Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Произношение согласных.




1. Звонкие согласные в конце слова и перед глухими соглас­ными произносятся как глухие:

морковь — моркофь, морковка — моркофка,

воз — вос, глазки — гласки,

ход — хот, кадка — катка,

друг — друк.

2. Глухие согласные перед звонкими произносятся звонко:

сбор — збор, сделка — зделка,

отдых — оддых.

Перед звонкими Р, Л, М, Н, В не происходит уподобления глухих согласных звонким:

с молодой, с ролью, с лимоном, с вами, с Ниной.

3. Звуки СШ, ЗШ, стоящие рядом, произносятся как удвоен­ное ШШ:

расшумелся — рашшумелся, из шубы — ишшубы.

4. Сочетания в корнях слов ЗЖ и ЖЖ произносятся как удвоенное мягкое ЖЬЖЬ:

позже — пожьже, приезжий — приежьжий, дрожжи — дрожьжи, визжать — вижьжать, брюзжать — брюжьжать, возжи — вожьжи, дождик — дожьжик.

Если сочетание ЗЖ происходит от соединения приставки и корня, а также от соединения предлога и слова, то сочетание ЗЖ. произносится как два твердых ЖЖ:

разжечь — ражжечь, без жалости — бежжалости.

5. В сочетании с гласными звуки Ж, Ш, Ц всегда звучат твердо:

жир — жыр, ширь — шырь, цинк — цынк.

6. Сочетания СЧ и ЗЧ произносятся как удвоенное Щ:

счет — щщет, счастье — щщастье, возчик — вощщик, без чая — бищщаю.

7. Сочетания ДЧ и ТЧ произносятся как двойное ЧЧ:

наладчик — налаччик, отчаянье — оччаянье.

8. Сочетания ДЦ и ТЦ произносятся как удвоенное Ц:

тридцать — триццать, отца — ацца.

9. Звуки Щ и Ч всегда произносятся мягко:

щука — щюка, чай —чяй, чашка — чяшка.

10. Сочетания ДС и ТС в прилагательных произносятся как Ц:

городской — гороцкой, советский — совецкий.

11. Сочетание ЧН имеет двоякое произношение: как ШН и как ЧН. ШН остается в словах живого разговорного языка:

скучно — скушно, нарочно — нарошно, булочная — булошная, пустячный — пустяшный, яичница — яишница, сквореч­ник — скворешник.

В женских отчествах сочетание ЧН произносится как ШН:

Лукинична — Лукинишна, Кузьминична — Кузьминишна, Саввична — Саввишна и т. д.

ЧН остается в словах, имеющих звук Ч в корне слова:

дачный, млечный, печной.

В производственной терминологии (станочный, поточный, съемочный, войлочный) – в произношении также остается Ч.

Часто в зависимости от контекста, в котором встречаются слова с сочетаниями ЧН, они произносятся либо как сочетание ЧН, либо как сочетание ШН, например:

сердешный друг, но сердечные капли,

водошный запах, но водочный завод.

Чем ближе текст к бытовой простой речи, тем более основа­ний произносить сочетание ЧН как ШН.

12. Звук Ч в местоимениях и союзах произносится как Ш:

что — што, чтобы — штобы и т. д.

13. Звук Г в следующих местоимениях и прилагательных произносится как звук В:

кого — каво, его — ево, того — таво, светлого — светлова, также в наречии сегодня — севодня.

В наречиях «тогда», «когда» произносится Г.

14. Звук Г в сочетаниях ГЧ, ГК произносится как X:

Легкий — лехкий, легче — лехче, мягкий — мяхкий.

15. В словах с сочетаниями:

СТН —ПРЕЛЕСТНЫЙ

ЗДН — ПОЗДНО

СТЛ —ПОСТЛАТЬ

НДС —ГОЛЛАНДСКИЙ

РДЦ - СЕРДЦЕ

ЛНЦ —СОЛНЦЕ

выпадают средние согласные, и эти слова звучат так: прелесный, позно, послать, серце, сонце, голланский.

16. Согласные Д, Т, С, 3, Н перед мягкими согласными смяг­чаются:

слезы — сьлезы, если — есьли, после — посьле, возле — возьле, торжественный — торжесьтвенный, стена — сьтена, бантик — баньтик, пенсия — пеньсия, усни — усьни, дверь — дьверь, двести — дьвести, следст­вие — сьледствие.

17. Непременно должны звучать двойные согласные в сле­дующих словах:

а) в прилагательных: длинный, обнаженный, разорванный и т. д.;

б) в словах, где двойная согласная стоит в начале слова: ссора, ссорятся, вводная лекция и т. д.;

в) в середине слова, если ударение падает на предшествующий двойному согласному слог: ванна, гамма, касса и т. д.

18. Особенно внимательно актеру нужно отнестись к произнесению гласных, когда они стоят на стыке двух слов во фра­зе, как бы «сливаются». Пропуск одной из сливаемых гласных делает фразу иногда совершенно непонятной и уж совсем не­
литературной, например: «Завидую ли я ему» при пропуске гласных может прозвучать как «Завиду ли яму»; «Вот я иду» — «Вотяду»; «Вхожу в вашу аудиторию» — «Вхожу в вашу диторию».

При нечетком произнесении и слиянии других звуков в сто­ящих рядом словах может произойти искажение смысла, на­пример: «Однако пусто здесь» может прозвучать как «Одна ка­пуста здесь»; или «Любовь Ани Березко» звучит в небрежном произнесении: «Любовь а не березка».

 




Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2019 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных