ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Понятие и структура политической системыПонятие политической системы. Политическая сфера общества – это специфическая сфера социальной жизни со своими фундаментальными закономерностями, внутренними и внешними связями. Усложнение политических процессов и их зависимость от внешней среды, развитие политических знаний, углубление понимания сущности, структуры и механизма политической власти привели к возникновению в 50-е годы ХХ века одного из наиболее важных направлений современной политологии – системного анализа политики, в рамках которого и появилась современная теория политических систем. Особую роль в развитии принципа системности сыграли исследования в области биологии и кибернетики. В 30-40-е годы ХХ века австрийский ученый Л. фон Берталанфи (1901-1972) успешно применил системный подход к изучению биологических процессов, а после второй мировой войны он предложил концепцию общей теории систем. Наряду с другими положениями этой теории Берталанфи разграничивал физику, занимающуюся закрытыми системами, изолированными от окружающей их среды, и биологию, имеющую дело с открытыми системами живых организмов и клеток. Существенный вклад в разработку принципа системности внес американский ученый Норберт Винер (1894 – 1964), который считается отцом кибернетики. Он был одним из первых, кто осознал роль обратной связи в познании поведения систем живой и неживой природы. Обратная связь, усиливающая результаты функционирования системы, была определена им как положительная, а та, которая их ослабляет, – как отрицательная. Винер считал, что положительная обратная связь может приводить к неустойчивым состояниям, тогда как отрицательная обратная связь обеспечивает устойчивость системы. Следует отметить, что до Винера на роль положительных и отрицательных обратных связей в функционировании различных систем указывали А.А.Богданов (1873 - 1928) и академик АН СССР П.К.Анохин (1898 – 1974). Вышеперечисленные исследования наряду с новыми подходами в социологии (О.Конт доказывал сходство общества с биологическим организмом, А.деТоквиль ввел в научный оборот понятие государственного и политического «порядка», характеризующего степень упорядоченности политических взаимоотношений различных общественных субъектов) и экономической теории (теория игр и теория рационального выбора) сформировали системный метод познания, который стал включать в себя следующие основные принципы: 1) принцип целостности системы – образование в результате сочетания разнообразных явлений новых качеств, свойств, которыми они не обладают в разрозненном состоянии; 2) значение выявления всего многообразия элементов, связей системы с внешней средой, описание каналов, способов взаимодействия с которой имеет большое значение для правильного понимания отношений внутри системы; 3) несводимость свойств системы к свойствам ее элементов, которые имеют свои собственные качества и специфику; 4) представление о том, что жизнь системы определяется взаимодействием происходящих процессов изменения и стабилизации, обновления и сохранения, что длительное, нарастающее их нарушение оборачивается разрушением системы. В рамках системного метода познания в политологии формировалась и теория политических систем. В ней можно выделить следующие ее основные модели: а) вневременную системно-институциональную модель; б) структурно-функциональную модель; в) культурологическую модель; г) информационно-кибернетическую модель. Вневременную (системно-институциональную) модель политической системы с ее входами и выходами, требованиями, поддержкой и обратной связью разработал глава чикагской школы Д.Истон. Он видел смысл политической системы в учете взаимодействия со средой; сущность системного анализа политической жизни – в выявлении способов поддержания равновесия со средой, а назначение политической системы – во властном распределении ценностей и преодолении политических конфликтов и противоречий. Процесс функционирования системы Д.Истон описывает как процесс взаимодействия трех ее элементов: «входа», «конверсии» и «выхода». На «вход» подаются различные (экономические, культурные и прочие) требования общественности или выражения солидарности и поддержки гражданами властей по различным вопросам. Далее посредством переработки элитарными кругами этих требований в соответствии с определенными ценностями вырабатываются те или иные решения, которые передаются на «выход» системы, где они преобразуются в различные действия, акты государственной политики (законы, указы, постановления и распоряжения), предназначенные для ознакомления (в том числе адресного) общественного мнения или иных субъектов (других государств и т.д.) и для реализации. Последний элемент системы «включает» механизм «обратной связи», обеспечивающий взаимодействие «выхода» и «входа» на основе учета властью влияния внешних обстоятельств (т.е. той или иной реакции общественности, степени удовлетворения ее требований и реализации постановлений). Наличие такого механизма, отражающего ценность возвращаемой из общества во власть информации, обеспечивает самоконтроль и саморазвитие политической системы. На основе такого подхода последователи Истона разработали критерии, которым должна соответствовать политическая система, отвечающая общественным потребностям: 1) устойчивость (обладать известной продолжительностью существования во времени); 2) адаптивность (обладать способностью приспосабливаться к среде); 3) продуктивность (обладать способностью позитивно откликаться на проблемы «входа»); 4) эффективность (или — легитимность) (обладать способностью принимать адекватные решения при признании их правомерности на «выходе»). В отличие от Д.Истона, Г.Алмонд развивал структурно-функциональный подход к анализу политических систем. В основе теории Алмонда лежат идеи создателя теории социального действия и системно-функциональной школы в социологии, американского социолога Т.Парсонса (1902-1979). Парсонс предлагал анализировать системы социального действия любого уровня в терминах функциональных подсистем, ориентированных на выполнении определенных социально значимых функций. Развивая идеи Парсонса, Г.Алмонд предложил определять предназначение политической системы не через функцию достижения цели (как полагал Парсонс), а через обеспечение легитимности принуждения, направленного на стабилизацию власти и общества. Для анализа политической системы, считал Алмонд, недостаточно рассматривать взаимодействия лишь институциональных структур (политических и правовых норм, типа парламентов, исполнительно-распорядительных органов, судов, бюрократии и т.д.), составляющих первый уровень политической системы. Необходимо учитывать неформальные (неинституциональные) образования (личностные аспекты политических взаимодействий, статусы граждан и групп, конкретные роли социальных агентов и связи между ними и др.), что образует второй уровень политической системы. Соединяет воедино эти уровни и обеспечивает их взаимодействие в целях стабилизации власти и общества политическая культура, которая и заняла в структуре политической системы Г.Алмонда центральное место. Впоследствии подобные рассуждения были взяты на вооружение и развиты представителями культурологической модели теории политических систем, рассматривающих политическую систему исключительно как материальное воплощение политической культуры (У. Розенбаум, Д. Элазар, Д. Дивайн и др.). Еще один весьма распространенный в политологии подход в трактовке политической системы был разработан в рамках информационно-кибернетической модели (К. Дойч). Политическая система рассматривалась как сложная совокупность информационных потоков и коммуникативных связей, определяемых уровнями тех или иных политических агентов, исполняемыми ими ролями, решаемыми задачами, особенностями процессов переработки, передачи и хранения цепи сообщений, а также другими причинами и факторами. В 80-90-х гг. ХХ века сложившиеся системные подходы в политологии начали утрачивать свою былую популярность. Основное затруднение, с которым столкнулась теория систем, заключалось в том, что ключевые понятия классического системного анализа были ориентированы на изучение систем в статическом состоянии, когда изменений нет или они не существенны. Такая установка становилась не достаточной. Во-первых, она подвергалась критике как реакционная, противостоящая идее прогресса, революционного преобразования общества (прежде всего со стороны теоретиков марксистского толка). Во-вторых, она не давала возможности понять состояние системных свойств в их динамике, в условиях не стабильных, а переходных («транзитных») обществ, исследование которых становилось весьма востребованным на волне исследования современных процессов модернизации. Такие теории получили название «девелопменталистских» (от англ. development - развитие). Их сторонники обращали внимание на важность для организации политической власти определить характер «зависимостей» политики (например, от динамики социально-экономического развития), особенности ее структурной дифференциации (обеспечивающей автономность политической подсистемы общества), а также выявить ряд «способностей» системы, предполагавших готовность власти к «обновлению», «мобилизации» (привлечения властью людских и материальных ресурсов для оперативного решения задач), «самосохранению» (недопущению к власти крайних оппозиционеров) и обеспечению тенденции «к равенству» политических участников. В рамках данного подхода в 80-е годы все большее внимание исследователей стала привлекать проблема самоорганизации, проблема перехода систем от хаоса к порядку и наоборот. Немецкий ученый Г.Хакен назвал теорию самоорганизации «синергетикой» или концепцией самоорганизующегося мира. В целом следует отметить, что сегодня в политической науке существуют различные подходы к анализу политической системы общества. Эти модели активно используются при сравнительных исследованиях. Они лежат в основе множества определений политической системы. Однако чаще всего ее трактуют как совокупность определенных элементов, в результате функционирования которых реализуется политическая власть, осуществляется регулирование политических процессов, управление делами общества, обеспечивается политическая стабильность, мир и развитие. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|