Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






I. Николай II как личность и государственный деятель




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ПСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Л.В. Алиева

ИСТОРИЯ РОССИИ НАЧАЛА XX ВВ.

Учебно-методическое пособие для студентов,

обучающихся по направлению «История»

Псков

ББК 63.3(2)я73

А 50

 

Печатается по решению кафедры русской истории и редакционно-издательского совета ПсковГУ.

 

Алиева Л.В. История России начала ХХ вв. Учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по направлению «История». Псков: ПсковГУ, 2012. … с.

 

 

Рецензенты:

 

Пособие подготовлено на основе широкого круга источников, научной и учебно-методической литературы, с учетом опыта преподавания дисциплины «История России начала ХХ вв.».

Издание адресовано студентам исторических факультетов, специалистам, а также учителям истории.

 

ISBN © Псковский государственный университет © Л.В. Алиева, 2012

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение  
Тема № 1. Российская империя к началу царствования Николая II  
Внутренняя политика российского самодержавия в конце XIX – начале ХХ вв.  
Тема № 2. Внешняя политика Российской империи в 1894 – 1905 гг.  
Тема № 3. Социально-экономическое развитие России на рубеже XIX – ХХ вв.  
Тема № 4. Первая русская революция (1905 – 1907 гг.)  
Тема № 5. Период «думской монархии» в Российской империи (1906 – 1917 гг.)  
Тема № 6. Российские политические партии в начале ХХ в.  
Тема № 7. Столыпинская аграрная реформа  
Тема № 8. Внешняя политика Российской империи в 1905 – 1917 гг.  
Тема № 9. Культура России конца XIX – начала ХХ вв.  

ВВЕДЕНИЕ

Важное место в освоении дисциплины «История России» занимает организация изучения событий периода начала ХХ в. Данное учебно-методическое пособие включает в себя материал, позволяющий комплексно изучить и понять особенности исторического процесса начала ХХ вв., включая проблемы государственного строительства, экономического развития, внутренней и внешней политики, общественно-политической жизни, социальных отношений, быта и культуры.

Оказание помощи в усвоении этого комплекса проблем и вопросов студентами является важнейшей задачей данного пособия, поскольку это даст им возможность использовать полученные знания в процессе дальнейшего обучения, при написании курсовых и дипломных работ, при прохождении различных видов практик, предусмотренных стандартом.

Содержание дисциплины «История России начала ХХ в.» для удобства изучения разбито нами на девять тематических модулей, в основу выделения которых был положен проблемно-хронологический принцип. Изучение материала начинается с характеристики Николая II (1894 – 1917) и его окружения, призванных решать насущные проблемы исторической действительности начала ХХ в. в области внутренней политики, внешней политики, социально-экономического развития Российской империи, духовной жизни, которые, собственно, и легли в основу модульного планирования занятий. Завершается последовательный анализ событий начала ХХ в. подведением итогов деятельности правительства Российской империи начала ХХ в.

Каждый из тематических модулей имеет следующую структуру: наименование; план; терминологический минимум; тематику сообщений; практическое задание; список источников; список литературы; методические рекомендации студентам. Мы стремились по возможности к сохранению единой структуры модулей, что, на наш взгляд, обеспечивает единство в подходах к изучаемым темам, а также позволяет структурировать знания студентов и сделать их учебную деятельность более организованной, осознанной и эффективной. Вместе с тем, в рамках формирования и совершенствования информационных, коммуникативных, учебно-познавательных, социальных и личностного самосовершенствования компетенций, структура некоторых модулей призвана в большей мере активизировать познавательную деятельность студентов, которые, на наш взгляд, должны стремиться к научному поиску и самосовершенствованию. Исходя из данных положений, некоторые темы не содержат списка рекомендованных источников и литературы, что должно обеспечить активизацию познавательной деятельности студентов. К тому же, приводимые списки источников и литературы не являются исчерпывающими и требуют обращения к любым другим доступным для студентов академическим изданиям.

В рамках выработки методических рекомендаций мы стремились:

- ориентироваться на анализ проявления новых социально-экономических процессов во внутренней и внешней политике России начала ХХ в.;

- содействовать формированию у студентов понимания сущности процесса становления рыночного, капиталистического производства, общих закономерностей и своеобразия этого процесса;

- рассматривать развитие духовной жизни страны в контексте исторической действительности начала ХХ в.;

- представить материал максимально доступным языком для усвоения и понимания студентами.

Оценивание результатов освоения каждого из тематических модулей производится в рамках модульно-рейтинговой системы на основе разработанной и утвержденной на заседании кафедры технологической карты, пример которой приведен ниже:

 

 

Наименование дисциплины / курса Уровень//ступень образования (бакалавриат, специалитет, магистратура) Статус дисциплины в рабочем учебном плане (А, Б, В, Г) Количество зачетных единиц / кредитов
История России   специалитет бакалавриат А 5,5
Смежные дисциплины по учебному плану:
Всеобщая история, История культуры, История политических учений
ВВОДНЫЙ МОДУЛЬ (входной рейтинг-контроль, проверка «остаточных» знаний по смежным дисциплинам при необходимости)
Тема, задание или мероприятие входного контроля Виды оцениваемых работ Аудиторная или внеаудиторная Минимальное количество баллов Максимальное количество баллов
Российская империя к началу царствования Николая II рабочий лист (работа в группах на занятии) ауд.    
Итого:    
БАЗОВЫЙ МОДУЛЬ (проверка знаний и умений по дисциплине)
Тема, задание или мероприятие текущего контроля Виды оцениваемых работ Аудиторная или внеаудиторная Минимальное количество баллов Максимальное количество баллов
Внутренняя политика российского самодержавия в конце XIX – начале ХХ вв. рабочий лист ауд.    
работа на занятии ауд.    
Внешняя политика Российской империи в конце XIX – начале ХХ вв.   Русско-японская война 1904 – 1905 гг. контурная карта внеауд.    
хронологическая таблица внеауд.    
работа на занятии ауд.    
ответ по карте ауд.    
Социально-экономическое развитие Российской империи (1894 – 1917 гг.) работа на занятии ауд.    
терминологический диктант ауд.    
Революция 1905 – 1907 гг. в России устное собеседование (л)[1] ауд.    
конспект внеауд.    
работа на занятии ауд.    
Российский парламентаризм начала ХХ в. Деятельность I, II, III, IV Государственных Дум хронологическая таблица внеауд.    
работа на занятии ауд.    
Политические партии в Российской империи начала ХХ в. сравнительная таблица внеауд.    
работа на занятии ауд.    
Столыпинская аграрная реформа письменная характеристика источника внеауд.    
работ на занятии ауд.    
рабочий лист ауд.    
Внешняя политика Российской империи в 1905 – 1914 гг.   Россия в Первой мировой войне контурная карта внеауд.    
хронологическая таблица внеауд.    
работа на занятии ауд.    
ответ по карте ауд.    
Культура России (1894 – 1917 гг.) работа на занятии ауд.    
Общественное движение в России 1900 – 1917 гг. коллоквиум (л) ауд.    
Проблемы истории России начала ХХ вв. в историографии анализ монографии (л) ауд.    
анализ журнальной статьи (л) ауд.    
Итоговая контрольная работа ауд.    
Итого:    
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ
Тема, задание или мероприятие дополнительного контроля Виды оцениваемых работ Аудиторная или внеаудиторная Минимальное количество баллов Максимальное количество баллов
Николай II как личность и государственный деятель» «Семейное окружение Николая II» «Витте С.Ю.» «Плеве В.К.» «Сипягин Д.С.» «Зубатов С.В.» «Святополк-Мирский П.Д.» «Дурново И.Н.» «Русско-японская война в отечественной историографии» «Революция 1905 – 1907 гг. в отечественной историографии» «Российский парламентаризм начала ХХ вв. в отечественной историографии» «Столыпинская аграрная реформа в отечественной историографии» «Внешняя политика Российской империи 1907 – 1917 гг. в отечественной историографии» «Исторические условия развития культуры России в начале ХХ в. Индустриализация страны и достижения отечественной научно-технической мысли. Вклад российских ученых в мировую науку» «Система образования в России в начале ХХ в. Уровень образованности населения» «Печать и журналистика, повышение их роли в общественной жизни России начала ХХ в. Книгоиздательское дело» «Русские географические исследовании начала ХХ в.» «Градостроительство, архитектура и скульптура начала ХХ в. Модерн. Изменение облика российских сел и городов» «Серебряный век» русской литературы. Основные литературные течения, жанры, представители» «Русская живопись начала ХХ в. Художники «серебряного века» «Театральная жизнь и музыкальное искусство России начала ХХ в.» «Философская мысль России начала ХХ в.: сборник «Вехи», «философский ренессанс», «богоискательство», «богостроительство» устный доклад ауд.    
Итого:    
Всего:    
             

Необходимый минимум для получения итоговой оценки или допуска к промежуточной аттестации 109 баллов. Для получения оценки «хорошо» необходимо набрать – 127 баллов; «отлично» – 145.

Дополнительные требования для студентов, отсутствующих на занятиях по уважительной причине: обязательное выполнение внеаудиторных контрольных и письменных работ.

 

 

Занятие № 1

Тема: «Российская империя к началу царствования Николая II»

План:

1. Экономическая ситуация в России к началу царствования Николая II.

2. Социальные и национальные отношения в Российской империи к началу царствования Николая II.

3. Общественно-политическая жизнь России к началу царствования Николая II.

4. Итоги внутриполитического развития России к началу царствования Николая II.

5. Положение Российской империи на международной арене к началу царствования Николая II.

6. Достижения России в области культуры к началу царствования Николая II.

 

Задание: заполнить на занятии на основе выступлений рабочий лист «Российская империя к началу царствования Николая II». Приведенный ниже бланк отражает структуру, но не объем работы.

 

Ф.И.О. студента

Рабочий лист: «Российская империя к началу царствования Николая II»

Вопрос: № __ Итоги:____________________ _________________________ _________________________ _________________________ _________________________ _________________________ _________________________ _________________________ _________________________ Перспективы: _____________ _________________________ Вопрос: № __ Итоги:____________________ _________________________ _________________________ _________________________ _________________________ _________________________ _________________________ _________________________ _________________________ Перспективы: _____________ _________________________
Вопрос: № __ Итоги:____________________ _________________________ _________________________ _________________________ _________________________ _________________________ _________________________ _________________________ _________________________ Перспективы: _____________ _________________________ Вопрос: № __ Итоги:____________________ _________________________ _________________________ _________________________ _________________________ _________________________ _________________________ _________________________ _________________________ Перспективы: _____________ _________________________
Вопрос: № __ Итоги:____________________ _________________________ _________________________ _________________________ _________________________ _________________________ _________________________ _________________________ _________________________ Перспективы: _____________ _________________________ Вопрос: № __ Итоги:____________________ _________________________ _________________________ _________________________ _________________________ _________________________ _________________________ _________________________ _________________________ Перспективы: _____________ _________________________

Методические рекомендации студентам:

Занятие № 2

Тема: «Николай II и его окружение»

План:

1. Николай II как личность и государственный деятель. Эволюция политических взглядов последнего императора России.

2. Семейное окружение Николая II.

3. Государственная деятельность И.Л. Горемыкина, Д.С. Сипягина, В.К. Плеве, П.Д. Святополк-Мирского, С.Ю. Витте, С.В. Зубатова и др. в период царствования Николая II.

 

Сообщения:

№ п/п Государственный деятель Ф.И.О. студента
1. Витте С.Ю.  
2. Плеве В.К.  
3. Сипягин Д.С.  
4. Зубатов С.В  
5. Святополк-Мирский П.Д.  
6. Горемыкин И.Л.  
7. Николай II как государственный деятель  
8. Семейное окружение Николая II  

 

Задание: принести на занятие чистый бланк рабочего листа. Заполнить на занятии на основе материала сообщений рабочий лист «Николай II и его окружение». Приведенный ниже бланк отражает структуру, но не объем работы.

 

Рабочий лист: «Николай II и его окружение»

I. Николай II как личность и государственный деятель

1. Биографическая справка:

а) Ф.И.О. _________________________________________________

б) дата и место рождения и смерти____________________________

в) социальное происхождение _______________________________

г) вероисповедание ________________________________________

д) образование ____________________________________________






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных