Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






РЕЛИГИЯ И ОБЩЕСТВО: СПЛОЧЕНИЕ НА ОСНОВЕ РИТУАЛА




 

Наряду с удовлетворением некоторых психологических потребностей индивидов религия выполняет также важную социальную функцию. В работе "Элементарные формы религиозной жизни" (1912) Эмиль Дюркгейм подчеркивал, что людям легче верить в религию, связанную с особым божеством и особыми ритуалами, чем признать власть "общества" над их жизнью. Поддерживая власть общества, религия отражает его структуры и нормы. "Мы говорим на языке, придуманном не нами, пользуемся инструментами, которые изобрели не мы. Эти блага цивилизации мы получаем от общества", - писал Дюркгейм. Но поскольку каждое следующее поколение получает эти блага в готовом виде, а не создает их заново, ему невольно кажется, что существует некая высшая сила, и ей, а не обществу, приписывается божественность: "Вероятно, человек невольно чувствует, что независимо от него существуют активные силы, которые наделяют его свойственными ему природными особенностями; они милостивы и оказывают ему покровительство, защищают его и гарантируют счастливую судьбу. И конечно, он стремится возвеличить эти силы, так как высоко ценит блага, якобы даруемые ими" (с.212).

Дюркгейм пришел к своим заключениям на основе изучения тотемических религий австралийских племен. Тотем - символ некого природного создания (например, змеи или кенгуру) считающийся священным. Каждый тотем символизировал группу родственников или клан. Кланы были основными объединениями общества, тотем - своего рода гербом, символом единства клана. Вместо поклонения самому клану его члены поклонялись тотему. Их религия отражала структуру общества, в котором они жили.

Согласно Дюркгейму религия не только отражает структуру общества, но и укрепляет его, концентрируя внимание и надежды людей на общих верованиях и объектах поклонения. Эта объединяющая функция наглядно проявляется в исполнении ритуалов. Ритуалы четко разграничивают священное (связанное со святыней или сверхъестественными силами) и мирское, обыденное (имеющее отношение к материальному, земному). Например, среди племен, где получил распространение тотемизм, самое обычное растение или животное, считавшееся тотемом, разрешалось употреблять в пищу лишь при совершении специфического ритуала. Христианский ритуал приобщения святых тайн основан на том же принципе. Вино и хлеб - своего рода тотем. Они символизируют кровь и тело Христа. Отведав их, христиане верят, что приобщаются к святому духу Христа. Подобные ритуалы поддерживают ценности и верования группы и препятствуют нарушению господствующих в ней норм.

Теорию религии Дюркгейма можно наглядно представить в виде замкнутой цепи, связующее звено которой - социальная организация. Во-первых, общество организует человеческий опыт. Затем люди стремятся найти объяснение влиянию внешних сил. Это способствует формированию религий, соответствующих структуре общества. Наконец, для выражения религиозных верований складываются ритуалы. Они оказывают воздействие на сплоченность группы и единство ее религиозных убеждений, регулируют поведение ее членов и укрепляют структуру общества.

 

 

 

 







Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных