент, тем больше сбережения и меньше потребление.

 

3. Инвестиции как составная часть совокупных расходов (AD). Модель «инвестиции – сбережения» (I-S)

Инвестиции являются одним из основных компонентов со­вокупного спроса. Источником инвестиций выступают сбережения, поэтому важно представлять их взаимосвязь.

Предельная склонность к инвестированию – доля прироста расходов на инвестиции в любом изменении дохода: MPI=ΔI/ΔY, где MPI – Предельная склонность к инвестированию, ΔI – изменение величины инвестиций, ΔY – изменение дохода.

Кейнс различает два вида дохода. Первый — уже рассмот­ренный нами произведенный доход (произведенный национальный доход равен сумме потребления и сбережений): Y=С+S. Национальный доход при его использовании равен сумме расходов на потребление и инвестиции, который можно представить: Y= C+I. Появляется новый показатель — инвестиции. Для того чтобы в экономике существовало макроэкономи­ческое равновесие, необходимо, чтобы произведенный доход полностью использовался, т.е. чтобы инвестиции были равны сбережениям: S = I.

Проблема, по кейнсианской теории, заключается в том, что сбережения и инвестиции могут осуществляться различны­ми хозяйствующими агентами, которые заранее не обговарива­ют объем сбережений и объем инвестиций, т.е. потенциально заложено возможное несоответствие желания сберегать и желания инвестировать. От каких же факторов зависят инвестиции?

Прежде всего, инвестиции зависят от ожидаемой нормы при­были предполагаемых капиталовложений. Чем выше предпо­лагаемая норма прибыли, тем выше должны быть инвестиции. Второй фактор, определяющий величину инвестиций, – уровень процентной ставки. Чем выше уровень процентной ставки, тем ниже при прочих равных условиях уровень инвестиций, так как процентная ставка может рассматриваться в качестве цены инвестиций (рис. 19.11).

Рис. 19.11. Сбережения и инвестиции в классической модели

 

Равновесие, как на любом рынке, восстанавливается благо­даря действию ценового механизма. Сбережения и инвестиции определяются одной и той же величиной – уровнем процентной ставки (r), поэтому пробле­мы достижения равновесия между сбережениями и инвести­циями не существует: S(r)=I(r). Однако, с точки зрения кейнсианства, сбережения и инве­стиции зависят от разных величин: инвестиции, как и у клас­сиков, определяются уровнем процентной ставки, а сбереже­ния зависят от уровня дохода, что отражается формулой: S(Y)=I(r).

Таким образом, сбережения и инвестиции зависят от раз­ных факторов, а это означает следующее: равенство сбереже­ний и инвестиций находится под вопросом, существует про­блема достижения равновесия и на практике возможны две не­равновесные ситуации: S(Y)>I(r) и S(Y)<I(r). Первая ситуация: сбережения больше инвестиций, – это ситуация стагнирующей экономики, когда есть средства, но нет желания инвестировать. Вторая ситуация: инвестиции больше сбережений, – это ситуация развивающейся экономики, но такой экономике ну­жен внешний приток средств, так как внутренних источников оказывается недостаточно для осуществления желаемых инве­стиций.

Графически кейнсианские представления относительно сбе­режений и инвестиций можно проиллюстрировать с помощью модели «сбережения – инвестиции» (рис. 19.12).

Рис. 19.12. Сбережения и инвестиции в кейнсианской модели

 

На оси абсцисс откладывается уровень дохода, на оси орди­нат – сбережения и инвестиции. Линия инвестиций в такой системе координат – горизон­тальная линия, так как инвестиции не зависят от уровня дохо­да (они автономны от дохода). Линия сбережений строится в зависимости от дохода, ее наклон определяется предельной склонностью к сбережению. Равновесие между инвестициями и сбережениями устано­вится в той точке, где их графики пересекаются, т.е. в точке Е. Размер дохода Y1 – это равновесный уровень дохода. Проблема заключается в том, что равновесный уровень дохода, даже если он достигнут, может не обеспечивать достиже­ние уровня полной занятости (F).

Как известно, перед правительством стоят две основные макроэкономические задачи, которые можно проиллюстриро­вать на модели равновесия: достичь макроэкономического равновесия; сохраняя равновесие, повысить уровень равно­весного дохода. Как этого можно добиться? Наращивая инве­стиции! Графически – «поднимая» линию инвестиций вверх. Если инвестиционный процесс расширится, то возможно достижение равновесия при полной занятости. То есть данная модель, помимо иллюстрации проблемы равновесия, дает пред­ставление о функциональной роли инвестиций в экономике.

Существуют различия между представлениями классиче­ской и кейнсианской школы относительно равенства между сбережениями и инвестициями. Во-первых, в классической модели длительная безработица невозможна: гибкость ценового механизма быстро восстанавливает равновесие в случае, если оно было нарушено; в кейнсианской модели равенство сбережений и инвести­ций вполне возможно при неполной занятости. Во-вторых, в классической модели сбережения зависят от процента, а в кейнсианской модели — от дохода.

Зависимость сбережений и инвестиций от одной и той же величины (от процентной ставки) в классической модели уп­рощает процесс достижения рыночного равновесия. В кейнсианской модели в силу того, что сбережения и ин­вестиции зависят от разных величин и их осуществляют раз­личные субъекты, существует проблема достижимости макро­экономического равновесия.

Итак, уровень инвестиций определяется нормой прибыли и уровнем процентной ставки. Однако есть и другие факторы, влияющие на инвестиционный процесс.

На величину уровня инвестиций оказывает влияние доход. До сих пор речь шла об автономных инвестициях, т.е. инвести­циях, не зависящих от уровня дохода. Напротив, сами инве­стиции рассматривались как фактор роста дохода. Однако по мере роста дохода инвестиционные возможности увеличиваются, и в данном случае имеют место производные инвестиции.

На величину инвестиций оказывают влияние и многие дру­гие факторы: уровень налогообложения, политика правитель­ства, общий характер инвестиционного климата в стране.

Фактически инвестиции включают в себя запланированные и незапланированные инвестиции. Последние представляют собой непредусмотренные изменения инвестиций в товароматериальные запасы. Эти незапланированные инвестиции и приводят в соответствие фактические величины сбережений и инвестиций и устанавливают макроэкономическое равновесие.

Планируемые расходы – сумма расходов, домохозяйства, фирмы, правительство и внешний мир планируют истратить на товары и услуги. Реальные расходы отличаются от планируемых тогда, когда фирмы вынуждены делать незапланированные инвестиции в товароматериальные запасы.

На рис. 19.13 видно, что в точке А реальные и планируемые расходы равны, т.е. Y=E. На линии Y=E соблюдается равенство фактических инвестиций и сбережений. В точке А, где доход равен планируемым расходам, достигается равенство планируемых и фактических инвестиций и сбережений устанавливается макроэкономическое равновесие, т.е. AD=AS.

 
 

 

 


Рис. 19.13. Крест Кейнса

 

Если фактический объем производства Y1 превышает равновесный Y0, то это приведет к росту нереализованной продукции (товароматериальных запасов), снижению прибыли, сокращению объема производства и занятости. Если фактический выпуск производства Y2 меньше равновесного Y0, то происходит незапланированное сокращение инвестиций в товароматериальные запасы, рост прибыли, увеличение производства и занятости, т.е. достигается равновесие AD=AS.

Взаимосвязь сбережений, инвестиций, уровня процента и уровня дохода можно графически представить с помощью модели IS (инвестиции – сбережения) – рис. 19.14. Модель разработана в 1930-е гг. английским экономистом Дж. Хиксом. Она показывает равновесие на реальном рынке, т.е. на рынке товаров и услуг. Кривая IS проходит через точки, отражающие такое соотношение процентной ставки и дохода, при которых выполняется условие равновесия, т.е. сбережения равны инвестициям.

Рис. 19.14. Модель IS

 

Прирост инвестиций приводит к приросту дохода. Однако, как показывает практика, доход растет гораздо интенсивнее, чем растут инвестиции. Если инвестиции вырастают на какую-то величину, то для того, чтобы получить рост дохода, необхо­димо эту величину умножить на определенное число, называе­мое мультипликатором.

Мультипликатор (множитель) – это коэффициент, на который нужно помножить прирост инвестиций, чтобы получить прирост дохода: k = DY/DI. Поскольку не только инвестиции, но и любой компонент автономных расходов (потребление, инвестиции, государст­венные расходы, чистый экспорт) может давать точно такой же эффект на доход, его называют мультипликатором автономных расходов. Величина мультипликатора зависит от пре­дельной склонности к сбережению. Чем ниже предельная склон­ность к сбережению, тем сильнее эффект мультипликатора.

где: k – мультипликатор автономных расходов; MPS – предельная склонность к сбережению; MPC – предельная склонность к потреблению.

Итак,мультипликатор автономных расходов – это отно­шение изменения равновесного дохода к изменению любого компонента автономных расходов.

Первоначальный инвестиционный импульс, «запускающий» эффект мультипликатора, может исходить со стороны как ча­стного сектора, так и государства. Кейнс предлагал в годы Ве­ликой депрессии осуществлять государственные инвестиции в общественные работы, так как в ситуации тотального перепро­изводства инвестировать в производственный сектор было бес­смысленно. Инвестиции же в общественные работы создавали платежеспособный спрос без создания дополнительной массы товаров, а именно создание платежеспособного спроса – пер­воочередная задача в ситуации кризиса перепроизводства. Эффект мультипликатора можно показать графи­чески (рис. 19.15).

На рисунке видно, что прирост инвестиций I1I2 оказывает­ся меньше прироста дохода Y1Y2. Чтобы выразить воздействие прироста дохода на прирост инве­стиций, применяется акселератор. Акселератор (ускоритель) – это коэффициент, указывающий на количественное отношение прироста инвестиций данного года к приросту национального дохода прошлого года. Он выражает воздействие прироста дохода на прирост инвести­ций.

Рис. 19.15. Эффект мультипликатора

 

Эффект акселератора инвестиций:

AI = DI /DY,

где AI – акселератор инвестиций; DI – инвестиции текущего года; DY- национальный доход прошлого года.

Эффект акселератора потребления:

AC = DC /DY,

где AC – акселератор потребления; DC – потребительские расходы текущего года; DY– национальный доход прошлого года.

Теория мультипликатора позволяет понять проблему равновесия между инвестициями и сбережениями. Отсутствие равновесия между планируемыми инвестициями и сбережениями может привести к двум отрицательным эффектам: к рецессионному разрыву (рис.19.16.) и инфляционному разрыву (рис.19.17).

 
 

 

 


Рис. 19.16. Рецессионный разрыв

Рецессионный разрыв – величина, на которую должен возрасти совокупный спрос (совокупные расходы Е), чтобы повысить равновесный ВНП до неинфляционного уровня полной занятости.

Рис. 19.17. Инфляционный разрыв

 

Инфляционный разрыв – величина, на которую должен сократиться совокупный спрос (совокупные доходы), чтобы снизить равновесный ВНП до неинфляционного уровня полной занятости.

Следствием инфляционного разрыва является рост цен неизменного физического объема производства. Преодоление инфляционного разрыва предполагает сдерживание совокупного спроса.

Разрыв ВВП – это разница между равновесным и потенциальным уровнем ВВП, или Y*.

Парадокс бережливости означает, что увеличение сбережений приводит к уменьшению дохода и сбережений.

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных