Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Наука и окружающая среда. Мораторий на опасные исследования в 70-х гг. 20 века (мораторий П. Берга)




В условиях научного и научно-технического прогресса значительно осложнились взаимодействие общества с природой. Человек получил возможность влиять на ход естественных процессов, покорил силы природы, начал овладевать почти все доступные восстановительные и невосстановительные природные ресурсы, но вместе с тем загрязнять и разрушать окружающую среду.

Такие вмешательство человека в естественные процессы резко растет и может причинять изменение режима грунтовых и подземных вод в целых регионах, структуры почв, интенсификацию эрозийных процессов, активизацию геохимических и химических процессов в атмосфере, гидросфере и литосфере, изменения микроклимата и т.д. Современная деятельность, например, гидротехнических сооружений, шахт, рудников, дорог, скважин, водоемов, дамб, деформация суши ядерными взрывами, строительство гигантских городов, обводнения и озеленения пустынь, и другие повседневные аспекты деятельности человека, уже вызывали значительные видимые и скрытые проблемы.

Например, научные исследования в области нефтегазовой отрасли дали, толчок развитию автомобильного транспорта, что привело к загрязнению атмосферы городов и транспортных коммуникаций тяжелыми металлами и токсичными углеводородами, а постоянный рост масштабов морских перевозок вызывал почти повсеместное загрязнение морей и океанов нефтью и нефтепродуктами. Массовое применение минеральных удобрений и химических средств защиты растений привело к появлению ядохимикатов в атмосфере грунтах и естественных водах, загрязнению биогенными элементами водоемов, водотоков и сельскохозяйственной продукции (нитраты, пестициды и т.п.). При горных разработках на поверхность земли вытягиваются миллионы тонн разнообразных, чаще всего фитотоксичних горных пород, которые образуют терриконы и отвалы. В процессе эксплуатации химических заводов и тепловых электростанций также образуются огромные количества твердых отходов. В большинстве случаев приведенными ранее, человек справляются с помощью всё той же науки.

В 70-е годы XX века ученые впервые объявили мораторий на опасные исследования. В связи с результатами и перспективами биомедицинских и генетических исследований группа молекулярных биологов и генетиков во главе с П.Бергом (США) добровольно объявили мораторий на такие эксперименты в области генной инженерии, которые могут представлять опасность для генетической конституции живущих ныне организмов. Тогда впервые ученые по собственной инициативе решили приостановить исследования, сулившие им большие успехи. Социальная ответственность ученых стала органической составляющей научной деятельности, ощутимо влияющей на проблематику и направления исследований.

 

Вопрос 42: Этика науки. Взгляды Аристотеля, Р. Мертона, Г.Скирбекка на научную этику
Познавательная деятельность есть деятельность целенаправленная и целеосознанная. Постановка цели и выбор для ее достижения средств — это всегда выход за пределы мира сущего в мир должного. А это значит, что по своей сути научная познавательная деятельность подлежит ценностным и моральным оценкам. Таким образом, возникает такое понятие как этика науки. Широко известно, например, изречение Аристотеля: «Платон мне друг, но истина дороже». Но в повседневной научной деятельности чаще всего бывает невозможно сразу же оценить полученное знание как истину либо заблуждение. Поэтому и нормы научной этики не требуют, чтобы результат каждого исследования непременно был истинным знанием.Норвежский философ Г.Скирбекк отмечал, что наука – деятельность, направленная на поиск истины. Она регулируется следующими нормами:1.«ищи истину»,2.«избегай бессмыслицы»,3.«выражайся ясно»,4.«старайся проверять свои гипотезы как можно более основательно»Следовательно, заключает он, этика в этом смысле содержится в самой науке, и отношения между наукой и этикой не ограничиваются вопросом о хорошем или плохом применении научных результатов. Концепция Р. Мертона, представленная в работе «Нормативная структура науки» (1942 г.) С точки зрения Р. Мертона, нормы науки строятся вокруг четырёх основополагающих ценностей.1.Универсализм (изучаемые наукой природные явления повсюду протекают одинаково, истинность научных утверждений должна оцениваться независимо от возраста, пола, расы, авторитета, титулов и званий тех, кто их формулирует). 2.Общность (научное знание должно свободно становится общим достоянием) 3.Незаинтересованность (первичным стимулом деятельности ученого является бескорыстный поиск истины, свободный от соображений личной выгоды). 4.Организованный скептицизм (каждый ученый несет ответственность за оценку доброкачественности того, что сделано его коллегами, и за то, чтобы эта оценка стала достоянием гласности). Предпринятый Р.Мертоном анализ ценностей и норм науки неоднократно подвергался критике. Отмечалась абстрактность предложенных Р.Мертоном ценностей, и то, что в своей реальной деятельности ученые нередко нарушают их, не подвергаясь при этом осуждению со стороны коллег.Поэтому в 1965 г. Р. Мертон вновь обратился к этой проблеме в работе «Амбивалентность ученого». В ней он отметил наличие противоположно направленных нормативных требований, т.е. норм и «контрнорм», на которые ориентируются ученые в своей деятельности. Противоречивость этих требований приводит к тому, что ученый нередко оказывается в состоянии амбивалентности, неопределенности по отношению к ним.Таким образом, ученый может и должен проявлять определенную гибкость, поскольку нормативно-ценностная структура науки не является жесткой.

ЯЗЫК НАУКИ

Основополагающие принципы языка науки связаны с утверждением, что мышление как функция мозга не может существовать без языка, а язык не может выражать определенного мысленного человеком содержания. От сюда можно говорить об единстве мышления и языка. Выделяют 2 основные функции языка в жизни общества: коммуникативная (обмен информацией), мыслеоформляющая (формирование знаний, объективная фиксация фактов, фиксация результатов мышления). Язык изучается такими науками как: общее языкознание, морфология, фонетика, психология, логика. Особенностью рассмотрения языка в методологии науки является то, что язык рассматривается как средство выражения, фиксации, хранения, передачи научной информации. Необходимость изучения языка проявляется в том, что язык – это универсальное средство для обмена информацией. Язык рассматривается как определенная знаковая система. Семиотика выработала подходы к изучению роли, значению знаков. Существует 3 основных аспекта: семантический (отношение знаков, слов, выражений к содержанию, которое они обозначают); синтаксический (отношение знаков друг к другу, правила построения знаковых систем); прагматический (отношение между людьми и знаками). Знак – это материальный чувственно воспринимаемый предмет/явление/действие, выступающий в процессах познания и общения в качестве представителя другого объекта и используется для получения, хранения, преобразования и передачи информации о нем. Знак теряет смысл, если у него нет содержания, тогда он становится просто материальным явлением. Выделяют следующие признаки знака: материальность (определяющее свойство), чувственная восприимчивость, относительная устойчивость, тождественность; как материальное явление на обязан обладать сходством объектом. Знаки классифицируют на языковые (естественного языка, искусственного) и кодовые (символы, сигналы, указатели). Естественный язык- исторически сложившийся в обществе национальный язык, на котором говорят и пишут все люди данной национальности. Является исторически первым, универсальным способом общения. Язык гибок и чувствителен ко всем изменениям. Недостатками при использовании в науки естественного языка: многозначность значения слов, сложные и неоднозначный характер в грамматике, громоздкость и необозримость конструкций. Все это привело к созданию специальных языковых знаковых средств. Искусственный язык – язык, словарный запас которого оснащен некоторыми техническими терминами и эти термины и любое выражение, встречающее в обыденной речи и входящее в язык, употребляются в науке в соответствии с правилами, которые отличаются от правил обычной грамматики. Для гуманитарных наук естественно смещение естественного и искусственного языков. В естественных науках появляется необходимость в создании специально-формализованных языков, основывающихся на объединении математики и логики. Требования: введение алфавита, существуют правила определяющие значения исходных знаков. Грамматический строй формализованного языка может совпадать с логическим строем мысли.

 

 

 

 

 

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных