Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Испания и Португалия




Испания специализируется в основном на массовом пляжном туризме и является одним из главных туристских центров мира. Бурный рост туризма в стране наблюдался после второй мировой войны. Так, количество туристов увеличилось с 3 млн человек в 1950 г. до 34,3 млн человек в 1990 г. Развитие туризма сосредоточено на средиземноморском побережье страны и Ба-леарских островах. Атлантическое побережье Испании относительно мало развито для туризма. Принадлежащие Испании Канарские острова расположены значительно южнее и поэтому многие туристы приезжают сюда зимой, чтобы провести отпуск на пляжах.

В период между первой и второй мировыми войнами Испания не привлекала туристов, так как страна была бедная, с разрушенной после гражданской войны 1936 - 1939 гг. экономикой. В это время основными туристскими центрами были Италия, Лазурный берег Франции и Альпы. В начале 50-х годов первая волна автомобильных туристов прибыла из Франции на берег Коста-Брава. Туризм начал развиваться ускоренными темпами, и количество туристов в 1959 г. составило 4,19 млн человек. В этот период испанское правительство признало ту роль, которую мог бы сыграть туристский сектор в развитии национальной экономики, и начало проводить политику его поощрения разными способами, например, выдавать ссуду для строительства отелей.

В 1959 г. одновременно была открыта экономика страны для иностранных инвестиций и девальвирована национальная валюта (песета), в результате чего Испания стала более привлекательным туристским центром, чем берега Италии и Франции. А частный сектор испанской экономики откликнулся быстро, и в начале 60-х годов на средиземноморском побережье были построены новые отели, апартаменты и виллыбез каких-либо общих планов и координационных политик. В результате этого количество туристов за 10 последующих лет возросло почти в 4 раза и достигло 24 млн человек в 1970 г. В дальнейшем этот рост ускорили экспансия воздушного транспорта и открытие страны для североевропейских рынков, в частности, для Великобритании. Туризм сыграл значительную роль для экономики Испании, создав новые рабочие места для 500 тыс. человек в середине 60-х годов и 1 млн в 1975 г. и генерируя для страны иностранную валюту (туризм составлял четвертую часть испанского экспорта в 1975 г.). Не удивительно, что испанское правительство и в дальнейшем продолжило активно поддерживать туристский сектор страны. Однако ускоренный и неконтролируемый рост стал причиной разрушения окружающей среды, а продолжающаяся концентрация развития туризма на средиземноморском побережье повлияла на демографию страны, способствовав наплыву населения в этот регион.

В серидине 70-х годов, в период бурного роста туризма, в Испании началось активное строительство крупных современных гостиниц для удовлетворения требований массового туризма.

В 80-х годах туризм продолжал играть активную роль в экономике Испании и обеспечил рабочими местами 11% потенциальной рабочей силы страны, а также составлял 33,4% всего испанского экспорта и 9% ВВП страны в 1989 г. Однако в течение 5 лет (1988 - 1992 гг.) общее количество иностранных туристов сохранялось на одном уровне - 34 - 35 млн человек в год. Основные генерирующие рынки Испании - Франция, Германия, Нидерланды и Италия, в 1988 - 1990 гг. сократились, но в 1991 - 1992 гг. вновь начался рост. Исключение составила Великобритания. Количество туристов из этой страны сократилось с 7,6 млн человек в 1988 г. до 6,1 млн человек в 1991 г. Это было связано и с конкуренцией со стороны других туристских центров и с экологическими проблемами многих старых испанских курортов, где происходило снижение жизненного цикла.

В ответ на эти негативные процессы во многих курортных районах, особенно связанных с британским рынком, особое внимание стали уделять улучшению окружающей среды. С этой целью сократили движение автомобильного транспорта, разбили новые парки, посадили деревья, очистили улицы и пляжи, а также построили новые зоны отдыха и др. Кроме того, открыли и продвигали новые места размещения туристов, а также средства развлечения и досуга. Например, курорты Бенидорм, Са-лоу, Торремолинос и Балеарские острова были переоборудованы. В 1992 г. в Барселоне были проведены Олимпийские игры, а в Севилье состоялась Всемирная выставка "Экспо-92", кроме того, Мадрид был признан европейским городом культуры. Все это способствовало повышению имиджа Испании как крупной туристской страны мира.

В это время Испанское агентство туризма вложило 1,9 млн английских фунтов стерлингов для продвижения своих туристских центров в Великобритании. Это мероприятие несколько увеличило количество туристов, привлекая их новыми туристскими сегментами: значительно возросло количество независимых туристов по сравнению с приезжающими по покедж-турам.

В 70 и 80-е годы также активно развивался внутренний туризм Испании и граждане страны стали посещать прибрежные курорты, при этом доля отпускников увеличилась с 41% населения страны до 53,4%. В 1991 г. испанский внутренний рынок в целом обеспечил 22,7 млн посещений гостиниц и лагерных городков страны, которые в основном сконцентрированы на средиземноморском побережье. В том же году было зарегистрировано 12,48 млн испанцев, проживавших в различных местах размещения этого региона. Только курорт Бенидорм посетило 3,2% внутренних туристов, а Пальма-де-Мальорка - 3%. Провинция Валенсия в целом принимает 15,7% всех внутренних туристов и занимает первое место, на втором и третьем местах находятся Андалусия и Каталония.

Таким образом, средиземноморские курорты принимают и местных туристов, и иностранных, но они не так перегружены, как во Франции или в Италии, где международный и внутренний спрос совпадают. Это обусловлено тем, что внутренний рынок Испании невелик по западноевропейским меркам.

Ростом внутреннего туризма относительно компенсировалось сокращение количества туристов из Великобритании на такие курорты, какКоста-Брава, Коста-Бланка и Коста-дель-Соль.

Выездной туризм Испании развит довольно слабо, и это показывают характеристики незначительного, но тем не менее растущего рынка.

Во-первых, общее количество выезжающих из страны относительно мало, однако выездной туризм в соседние страны растет быстро: количество выезжающих в Португалию туристов увеличилось с 2,5 млн человек в 1986г. до 4,1 млн человек в 1991 г., а во Францию - с 1 млн человек до 2,8 млн человек за тот же период. Туризм в относительно отдаленные районы Европы развивался медленно, и с 1989 г. наблюдался спад.

Во-вторых, количество выезжающих в сравнительно дешевые туристские центры, такие как Греция, Марокко, Португалия, Тунис и Турция, быстро увеличивается и составляет 30 - 57%. Рост выездного туризма в относительно дорогие страны, например Францию, Италию и Великобританию, происходит медленными темпами.

В-третьих, количество испанцев, путешествующих воздушным транспортом, составляет всего 7,5% выездного туризма, 90% туристов выезжают из страны на автомобилях в соседние страны. Дальние перелеты в основном совершают бизнес-туристы, из которых 40,7% - в Канаду и 44,5% - в Японию.

Португалия значительно отличается от Испании размерами индустрии туризма, хотя между ними есть много и общего. Например, туристский сектор в обеих странах сосредоточен в небольших районах - в глубине страны и у южных берегов (самая большая концентрация туристов на атлантическом побережье п-ва Иберия приходится на южную часть Португалии - Альгар-ву), а северные атлантические берега у них - полупустые. Португалия, так же как и Испания, владеет территорией в Атлантическом океане у западных берегов Африки - это о. Мадейра, который из-за мягкого климата особенно привлекателен для зимнего отдыха (Португалия в прошлом была крупной колониальной страной). В обеих странах быстро развивается внутренний и выездной туризм.

Однако объем внутреннего туризма в Португалии пока небольшой - и только треть населения страны проводит отпуск в своей стране. У португальцев в отличие от иностранных гостей популярностью пользуются северные прибрежные районы. Что касается выездного туризма, то он также пока небольшой. Например, в 1986 г. только 8% населения выезжало за границу.

Португалия ежегодно принимает около 20 млн гостей, но большую часть из них составляют однодневные туристы из соседней Испании. Однако в начале 90-х годов только 4 млн туристов были зарегистрированы в различных местах размещения. Иностранный туризм в Португалии особенно сильно развивался в 80-е и 90-е годы, в среднем на 10 - 11%. Особенно крупными рынками для Португалии являются, кроме Испании, Великобритания (в 1991 г. ее доля составила 13,5%), Германия (9,1%), Франция (7,7%), Нидерланды (3,8%), Италия (2,9%) и США (1,7%).

Великобритания

Рост туристской индустрии Великобритании за все время ее развития зависел от изменения структуры населения и его привычек проведения отдыха, а не от его численности (население Великобритании составляет 57,2 млн человек). Британцы активно начали путешествовать после второй мировой войны. Нефтяной кризис, разразившийся в середине 70-х годов, а также экономический спад в 80-х годах существенно замедлили рост путешествий, и только с середины 80-х годов общее количество путешествий значительно превысило их уровень в начале 70-х годов. За этот период сильно изменился и баланс между внутренним туризмом и зарубежными путешествиями британцев.

Величина внутреннего рынка в целом достигла своего докри-зисного уровня в 1987 г. Однако за этот период одновременно на 14% сократилось количество традиционных двухнедельных отпусков британцев на британские приморские курорты, а также более предпочтительным стал отдых в частном секторе самообслуживания. Только деловой туризм демонстрировал значительный рост - с 17 млн человек в 1978 г. до 20 млн человек в 1980 г., даже тогда, когда внутренний туризм переживал не самые лучшие времена. Конечно, эти изменения в структуре рынка не могли не повлиять на распределение средств в индустрии туризма страны. Например, сокращение спроса на отели в курортных зонах вынудили владельцев использовать гостиницы для бизнес-туризма в будние дни недели или как дома для престарелых и др. Начиная с 70-х годов и до настоящего времени количество поездок британцев за рубеж превосходит количество иностранцев, приезжающих в Великобританию, так как британцы по-прежнему предпочитают проводить свой отпуск на лучших курортах Испании, Франции, Греции, Кипра, Португалии, Туниса и Турции. Другим важным фактором является сильная национальная валюта, которая делает страну дорогой для иностранных гостей. В конце 80-х годов война "Буря в пустыне" и нестабильная национальная валюта стали причиной сокращения выездного туризма Великобритании с 31,03 млн человек в 1989 г. до 30,5 млн человек в 1990 г. Однако в 90-х выездной туризм вновь начал расти.

Значительное место в выездном туризме Великобритании занимают поездки в Северную Америку (43%), которые зависят от колебания соотношения курсов доллара и фунта стерлингов. Для британцев в летний период наиболее популярен американский курорт Майами. В остальное же время этот рынок остается большим из-за поездок для встречи с родственниками и друзьями. Британцы совершают также дальние перелеты по инклюзив-турам в экзотические страны - Таиланд, Гамбию и страны Карибского бассейна.

Количество иностранных туристов, прибывавших в Великобританию, в 70-е годы неуклонно возрастало, несмотря на нефтяной кризис, и достигло своего пика в 1977 - 1979 гг. - около 12,5 млн человек. Однако в начале 80-х годов количество прибытий зарубежных гостей сократилось и в 1981 г. достигло 11,4 млн человек. После этого показатель увеличился и в 1992 г. составил 18,1 млн человек. В этот период с колебаниями росли и поступления от туризма с 2797 фунтов стерлингов в 1979 г. до 7630 фунтов стерлингов в 1992 г., хотя средняя продолжительность пребывания зарубежных гостей сократилась.

Цели, с которыми туристы прибывают в Великобританию, самые разные: лидирует проведение отпуска (43%), далее деловые путешествия (21%) и посещение родственников и друзей (21%). Около 50% иностранных гостей приезжают из стран Европейского Союза, из них 40% составляют отпускники и 26% бизнес-туристы. Другим важным генерирующим рынком является Северная Америка.

Основную часть иностранных гостей Великобритании составляют бизнес-путешественники в крупные города, где таже сконцентрирован культурный туризм, например, в Лондоне (49% всех прибытий в страну и 63% поступлений).

Страны Бенилюкса

Три европейские страны - Бельгия, Нидерланды и Люксембург, подписавшие в 1958 г. договор об экономическом союзе Бенилюкс, являются популярными туристскими центрами.

В Бельгии рынок внутреннего туризма в 1990 г. составил 23,9 млн турдней. Основная его часть - 59% сосредоточена в прибрежных зонах страны, в традиционных курортах Остендле, Кноккле и Бланкенблргле. Бельгийцы предпочитают отдыхать в секторе самообслуживания (одна треть туристов проживает в лагерных городках, половина туристов предпочитает другие виды сектора самообслуживания - виллы, апартаменты и т. д.) После прибрежной зоны вторым популярным местом отдыха для бельгийцев являются горы Арденны, на долю которых приходится 6% летнего внутреннего туризма страны.

В 1991 г. в бельгийских местах размещения было зарегистрировано 12,17 млн ночевок. Гости, в основном, прибыли из Великобритании, Германии, Италии, Испании, Нидерландов, США и Франции. В 1992 г. страну посетило 3,2 млн туристов. Средняя продолжительность пребывания туристов в стране составляет всего 2 дня.

Основная часть туристов, посещающих Бельгию, - это деловые путешественники и чиновники разных общеевропейских организаций. Брюссель - не только столица Бельгии, но здесь находятся многие головные офисы Европейского Союза, НАТО и многих транснациональных компаний. Такие гости, как правило, останавливаются на непродолжительный срок в дорогих отелях.

Следующая категория туристов - это путешественники, которые хотят ознакомиться с историко-культурными достопримечательностями городов. В Бельгии насчитывается как минимум девять городов с хорошо сохранившимися средневековыми кварталами. Особой популярностью среди иностранных туристов пользуются Антверпен, Брюгге и Гент, на которые приходится 85% всех турдней пребывания в городах, кроме Брюсселя.

Брюгге - красивый средневековый город, построенный на многочисленных каналах. Чем-то он напоминает Венецию, благодаря своим узким улочкам, старинным мостам и зданиям. Например, в Брюгге находятся Белфи энд Клоз Холл, сооруженный в 1248 г., Тоун Холл - в 1376 г., а также многочисленные соборы XII - XIII вв. В городе много музеев, в том числе музей Гроенинг, богатый шедеврами мирового искусства.

Другой город средневековья, Гент, знаменит своими ярмарками цветов. В его центре возвышается церковь, сооруженная в 1180 г., Белфи энд Клоз Холл, построенный в 1300 г. и Сант Браво Кафедрал, построенный в XV в.

Антверпен не только известен средневековыми достопримечательностями, но и является крупным центром алмазного бизнеса. Поэтому в городе развит деловой туризм. Главная площадь города была построена в XVI в., а находящийся на ней гигантский готический собор выделяется среди многочисленных церквей и башен.

Брюссель также входит в число средневековых городов и помимо делового туризма является крупным центром историко-культурного туризма. Туристов особо привлекает его главная площадь - Гранд Палас, которая была реконструирована в 1696 г. На ней расположены городской дворец готического стиля, здания Мезон д'Рой и Галд Хаусез.

Почти треть иностранных гостей предпочитают отдыхать в прибрежной зоне Бельгии. В основном, это гости из соседних Великобритании, Германии, Нидерландов и Франции. В страну приезжают также многочисленные однодневные гости, например, в 1985 г. их число составляло 15 млн человек.

Бельгия расположена на стратегически важном пересечении многих европейских путей: между районом Парижа и северной Германией, между Великобританией и Европой через города Остендле и Зебрюгге и др. Вследствие этого границы страны пересекает огромное количество транзитных туристов, например в 1985 г. 7 млн человек.

Сами бельгийцы предпочитают отдыхать во Франции (в 1989 г. 6 млн человек), на средиземноморских курортах Италии и Испании, а также в альпийских странах.

Вторым государством, входящим в Бенилюкс, являются Нидерланды. Здесь очень развит внутренний рынок туризма. Так, в

1990 г. 14,6 млн человек провели отпуск в своей стране средней продолжительностью 7 дней. Большая часть из них останавливалась в секторе самообслуживания (в Нидерландах, особенно в западной их части, много лагерных городков).

В последнее время в стране особой популярностью пользуется новая концепция самообслуживания. Компания "Центр Парке" имеет спортивно-оздоровительные комплексы, расположенные в лесных массивах и на водных пространствах общей площадью 120 - 160 гектаров. По стране насчитывается семь комплексов, каждый из которых может принять 1,5 млн гостей в год, а также два дополнительных находятся на территории соседней Бельгии. В состав этих комплексов входят хорошо оснащенные бунгало, рестораны, магазины, плавательные бассейны, другие средства для занятия спортом (теннис, сквош, боулинг, сплав на каноэ, серфинг и др.).

В отличие от других европейских стран жители Нидерландов предпочитают проводить свой отпуск в зонах отдыха, находящихся в глубине страны. Например, на долю прибрежных зон севера и юга страны приходится только 15,5% ночевок, что объясняется двумя причинами.

Во-первых, прибрежные зоны густо заселены. Здесь проживает половина населения страны и, естественно, сами жители Нидерландов предпочитают провести свой отпуск в более спокойных и уединенных районах.

Во-вторых, проживающее рядом с прибрежной зоной население использует ее для совершения однодневных путешествий.

Среди стран, куда предпочитают выезжать жители Нидерландов, лидирует Германия. Однако для индивидуальных путешественников наиболее популярной страной является Франция, особенно ее центральный массив и Альпы, а также Австрия и Швейцария, на которые приходится 16% выездного рынка.

Основными факторами, привлекающими туристов из Нидерландов именно в эти страны, являются отличный от них ландшафт и возможности для занятия зимними видами спорта. На средиземноморские страны приходится только 26% рынка Нидерландов (немалую роль в этом играют относительно высокие цены в этих странах).

Нидерланды, из-за их малой территории, в основном посещают однодневные гости. Например, в 1985 г. с целью шопинга прибыли 21 млн иностранных гостей и еще 13 млн экскурсантов.

Продолжительность путешествий иностранных туристов в среднем составляет 2,8 дня (опять-таки из-за небольшой территории страны). В 1991 г. Нидерланды посетили 5,8 млн туристов, причем основным генерирующим рынком являлась Германия, далее с большим отрывом шла Великобритания, а затем США. Больше половины турдней, проведенных в гостиничном фонде, который сосредоточен на густонаселенном севере и на юге, а также в главных европейских морских портах Амстердаме, Роттердаме и Гааге, приходится на рынок деловых путешествий. Крупным центром международного туризма Нидерландов является столица - Амстердам, построенная вокруг системы многочисленных каналов. В городе много старых (XVII в.) и красивых зданий. Это космополитический город, широко известный своей ночной жизнью. Аэропорт города является крупным транспортным узлом.

Роттердам - самый крупный морской порт Европы, и неудивительно, что каждый год границы страны пересекают 5 млн транзитных пассажиров.

Люксембург - третья страна региона - принимает относительно меньше туристов, чем остальные две страны. Например, в 1988 г. она приняла 760 тыс. туристов и 2 млн однодневных гостей. Однако туризм является третьей важной отраслью экономики страны и сильно зависит от соседних Бельгии и Нидерландов. Эта зависимость объясняется тем, что именно они являются основными генерирующими странами для международного туризма Люксембурга и обеспечивают 70% ночевок иностранных гостей.

Большинство туристов, приезжающих в Люксембург, являются деловыми путешественниками, ведь здесь находится штаб-квартира Банка ЕС, а также многих других иностранных банков. Страну посещает много туристов для проведения отдыха в Арденнах.

Население Люксембурга небольшое, но страна каждый год отправляет за рубеж почти 250 тыс. туристов, которые предпочитают путешествовать в соседние страны.

Скандинавия

Численность населения этого региона относительно небольшая, однако страны, входящие в его состав, довольно известны среди туристогенерирующих стран мира.

Продолжительность отпусков граждан стран региона является большой и составляет пять недель и более. Многие потенциальные туристы предпочитают отдыхать во вторичных домах, размещенных в прибрежных зонах и в сельской местности недалеко от своих городов.

Что касается рынка выездного туризма, то предпочтение отдается активному отдыху. Например, 70% путешествующих шведов принимают участие в разных спортивных мероприятиях (плавание, заплывы на байдарках и каноэ, рыболовство, альпинизм и др.) и почти столько же осуществляют лыжные туры.

Начиная с 80-х годов, в странах Скандинавии быстро развивается деловой туризм. Почти треть зарубежных гостей составляют жители других стран Скандинавии. Это результат активной работы местных туристских организаций, продвигающих собственный скандинавский туристский продукт. Здесь, конечно, играют роль культурные различия между разными странами региона и унифицированные национальные законы.

Другим крупным генерирующим рынком для региона является Северная Америка, благодаря культурным связям между этими двумя регионами, установившимся в XIX в., когда произошла крупная эмиграция из Скандинавии в Северную Америку.

Швеция. Туристские центры этой страны разбросаны по всей стране. Безусловно, основным центром как для международного, так и внутреннего туризма является столица страны - Стокгольм и его пригороды. Регион включает в себя архипелаг из более чем 2000 островов, многие из которых доступны с помощью катеров. В 1990 г., например, этот регион вместе с г. Уп-сала принял 17% всех внутренних туристов и 24% зарубежных.

Другим наиболее популярным туристским регионом страны является Золотой Берег с общей протяженностью приморской зоны 400 км и богатый песчаными пляжами; на него приходится 14% внутреннего туризма и 13,7 международного. Далее идут регион шведских озер, страна Гласе (центр производства стекла) и Ночной Берег, на каждый из которых приходится по 10% внутреннего рынка.

Финляндия демонстрирует аналогичные со Швецией различия меду внутренним и международным туризмом. Прибытия зарубежных туристов в основном сконцентрированы в столице Хельсинки (в 1992 г. на долю столицы пришлось 38% всех тур-дней пребывания зарубежных гостей. Однако в тот же период в Хельсинки побывало всего 7,3% жителей своей страны. Большая часть их (одна треть) свой отдых проводит во внутренней части страны на финских озерах. Другая часть (одна треть) предпочитает северные территории, т. е. Лапландию и финский Ночной Берег.

В Норвегии основным туристским центром как для внутреннего, так и для международного туризма также является столица Осло - крупный центр культуры и искусства, богатый музеями мореплавания и викингов. Другой крупный туристский регион страны - это лесной район Восточной Долины, где сосредоточено около 30% всего номерного фонда гостиничного бизнеса Норвегии. Еще 10% номерного фонда сосредоточено в другом популярном туристском регионе - вокруг г. Берген. А в районе г. Трондхейм находится 7,4% номерного фонда страны.

Дания благодаря непосредственной близости с Германией свой рынок въездного туризма заполняет за счет последней: 37% всех турдней и 60% турдней в лагерных городках. Страна богата многими историческими памятниками и музеями викингов. Главным ее туристским центром является столица страны - Копенгаген, который в 1990 г. принял 28% всех зарубежных гостей. Помимо своих исторических памятников, город знаменит тематическим парком Тиволи Гарден, который ежегодно принимает около 4 млн гостей. Другой не менее знаменитый тематический парк страны - Леголэнд принимает 1 млн гостей и пользуется особой популярностью среди британцев.

Для жителей скандинавских стран наиболее популярны для туризма страны Европы, в основном Германия (самая популярная у датчан), Франция, Великобритания, а также Польша. Далее идут страны Средиземноморья. Например, в 1991 г. 18% скандинавских туристов отдыхали на приморских курортах Испании (особенно на Канарских островах), Италии, Греции, а также Кипра и Турции. (Последние две страны являются новыми для туристов региона туристскими центрами и количество путешествий в этом направлении в последние годы быстро растет.)

Восточная Европа

Чешская Республика и Словацкая Республика. 1 января 1993 г. Чехословакия разделилась на два суверенных государства: западная половина (массив Богемия) стала Чешской Республикой, а восточная половина (возвышенная зона вместе с горами Татрами) - Словацкой Республикой.

Чехословакия была самой крупной туристской страной Восточной Европы с хорошо организованной индустрией туризма. Она имела хорошую сеть отелей и домов отдыха. До 1989 г. в Чехословакии существовала самая крупная индустрия въездного туризма среди всех стран социалистического лагеря Восточной Европы. Страна принимала 24,6 млн гостей в год, большинство из которых приезжали из соседних социалистических стран и классифицировались как экскурсанты.

Цели визита в страну гостей из несоциалистических стран существенно отличались от целей гостей из социалистических стран: только 18% составляли экскурсанты, большая же часть приходилась на путешествия ради удовольствия и 17% - на деловые путешествия.

Выездной туризм в Чехословакии, в основном, был нацелен на соседние социалистические страны, и треть путешествий были однодневными. Для граждан Чехословакии самыми популярными туристскими центрами были Венгрия, Восточная Германия и Польша, среди западных стран - ФРГ и Австрия (количество путешествии было незначительным и в основном они совершались с деловыми целями).

С началом экономических реформ в Чехословакии в 1989 - 1991 гг. туристский сектор страны, как внутренний, так и международный, начал бурно развиваться. Например, выездной туризм возрос с 8,5 млн путешествий в год в 1989 г. до 20,6 млн в 1990 г. и до 39,6 млн в 1991 г. Большинство жителей выезжали в однодневные экскурсии и за рубежом тратили мало денег. Хотя в 1990 - 1991 гг. количество выезжающих резко возросло, количество потраченных ими в этот же период денег сократилось с 636 до 393 долл. Это обстоятельство наглядно демонстрирует трудности, связанные с экономическими преобразованиями.

Две трети путешествий, совершаемых жителями Чехословакии, приходились на западные страны, и, как было сказано выше, в основном в Западную Германию (15,3 млн человек) и Австрию (14,1 млн человек). В этот период резко возросло количество людей, выезжающих в соседнюю Польшу (с 1,3 млн человек в 1990 г. до 6, L млн человек в 1991 г.).

Значительные изменения претерпевал и въездной туризм. Количество туристов, посетивших Чехословакию, возросло более чем в 2 раза. Большая часть гостей, а именно 41%, составляли туристы из объединенной Германии. Удвоилось также количество польских туристов, значительно увеличился австрийский рынок - с 1,2 до 11,5%. Однако резко сократилось количество венгерских туристов, а количество самих чехов и словаков, выезжающих в Венгрию, увеличилось незначительно, всего на 3,8 млн человек.

С 1993 г. в инфраструктуру туризма стран бывшей Чехословакии направлялись крупные иностранные инвестиции, большая часть из которых приходится на Чешскую Республику. Однако политические и экономические проблемы, с которыми столкнулись обе страны во время проведения реформ, часто беспокоят иностранных инвесторов и могут сократить их количество.

Венгрия является экономически и политически наиболее стабильной страной в Восточной Европе. Свою программу экономических реформ страна начала проводить с 1968 г. и продвинулась в этом направлении намного дальше, чем соседние страны социалистического блока. В 1989 г. индустрия туризма Венгрии была хорошо построена и занимала второе место после Чехословакии. Особой популярностью как туристский центр страна пользовалась у чехов, поляков и восточных немцев. Венгрия привлекала и западных туристов, особенно из таких стран, как Австрия и Западная Германия, которых в середине 80-х годов насчитывалось 2 млн человек в год. Еще 1,4 млн гостей из западных стран совершали однодневные путешествия.

В 1988 г. в Венгрию прибыли 17,9 млн человек, из которых 30% составляли туристы из несоциалистических стран. Количество зарубежных гостей увеличилось более чем в 2 раза после революции 1989 пив 1990 г. достигло 37,6 млн человек. Большая часть прибывавших гостей приходилась на долю Австрии, Германии, Югославии и Румынии. В 1991 г. сократилось количество прибытий из восточноевропейских стран, в результате чего общее количество прибытий уменьшилось до 33,2 млн человек. Однако количество западных туристов продолжало расти, несмотря на международную политическую ситуацию.

В 80-е годы число поездок венгров на Запад также возросло и достигло своего пика в 1989 г. Общий объем выездного туризма во все туристские центры мира в 1985 - 1988 гг. удвоился, но в последующие годы его рост замедлился. Такая ситуация заметно отличалась от Чехословакии и Польши (см. ниже). Это связано не только с тем, что поездки венгров на Запад были лучше организованы до 1989 г., но и с политикой валютного контроля, которую проводило Венгерское правительство, начиная с 1990 г. Расходы зарубежных туристов в этот период также сократились примерно в 2 раза.

По разным причинам политические изменения, происшедшие в стране в 1989 г., не оказали существенного влияния на модели путешествий как в Венгрию, так и из нее, в отличие от других стран Восточной Европы.

Польша имеет самую большую численность населения в регионе, около 38 млн человек. В стране высокотехнологическая экономика, но отсталая инфраструктура. До распада социалистического лагеря она входила в число основных генерирующих стран, так как поляки могли свободно путешествовать еще в 70-е годы. Выездной и въездной туризм быстро развивался в 1989 г., однако последующие экономические проблемы сократили его рост (уровень жизни упал к 1992 г. на 30%). Количество путешествий за рубеж снизилось с 22 млн человек в 1990 г. до 20,8 млн человек в 1991 г., причем большинство выезжало с торговыми целями или для работы за рубежом.

С другой стороны, высокий уровень инфляции, который в 1991 г. составил 80%, сделал страну относительно дешевой для международного туризма. По этой причине количество зарубежных туристов медленно, но росло с 3,4 млн человек в 1990 г. до 3,8 млн человек в 1991 г. и 4 млн человек в 1992 г. Все это касается однодневных путешествий, число которых увеличилось с 8 млн человек в 1989 г. до более 30 млн человек в 1992 г.

В этот период существенно изменилась и структура въездного и выездного туризма Польши. Увеличилось количество прибытий из Германии, стран СНГ и Чехословакии, из других западноевропейских стран оно возросло в 2 раза. Поляки путешествовали, как и раньше, в основном в Германию, но и количество путешествий в другие западноевропейские страны значительно выросло. Вместе с тем страны СНГ и Чехословакия потеряли свои рынки.

Большинство туристов выезжают из страны и приезжают в нее с целью торговли, бизнеса и посещения родственников и друзей, которые сосредоточены, в основном, в городской местности страны. Тем не менее Польша богата и природными, и культурными туристскими ресурсами, которые может умело использовать в будущем для развития отдыха. Однако недостаточное количество отелей, соответствующих западным стандартам обслуживания, а также проживание зарубежных гостей преимущественно у своих родственников и друзей свидетельствуют о недостаточно развитой туристской индустрии страны.

Румыния богата прибрежными и горными ресурсами (Карпаты) для удовлетворения внутренних потребностей. Выездной туризм Румынии в последние годы возрос, однако его расходы были малы (всего 114 млн долл. в 1991 г.). Большинство зарубежных путешествий были направлены в Венгрию (9 млн человек в 1990 г.), далее - в Болгарию (1,8 млн человек) и Турцию (500 тыс. человек в 1991 г.). Модель выездного туризма Румынии аналогична моделям других стран Восточной Европы, однако большая часть путешествий были однодневными.

До революции страну посещали относительно немногочисленные туристы, всего 4,5 млн человек, из них 1 млн гостей приезжал на один день. Это было связано с политической ситуацией в стране, хотя Румыния была единственной страной в Восточной Европе, которая предоставляла покедж-туры для пляжного отдыха на побережье Черного моря для восточноевропейского рынка. В 1990 г. страну посетили 6,5 млн зарубежных гостей, большинство из которых были из Восточной Европы: туристы из бывшего СССР составляли 2,1 млн человек, Венгрии 900 тыс. и только 13% прибытий пришлось на другие страны Европы.

Болгария до 1989 г. имела относительно небольшой, но экономически важный для страны сектор международного туризма. По количеству прибывавших в страну она уступала Румынии, но доля туристов из западных стран была относительно высока (9 -12%), они приносили необходимую иностранную валюту. Тем не менее индустрия туризма Болгарии в основном зависела от рынка отдыха Восточной Европы: в 1991 г. 60% из всего 1,5-миллионного рынка отдыха и гостей, посетивших своих родственников и друзей в Болгарии, приехали из стран Восточной Европы, в частности из Румынии, Польши и стран СНГ.

В 1992 г. этот рынок исчез, так как сократились государственные субсидии отрасли и возникли экономические проблемы в странах - генераторах. В период 1990 - 1992 гг. Болгария испытала гиперинфляцию. Это означало, что немногие болгары могли выезжать за рубеж (только 1,5 - 2 млн болгар путешествовали за рубеж ежегодно) и политическая свобода компенсировалась экономическими ограничениями для путешествий. Естественно, были невелики и расходы, осуществляемые болгарскими туристами за рубежом.

Болгария обладает достаточными туристскими ресурсами, чтобы удовлетворять как внутренний, так и международный спрос историческими памятниками, возможностями для пляжного отдыха и живописными ландшафтами гор и побережья Черного моря.

Греция и Кипр

Греция многие годы концентрировалась на узком сегменте туризма - историко-кулыурном, поэтому массовый туризм для нее является относительно молодой сферой. Историко-культур-ный туризм быстро развивался в послевоенные годы, привлекая в основном туристов из США. Это продолжалось до 1967 г., когда в стране произошел военный переворот. Правление военной хунты приостановило рост туризма Греции в то время, когда соседние страны Средиземноморья продолжали развивать свою туристскую отрасль. После того, как Греция в 1974 г. вновь встала на демократический путь развития, в стране начал бурно развиваться пляжный туризм (особенно на островах), который составлял конкуренцию известным курортам других средиземноморских стран, таких как Франция, Испания и др.

В 70-е годы в Грецию приезжали туристы, в основном, из Великобритании и Германии. Однако уже в 80-е годы, чтобы снять зависимость от конкретных рынков, Греция начала поощрять развитие массового и других видов туризма из разных стран Европы. Этому способствовали ее удобное географическое положение и стабильная экономико-политическая ситуация в стране. Однако индустрия туризма Греции все еще недостаточно велика и в 1992 г. составляла всего 9,7 млн гостей.

Основными рынками для туристской сферы Греции, как говорилось выше, являются: британский рынок, который увеличился в течение двух десятилетий почти на 10% и в том же 1992 г. его доля составила более 22%; далее Германия - 19,9%, Италия - 6,4%, Нидерланды - 5,6%, Франция - 5,6% и т. д. Что касается мотивов путешествий, то здесь предпочтения туристов из разных стран различны. Например, британцы, в основном, приезжают в страну на отдых (62%) и из них только 3% составляют любители культурно-исторических памятников. Большинство испанцев, японцев и итальянцев (41, 35 и 25% соответственно), наоборот, предпочитают культурно-исторический туризм. Этим объясняется то, что направления передвижения туристов по стране сильно отличается у туристов из разных стран, например: испанцы и американцы останавливаются преимущественно в столице, которая богата античными памятниками истории, архитектуры и культуры, немцы, британцы, шведы и голландцы предпочитают острова. Что касается возрастного распределения, то более молодые туристы, независимо от страны происхождения, предпочитают не останавливаться в одном и том же месте, а путешествовать по стране и посещать сразу несколько туристских местностей.

Остров Кипр занимает третье место среди островов Средиземноморья после Сицилии и Сардинии. Развитие туристской индустрии в стране началось в 60-е годы, но в 1974 г. она была разрушена после вторжения на остров турецких войск и разделения его на две части: южную - Республику Кипр и северную, провозглашенную в 1983 г. Турецкой Республикой Северного Кипра (признана только Турцией). После этих политических катаклизмов в южную часть Кипра с севера переехала большая часть специалистов индустрии гостеприимства, оставив там свои предприятия.

После 1983 г. ситуация относительно стабилизировалась и теперь гостиничное хозяйство Кипра сосредоточено в столице страны - Никосии, а также на курортах г. Тродос. На приморских курортах количество мест размещения пока невелико.

Правительство Кипра признает роль туризма в экономике страны и активно субсидирует строительство новых отелей и других объектов инфраструктуры, активно поддерживает авиакомпанию "Кипрские Авиалинии" и поощряет подготовку кадров для туристской индустрии. Новое строительство почти полностью осуществляется на южном побережье в непосредственной близости от городов Лимасол, Ларнака и Пафос. (Развитие туризма в этих городах должно было начаться еще в 70-е годы, имея все предпосылки для этого, это произошло только в 1984 г. года после открытия аэропорта в Ларнаке.)

В последние годы быстрыми темпами развиваются две приморские зоны - Коралловый берег южнее Пафоса (46% всего гостиничного номерного фонда и 42% апартаментов, строящихся с 1992 г.) и район Айиа Нала - Паралимни (20 и 35% соответственно).

Город Лимасол долгое время оставался крупным курортом Кипра, поэтому к 1992 г. там было создано около 15 тыс. койко-мест для туристов. Однако с развитием г. Айиа Напа к нему перешло лидерство от Лимасола и в 1992 г. там насчитывалось почти 15,5 тыс. койко-мест. При этом излишняя поспешность при реконструкции стала причиной плохого качества, например, появилось незаконченное строительство, кое-где бедная инфраструктура (незаконченное строительство автодорог и отсутствие развязок), загрязнение некоторых районов. В 1983 г. был введен жесткий контроль со стороны государства над проектами регионального развития с целью привлечения дополнительных инвестиций в инфраструктуру и улучшения снабжения, которые, в свою очередь, расширили бы строительство гостиниц.

Правительство Кипра помогало превратить страну в престижный туристский центр для высокооплачиваемого рынка. В середине 80-х годов почти треть всех новых мест размещения туристов и 40% отелей были четырех- либо пятизвездными. Эта модель сохранилась и в 90-е годы, когда доля отелей высшей категории достигла 46%. В этой связи туристские органы попытались диверсифицировать свой туристский продукт на деловые путешествия, отдых (пляжный туризм и отдых на горных курортах) и культурно-познавательный туризм. Однако успехи в этом направлении были скромными из-за более высоких цен, чем в других средиземноморских странах, Кипр упорно сопротивлялся вхождению в массовый рынок. Ситуация изменилась в 1986 г., когда ограничения на чартерные рейсы были смягчены. В начале 90-х годов больше половины туристов прибывали в страну чартерными рейсами, организованными зарубежными туроператорами.

Бурный рост туризма на Кипре в конце 80-х и в начале 90-х годов отражал рост туризма во всем средиземноморском бассейне в это время. Кипр был единственной европейской страной, где годовой рост составлял более 10%. Благодаря этому общее количество туристов в стране увеличилось с 1 млн человек в 1987 г. до 2 млн человек в 1992 г.

Крупным генерирующим рынком для Кипра в годы бурного развития туризма являлась Великобритания. Так, в 1987 г. около одной трети иностранных гостей составляли британцы, а в 1992 г. их доля достигала 54%. Тесная зависимость от британского рынка объясняется отчасти тем, что Кипр вплоть до 1968 г. оставался британской колонией. Другой крупный рынок - Скандинавия в 1987 г. составлял 21%, а в 1992 г. снизился до 10%. Далее идут Германия, Ирландия, Австрия и Швейцария (доли всех стран почти равны). Большое количество туристов прибывает из соседних Ливана и Греции, с которой Кипр связан культурными и политическими связями.

Индустрия туризма в Северном Кипре мало развита и основным генерирующим рынком для него является Турция. Однако здесь бывают немногочисленные гости из Великобритании и Германии. С 1987 г. в этой части острова пытаются возродить туризм в старых приморских курортных зонах на берегу Курения и севернее Фамагуста.

Мальта - одна из европейских туристских стран средиземноморского бассейна. В начале 90-х годов там уже принимали I млн гостей (более 60% этих гостей составляли британцы, 15% - немцы). Эта зависимость туризма Мальты от британского рынка так же, как и Кипра, обусловлена долголетней колониальной зависимостью страны от Великобритании (с начала XIX в. до 1964 г.).

Туризм на Мальте начал развиваться в 70-х годах и составлял 20 - 30% в год. Однако параллельно возникли некоторые проблемы, связанные, например, с плохим водоснабжением или недостаточным качеством строительства. Поэтому правительство Мальты, оценивая значение туризма для экономики страны, вкладывало значительные средства в улучшение инфраструктуры (например, строительство новых терминалов в аэропорту) и охрану окружающей среды (например, очищение загрязненных берегов).

Мальта сохраняет за собой имидж дешевого туристского центра, активно поощряющего чартерные перевозки туристов в страну. Она все больше проводит продвижение своего туристского продукта - от сезонного туризма до туризма на весь год, поэтому места размещения, имеющиеся в наличии у мальтийской индустрии туризма, соответственно модернизированы и удовлетворяют современным требованиям. В последние годы значительно увеличилось количество апартаментов, домов отдыха и мест размещения самообслуживания, а также возросли объемы строительства отелей высшей категории с целью привлечения высокоплатежеспособных гостей.

В Турции статистика туризма практически не ведется. Тем не менее известно, что в страну ежегодно прибывает около 3 млн зарубежных гостей, а также 1,5 млн турок, которые живут за пределами страны. Основными генерирующими рынками Турции являются Германия, чья доля в общем количестве зарубежных туристов в начале 90-х годов составляла примерно 40%, далее с большим отрывом идут Франция (12%), Австрия (7,5%), Скандинавские страны (6%), государства Бенилюкса (5,5%), Великобритания (5%), Италия (4%), Швейцария (3%), США (2,5%) и др. Это соотношение в последние годы претерпело значительные изменения благодаря наплыву российских туристов в страну. Внутренний туризм Турции набирает примерно 6 млн туристов. Количество выезжающих за рубеж невелико - 2,9 млн человек в 1992 г. против 50 млн жителей страны.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных