Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Ты опять со мной, подруга осень

Теоретическая часть

1. Понятие элокуции.

2. Основные качества речи (точность, ясность, чистота, богатство и др.).

3. Соотношение понятий «изобразительность», «выразительность», «экспрессивность».

4. Усилители изобразительности.

5. Усилители выразительности.

Практическая часть

Задание 1. Прочитайте размышления Т.Г. Винокура о зависимости выбора средств языка в научной речи не только от жанра или его разновидности, но и от особенностей общения между коммуникантами. Могут ли быть даны конкретные рецепты выразительности для всех стилей, жанров и ситуаций в целом? Почему?

Известно, что научная (познавательная) задача общения знает различные речевые жанры со специфическим принципами организации текста и соотношения стилистически маркированных и нейтральных единиц языка. Рассматривая эти принципы лишь под углом зрения целевой и тематической модификации высказывания и не принимая в расчет типизированной модели взаимоотношений говорящих и слушающих, образовавшейся в этой сфере общения, нельзя понять причину отсутствия прямой и однозначной связи между целью высказывания и средствами, вербализующими эту цель. Предположим, что мы установили внутрифункциональные различия между: а) собственно научными и научно-популярными жанрами; б) устной и письменной формой научной речи; в) языком тех или иных научных произведений в зависимости от их принадлежности к естественным и гуманитарным наукам. Языковые показатели этих различий свидетельствуют о том, что их всякий раз образует какая-то одна (частно-целевая, частно-ситуативная, частно-содержательная) причина. И таким образом, сами классификационные принципы получают чрезвычайно зыбкие основания: бесконечно число частных внеязыковых условий, комбинации которых составляют открытый ряд возможностей.

Задание 2. Конкретизируйте (расширьте) фразу.

Образец. По двору ходил петух. – По вытоптанному и засыпанному шелухой деревенскому двору, огороженному невысоким плетнем, важно расхаживал, по-хозяйски поглядывая на тихо клевавших вокруг него кур, крупный, яркой окраски петух с порванным гребнем и одним глазом.

1. По улице бежал человек. 2. На столе стояла ваза с цветами. 3. По небу летел воздушный шар. 4. Ребенок полез на дерево. 5. На улице вырыли канаву.

Задание 3. Познакомьтесь с текстом публичного выступления. Проанализируйте его с точки зрения использования средств выразительности.

Ты опять со мной, подруга осень

Осень бывает разная: болдинская, школьная, земледельческая. Бывает осень любви умирающей – последние мгновения счастья.

Что-то с нами происходит в период увядания природы и долгих проливных дождей. Мы кутаемся в свитера и плащи, прячемся под зонтами. Откиньте зонт, он мешает нам разговаривать!

С чем у вас ассоциируется осень? Одни скажут: «Осенью меня раздражает всё: и ветер, и грязь, и мокрые люди». Ну, как с этим не согласиться! Другие тоскуют по лету, по бодрому настроению, по прекрасным девичьи коленкам. Третьим почему-то осенью очень грустно и вспоминается всё хорошее, но – увы! – былое.

Осень как осень. «Изнемогающая вялость, за что-то мстящая тоска», – как говорил поэт. Вот, эти поэты, оказывается, и поселили в наших душах тоску и грусть. Именно осенью им сдавливало горло одиночество. Или музы на свиданье не пришли, или «в объятьях шерстяных носков и пуховых платков» музы казались поэтам наскучившими женами. Только стихи рождались гениальные.

Поэтам хорошо – выразили невыразимое в стихах и – закрыли тему… А как пережить осень простому человеку, когда тошно от промокшего неба, от сырости тела и души?

Однако помимо радикулита и невозможности целоваться из-за постоянной простуды осенью происходит много чудес. Осенью играют самые многолюдные свадьбы. Ну, а если верить классикам, весною человек влюбляется, а осенью встречает свою судьбу. Именно грустный, разбитый непогодой человек легко идёт на сближение в надежде на тепло, понимание и вечное чувство.

Вот так. Ждите встречи! Заглядывайте под зонтики. Может быть, мимо пробегает ваша любовь и судьба… (студентка М.О.).

Задание 4. Подготовьте устное высказывание на тему «Время года и состояние души», используя известные вам изобразительно-выразительные средства.

Задание 5. Расскажите, какое впечатление на вас производит невыразительная речь? Как это может сказываться на оценке говорящего (пишущего) на общении в целом? Приведите соответствующие примеры.

Литература

1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Риторика и культура речи. – Ростов н/Д, 2007.

2. Зарецкая Е.Н. Риторика: Теория и практика речевой коммуникации. – М., 1999.

3. Клюев Е.В. Риторика (Инвенция. Диспозиция. Элокуция): Уч. пос. для вузов. – М., 1999.

4. Кохтев Н.Н. Риторика: Учебное пособие. – М, 1994.

5. Культура русской речи: Энциклопедический словарь-справочник / Под ред. Л.Ю. Иванова, А.П. Сковородникова, Е.Н. Ширяева и др. – М., 2003.

6. Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В. Н. Ярцева. – М.: Сов. энциклопедия, 1990.

7. Львов М.Р. Риторика. Культура речи. – М., 2004.

8. Львов М.Р. Риторика. Учебное пособие. – М, 1995.

9. Михальская А.К. Основы риторики: Мысль и слово. – М., 2001.

10. Москвин В.П. Выразительные средства современной русской речи: Тропы и фигуры. Общая и частная классификации. Терминологический словарь. Изд. 2-е, существ. перераб. и доп. – М., 2006.

11. Пекарская И.В. Контаминация в контексте проблемы системности стилистических ресурсов русского языка. Часть I, II. – Абакан, 2000.

12. Русский язык. Энциклопедия./ Гл. ред. Ю.Н. Караулов, 2-е изд., перераб. и доп. – М., 1997.

13. Стернин И.А. Практическая риторика. – М., 2006.

14. Хазагеров Г.Г., Лобанов И.Б. Риторика. – Ростов н/Д, 2006.

15. Хазагеров Т.Г., Ширина Л.С. Общая риторика: Курс лекций; Словарь риторических приемов / Отв. ред. Е.Н. Ширяев. – 2-е изд., перераб. и доп. – Ростов-на-Дону, 1999.

16. Энциклопедический словарь-справочник. Выразительные средства русского языка и речевые ошибки и недочеты / Под ред. А.П. Сковородникова. – М., 2003.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
История не ждет, она ставит ультиматум | ПРЕДМЕТ СКАЗКОТЕРАПИИ


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных