ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
История не ждет, она ставит ультиматумТеоретическая часть Задание 1. Составьте план риторического анализа текста (публичной речи), опираясь на данные ниже материалы, а также на сведения, полученные на лекциях и из специальных источников. При анализе необходимо обратить внимание на следующие моменты: – объем темы (широкая или узкая); – соответствует ли тема уровню знаний аудитории; – каков род красноречия, стиль; – ясна ли структура речи, тщательно ли проработана; – продуманы ли переходы от одной мысли к другой; – целесообразны ли примеры, цитаты; – каков тезис, есть ли отклонения от него; – какова аргументация, какие типы аргументов использованы, присутствуют ли уловки; – есть ли ненужный материал; – языковые особенности речи (лексические, синтаксические, использование изобразительно-выразительных средств; соблюдение норм литературного языка); – какие средства привлечения внимания использованы оратором;
Практическая часть Задание 1. Проведите риторический анализ текста по составленному вами плану. История не ждет, она ставит ультиматум (речь на торжественном собрании в день 103-й годовщины Петербургского университета, 21 февраля 1922 г.) Сегодняшняя годовщина Петербургского университета знаменательна не только тем, что она 103-я годовщина, но и тем, что она совпадает с моментом величайшего катаклизма в истории человечества и нашей родины. В результате войны и революции наше отечество лежит в развалинах. Великая Русская Равнина стала великим кладбищем, где смерть пожинает обильную жатву, где люди едят друг друга. Задача возрождения России падает на ваши плечи, задача – бесконечно трудная и тяжелая. Сумеете ли вы выполнить её? Сможете ли выдержать этот экзамен истории? Огромная трудность её усугубляется ещё и тем, что вы оказались на великом распутье, без путей и дорог и спасительного плана. «Отцы» ваши не могут помочь вам: они сами оказались банкротами: их опыт в форме традиционного мировоззрения русской интеллигенции, оказался недостаточным, иначе трагедии бы не было. От берега этого мировоззрения волей-неволей вам приходится оттолкнуться: он не спас нас, не спасёт и вас. Он надолго исчез в зареве войны, в грохоте революции и в тёмной бездне могил, всё растущих и умножающихся на русской равнине. Если не мы сами, так эти могилы вопиют о неполноте опыта «отцов» и ошибочности их патентованных спасительных рецептов. Но раз старые пути негодны, где же новые? Есть ли они у нас? Если есть – продуманы и осознаны ли? Боюсь, что нет. Мы сейчас похожи на людей, ошарашенных ударом дубины, заблудившихся и ищущих, страстно и горячо, до боли, до исступления – нужного до смерти выхода. Ищем, тычемся, туда и сюда, подобно слепым щенятам, темно кругом. А история не ждёт, она ставит ультиматум: бьёт грозное: memento mori, бьёт двенадцатый час нашей судьбы и решается наше: быть или не быть. В таких условиях вы поймёте меня и не найдёте нетактичным, если я позволю наметить некоторые «вехи» того пути, по которому, с моей точки зрения – возможно, ошибочной, возможно, близорукой, – мы должны двинуться в дальнейшее историческое странствие. Это даже не «вехи», а скорее указание на то, чем мы должны запастись, пускаясь в этот тёмный путь, чтобы выбраться вновь на светлую дорогу жизни в живой истории из мрачных бездн долины Смерти. Первое, что вы должны взять с собой в дорогу, – это знание, это чистую науку, обязательную для всех, кроме дураков, не лакействующую ни перед кем и не склоняющую покорно голову перед чем бы то ни было, науку точную, как проверенный компас, безошибочно указывающую, где Истина и где Заблуждение. Берите её в максимально большом количестве. Без неё вам не выбраться на широкий пути истории. <…> Второе, что вы должны взять с собой, это любовь и волю к производительному труду – тяжёлому, упорному, умственному и физическому. Времена «сладкого ничегонеделанья» – кончились. Мир – не зал для праздношатающихся, а великая мастерская, и человек – не мешок для переваривания пищи и пустого прожигания жизни, а прежде всего – творец и созидатель. <…> Отправляясь в путь, запаситесь далее совестью, моральными богатствами. Но о высоких словах я говорю: они дешёвы и никогда в таком изобилии не вращались на житейской бирже, как теперь, а говорю о моральных поступках, о нравственном поведении и делах. Это гораздо труднее, но это нужно сделать, ибо я не знаю ни одного великого народа, не имеющего здоровой морали в действиях. Иначе… смердяковщина и шигалевщина потопят нас. Иначе вы будете иметь ту вакханалию зверства, хищничества, мошенничества, взяточничества, обмана, лжи, спекуляции, бессовестности, тот «шакализм», в котором мы сейчас захлёбываемся и задыхаемся. Придётся подумать вам и о том, кого взять с собой в спутники и руководители. Настало время от ряда спутников отказаться: они завели нас в пропасть. Я бы взял в качестве таковых таких лиц, как Нил Сорский, Сергий Радонежский – носители идеала старца Зосимы; как Толстой и Достоевский. Такие «спутники», по моему мнению, не обманут. Позволю обратить ваше внимание и ещё на один факт: на семью. Вы знаете, что она разлагается. Но вы должны знать и то, что без здоровой семьи невозможно здоровое общество. Слишком далеко зашёл здесь развал и духовный, и биологический, через половые болезни ускоряющий вымирание и вырождение русского народа. Пора остановить это бедствие. <…> Таковы те главные ценности, которыми вы, с моей – быть может, весьма несуразной – точки зрения, должны запастись, пускаясь в великий путь и подготавливаясь к великому экзамену. Я не знаю, выдержите ли вы это тягчайшее их тягчайших испытаний. Но надеюсь, что «сим победиши». Хочу верить и всем сердцем желаю вам полного успеха. Ваш успех будет означать спасение 100-миллионного народа от физической и духовной смерти. (П.Сорокин)
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|