ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Музееведческие изданияМузееведческими в строгом смысле слова следует считать научные издания, адресованные в первую очередь специалистам (музееведам, музейным работникам), имеющие целью постановку и разрешение основных проблем теории и методологии, таких, как: объект, предмет и метод музееведения и специальных музееведческих дисциплин, их место в системе наук; феномен музея, его место и роль в культурно-историческом процессе, в сохранении и актуализации культурно-исторического наследия; социальные функции музеев, их взаимоотношения с другими социальными институтами - государством, общественными организациями, архивами, библиотеками, научными учреждениями, школой и др.; история музейного дела в целом, в отдельных странах и регионах, развитие коллекционирования и собирательства и др. Коллектив научных редакторов и авторов Российской музейной энциклопедии из Российского института культурологии представляет издание на Московской международной книжной ярмарке Исторически первыми появились музеографические периодические издания, что соответствует логике развития музееведческого знания. Появление музееведческих периодических изданий, посвященных общим вопросам, произошло позднее, во второй половине XIX в. Одним из первых и наиболее серьезных изданий такого рода был журнал "Museumskunde" (Германия). Развитие музейной информатики, музейной педагогики, музейной социологии, музейной коммуникации, консервации и реставрации, технических средств на определенном этапе потребовало создания специализированных периодических изданий. Специфика музея как особого социального института получила отражение не только в конкретных формах музейной деятельности, но и в том факте, что подавляющее число изданий, посвященных музейной проблематике, являются научно-методическими и научно-популярными. Они адресованы не только музейным работникам, но и широкому кругу читателей, ориентированы в первую очередь на решение практических задач музейной деятельности, на привлечение в музей посетителей и на привлечение внимания общества к нуждам музея. Издатели, заинтересованные в расширении музейной аудитории, прилагают значительные усилия для увеличения числа подписчиков. С этой целью ими проводятся специальные опросы, осуществляется разработка оригинального дизайна, делается и многое другое. По масштабу выделяются немногочисленные международные издания ("Museum"), национальные и региональные (в начале 1990-х гг. их было около 50), многочисленные местные издания. Их издателями выступают международные организации (ЮНЕСКО, международные ассоциации музеев), государственные органы управления музеями, такие, как, например, Министерство культуры Российской Федерации, национальные ассоциации музеев. Среди музееведческих периодических изданий количественно преобладают журналы, выпускаются также прдолжающиеся издания - научные труды и ученые записки, отчеты и альманахи. В них публикуются оригинальные и переводные статьи, заметки, очерки и обзоры, в том числе библиографические и статистические материалы, методические разработки и рекомендации. Ряд изданий, в том числе и "Museum", практикует время от времени подготовку тематических номеров. В результате укрепления международных связей музеев во многих изданиях значительно больше места стали занимать материалы о практике работы зарубежных музеев, о международных центрах подготовки музееведов и музейных работников, о деятельности международных организаций и пр. Примером подобного издания может служить журнал "Neue Museumskunde", издающийся Институтом музеев Германии. В России появление изданий, освещавших наряду с другими отдельные вопросы теории и практики музейного дела, относится к 1900-1910-мгг., годам повышенной социальной активности, пробуждения национального самосознания, напряженных поисков истоков отечественной культуры, удивительных открытий в области русского (древнерусского) искусства. Данные периодические издания были адресованы разной читательской аудитории: художественной интеллигенции ("Аполлон"), коллекционерам и всем интересующимся искусством ("Художественные сокровища России", "Старые годы", "София"), светской публике ("Столица и усадьба"), демократическим кругам ("Экскурсионный вестник", "Русский экскурсант"). Практически все издания того времени имели музеографический характер. В большинстве из них основное внимание уделялось описанию собраний художественных музеев и художественных частных собраний, а также коллекционированию. В журналах 1900-1910-х гг. на серьезной теоретико-методологической основе начали разрабатываться проблемы собирания, сохранения и изучения русской художественной старины как неотъемлемой части культурно-исторического наследия. В ряде публикаций был поставлен вопрос об охране того, что современная наука определяет как национальные ценности, предложены критерии для определения эстетической ценности произведений искусства, их атрибуции и интерпретации, были найдены удачные формы публикации памятников художественной культуры. В журнале "Живая старина" музейная тематика появилась с 1906 г., в 1911 г. была открыта рубрика "Русские этнографические музеи", а в 1913 г. была опубликована одна из первых научно обоснованных программ для описания этнографических коллекций. В пяти опубликованных статьях были представлены описанные по данной программе Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого, Этнографический отдел Русского музея, а также ряд местных музеев. На Предварительном съезде музейных деятелей получила оформление идея создания на основе этого журнала специального музееведческого периодического издания по образцу "Museumskunde", однако она не была реализована. В журнале "Аполлон", издававшемся в Петербурге в 1909-1917 гг. С.К. Маковским и К.Н. Ушаковым, освещались отдельные вопросы изучения и охраны памятников старины, были опубликованы описания собраний И.С. Остроухова, И.А. Морозова, СИ. Щукина. В журнале имелась рубрика "Русская художественная летопись", в которой помещалась информация о выставках в России и за рубежом, об отдельных музейных собраниях, о новых поступлениях. Высокая издательская культура отличала журналы "Художественные сокровища России" (1901-1907, Петербург, редакторы А.Н. Бенуа и с 1903 г. А.В. Прахов), "Старые годы" (1907-1916 гг., Петербург, издатель и с 1908 г. редактор - П.П. Вейнер) и "София" (1914, Москва, издатель - владелец книгоиздательства К.Ф. Некрасов, редактор - известный искусствовед П.П. Муратов). Издания были прекрасно иллюстрированы, для первого из них специально заказывались фотографии. Возникновение данных периодических изданий стоит в тесной связи с художественными открытиями начала XX в. "Художественные сокровища России" рассматривались создателями как "что-то вроде музея", включающего наиболее значительные памятники отечественной и мировой культуры, находившиеся в России. Каждый выпуск состоял из десятка изображений и пояснительного текста к ним. В тексте давались "легенда" памятника, эстетическая оценка, биография творца. Помимо этого подробно были описаны частные (П.П. Семенова-Тян-Шанского, гр. И.И. Шувалова, герц. Г.Н. Лейхтенбергского, Блудовых, Юсуповых и некоторых других) и дворцовые собрания (Строгановского и Мраморного дворцов в Петербурге, дворцов Ораниенбаума, Петергофа, Царского Села, Павловска), собрания Эрмитажа и частного Музея П.И. Щукина, Саввино-Сторожевского монастыря. Журнал "Старые годы" освещал общие вопросы искусствознания, в том числе немаловажную для музеев проблему подделок и определения подлинности памятников культуры, особое внимание он уделял русской художественной старине, общественным и частным собраниям соответствующего профиля. В публикациях показано историческое и культурное значение как отдельных памятников, так и собраний. Одной из тем издания была художественная деятельность русских государей. В журнале "София" публиковались статьи теоретико-методологического характера, которые знакомили с древнерусским искусством в сравнении с родственными искусствами Востока, античной и византийской традиции. В числе его авторов были известные специалисты, представители творческой интеллигенции - П.П. Муратов, Н.М. Щекотов, А.И. Анисимов, Н. Бердяев, В. Брюсов, Вл. Ходасевич и др. В этой связи заметим, что круг авторов изданий начала века достаточно часто включал одних и тех же людей. В прямой связи с бурным развитием в начале XX в. экскурсионного дела стояло издание журналов "Экскурсионный вестник" (Москва, 1914-1916 гг., издатель С.С.Ермолаев при участии членов Центральной экскурсионной комиссии при Московском учебном округе, редакторы -СИ. Гинтовти И.Н. Борздин) и "Русский экскурсант" (1914-1917, Ярославль, редактор-издатель СИ. Вахромеев). Журналы имели просветительскую направленность, ориентировались на удовлетворение запросов экскурсантов, главным образом учащихся средней школы. Они уделяли основное внимание методике научно-образовательных экскурсий, рассматривая последние как один из элементов учебного процесса. Данные издания представляли читателям ряд городов России и наиболее известные музеи (Оружейную палату, Исторический музей, Музей изящных искусств им. Александра III) как культурные центры. Музееведческие периодические издания начала XX в. являются ценным источником по истории музееведческой мысли и музейного дела в России. После 1917 г. представителям старой русской интеллигенции удалось реализовать идею создания музееведческих периодических изданий, во многом благодаря осознанию обществом необходимости сохранения культурного наследия и приобщения к культуре широких масс трудящихся. Кардинальная перестройка всего музейного дела, формирование музейной сети и Государственного музейного фонда, бурное развитие краеведческого движения, проходившие под лозунгом "Культура - массам", настоятельно потребовали решения как прикладных методических, так и фундаментальных теоретических проблем музееведения. На совещаниях и конференциях музейных работников, на страницах первых в России собственно музееведческих периодических изданий ("Казанский музейный вестник", "Музей") обсуждались роль и место музея в строительстве нового общества, наиболее эффективные методы приобщения широких народных масс через музей к подлинным культурным ценностям, новаторские идеи (создание "музея истории человечества", образное художественное решение музейных экспозиций и многие другие), первые результаты работы по созданию научно обоснованной системы музеев. "Казанский музейный вестник" (Казань, 1920-1922 и 1924 гг.)-первый в России научно-художественный журнал по вопросам музееведения и музейного дела, а также охраны памятников природы, искусства и старины - издавался Казанским подотделом Всероссийской коллегии по делам музеев и охране памятников искусства и старины при НКП, затем последовательно Внешкольным подотделом Казанского губернского отдела народного образования и НКП ТССР. В редакционную коллегию входили известные музейные деятели: Б.П. Адлер, П.М. Дульский, К.В. Харлампович, Г.С Губайдулин и М.И. Лопаткин. С журналом сотрудничали выдающиеся ученые, музейные работники, краеведы (И.Э. Грабарь, Д.Н. Анучин, СФ. Ольденбург, Н.Я. Марр, Б.Р. Виппер и многие другие). Казанские музейные работники, инициаторы издания журнала, видели свою задачу в освещении музейного строительства и краеведения в период революционного переустройства общества. На страницах журнала были поставлены такие проблемы, как взаимоотношения музеев с краеведением, использование музейных коллекций для изучения истории края, взаимодействие областных и местных музеев с центральными, специфичные для различных профильных и иных групп музеев (естественноисторических, этнографических, театральных, национальных, народных, школьных и др.) проблемы и задачи. В журнале публиковались статьи о состоянии и перспективах развития конкретных музеев и коллекций, о выставках и уникальных музейных предметах. Теоретические проблемы музееведения были предметом особой заботы инициаторов создания фундаментального периодического издания "Музей" (Петроград, 1923-1924 гг.), являвшегося органом Отделения Главного управления научных учреждений НКП и выпускавшегося при участии РАН и академических музеев, Академии истории материальной культуры, Эрмитажа и Русского музея. В публикациях "Музея" была дана оценка первых итогов музейного строительства и подведена теоретическая основа под идею научного построения музейной сети и идею плановой собирательской работы. В статьях музей рассматривался как "могучий фактор" культурной и просветительной работы. К сожалению, стать настольной книгой каждого музейного работника издание не успело: вышло всего два тома. Состояние музейного дела в стране и охрана памятников старины были основными темами бюллетеней Художественной секции НКП РСФСР "Художественная жизнь" (Москва, декабрь 1919 - октябрь 1920 г.). В бюллетенях сочетались черты информационного и теоретико-методологического издания. Они были рупором той части интеллигенции, которая связала свою жизнь с революцией и сотрудничала с НКП. Назовем некоторые имена: А.В. Луначарский, Н.Э. Грабарь, Д.П. Штернберг, Ф.И. Шмит, Н.М. Щекотов, П.П. Муратов, В.В. Кандинский и др. Редакционная коллегия, состоявшая из представителей отделов Секции (A.M. и Н.Е. Эфросы, О.М. Брик, А.А. Боровой, М.М. Миклашевский) видела свою задачу в выражении взглядов носителей художественного творчества на цели государства в области музейной политики. В статьях рассматривались те аспекты музейной проблематики, которые были сопряжены с процессом художественного творчества, а также перестройка структуры центральных и местных музеев и содержания их деятельности, осуществление регистрации произведений искусства, проблемы реставрации памятников старины. Знаточескую линию в отечественной периодике продолжил журнал "Среди коллекционеров" (Москва, 1921-1924 гг.), специализировавшийся на вопросах книговедения и искусствоведения, коллекционирования предметов искусства, освещении деятельности музеев. Его появление было вызвано активизацией деятельности обществ коллекционеров и библиофилов, в свою очередь определяемой многократно увеличившимся оборотом культурных ценностей на соответствующем рынке. Инициатору создания и затем редактору журнала, известному журналисту, члену Общества любителей старины И.И. Лазаревскому удалось привлечь к работе проф.А.А. Сидорова, Б.Р. Виппера, А.Н. Некрасова, председателя Русского общества друзей книги В.Я. Адарюкова, директора Эрмитажа С.Н. Тройницкого, искусствоведов П.Д. Эттингера, П.П. Муратова, A.M. Эфроса и Б.Н. Терновца, членов Ленинградского общества библиофилов Э.Ф. Голлербаха, В.В. Воинова, В.К. Охочинского и др. Журнал являлся органом Общества любителей старины, РОДК и некоторых других организаций того же плана, информировал читателей о их деятельности, об отечественной и заграничной "художественно-коллекционерской и антикварной жизни". В центре внимания издателей находились история коллекционирования и собирательства и перспективы их развития в России в условиях смены государственного и общественного устройства, задачи, возникшие в связи с национализацией частных собраний, описание коллекций, в частности, передаваемых в дар музеям. На страницах журнала были опубликованы статьи о 17 музеях, 20 коллекциях и их владельцах, о ряде русских усадеб, заметки о новых музеях и новых поступлениях в музейные собрания, биографические очерки о музейных деятелях. Бурно развивавшееся в 1920-е гг. краеведческое и экскурсионное движение "обслуживали" орган Экскурсионной секции сектора социального воспитания Петроградского отдела народного образования "Экскурсионное дело" (Петроград, 1921-1922) и периодические издания Центрального бюро краеведения - научно-методический журнал "Краеведение" (Москва-Ленинград, 1923-1929), "Известия" Бюро (1925-1929), а также созданный на их основе и издаваемый совместно с Обществом краеведов-марксистов, а с 1933 г. - совместно с Центральным НИИ методов краеведческой работы НКП РСФСР журнал "Советское краеведение" (Москва, 1930-1936). На страницах данных изданий обсуждались цели и задачи краеведения, методика изучения родного края посредством экскурсий, проблемы теории, методики и организации экскурсионного дела, получал освещение опыт проведения образовательных экскурсий. В отличие от первых трех, журнал "Советское краеведение" проводил линию на подчинение краеведческого движения нуждам социалистического строительства и на борьбу с различными так называемыми "уклонами". От изданий 1920-х гг., имевших дискуссионный характер, издания 1930-х гг. отличались большей идеологизированностью. Они пропагандировали крайне упрощенно понимаемую марксистко-ленинскую методологию построения музеев. В то же время, следует отметить сыгранную ими положительную роль в повышении профессионализма музейных работников. Наибольший след в истории отечественного музееведения и музейного дела оставили "Сообщения ГАИМК" (с 1932 г. - "Проблемы истории материальной культуры") - ежемесячный журнал по вопросам истории материальной культуры, истории, техники, археологии, этнографии и музейного дела, а также общественно-политический и научно-методический журнал "Советский музей". "Советский музей" издавался во исполнение решения Первого всероссийского музейного съезда (Москва, 1931-1940) как орган Сектора науки, затем Музейного отдела (с 1933 г.) и Музейно-краеведческого отдела НКП РСФСР (с 1938 г.). Его ответственными редакторами являлись в разные годы И.К. Луппол, Ф.Я. Кон, Н.Ф. Кар-талов, А.Д. Маневский. Журнал был адресован в первую очередь музейным работникам и ориентирован на потребности практического музейного строительства. Следует отметить постепенное нарастание идеологизированности и снижение информативности журнала. С начала 1940-х до конца 1960-х гг. музееведческие журналы в России не выходили. Функцию методического обеспечения деятельности музеев в эти годы выполняли научные "Труды" музеев и Института краеведной и музейной работы, а также изданные ими многочисленные методические рекомендации. Это подготовило появление методического, информационного и теоретического периодического издания, называвшегося "Музейное дело в СССР" (Москва, Министерство культуры СССР и Музей революции, 1968-1992). Оно было нацелено на оказание методической помощи музеям и адресовано руководителям музейного строительства, музейным работникам и музееведам. На новом этапе развития музейного дела и науки о музее издание вернулось к основополагающим проблемам музееведения: что есть музей, музей как элемент культурно-исторического наследия, пути совершенствования музейной сети, государственная музейная политика, взгляд на основные направления музейной деятельности как на особые формы и способы "служения" обществу, итоги и перспективы работы отдельных музеев и профильных групп музеев. Сборники дают представление о состоянии музейного дела в СССР на протяжении 1970 - начала 1990-х гг., о степени разработанности ряда теоретических и методологических проблем, а также о практическом применении данных разработок. С конца 1960-х гг. в журнале "Декоративное искусство в СССР" также начинают публиковаться материалы по вопросам исторического и культурного значения музейного дела, проектирования экспозиции. Вызванные переменами в обществе повышение социальной активности, нарастание тревоги за судьбу отечественной культуры и культурно-исторического наследия послужили причиной возобновления выпуска журнала "Советский музей", а также организации в конце 1970 - начале 1980-х гг. периодических изданий, посвященных музею как хранителю культурных ценностей и месту, где возможен "диалог культур" ("Музей. Художественные собрания СССР", русская редакция журнала "Museum"), и проблеме сохранения культурного наследия ("Памятники Отечества", "Наше наследие"). В определенном смысле две последние группы изданий продолжили, возродили направление, открытое в 1910-1920-х гг. журналами "София", "Художественные сокровища России", "Среди коллекционеров". Возобновленый в 1983 г. в ответ на назревшую общественную потребность журнал "Советский музей" (Москва, Министерство культуры СССР и АН СССР, с 1991 г. Минкультуры России, с 1993 г. выходит под названием "Мир музея", главный редактор - Ю.П. Пищулин) по жанру отличался от издания 1930-х гг. В нем публиковались не только статьи научного характера, но и очерки, репортажи, интервью, эссе и даже романы. Программным лозунгом журнала стало активное участие в духовном возрождении России путем информирования общества о насущных проблемах сохранения и актуализации культурного наследия, мобилизации общественного мнения на поддержку значимых проектов в области музейного дела, путем постановки важных задач развития музейной профессии. "Советский музей" нацелен на включение музеев в контекст социально значимых факторов современной общественной и культурной жизни. На его страницах публиковались научные концепции новых музеев и музейных экспозиций, рассматривались основные тенденции и перспективы развития музейного дела. Основными задачами периодических сборников "Музей. Художественные собрания СССР" (Москва, издательство "Советский художник", 1980-1989) стали публикация памятников искусства, преимущественно из музейных собраний, и привлечение внимания общества к этой части национального достояния. Обозначенные в публикациях подходы к принципам комплектования музейных фондов и формирования музейных коллекций, атрибуции, классификации и экспонирования произведений искусства, к изучению истории художественных музеев и коллекций - серьезный вклад в развитие отечественной музееведческой мысли. Журналы "Памятники Отечества" и "Наше наследие", имея просветительскую направленность, видели свою цель в воспитании у широкого круга читателей бережного отношения к культурному наследию. Они освещали ключевые проблемы сохранения и рационального использования наследия, развития частного коллекционирования и музейного дела. В журналах публиковались материалы о выдающихся памятниках истории и культуры, об опыте их музейного использования, о конкретных музеях и коллекциях, о деятельности музейных работников разных профессий. Рассмотрение музейного дела в контексте возрождения отечественной культуры позволило музееведческим периодическим изданиям по-новому осветить традиционные для музееведения проблемы: что есть музей, в чем смысл музейной деятельности и др.), выдвинуло в них на первый план проблему передачи культурного опыта, взаимодействия музея и музейной аудитории, музейной коммуникации. Информационные музейные издания, выпускаемые с 1974 г. Российской государственной библиотекой, восполнили существенную информационную "нишу", позволили сконцентрировать большой массив ценной и малодоступной информации и оперативно ознакомить с ней широкие круги российских музейных работников, музееведов и специалистов в области охраны памятников. В серии "Музейное дело и охрана памятников", включающей ежемесячные аннотированные библиографические указатели поступающей в РГБ литературы, "Экспресс-информацию" и "Обзорную информацию", освещалась постановка наиболее существенных вопросов теории и практики музейного дела и охраны памятников. В оригинальных и переводных статьях и заметках, тематических обзорах отечественной и зарубежной литературы были затронуты проблемы развития музееведения и музееведческих дисциплин, музеефикации памятников, проектирования музейной экспозиции и др. Проблемам консервации и реставрации, новым отечественным и зарубежным материалам и технологиям посвящены серии "Консервация и реставрация музейных художественных ценностей" и "Консервация и реставрация недвижимых памятников истории и культуры". Ведущей темой вышеназванных серий было распростанение оперативной информации, главным образом об иннновациях в музейном деле в России и за рубежом. Подводя итоги, следует отметить ряд моментов. Как правило, периодические издания, посвященные музейной проблематике, возникали на волне интереса к различным аспектам сохранения и использования культурного наследия. С момента появления первых из них и до настоящего времени определяющей была линия "музей -один из основных хранителей культурного наследия". В развитии данной группы изданий имели место возвраты к определенной проблематике. На сегодняшний день в России нет музееведческого периодического издания в строгом смысле этого понятия. Литература: 1. Андреева М.С. Вопросы научно-просветительной деятельности музеев в журнале "Советский музей" в 30-е гг. // Из истории охраны и использования культурного наследия в РСФСР. М., 1987. 2. Басманов А., Лукьянова Л. По страницам старых журналов. "Старые годы" // Наше наследие. 1988. № 1. 3. Доменский М. По страницам старых журналов. "Столица и усадьба" // Наше наследие. 1989. № 4. 4. Журнал "Среди коллекционеров" (1921-1924). Указатель содержания. Л., 1986. 5. Кон Ф.Я. Пять лет "Советского музея" // Советский музей. 1936. № 1. 6. Пищулин Ю. "Советский музей" - журнал для всех // Музеум. 1991. № 168/169. 7. Синицына К.Р. Казанский музейный вестник (1920-1924). Казань, 1963.
* * * Подготовка музейных кадров. Необходимость подготовки музейных кадров осознавалась уже в конце XIX - начале XX вв., отмеченных ростом музеев и все большим вниманием к проблемам сохранения, изучения и популяризации национального культурного наследия. По существу, крупные национальные музеи уже в первые годы своего становления являлись школой подготовки музейных специалистов, прежде всего хранителей (приоритетной музейной "фигуры" вплоть до 20-х гг. XX века) - Оружейная палата, ГИМ, ГМИИ им. А.С. Пушкина, ГТГ, Политехнический музей. Впервые был поставлен вопрос подготовки музейных кадров в 1920-30-е гг., когда музеи были включены в учебный процесс (чему способствовали партийно-правительственные постановления начала 30-х годов). Именно в этот период на базе музеев проводятся семинары, занятия для учителей - преподавателей, например, в Музее революции СССР действовали курсы для учителей. А в состав преподавателей рабфака МГУ включались экскурсоводы ГИМ, участвующие в занятиях по материалам экскурсий. Попытки решения проблемы подготовки музейных специалистов нашли преломление и в создании аспирантуры на базе крупных музеев - ГИМ, Политехнический музей, Музей революции СССР и др. Один из наших известных музейных специалистов - А.Б. Закс, была именно таким аспирантом ГИМ, а ее кандидатская диссертация являлась музейным воплощением целого раздела истории России в этом музее. Вместе с тем подготовка музейных кадров начала складываться как система в 70-е - 80-е годы XX века и была связана с осознанием роли культуры, в том числе и культурного наследия в жизни общества, высветившим особую роль музеев как хранителей национального достояния, которые несут ответственность не только за сохранность, но и включение в современную жизнь. Эффективность деятельности музеев зависит от многих факторов, в числе которых один из наиболее значимых - высокая профессиональная квалификация музейных специалистов. Это определяет значение профессиональной подготовки, которая должна учитывать те грандиозные изменения, которые произошли в мире в XX веке и оказали и оказывают значительное влияние на жизнь мирового сообщества во всех сферах и направлениях - политика, экономика, культура и т.д. Этим объясняется создание ряда музееведческих кафедр в университетах и институтах. Свыше 150 высших учебных заведений во многих странах мира в настоящее время занимаются подготовкой специалистов в области музейного дела. Особой известностью пользуется Лейстерский университет (Великобритания), где разработана многоуровневая подготовка музейных специалистов, в том числе ориентированная и на иностранных студентов. В России, как и в других странах мира, создаются музееведческие кафедры в университетах и институтах культуры (Москва, Санкт-Петербург, Кемерово, Барнаул и др.) Следует подчеркнуть, что создание кафедр и отделений музееведения в структуре вузов было ориентировано на развитие базового музееведческого образования. Однако реальная оценка ситуации показывает, что в музеях и в будущем будут работать в основном специалисты, не имеющие музееведческого базового образования. Овладение музейной профессией (специальностью) - хранителя, экспозиционера, музейного педагога и др. - происходит и будет происходить в процессе практической работы непосредственно в музее. И система подготовки музейных кадров развивается и будет развиваться в 3-х главных направлениях: Базовое высшее музееведческое образование (в ряде стран имеется среднее музееведческое образование); Повышение квалификации, предназначенное тем, кто уже работает в музее, имея среднее или (чаще) высшее образование с целью ознакомления и овладения новыми методами, технологиями в той или иной сфере музейной деятельности, которой занимается данный специалист. Дополнительная профессиональная переподготовка, ориентированная прежде всего на музейных специалистов, имеющих высшее образование (иногда среднее профессиональное), но не музееведческое. Как правило, это молодые люди, выбравшие музей полем своей деятельности и стремящиеся быть высококвалифицированными специалистами в своей области. Рассмотрим все названные три направления подготовки музейных кадров. Высшее музееведческое образование у нас в стране представлено рядом музееведческих отделений и кафедр - в вузах - Московском государственном университете культуры, Санкт-Петербургском государственном университете культуры и искусств, Российском государственном гуманитарном университете, Алтайском государственном институте. Выпускники этих кафедр получают квалифицированное гуманитарное образование с ориентацией на музееведение. Значительная часть учебного плана посвящена не только теоретическим, но и практическим занятиям в музеях. Однако выпускники, прежде всего очных отделений, по окончании вуза редко "связывает" свою жизнь с музеем и поступают на работу в другие сферы. Заочные отделения малочисленны, но, как правило, их заканчивают уже работающие в музеях и не имеющие высшего образования. Имеется практика проведения курсов повышения квалификации и дополнительной профессиональной переподготовки для музейных работников на музееведческих кафедрах вузов. Однако это направление не является для них приоритетным. Вместе с тем в уже упоминавшемся Лейстерском университете разработана система непрерывной профессиональной подготовки для работающих в музеях. Система представлена четырьмя циклами. Первый цикл включает короткую программу для только что вступивших в должность с целью ознакомления с функциями музеев, новыми тенденциями в музейном деле, вопросами профессиональной этики, а также организации и финансирования музеев. В этот цикл входит изучение некоторых теоретических проблем и лучшего опыта практической музейной работы. Остальные три цикла имеют более сложную программу, спроецированную на специализацию и профессиональную ориентацию. При разработке этой системы учитывается базовое образование. Обладатели дипломов по музеологии, полученных до поступления в музей, освобождаются от прохождения курсов первых двух циклов. Второе направление в системе подготовки кадров - повышение квалификации специалистов, уже работающих в музеях. Созданная в 1984 году в структуре Академии переподготовки работников искусства, культуры и туризма (93) кафедра музейного дела является главным центром повышения квалификации и переподготовки музейных работников России. В то же время при краевых, областных управлениях культуры функционируют курсы повышения квалификации работников культуры, в том числе и музейных специалистов. Они имеют разные названия - центр повышения квалификации, региональный инновационный центр и др. Главное - они ориентированы на повышение квалификации работников культуры своего региона. В проведении занятий, разработке программ участвуют специалисты музеев, вузов, исследовательских организаций региона. Практикуется приглашение специалистов музееведческих образовательных центров других регионов, в том числе из Москвы и Санкт-Петербурга. Организация семинаров, стажировок, мастер-классов, мастерских на базе крупных национальных, а также краевых, областных музеев с целью повышения квалификации специалистов конкретных групп музеев и должностной ориентации. Так, например, в Политехническом музее регулярно устраиваются семинары для специалистов технических музеев страны, а в Государственном этнографическом музее России - стажировки, семинары музейных специалистов по вопросам этнографии (этнологии). Значительное влияние нарост профессиональных музейных работников оказывают научно-практические конференции, совещания и другие форумы, посвященные актуальным проблемам музейного дела. Проводятся они на базе лучших музеев страны на различном уровне - федеральном, краевом, областном и вносят весомую лепту в развитие отечественного музейного дела. Все большую популярность получают Красноярские биеннале, организуемые каждые два года на базе Красноярского музейного центра. Проблемный принцип обучения стал определяющим при формировании групп повышения квалификации на кафедре музейного дела АПРИКТ с конца 80-х гг. Основу его составляет современное осмысление ведущих направлений в деятельности музеев: научное проектирование экспозиций и выставок, музейная социология, применение в музеях новых информационных технологий, вопросы музейного менеджмента, маркетинга, проблемы изучения, хранения музейных фондов и др. Курс обучения, рассчитанный на срок от 7 до 20 дней, включает лекции, семинары, круглые столы, дискуссии, практические занятия на базе музеев, индивидуальные консультации. Для каждой группы формируется своя программа. В практику повышения квалификации входит и такая форма, как проектный семинар, темой которого являются актуальные проблемы выставочной, экспозиционной, образовательной деятельности музеев. И как результат - разработка ярких современных проектов, презентацией которых завершается курс обучения, например, "Детский музей занимательных наук", "Музейно-педагогический конструктор", "Музейная экологическая программа". Одним из направлений повышения квалификации являются выездные занятия на базе региональных музеев. В условиях России с ее большой территорией это направление дает возможность решить проблемы профессионализации музейных работников по специально разработанным программам, учитывающим особенности социального, национального, культурного развития региона. Такие "образовательные десанты", в которых участвует коллектив кафедры, состоялись в Калуге, Костроме, Александрове (Владимирская обл.), Гагарине (Смоленская обл.) и других территориях. Музейные сотрудники, занимающиеся по этим программам, по завершении обучения получают государственный сертификат- удостоверение о прохождении курса повышения квалификации. Интересной современной формой повышения квалификации является творческая лаборатория. В 1990 году на кафедре музейного дела была создана творческая лаборатория "Музейная педагогика", которая активно включилась в систему повышения квалификации сотрудников образовательных отделов музеев. Действенной формой работы лаборатории являются научно-практические конференции, которые ежегодно проводятся на базе музеев разных территорий России - Карелии, Красноярского края, Курской, Пензенской, Ярославской, Калужской, Свердловской областях и др. Лабораторию стали называть "путешествующей". Работы членов лаборатории, (в составе которых музейные деятели разных территорий России), материалы конференций публикуются и, по существу, являются научно-методическими пособиями для всех, кого интересуют проблемы музейной педагогики. В центре внимания творческой лаборатории "Музейная педагогика" - содержательные, организационные, методические аспекты современных музейно-педагогических технологий, ориентированные на детскую и взрослую аудиторию. Завершается курс повышения квалификации получением свидетельства государственного образца. Очень важно, чтобы аттестационный документ предоставлял возможность для участия в конкурсе на должность, занятия более высокой должности, как это наблюдается в ряде зарубежных стран (Франция, Великобритания, Канада и др.). В отличие от повышения квалификации, курс дополнительной профессиональной переподготовки обеспечен более весомым документом - по результатам обучения выдается диплом государственного образца, предоставляющий право заниматься профессиональной деятельностью в выбранной сфере. Срок обучения рассчитан на два-три года, четыре-пять стационарных сессий, по одному месяцу каждая. Программа "Музейное дело и охрана памятников истории и культуры" предусматривает изучение блока профессиональных, специальных и общегуманитарных дисциплин. Самое большое внимание уделяется музееведению и музейному делу (каждая сессия посвящена конкретному направлению музейной работы - научно-фондовому, экспозиционно-выставочному, исследовательскому и культурно-образовательному), а также истории материальной культуры, отечественной истории, отечественному изобразительному искусству, вопросам менеджмента, маркетинга, социологии, новым информационным технологиям в музейном деле. Завершается курс переподготовки защитой дипломной работы, как правило, посвященной разным аспектам деятельности музея, в котором работает дипломник: разработка концепции музея, проектов экспозиций и выставок, культурно-образовательных программ, роли музеев как культурных центров своих регионов и др. Многие дипломные работы находят воплощение в практической жизни музея. Музейным специалистам в процессе обучения предоставляется возможность получить индивидуальные консультации, факультативно изучать те или иные аспекты музейной деятельности. В процессе обучения, как показывает опыт кафедры, музейные работники занимаются на базе 40-45 музеев Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга, Ленинградской области и других территорий. Включаются в обучение и видеоматериалы, раскрывающие особенность музейной деятельности российских и зарубежных музеев. Это направление получило развитие в 1992 году и стало приоритетным для кафедры и Академии. За эти годы подготовлено 8 групп музейных специалистов разных территорий, многие из которых стали руководителями своих музеев, ряд выпускников, получив рекомендации кафедры, продолжили обучение в аспирантуре. Большое значение для реализации научного потенциала музеев имеет аспирантура. В настоящее время музейные работники защищают музейные диссертации в РИК (Российский институт культурологии), других институтах, университетах, в том числе в АПРИКТ. Опыт убеждает, что выпускники кафедры музейного дела, имеющие значительные научные разработки в процессе подготовки дипломного исследования, ориентированного на различные аспекты изучения культурного наследия, успешно используют его в работе над диссертацией. Это направление перспективно, так как многие музейные специалисты стремятся к продолжению образования имея высокий профессиональный уровень подготовки. Открытость современного общества, процессы демократизации, происходящие в мире, все большее внимание к проблемам культуры явились предпосылкой создания Международной музеологической студии на кафедре музейного дела, ориентированной, прежде всего, на музейных работников стран СНГ и Балтии. В течение длительного времени наши страны находились в едином государстве, на одном культурном пространстве. Распад СССР привел не только к созданию отдельных государств, но и к разрушению культурных связей между ними. Музеологическая студия призвана развивать и укреплять культурные связи, ее участники имеют возможность изучать новые музейные технологии, концепции современной музеологии, тенденции и перспективы современного музейного дела, участвовать в разработке и реализации совместных международных проектов. Студия может стать новым явлением современного образовательного музееведческого ландшафта. Способствует этому высокая квалификация преподавательского состава кафедры, не только владеющего знаниями в области новейших направлений музейного дела, но и активно участвующего в проектной деятельности. Последнее десятилетие внесло коррективы в систему подготовки музейных кадров, которые нашли преломление прежде всего в развитии дополнительной переподготовки на базе региональных центров. Под эгидой кафедры музейного дела на базе Регионального инновационного центра Омской области был организован курс дополнительной профессиональной переподготовки для музейных работников Омской области. Вся учебная работа ведется по программам и учебным планам, разработанным кафедрой музейного дела АПРИКТ. В процессе обучения участвуют преподаватели кафедры и привлекаются специалисты вузов, исследовательских организаций, музеев Омска и Омской области. Защита дипломов и сдача госэкзаменов продемонстрировали высокий уровень профессиональной подготовки музейных работников области. Это направление, как показал опыт, может получить развитие и в других российских территориях, учитывая трудности финансирования и все возрастающую стоимость командировочных расходов, а главное - растущую потребность в квалифицированных музейных специалистах. Анализ представленных направлений свидетельствует, что все они "работают" на обеспечение отечественного музейного дела высококвалифицированными специалистами. Большое значение в этом процессе будет иметь государственная политика аттестирования музейных специалистов, что повысит их стремление к профессиональному росту. И как результат - реализация системы непрерывного образования, которая разрабатывается в ряде зарубежных стран и убеждает в целесообразности ее практического воплощения с ориентацией на гуманистические принципы образования. Литература: 1. Коссова И.М. Кафедра музейного дела и ее роль в подготовке музейных кадров. // Теория и практика музейного дела в России на рубеже XX - XXI веков. М., 2001. / Государственный Исторический музей. Труды. Вып. 127. 2. Рафиенко Е.Н. Музеи и историческое образование в системе учебных заведений. // Музейное дело. Музей - культура - образование. Сб. научн. тр. ЦМР. М., 1992. 3. Фролов А.И., Бутаева З.С. Подготовка музейных кадров: содержание и организация учебного процесса (зарубежный опыт). // Наука о культуре: итоги и перспективы. Информационно-аналитический сборник. Вып. 5. М., 1995 / Российская государственная библиотека. * * * Международный совет музеев (ИКОМ) был создан в 1946 г. ИКОМ - аббревиатура ICOM - International Council of Museums. Это международная неправительственная организация, объединяющая музейных работников из музеев 159 стран. Всего в состав ИКОМ в настоящее время входит 15000 человек, 27 международных комитетов и 7 региональных организаций. Национальные комитеты Международного совета музеев имеются в 135 странах. Учрежденная сразу после окончания I Мировой войны Лига наций, ставившая целью создание атмосферы взаимопонимания и дружелюбия между народами, декларировала, что культурное наследие может осуществлять миротворческую миссию путем распространения и популяризации знаний о своеобразии культур разных народов. При Лиге наций было основано Международное бюро музеев, стал издаваться журнал "Mouseion" ("Музеон"), являвшийся в течение 20 лет популярным международным музейным изданием. И в самые трудные времена, когда с началом II Мировой войны прекратилась деятельность Лиги наций, не сумевшей предотвратить войну, Международное бюро музеев продолжало свою деятельность, включая издание журнала "Музеон" и подготовку книги, посвященной охране культурного наследия во время войн. При создании ИКОМ был использован опыт работы и программы этой организации. Договор об учреждении ООН, подписанный на исходе II Мировой войны в апреле 1945 г., был воспринят международным сообществом как надежда на мирное развитие. На уставной конференции ООН 1 ноября 1945 г. в Лондоне было решено включить в сферу деятельности новой организации образование, культуру, науку. Официально организация по вопросам образования, науки и культуры, получившая название ЮНЕСКО, была утверждена 4 ноября 1946 г. На 1-ой Генеральной конференции было принято решение о том, что ЮНЕСКО берет на себя обязательства по всем оставшимся от Лиги наций программам и вопросам, относящимся к образованию, науке и культуре, в том числе и к Международному бюро музеев (включая его обширную библиотеку). С этого момента музейный мир начал рассматриваться как одна из сфер международного сотрудничества на неправительственном уровне. В ноябре 1946 г., почти одновременно с Генеральной конференцией ЮНЕСКО, в Лувре было провозглашено создание Международного совета музеев. Высшим руководящим органом ИКОМ является Генеральная Ассамблея, которая проходит один раз в три года и завершает очередную Генеральную конференцию ИКОМ, которая, соответственно, также проходит раз в три года. Ассамблея всегда имеет порядковый номер уже следующей Генеральной конференции. Например, XVIII Генеральная конференция состоялась в Австралии в 1998 г., а Генеральная Ассамблея, которая завершила эту конференцию, имела порядковый номер XIX; именно этот порядковый номер имеет Генеральная конференция ИКОМ, состоявшаяся в Испании уже в 2001 году. Генеральная Ассамблея принимает 3-х летнюю программу ИКОМ, утверждает резолюции, вырабатываемые в процессе Генеральной конференции. Консультативный комитет ИКОМ - это организация, состоящая из президентов национальных и международных комитетов, которая избирает президента и вице-президентов из числа членов ИКОМ. Консультативный комитет собирается один раз в год и рассматривает вопросы политики, программ и финансов ИКОМ, определяя концепцию будущей деятельности, и передает свои предложения Исполнительному совету. Исполнительный совет состоит из 9 членов и выбирается Генеральной Ассамблеей на 3 года. Является руководящим органом ИКОМ. Собирается 2 раза в год, следит за исполнением решений и резолюций Генеральной Ассамблеи, координирует деятельность национальных, международных комитетов и присоединившихся организаций. Секретариат, возглавляемый Генеральным секретарем, находится в Париже, в доме ЮНЕСКО. Деятельность секретариата направлена на выполнение трехлетней программы, организацию заседаний, конференций и ассамблей. Информационный центр ИКОМ находится в здании ЮНЕСКО в Париже, там хранится вся документация ИКОМ и об ИКОМ, все печатные издания национальных и международных комитетов, присоединившихся организаций, публикации ЮНЕСКО, посвященные культурному наследию. В состав ИКОМ входят Национальные комитеты, проводящие политику ИКОМ в своих странах, и 26 Международных комитетов. В числе 14 присоединившихся к ИКОМ организаций - ряд Ассоциаций (сельскохозяйственных музеев, музев стран Индийского океана и др.). Широкую панораму деятельности ИКОМ представляют периодические издания - "Новости ИКОМа", сборники трудов по определенной проблематике и т.д. Под эгидой ЮНЕСКО и при непосредственном участии ИКОМ издается журнал МУЗЕУМ, ставший за десятилетия, по существу, учебным пособием для многих музейных специалистов. В рамках ИКОМ был подготовлен ряд трудов по музейному делу, имеющих большое практическое значение и посвященных актуальной проблематике, например, безопасности музеев, проблемам реставрации, применению новых информационных технологий и др. Если в первые годы существования ИКОМ конференции этой организации не имели определенной темы, то начиная с VII Генеральной конференции (1965 г.) стала утверждаться главная тема конференции. На формирование тематики конференций оказывали влияние крупнейшие специалисты музейного дела, и выбор тем определялся их значимостью для будущего развития музеев в международном масштабе. Конференции ИКОМ VII 1965, Вашингтон, США. "Подготовка персонала музея". VIII 1968, Кельн и Мюнхен, ФРГ. "Музеи и научные исследования". IX 1971, Гренобль и Париж, Франция. "Музеи на службе человека сегодня и завтра". X 1974, Копенгаген, Дания. "Музеи и современный мир". XI 1977, Ленинград и Москва, СССР. "Музеи и культурный обмен. Роль музеев во взаимообогащении культур и развитии взаимопонимания между народами". XII 1980, Мехико, Мексика. "Ответственность музеев за сохранение мирового наследия". XIII 1983, Лондон, Великобритания. "Музей и развивающийся мир". XIV 1986, Буэнос-Айрес, Аргентина. "Музеи и будущее культурного наследия - сигнал тревоги". XV 1989, Гаага, Нидерланды. "Музеи - генераторы культуры". XVI 1992, Квебек, Канада. "Музеи без границ". XVII 1995, Ставангер, Норвегия. "Музеи и местное сообщество". XVIII 1998, Мельбурн, Австралия. "Музеи и культурное разнообразие": древние культуры - новые миры. XIX 2001, Барселона, Испания. "Изменения в управлении - музеи поворачиваются лицом к экономике и социальным проблемам". ИКОМ России (Российский комитет Международного совета музеев). Большое значение для музейного дела нашей страны имело вступление в ИКОМ в 1957 г. Инициаторами вступления в ИКОМ были известные музейные деятели страны, понимавшие, что отрыв от общего мирового развития отрицательно сказывается на развитии страны, включая музейное дело (А.И. Замошкин, Б.Р. Виппер, А.Б. Закс, П.Д. Корин и др.). Президентами Национального комитета ИКОМ в разные годы были: А.И. Замошкин, директор ГМИИ им. А.С. Пушкина (1957-1964); И.А. Антонова, директор ГМИИ им. А.С. Пушкина (1964-1988); В.А. Суслов, заместитель директора Государственной Третьяковской галереи (1991-1992); И.А. Родимцева, директор Государственного музея-заповедника "Московский Кремль" (1993-2000); Г.Г. Григорян, директор Государственного Политехнического музея (2000-2003); В.Б. Ремизов, директор государственного музея Л.Н. Толстого (с 2003). После распада СССР в 1991 г. Советский комитет был преобразован в Российский комитет ИКОМ. Он объединяет около 300 индивидуальных и коллективных членов, среди которых представители крупных федеральных музеев, а также музеев областных, региональных, разного профиля и направлений. ИКОМ России достойно представляет отечественную музейную культуру за рубежом и стремится решать многочисленные проблемы, стоящие перед российскими музеями. Литература: 1. Губенко Н. Музеи - переосмысление границ? // Мир музея, 1993, №2. 2. Информационный бюллетень. Российский комитет Международного совета музеев. 1997-2003. 3. Коссова И.М. Международный совет музеев (ИКОМ) его роль в укреплении взаимодействия музеев и общества. // Музей и общество. Проблемы взаимодействия. Вып. 3. 4. Этический кодекс ИКОМ для музеев ИКОМ России. 2002. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Сегодня в прессе и в пространствах электронных сетей постоянно задается вопрос: сохранится ли музей в новом тысячелетии? Вряд ли найдется прорицатель, который осмелится делать прогноз на тысячу, даже на несколько сот лет вперед (и не только в музейном деле). Однако знание истории и определенных закономерностей развития позволяет делать прогнозы. Наш прогноз: музей не только не исчезнет из человеческой жизни, он займет в ней еще более значительное место, чем сейчас. Это авторская позиция, на которую мы имеем право. Если Вы, читатель, задумались над этими строками, предварительно прочитав книгу, вы поймете, что каждой ее страницей мы утверждаем это. Более 10 лет назад среди музеологов и музейных работников-практиков состоялась дискуссия по вопросу о том, является ли музей только транслятором культуры или ее генератором. Прозвучал вывод: отбирая, сохраняя, интерпретируя объекты культуры прошлого, музей тем самым делает их активными факторами культуры настоящего и будущего, то есть генерирует культуру будущего. Очевидно, что такой взгляд делает место музея в мире более значительным и многократно повышает его ответственность перед обществом. Выполняя аксиологическую функцию - функцию "ценностного фильтра", то есть отбора и интерпретации того, что будет составлять культуру будущего, из кулътуросохраняющего музей все более трансформируется в кулътурообразующий институт. Одна из важнейших составляющих современной культуры - часть, относящаяся к прошлому опыту, к наследию, - в значительной степени определяется именно музеем. Значимость этой позиции заставляет осмыслить генерацию культуры будущего как миссию музея в современном обществе. Осознание музеями своей особой, очень ответственной миссии в культуре и в решении глобальных проблем человечества -значимая тенденция мировой музейной практики. Такое осознание роли в обществе сегодня определяет более активную и творческую позицию музеев. Тенденция, которая будет определять развитие музея в следующем тысячелетии - выстраивание самостоятельной, опережающей социальный заказ стратегии деятельности и развития, не только ориентация на общественную потребность, но активное и сознательное ее формирование. Неожиданной нотой в зарубежных музееведческих изданиях последних лет прозвучала тревога, даже страх перед растущим влиянием музея на общество. С точки зрения некоторых наших зарубежных коллег, вера общества в музей и в объективность сообщаемой им информации, эмоциональное воздействие подлинного музейного предмета порождают возможность манипуляции общественным сознанием при помощи музея. Это возлагает на каждого работника музейной сферы большую ответственность и требует от него ясного понимания тех процессов, которые совершаются сегодня в музейном мире. Исторический путь, пройденный музеями, свидетельствует, что музейными средствами можно решать многие культурные и общественные проблемы. Осознавая это, музейные работники чувствуют себя истинными творцами, способными до какой-то степени, определять культурные процессы будущего. Они готовы брать на себя ответственность не только за то, что происходит в стенах музея, но и активно включаться в решение многих социальных проблем города, региона, страны. В последние годы в музеи пришли работать, в одиночку и целыми коллективами, многие крупные и вполне состоявшиеся ученые, кандидаты и доктора наук - историки, археологи, геологи, биологи, физики, лимнологи, сейсмологи и т.д. Само понятие "наследие" претерпело в последние десятилетия XX века значительные изменения. Характерная черта современного состояния музейного мира - максимальное расширение спектра потенциальных музейных объектов. Мы привыкли к подразделению наследия на движимое и недвижимое. Однако, как только наряду с этими двумя типами памятников возникают в качестве объектов музейного интереса ландшафты, среда, нематериальные элементы наследия, два названных типа перестают охватывать все возможное разнообразие существующих музейных учреждений. В эту схему невозможно вписать экомузеи, доминантным компонентом которых не являются ни коллекции, ни ансамбли недвижимых памятников, или музей-заповедник крестьянской песни в с. Катарач Свердловской области, провозгласивший своей целью сохранение народной музыкальной традиции в ее естественной среде и поставивший человека - носителя этой традиции в центре своей деятельности, музей-завод, музей-храм или музей-корабль, важнейшей составляющей которых является сохранение изначальных функций. Да и значительная часть традиционных ансамблевых музеев - музеев-заповедников, музеев-усадеб, архитектурно-этнографических музеев под открытым небом - все более и более эволюционируют в "область эко-музеологии", втягивая в орбиту актуализации элементы образа жизни, фольклор, традиционные ремесла и др. Сегодня настоятельно требует переосмысления до сих пор доминирующая в теоретическом музееведении тенденция ограничивать исследовательскую деятельность движимым наследием, находящая отражение в структуре научной дисциплины и ее основных дефинициях. Эта тенденция была закономерна для предшествующего этапа развития музейного мира, так как в нем абсолютно преобладали музеи, сложившиеся на основе коллекций движимых музейных предметов. Сегодня существует настоятельная потребность анализа и теоретического определения новых явлений, "вписывания" их в музееведческую дисциплину; уже сейчас очевидно, что сама структура музееведения должна несколько видоизмениться, предоставляя место этим новым явлениям. Музеи, для которых доминирующим типом хранимых и актуализированных объектов являются не движимые музейные предметы в общепринятом понимании, а иные объекты (недвижимые объекты, среда, ландшафт, нематериальные формы наследия), становятся все более многочисленными, их удельный вес в музейном мире неуклонно растет и можно предположить, что именно их развитие будет в значительной степени определять лицо музейного мира в наступившем столетии. Российская музеология внимательно следит за этим процессом уже с конца 1980-х гг. В самом конце XX века проблема заинтересовала и западных коллег: на музейном форуме в Брно она была поставлена и для "нематериальных" форм наследия предложен термин "intangible" (неосязаемое). Расширяется сфера влияния музеев на общество. Музей в нашей стране приобрел значение "культурной нормы" и стал почти обязательным элементом городской жизни. В литературе появился термин "градообразующий потенциал музея". Каков же будет он, музей XXI века? В каждой из глав учебного пособия авторы постарались вычленить и обозначить тенденции, которые, по-видимому, будут определять каждое из направлений музейной деятельности в грядущем столетии. Теперь попробуем подвести краткий итог и представить складывающуюся в результате модель будущего российского музейного мира. Представляется, что важнейшей особенностью формирующейся перспективной модели музейного учреждения является его "встроенность" в социокультурную среду территории, в повседневную жизнь социума, проникновение во все сферы жизни местного сообщества. Все виды музеефицированного наследия непосредственно включаются в процесс образования, воспитания, рекреации как постоянно действующий фактор. Для небольших населенных пунктов музей начинает играть роль "градообразующего фактора", сам уровень культуры, духовности в населенном пункте, где действует такой музей, меняется. Музеев, занимающих подобное место в обществе, пока еще недостаточно, но количество их неуклонно растет, и возникать они могут повсюду - в большом или маленьком городе, на селе, в университете и в монастырской обители. Позволим себе назвать некоторые из них, дабы дать представление об их многообразии. Музеи Казанского университета представляют сегодня целую сеть учебных, научных, мемориальных музеев, органично включенных в функциональную структуру университета. Мемориальные аудитории, лаборатории, залы, прошедшие реставрацию и музеефикацию, продолжают выполнять свои изначальные функции и одновременно обеспечивают постоянно ощущаемое, зримое присутствие традиции в университетской жизни. "Объединенные музеи" Свято-Алексеевской обители Ярославской области расположены в одном здании с учебными классами православной гимназии, научными лабораториями, храмами и библиотекой, они постоянного присутствуют в повседневной жизни и деятельности всех учащихся гимназии и членов общины, являя, по мысли их создателей, модель мира как результата промысла Божия. Музей села Коптелова Свердловской области является для трех тысяч жителей села и округи "всем" — летописью и книгой памяти, местом встреч и посиделок... А далекое село Албазино Амурской области выжило и продолжает существовать только благодаря существованию в нем "Музея первого русского поселения на Амуре", дающего жителям опору в жизни, ощущение традиции, связи с предками, даже работу. В этом же направлении развиваются эко-музеи Горной Шории, музей городка Касимова Рязанской области и другие. Такая связь со своим сообществом даст музею возможность активно влиять на многие стороны его жизни. Традиционный коллекционный метод образования новых музеев потеснится. Среди вновь образующихся музеев основную часть, по-видимому, будут составлять сложные комплексные музеи, созданные, главным образом, на основе музеефикации недвижимых памятников, фрагментов среды, нематериальных объектов наследия. Живое и неживое, природа и история, действие и предмет все труднее будет разделять в новых музейных учреждениях. В методах построения экспозиций при сохранении научности, содержательности, предметности все большее развитие должен находить принцип коммуникативности, ориентированности на самую разную музейную аудиторию. Максимальное многообразие методов экспозиционного построения, ставшее характерной чертой музейного мира в конце XX века, надеемся, сохранится и в наступившем столетии. Современные технологии - управленческие, информационные, проектные - в наступившем веке станут мощным фактором развития музея и организации музейной деятельности. Овладение ими неизбежно для работников всех музеев. Для того, чтобы накопленный потенциал музеев реализовался в социокультурной жизни страны, наступивший век должен стать веком высокого профессионализма музейных работников, соединения музееведческой теории и повседневной практики музейной жизни, развития музееведческого образования. Если читатели этой книги, закрыв ее, яснее увидят место своего музея в музейном мире России и возможный путь его дальнейшего развития, авторы будут считать свою задачу выполненной.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Обращение к читателю.......................................................................3 Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|