Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Проблема разделения ветвей власти. Легитимность власти




Основным механизмом функционирования всех видов политической и неполитической власти остается разделение властей. Древние философы утверждали, что три веще способны подчинить себе все: насилие, хитрость, лицемерие. Предотвращению перерождения власти во всевластие и самовластие способствует учреждение продуманной системы взаимоконтроля, основанной на разделении властей.

В политической системе общества, где основными субъектами власти выступают учреждения, организации, разделение власти означает разделение труда, разделение функций. Разделение власти исторически сложилось на самых ранних этапах формирования государства и вылилось в специализацию власти разных институтов и лиц.

Первым крупным разделением власти стало отделение светской (политической, государственной) власти от религиозной (духовной, жреческой). Были в известной мере разведены власть государства и церкви. Хотя для ряда стран этот процесс не завершен и ныне.

В самом светском государстве рано началось разделение профессиональных функций власти. Происходило и продолжает происходить разделение власти между центром и властью на местах, формировалась власть разных уровней с различными функциями. Решение этой проблемы еще не завершено и в Российской Федерации: идут споры, дискуссии о разграничении прав субъектов Федерации; нет четкого представления о формах местного самоуправления.

Разделение власти на государственном уровне привело к созданию трех ее ветвей: законодательной, исполнительной и судебной. Сегодня часто говорят и о четвертой власти - средствах массовой информации.

Проекты разделения государственной власти на несколько независимых, но взаимосвязанных ветвей, которые могли бы сотрудничать и контролировать друг друга, появились в XVII веке. Первым с обоснованием такого предложения выступил Дж. Локк, который разделил власть на законодательную, исполнительную (она же судебная) и федеративную, ведавшую международными отношениями.

Концепцию взаимного сдерживания законодательной, исполнительной и судебной власти в современном ее звучании разработал Ш.Монтескье. В работе «О духе законов» (1748) он писал: «Для того, чтобы предупредить... злоупотребление властью, необходимо, как это вытекает из самой природы вещей, чтобы одна власть сдерживала другую... Когда законодательная и исполнительная власти объединятся в одном и том же органе,... не может быть свободы... С другой стороны, не может быть свободы, если судебная власть не отделена от законодательной и исполнительной... И наступит конец всему, если одно и то же лицо или орган... станет осуществлять все три вида власти».

Принцип разделения властей в Конституции Российской Федерации закреплен в статье 10 главы об основах конституционного строя. Принцип, закрепленный в статье 10, гласит: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны».

Разделение единой государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную выражается прежде всего в осуществлении каждой их них самостоятельными, независимыми друг от друга структурами государственного механизма. Целью такого разделения является обеспечение гражданских свобод и законности, создание гарантий от произвола. В условиях разделения властей одна ветвь государственной власти ограничивается другой, различные ее ветви взаимно уравновешивают друг друга, действуя как система сдержек и противовесов,предотвращая монополизацию власти каким-либо одним институтом государства.

Согласно Конституции, на общефедеральном уровне законодательную власть осуществляет Федеральное Собрание Российской Федерации, исполнительную - Правительство РФ, а судебную - федеральные суды (Конституционный суд, Верховный суд, Высший Арбитражный Суд и иные федеральные суды).

Существует ошибочное мнение относительно института Президентства в системе разделения властей. Нередко Президента пытаются отнести к определенной ветви власти (как правило, к исполнительной). В действительности же Президент Российской Федерации не является органом какой-либо из трех властей, а как прямо указано в части второй статьи 80, «является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина,... принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти». Таким образом, не одна из вышеперечисленных функций Президента не указывает на его принадлежность к какой-либо из ветвей власти; Президент только создает базисные условия и обеспечивает гарантии деятельности органов государственной власти различных ветвей.

Принцип разделения властей, закрепленный в общей форме статьей 10, реализуется и конкретизируется в нормах Конституции, определяющих статус Президента, Федерального Собрания, Правительства и судов Российской Федерации. Содержание этих норм показывает, что принцип разделения властей предполагает их конструктивное взаимодействие.

К наиболее важным, общественно значимым функциям политической власти относятся:

- управление, руководство обществом в целом (страной, государством) и каждой его сферой;

- оптимизация самой политической системы, приспособление ее институтов (государство, партийная система и т.д.) к целям и задачам, стоящим перед обществом;

- обеспечение стабильности в стране и ее суверенитета;

- выявление, ограничение и разрешение социальных конфликтов;

- поддержание общественного порядка, законности и др.

Для того чтобы политическая власть функционировала эффективно, необходимо соблюдение определенных правил или принципов в ее осуществлении. Мировой практикой эти принципы уже наработаны и широко используются.

Для государственной власти в свете методов и средств осуществления важной стороной (качеством) выступает наличие у широких масс веры в ее легитимность. Следует различать понятия «легитимность власти» как общественное признание ее законности и «легальность власти» как правовое, формальное ее закрепление. В науку понятие «легитимность власти» впервые было введено немецким социологом Максом Вебером. Он выделил три основных источника законности, правомерности политической власти:

- традиционный, основанный на вере в святость традиций и право властвовать тех, кто получил власть в силу этих традиций (монархия);

- харизматический, основанный на вере в сверхъестественность, героизм или еще какое-нибудь достоинство властителя и его власти;

- рациональный, основанный на вере в законность существующего порядка.

Далее: принцип действенности. Действенность власти проявляется в умении в кратчайшие сроки найти оптимальные варианты решения насущных задач государственного масштаба, в оперативном нахождении путей выхода из кризиса через обоснованные реформы, способствующие улучшению политической, экономической и нравственной обстановки.

Существенным условием эффективности осуществления власти выступает принцип реальности. Руководство на основе мифических идеалов и соответственно эгоистических устремлений ослабляет и общество, и силу власти. Поэтому власть должна в своих действиях исходить из конкретных уже сложившихся обстоятельств, имеющихся средств и сил.

Суть принципа предвидения заключается в необходимости объективной оценки результатов политической деятельности, умении предвидеть ее последствия и, следовательно, не допускать непродуманных, невзвешенных, неаргументированных действий, которые могут привести общество к кризису, упадку и непредсказуемым разрушениям.

Принцип позитивности. Народ оценивает политическую власть не по заявленным лозунгам, обещаниям, а по тому, что она конкретно дает обществу. Сила власти - в ее способности обеспечивать выполнение политической стратегии, в успешном решении экономической и социальной программ, в умении и способности сохранять и приумножать общественные ценности.

Действенность политической власти во многом определяется тем, насколько реализовывается принцип ответственности, самокритичности и твердости. Власть - способ испытания на прочность. Поэтому авторитет и сила власти, ее эффективность зависят от личных качеств носителей власти, ее лидеров, от понимания ими своей ответственности перед обществом, от твердости и логичности их действий.

Основной характеристикой функционирования всей системы политической власти выступает политический режим, который отражает совокупность приемов и методов осуществления власти в стране, фактическое состояние конкретных политических отношений, прав и свобод граждан, степень политической активности масс, состояние законности.

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных