Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






УЭ-4. СОЦИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА КАК СТРАТЕГИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ




 

ПОРЯДОК ИЗУЧЕНИЯ ВОПРОСА

 

4.1. Прежде всего, следует выяснить, чем была обусловлена необходимость экономических реформ в Республике Беларусь, которые начались в начале 90-х годов ХХ века и продолжаются до настоящего времени.

При этом важно помнить, что сущность данных реформ состоит в переходе от административно-командной экономики к рыночной, преимущества которой заключаются в стимулирующей функции конкуренции, которая поощряет внедрение достижений научно-технического прогресса и позволяет:

– снижать затраты на производство единицы продукции;

– повышать качество выпускаемых товаров;

– расширять ассортимент производимой продукции;

– освобождаться от экономически слабых предприятий.

Административно-командная экономика, в отличие от рыночной, лишена этих стимулов и ведет к незаинтересованности производителей в повышении качества товаров, экономии сырья, энергии, времени при производстве продукции, что, в конечном счете, ведет к дефициту товаров и невозможности удовлетворить даже насущные потребности населения.

Необходимость перехода к рыночной экономике была обусловлена не только внутренними причинами, связанными с созданием эффективного производства в стране, но и внешними, предполагающими включение экономики Республики Беларусь в мировую, которая функционировала на основе рынка.

При этом следует иметь в виду, что условия этого перехода были двоякие – с одной стороны, благоприятные:

– высокий интеллектуальный и профессиональный потенциал населения Республики Беларусь;

– развитая наука;

– достаточно высокий уровень развития системы общего и профессионального образования;

– выгодное геополитическое положение страны, обусловленное прохождением через Беларусь важных транспортных линий, связывающих Западную и Восточную Европу, Европу и Азию;

– оптимальный размер страны, который создавал возможность более эффективного управления;

– бесконфликтные отношения между основными социальными группами в стране (отсутствие национальных и религиозных конфликтов);

– природный фактор в стране – скорее способствующий развитию экономики, чем препятствующий этому: хотя в республике отсутствовали энергоносители (нефть, газ), но имелся достаточно богатый запас иных ресурсов (лесные, водные); к тому же территория нашей страны не подвержена воздействию разрушительных природных катаклизмов (землетрясений, тайфунов, извержений вулканов и т.д.).

Но, с другой стороны, имели место и неблагоприятные условия, осложняющие проведение экономических реформ:

– распад Советского Союза и разрушение сложившихся экономических связей между производителями и поставщиками продукции, обострение в этой связи проблемы сбыта продукции и закупки сырья;

– экономический кризис 1992 – 1994 годов, связанный с либерализацией цен, который привел к резкому снижению валового национального продукта, обесцениванию сбережений населения в результате гиперинфляции (почти 40 % в месяц). В результате произошло значительное падение уровня жизни населения.

 

4.2. Обратите внимание на то, что экономическая платформа государственной идеологии Республики Беларусь формировалась под влиянием передовых мировых идеологий (либерализма, консерватизма, социал-демократизма) а также международного опыта функционирования рыночной экономики, который к этому времени обнаружил как позитивный, так и негативный ее потенциал.

Главные вопросы, которые необходимо было решить сначала на теоретическом уровне, а затем на практике, были следующие:

§ На какой форме собственности будет создаваться новая экономика?

§ Какова должна быть степень присутствия государства в экономической жизни общества?

При поиске ответов на эти вопросы следующим образом были обозначены характерные черты белорусской модели экономики:

1. Плюрализм форм собственности, определяющий смешанный характер экономики. В ст. 13 Конституции Республики Беларусь зафиксирована возможность существования собственности в виде государственной и частной, им гарантируются равная защита и равные условия деятельности. Государство оставляет за собой право на недра, воды, леса и земли сельскохозяйственного назначения. Количество и стоимость имущества, находящегося в собственности отдельных граждан, не ограничивается, если оно приобретено законным путем (ст. 44). Государственная собственность существует в виде республиканской и коммунальной (собственности административно-территориальных единиц).

2. Постепенные и умеренные темпы приватизации. Приватизация рассматривается не как самоцель, а как средство найти заинтересованного инвестора, создать эффективного собственника, который сможет обеспечить, во-первых, долгосрочное развитие предприятия и, во-вторых, будет решать социальные проблемы работников этих предприятий. В выступлениях Президента Республики Беларусь постоянно подчеркивается, что приватизация должна осуществляться только через аукционы и конкурировать должны не фамилии крупных собственников, олигархов, а бизнес-планы и программы по поддержке трудового коллектива. Причем, стабильно и прибыльно работающие государственные предприятия не будут переходить в частную собственность.

Рыночные условия потребуют в будущем разгосударствления основных сфер производства и услуг. Однако этот процесс должен идти постепенно по мере созревания и развития в обществе необходимых механизмов, финансовой сферы, инфраструктуры, законодательной базы, менталитета народа [13], [3].

3. Значительная степень участия государства в обеспечении эффективного функционирования экономики (ст. 13).

Выясните, почему экономика не может обойтись без государственного регулирования, ограничившись лишь ролью рынка?

Дело в том, что рыночное регулирование имеет как положительные стороны, заключающиеся в создании постоянно действующих стимулов для повышения эффективности производства, так и отрицательные, проявляющиеся в том, что рынок как единственный регулятор экономики:

– не в состоянии обеспечить решение стратегических задач развития экономики;

– порождает тенденцию экономики к анархии, стихийности и создает кризисы, связанные с перепроизводством товаров;

– создает значительную дифференциацию доходов, имущественное расслоение общества;

– делает экономику не восприимчивой к долгосрочным общегосударственным программам, связанным с ликвидацией социального неравенства, экологических проблем, развитием образования, медицины, созданием эффективной системы защиты безработных и т.д.

Поэтому государство посредством как административно-распорядительных, так и экономических методов призвано устранить или ослабить негативные последствия рынка. Примерами конкретных способов воздействия на рыночную экономики являются регулирование масштабов инвестиций, изменение условий государственных заказов, пересмотр налоговых и процентных ставок, регулирование величины денежных сбережений населения и др.

 

Белорусская модель экономики в настоящее время определяется в программных государственных документах как социально ориентированная рыночная экономика. В чем суть такой экономики?

 

Социально ориентированная экономика – это экономика, которая производит достаточное количество товаров по ценам, доступным широким слоям населения, в том числе и малоимущим, удовлетворяя их потребности на современном уровне.

 

Создание такой экономики становится возможным:

– при развитом секторе экономики, производящем предметы потребления (сектор В);

– развитии в экономике цивилизованной конкуренции, которая заставляет производителей снижать издержки производства и создавать предпосылки для низких цен, делая товары доступными для широких слоев населения, в том числе и с низкими доходами. Поэтому государство стремится защитить рыночную экономику, основанную на чистой, совершенной конкуренции. Для этого оно принимает антимонопольное законодательство, препятствуя появлению монополий, которые получают возможность устанавливать высокие цены и фактически ведут к устранению рынка;

– социальной защите нуждающихся слоев общества для обеспечения необходимого уровня их покупательной способности. Программы помощи социальным группам с низкими доходами разделяются на две категории: программы, повышающие доход данных групп населения (государственные пособия, льготы); программы, ликвидирующие причину их низких доходов (повышение их уровня образования, квалификации, переобучение, содействие в организации собственного бизнеса);

– организации помощи безработным;

– поддержке отечественных предпринимателей (введение таможенных квот и пошлин, ограничивающих импорт определенных товаров, государственные субсидии и займы слабым предприятиям).

 

Таким образом, одна из главных задач белорусского государства – формирование экономической системы с эффективными рыночными механизмами с целью удовлетворения разнообразных потребностей населения и достойного вхождения в мировое хозяйство на конкурентных началах.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных