Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Социально-экономические и культурные права




– на труд, выбор профессий, рода занятий, на безопасные условия труда;

– защиту своих экономических и социальных интересов, включая право на объединение в профессиональные союзы, заключение коллективных договоров и право на забастовку;

– отдых;

– собственность;

– охрану здоровья;

– социальное обеспечение в старости, в случае болезни, инвалидности;

– жилище;

– образование;

– сохранение своей национальной принадлежности.

4. Обязанности:

– каждый обязан соблюдать Конституцию Республики Беларусь, законы и уважать национальные традиции;

– каждый обязан уважать достоинство, права и свободы других лиц;

– каждый обязан беречь историко-культурное, духовное наследие и другие национальные ценности;

– охрана природной среды – долг каждого;

– граждане Республики Беларусь обязаны платить налоги, пошлины и иные платежи;

– защита Республики Беларусь – обязанность и священный долг гражданина Республики Беларусь.

 

3.3. Обратите внимание на то, что, когда в 1991 году наша страна встала на путь самостоятельного развития, при определении формы государственного правления не было сомнений в том, что это должна быть республика, общими юридическими признаками которой являются выборность на определенный срок главы государства и других верховных органов государственной власти, осуществление государственной власти не по собственному праву какого-либо лица, а по поручению народа, юридическая ответственность главы государства в случаях, предусмотренных законом.

Главной предпосылкой этого было существование белорусского государства в форме республики в советский период с 1919 года. И, хотя данная форма республиканского правления в СССР имела недостатки (не было всенародно избираемого главы государства, отсутствовал пост Президента, верховная государственная власть принадлежала партийному органу, выборы законодательного органа – Верховного Совета – носили безальтернативный характер), тем не менее, определенные традиции республиканизма были заложены. В Беларуси к тому же в тот период отсутствовали представители каких-либо монархических династий, претендующих на власть.

Поэтому ст. 1 Конституции определяет форму государственного правления в виде республики. Именно республиканская форма правления обеспечивает в наибольшей степени участие населения в формировании высших органов государственной власти.

Республиканская форма правления, как известно, имеет две основные разновидности: парламентскую и президентскую. В нынешней Конституции Республики Беларусь нет статьи, где бы имело место прямое указание на одну из разновидностей республики. Однако, анализ полномочий Президента, его взаимодействия с белорусским парламентом говорит о том, что белорусское государство – это республика с сильной президентской властью. Об этом свидетельствует то, что Президент в Республике Беларусь напрямую избирается народом, он формирует правительство, согласовывая отдельные кандидатуры с парламентом, имеет широкие полномочия при назначении выборов, высших должностных лиц, является Главнокомандующим Вооруженными Силами Республики Беларусь, вводит при необходимости военное и чрезвычайное положение, имеет право отлагательного вето, роспуска парламента.

Сильная президентская власть наиболее целесообразна в настоящее время в республике, так как страна находится в рамках переходного периода, когда еще не сформировались зрелые традиции демократического, гражданского общества. Такая власть способна быстро реагировать на возникающие проблемы и обеспечивать принятие и реализацию наиболее рациональных решений. К тому же необходимо иметь в виду, что парламентская республика наиболее целесообразна в условиях высокой зрелости партийной системы, которая в Беларуси еще не сложилась.

При этом необходимо помнить, что деятельность Президента в Республике Беларусь не бесконтрольна. В Конституции закреплена так называемая система "сдержек":

– при назначении Президентом на ключевые посты (Премьер-министра, Председателя Верховного Суда, Председателя Национального банка, Генерального прокурора, Председателя Конституционного Суда и др.) требуется согласие Парламента (ст. 84);

– нормотворческая деятельность Президента Республики Беларусь может быть проверена Конституционным Судом на соответствие Конституции (ст. 116);

– у Парламента есть право преодоления вето Президента посредством принятия закона с помощью так называемого квалифицированного большинства, т.е. принятия его большинством не менее двух третей голосов депутатов (ст. 100);

– Парламент ратифицирует подписанные Президентом международные договоры;

– возможен импичмент (досрочная отставка) Президента (ст. 88) при стойкой недееспособности по состоянию здоровья и в связи с совершением государственной измены или иного тяжкого преступления.

 

При выборе формы административно-территориального устройства Республика Беларусь определилась как унитарное государство (ст. 1).

Это обусловлено тем, что в Беларуси нет народов и территорий, которые бы претендовали на роль суверенного субъекта. К моменту создания самостоятельного белорусского государства в стране не обнаруживалось тенденции к автономизации и федерализации. Имеющиеся в республике отдельные административно-территориальные единицы – области, обладая определенной самостоятельностью, не имеют признаков государственности, суверенитета.

 

3.4. Статья 1 Конституции Республики Беларусь определяет демократический характер политического режима в стране. Проанализируйте реализацию принципов и институтов демократии в политической системе Республики Беларусь через представительные и непосредственные формы демократии.

В Конституции Республики Беларусь закреплена главная идея демократического государственно-политического устройства о признании народа источником государственной власти и носителем суверенитета (ст. 3). При этом подчеркивается, что народ осуществляет свою власть непосредственно и через представительные органы власти, т.е. в политической жизни белорусского общества находят свое проявление представительная и непосредственная форма демократии.

Представительная демократия проявляется в том, что воля народа выражается его представителями в конкретных органах власти. В таком случае демократия понимается как компетентное и ответственное перед народом управление, и отношения между народом и его представителями строятся на основе доверия и контроля в форме периодически проводимых выборов, законодательного ограничения компетенций органов власти и должностных лиц.

Главными чертами представительной демократии в наше время являются:

– принцип ответственного правления;

– контроль общества над институтами власти;

– наличие института свободных выборов.

 

Какие органы власти можно назвать формами представительной демократии?

В широком смысле слова в условиях демократического политического режима к ним можно отнести любой государственный орган центрального и местного характера. Но подлинно представительными формами демократии можно назвать те органы государственной власти, которые избираются народом, то есть формируются посредством выборов. По Конституции Республики Беларусь к таким органам относятся Национальное собрание (Парламент Республики Беларусь), Президент, местные Советы депутатов. При этом ст. 39 Конституции подчеркивает, что граждане Республики Беларусь имеют право равного доступа к любым должностям в государственных органах. Не имеют значения сословные, имущественные, национальные ограничения, а лишь необходима профессиональная и деловая подготовка.

Недостатки представительной демократии, когда не может быть обеспечено "прямое правление всего народа" (Р. Дарендорф), призвана преодолеть непосредственная демократия или демократия участия – это участие народа в выборах, митингах, собраниях, сборах подписей, уличных шествиях (ст. 35), в обсуждении проектов законов, вопросов республиканского и местного значения (ст. 37) и т.д. Она позволяет участвовать широким слоям общества в политических процессах.

Важнейшей формой непосредственной демократии в Республике Беларусь являются референдумы республиканского и местного характера, в которых могут принимать участие все граждане, имеющие избирательное право и выступающие по сути дела как законодатели, поскольку решения, принимаемые референдумом, имеют обязательный характер и могут быть отменены только посредством следующего референдума (ст. 77). Роль референдума, а, значит, и народа как участника законотворческих процессов, обозначена в 140 ст., где говорится о том, что разделы I, II, IV, VIII Конституции (права, свободы, основы государственного устройства) могут быть изменены только с помощью референдума.

Непосредственно гражданам Республики Беларусь (в определенном количестве) принадлежит право законодательной инициативы (не менее 50 тыс. чел.), отзыва депутата (не менее 20 % граждан соответствующей территории), право инициирования проведения референдума (не менее 450 тыс. граждан, обладающих избирательным правом) и др.

У непосредственной демократии есть свои минусы, проявляющиеся в больших затратах времени и финансовых средств на реализацию соответствующих мероприятий, отсутствии персональной ответственности за последствия всенародно (коллективно) принятых решений. Поэтому в современном обществе, в том числе и в Республике Беларусь, всегда стоит проблема нахождения оптимального соотношения представительной демократии и демократии народного участия.

 

Представительная демократия в Республике Беларусь (воля народа выражается его представителями в выборных органах власти)
Национальное собрание (Парламент Республики Беларусь) Президент Республики Беларусь местные Советы депутатов

 

Непосредственная демократия в Республике Беларусь (демократия участия)
право на участие: право:
в выборах, референдумах в митингах, собраниях, шествиях в обсуждении законопроектов законно-дательной инициативы отзыва депутатов инициирования проведения референдума
           

 

Необходимо помнить, что осуществление основных принципов демократии предполагает свободные, четко организованные и периодически проводимые выборы состава представительных органов власти и должностных лиц государства. Выясните, каковы основополагающие идеи и принципы избирательной системы Республики Беларусь.

В основе избирательной системы Республики Беларусь лежат принципы, содержание которых свидетельствует о соответствии ее передовым международным стандартам. Это – принципы, которые явились итогом длительной борьбы граждан различных стран за отмену всевозможных ограничений избирательного права. Данные принципы закреплены в Конституции и Избирательном кодексе Республики Беларусь.

Принцип всеобщности (ст. 64), согласно которому почти все граждане Республики Беларусь имеют избирательное право. Ограничения в этом праве определены по минимуму: возраст до 18 лет, недееспособность гражданина, признанная судом, нахождение в местах лишения свободы по приговору суда, содержание под стражей как мера пресечения действий гражданина.

Принцип свободы (ст. 65), в соответствии с которым избиратель лично решает, участвовать ему в выборах и за кого голосовать. В Республике Беларусь – голосование на выборах это право, но не обязанность, за невыполнение которой может быть предусмотрено наказание (как, например, в Бельгии, Голландии, Австрии, Австралии, Пакистане).

Принцип равенства избирательного права (ст. 66), который означает следующее: во-первых, все избиратели в республике имеют одинаковое количество голосов (один голос) и, во-вторых, обеспечивается единая норма представительства, т.е. равное количество избирателей, представляемых одним кандидатом. Это обеспечивается тем, что избирательные округа в Республике Беларусь образуются с примерно равной численностью населения.

Принцип тайности голосования (ст. 68), согласно которому исключается контроль за волеизъявлением избирателя в ходе голосования.

Принцип прямого голосования при выборе депутатов в Национальное собрание и местные Советы (ст. 67).

 

ПРИНЦИПЫ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
всеобщности свободы равенства тайности голосования прямого голосования

 

Об открытости и прозрачности избирательного процесса в Республике Беларусь свидетельствует институт наблюдателей, законодательно закрепленный в Избирательном кодексе страны. В роли наблюдателей при проведении выборов, референдумов могут быть депутаты Палаты представителей, члены Совета Республики, депутаты местных Советов, доверенные лица кандидатов в Президенты, в депутаты, представители политических партий, других общественных объединений, трудовых коллективов, иностранные наблюдатели, представители СМИ. Порядок их поведения на выборах устанавливается Центральной избирательной комиссией страны.

Один из важных вопросов избирательного процесса – финансирование выборов. В Республике Беларусь согласно Конституции (ст. 70) расходы на подготовку и проведение выборов осуществляются за счет государства. Средства, выделенные на агитационную кампанию, делятся поровну между кандидатами. В случаях, предусмотренных законом, расходы на проведение выборов могут осуществляться за счет средств общественных объединений, предприятий, учреждений, граждан.

Большое значение для проведения выборов имеет общая политическая ситуация в стране. Поэтому согласно Конституции (ст. 71) выборы в Республике Беларусь не могут проводиться в период чрезвычайного и военного положения, когда реализация избирательного права может проходить с нарушениями.

Известно, что в мире существуют две основные избирательные системы, в основе которых лежат различные способы определения результатов выборов по данным голосования: мажоритарная и пропорциональная, каждая из которых имеет определенные разновидности. Эти избирательные системы имеют как свои достоинства, так и недостатки.

В Республике Беларусь используется мажоритарная система абсолютного большинства, при которой избранным считается кандидат, набравший более половины общего числа избирателей, участвующих в голосовании (минимум для победы кандидата – 50 % голосов + один голос). Согласно избирательному кодексу во втором туре голосования, если таковой становится необходимым, избранным считается тот из двух кандидатов, который получил большее число голосов, при условии, что число голосов, поданных за этого кандидата, больше числа голосов, поданных против него. На выборах Президента Республики Беларусь, если ни один из кандидатов не набрал больше половины голосов избирателей в первом туре, то во втором туре проводится голосование по двум кандидатам, получившим наибольшее число голосов избирателей. Избранным считается кандидат в Президенты, получивший при повторном голосовании больше половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании. При этом выборы считаются состоявшимися, если в голосовании приняло участие более половины граждан, включенных в список избирателей.

 

3.5. Выявите специфику формы государственного правления в Республике Беларусь как социального правового государства.

Идеал справедливой государственности, закрепленный в Конституции Республики Беларусь, находит выражение в идее правового государства, важнейшим принципом которого, определенного еще античными мыслителями, является принцип господства закона над всеми, в том числе и над правителями. Статья 7 указывает на то, что в Республике Беларусь устанавливается принцип верховенства права. Государство, все его органы и должностные лица действуют в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства.

Правовое государство основывается на таком характере взаимоотношения между личностью и государством, при котором интересы личности, права и свободы граждан являются основной социальной ценностью. Конституция Республики Беларусь и соответствующие законы гарантируют права и свободы граждан (см. раздел "Личность, общество, государство").

Реализация идеи правового государства зависит от воплощения в жизнь принципа разделения властей (законодательной, исполнительной, судебной). Данный принцип закреплен в ст. 6 Конституции. Отмечается, что государственные органы в пределах своих полномочий самостоятельны: они взаимодействуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга. Целью разделения властей является обеспечение свободы, законности и предотвращения произвола. Только народ признается носителем всей власти в целом. Государству должны принадлежать лишь различные виды государственной власти. Захват, какой бы то ни было структурной частью государства всей полноты власти, означает узурпацию власти народа, отрицание народного суверенитета. Особую роль в обеспечении принципа разделения государственных властей, координации их деятельности играет Конституционный суд Республики Беларусь (ст. 116).

Суть разделения властей не означает их полного равенства и независимости, главное – это четкое разграничение их функций, прав, обязанностей и ответственности.

Законодательная власть, реализуемая высшим представительным органом государства (Парламент – Национальное собрание), принимает законы, избирает высших должностных лиц и т.п.

Исполнительная власть (правительство – Совет Министров Республики Беларусь) призвана реализовывать законы и осуществлять руководство текущей жизнью общества.

Судебная власть, реализуемая системой судебных органов, осуществляет правосудие: рассматривает и разрешает уголовные дела, гражданские, трудовые споры в соответствии с установленным законом порядке.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА
Верховенство права Незыблимость прав и свобод личности Разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную

 

Обратите внимание на то, что при формировании идеологии белорусского государства и определении основных политических ценностей в Конституции Республики Беларусь идея правового государства совершенно естественным образом соединилась с идеей социального государства, т.е. государства, которое проводит активную социальную политику (cт. 1). Почему?

Во-первых, потому, что в ХХ веке в передовых идеологиях Запада, которые являлись одним из источников формирования национальной идеологии Республики Беларусь, уже была осознана необходимость активного вмешательства государства в процессы распределения доходов в обществе, понята недопустимость их стихийного протекания, которое приводит к сильной имущественной дифференциации и формированию большого количества бедных, что делает общество нестабильным. Поэтому мысль о том, что государство посредством соответствующих мер должно проводить целенаправленную политику формирования в обществе многочисленного "среднего класса" вошла в комплекс идей формирующейся идеологии независимого белорусского государства.

Во-вторых, не нужно забывать, что Республика Беларусь являлась наследницей БССР – государства, в котором всегда проводилась активная социальная политика, направленная на обеспечение благосостояния всех граждан общества. От этой традиции независимое белорусское государство не собиралось отказываться. Статья 21 Конституции Республики Беларусь подчеркивает, что каждый в обществе имеет право на достойный уровень жизни.

 

Социальное государство – это государство, которое поддерживает с помощью разнообразных социальных программ (развитие образования, медицины, пособия для малоимущих) беззащитных перед лицом рыночной конкуренции социально слабых слоев населения.

 

При этом молодое белорусское государство учитывало, что, с одной стороны, не каждый в обществе нуждается в государственной помощи (граждане с высокими доходами), а с другой, – не каждый нуждающийся эффективно использует помощь государства, поэтому оно должно следить за тем, чтобы эта помощь не порождала иждивенчество.

Необходимо помнить, что идея правового социального государства для нашей страны является в определенной мере уже реализованной, но одновременно – это в значительной степени тот идеал, к достижению которого должно прийти наше общество.

 

3.6. Каким образом закреплена идея светского государства в Конституции Республики Беларусь?

При определении характера взаимоотношения государства и церкви в Конституции Республики Беларусь по сути дела была использована идея светского государства, при реализации которой государство не должно вмешиваться в дела религиозных организаций, и последние не вмешиваются в дела государства. И хотя в Конституции Республики Беларусь нет формулировки об отделении церкви от государства, реально это так, поскольку институты государства и церкви разделены и не совмещаются. В ст. 16 отмечается, что взаимоотношения государства и религиозных организаций регулируются законом с учетом их влияния на формирование духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа. Провозглашается равенство религиозных конфессий. О нерелигиозном характере государства свидетельствует также то, что система государственного образования носит светский характер и предполагает в процессе обучения освоение дисциплин научного содержания.

Независимое существование государственных и религиозных организаций в республике не означает отсутствия между ними необходимого взаимодействия. В Послании Президента Республики Беларусь Национальному собранию 29 апреля 2008 года было отмечено, что за период самостоятельного развития между институтами церкви и государства удалось выстроить отношения на принципах солидарности, взаимодействия и взаимодополняемости.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных