ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
I. Николай II как личность и государственный деятельМИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ПСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Л.В. Алиева ИСТОРИЯ РОССИИ НАЧАЛА XX ВВ. Учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по направлению «История» Псков ББК 63.3(2)я73 А 50
Печатается по решению кафедры русской истории и редакционно-издательского совета ПсковГУ.
Алиева Л.В. История России начала ХХ вв. Учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по направлению «История». Псков: ПсковГУ, 2012. … с.
Рецензенты:
Пособие подготовлено на основе широкого круга источников, научной и учебно-методической литературы, с учетом опыта преподавания дисциплины «История России начала ХХ вв.». Издание адресовано студентам исторических факультетов, специалистам, а также учителям истории.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ Важное место в освоении дисциплины «История России» занимает организация изучения событий периода начала ХХ в. Данное учебно-методическое пособие включает в себя материал, позволяющий комплексно изучить и понять особенности исторического процесса начала ХХ вв., включая проблемы государственного строительства, экономического развития, внутренней и внешней политики, общественно-политической жизни, социальных отношений, быта и культуры. Оказание помощи в усвоении этого комплекса проблем и вопросов студентами является важнейшей задачей данного пособия, поскольку это даст им возможность использовать полученные знания в процессе дальнейшего обучения, при написании курсовых и дипломных работ, при прохождении различных видов практик, предусмотренных стандартом. Содержание дисциплины «История России начала ХХ в.» для удобства изучения разбито нами на девять тематических модулей, в основу выделения которых был положен проблемно-хронологический принцип. Изучение материала начинается с характеристики Николая II (1894 – 1917) и его окружения, призванных решать насущные проблемы исторической действительности начала ХХ в. в области внутренней политики, внешней политики, социально-экономического развития Российской империи, духовной жизни, которые, собственно, и легли в основу модульного планирования занятий. Завершается последовательный анализ событий начала ХХ в. подведением итогов деятельности правительства Российской империи начала ХХ в. Каждый из тематических модулей имеет следующую структуру: наименование; план; терминологический минимум; тематику сообщений; практическое задание; список источников; список литературы; методические рекомендации студентам. Мы стремились по возможности к сохранению единой структуры модулей, что, на наш взгляд, обеспечивает единство в подходах к изучаемым темам, а также позволяет структурировать знания студентов и сделать их учебную деятельность более организованной, осознанной и эффективной. Вместе с тем, в рамках формирования и совершенствования информационных, коммуникативных, учебно-познавательных, социальных и личностного самосовершенствования компетенций, структура некоторых модулей призвана в большей мере активизировать познавательную деятельность студентов, которые, на наш взгляд, должны стремиться к научному поиску и самосовершенствованию. Исходя из данных положений, некоторые темы не содержат списка рекомендованных источников и литературы, что должно обеспечить активизацию познавательной деятельности студентов. К тому же, приводимые списки источников и литературы не являются исчерпывающими и требуют обращения к любым другим доступным для студентов академическим изданиям. В рамках выработки методических рекомендаций мы стремились: - ориентироваться на анализ проявления новых социально-экономических процессов во внутренней и внешней политике России начала ХХ в.; - содействовать формированию у студентов понимания сущности процесса становления рыночного, капиталистического производства, общих закономерностей и своеобразия этого процесса; - рассматривать развитие духовной жизни страны в контексте исторической действительности начала ХХ в.; - представить материал максимально доступным языком для усвоения и понимания студентами. Оценивание результатов освоения каждого из тематических модулей производится в рамках модульно-рейтинговой системы на основе разработанной и утвержденной на заседании кафедры технологической карты, пример которой приведен ниже:
Необходимый минимум для получения итоговой оценки или допуска к промежуточной аттестации 109 баллов. Для получения оценки «хорошо» необходимо набрать – 127 баллов; «отлично» – 145. Дополнительные требования для студентов, отсутствующих на занятиях по уважительной причине: обязательное выполнение внеаудиторных контрольных и письменных работ.
Занятие № 1 Тема: «Российская империя к началу царствования Николая II» План: 1. Экономическая ситуация в России к началу царствования Николая II. 2. Социальные и национальные отношения в Российской империи к началу царствования Николая II. 3. Общественно-политическая жизнь России к началу царствования Николая II. 4. Итоги внутриполитического развития России к началу царствования Николая II. 5. Положение Российской империи на международной арене к началу царствования Николая II. 6. Достижения России в области культуры к началу царствования Николая II.
Задание: заполнить на занятии на основе выступлений рабочий лист «Российская империя к началу царствования Николая II». Приведенный ниже бланк отражает структуру, но не объем работы.
Ф.И.О. студента Рабочий лист: «Российская империя к началу царствования Николая II»
Методические рекомендации студентам: Занятие № 2 Тема: «Николай II и его окружение» План: 1. Николай II как личность и государственный деятель. Эволюция политических взглядов последнего императора России. 2. Семейное окружение Николая II. 3. Государственная деятельность И.Л. Горемыкина, Д.С. Сипягина, В.К. Плеве, П.Д. Святополк-Мирского, С.Ю. Витте, С.В. Зубатова и др. в период царствования Николая II.
Сообщения:
Задание: принести на занятие чистый бланк рабочего листа. Заполнить на занятии на основе материала сообщений рабочий лист «Николай II и его окружение». Приведенный ниже бланк отражает структуру, но не объем работы.
Рабочий лист: «Николай II и его окружение» I. Николай II как личность и государственный деятель 1. Биографическая справка: а) Ф.И.О. _________________________________________________ б) дата и место рождения и смерти____________________________ в) социальное происхождение _______________________________ г) вероисповедание ________________________________________ д) образование ____________________________________________ Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|