Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ




В результате изучения курса алгебры 9 класса обучающиеся должны:

знать/понимать

§ существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;

§ существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;

§ как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;

§ как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;

§ как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;

§ вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов;

§ каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;

§ смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации;

Арифметика

уметь

§ выполнять устно арифметические действия: сложение и вычитание двузначных чисел и десятичных дробей с двумя знаками, умножение однозначных чисел, арифметические операции с обыкновенными дробями с однозначным знаменателем и числителем;

§ переходить от одной формы записи чисел к другой, представлять десятичную дробь в виде обыкновенной и в простейших случаях обыкновенную в виде десятичной, проценты — в виде дроби и дробь — в виде процентов; записывать большие и малые числа с использованием целых степеней десятки;

§ выполнять арифметические действия с рациональными числами, сравнивать рациональные и действительные числа; находить в несложных случаях значения степеней с целыми показателями и корней; находить значения числовых выражений;

§ округлять целые числа и десятичные дроби, находить приближения чисел с недостатком и с избытком, выполнять оценку числовых выражений;

§ пользоваться основными единицами длины, массы, времени, скорости, площади, объема; выражать более крупные единицы через более мелкие и наоборот;

§ решать текстовые задачи, включая задачи, связанные с отношением и с пропорциональностью величин, дробями и процентами;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

§ решения несложных практических расчетных задач, в том числе c использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера;

§ устной прикидки и оценки результата вычислений; проверки результата вычисления с использованием различных приемов;

§ интерпретации результатов решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений;

Алгебра

уметь

§ составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, осуществлять подстановку одного выражения в другое; выражать из формул одну переменную через остальные;

§ выполнять основные действия со степенями с целыми показателями, с многочленами и с алгебраическими дробями; выполнять разложение многочленов на множители; выполнять тождественные преобразования рациональных выражений;

§ применять свойства арифметических квадратных корней для вычисления значений и преобразований числовых выражений, содержащих квадратные корни;

§ решать линейные, квадратные уравнения и рациональные уравнения, сводящиеся к ним, системы двух линейных уравнений и несложные нелинейные системы;

§ решать линейные и квадратные неравенства с одной переменной и их системы;

§ решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи;

§ изображать числа точками на координатной прямой;

§ определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами; изображать множество решений линейного неравенства;

§ распознавать арифметические и геометрические прогрессии; решать задачи с применением формулы общего члена и суммы нескольких первых членов;

§ находить значения функции, заданной формулой, таблицей, графиком по ее аргументу; находить значение аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей;

§ определять свойства функции по ее графику; применять графические представления при решении уравнений, систем, неравенств;

§ описывать свойства изученных функций (у=кх, где к 0, у=кх+b, у=х2, у=х3, у = , у= , у=ах2+bх+с, у= ах2+n у= а(х - m) 2), строить их графики;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

§ выполнения расчетов по формулам, составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами; нахождения нужной формулы в справочных материалах;

§ моделирования практических ситуаций и исследований построенных моделей с использованием аппарата алгебры;

§ описания зависимостей между физическими величинами соответствующими формулами при исследовании несложных практических ситуаций;

§ интерпретации графиков реальных зависимостей между величинами;

Элементы логики, комбинаторики, статистики и теории
вероятностей

уметь

§ проводить несложные доказательства, получать простейшие следствия из известных или ранее полученных утверждений, оценивать логическую правильность рассуждений, использовать примеры для иллюстрации и контрпримеры для опровержения утверждений;

§ извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках; составлять таблицы, строить диаграммы и графики;

§ решать комбинаторные задачи путем систематического перебора возможных вариантов, а также с использованием правила умножения;

§ вычислять средние значения результатов измерений;

§ находить частоту события, используя собственные наблюдения и готовые статистические данные;

§ находить вероятности случайных событий в простейших случаях;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

§ выстраивания аргументации при доказательстве (в форме монолога и диалога);

§ распознавания логически некорректных рассуждений;

§ записи математических утверждений, доказательств;

§ анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков, таблиц;

§ решения практических задач в повседневной и профессиональной деятельности с использованием действий с числами, процентов, длин, площадей, объемов, времени, скорости;

§ решения учебных и практических задач, требующих систематического перебора вариантов;

§ сравнения шансов наступления случайных событий, оценки вероятности случайного события в практических ситуациях, сопоставления модели с реальной ситуацией;

§ понимания статистических утверждений.

 

 

КАЛЕНДАРНО-тематическое планирование

№ урока п/п № пункта Тема урока Дата проведения Подготовка к ГИА
    Повторение курса алгебры 7 – 8 классов (2 ч)    
    Повторение: алгебраические выражения и их преобразование 01.09  
    Повторение: решение уравнений и неравенств 03.09  
    Глава 1. Квадратичная функция (22 ч)    
    §1. Функции и их свойства (5 ч)    
    Функция. Область определения и область значений функции 05.09  
    Функция. Нахождение области определения и области значений функции 06.09  
    График функции. Самостоятельная работа 10.09  
    Свойства функции 12.09  
    Свойства элементарных функций 13.09  
    Нахождение свойств функции по формуле и по графику. Самостоятельная работа 17.09  
    2. Квадратный трехчлен (4 ч)    
    Квадратный трехчлен и его корни 19.09  
    Выделение квадрата двучлена из квадратного трехчлена 20.09  
    Теорема о разложении квадратного трехчлена на множители. 24.09  
    Контрольная работа №1 по теме: «Функции и их свойства» 26.09  
    3. Квадратичная функция и ее график (8 часов)    
    Исследование функции у = ах 2 27.09  
    Функция у = ах 2, ее график и свойства. Самостоятельная работа 01.10  
    График функции у = ах 2 + n, у = а(х – m) 2 03.10  
    Использование шаблонов парабол для построения графика функции у = а(х – m) 2 + n.. Самостоятельная работа 04.10  
    Алгоритм построения графика функции у =ах 2 + bx+c 08.10  
    Свойства функции у =ах 2 + bx+c. Самостоятельная работа 10.10  
    Влияние коэффициента a, b и с на расположение графика квадратичной функции 11.10  
    Построение графика квадратичной функции. Самостоятельная работа 15.10  
    4. Степенная Функция. Корень n-й степени (3 часов)    
    Функции у=хn и ее свойства 17.10  
    Понятие корня n -й степени и арифметического корня n -й степени. Самостоятельная работа 18.10  
    Нахождение значений выражений, содержащих корень n -й степени 22.10  
24   Контрольная работа №2 по теме «Квадратичная функция» 24.10  
    Глава II. Уравнения и неравенства с одной переменной (14 ч)    
    5. Уравнения с одной переменной (7 ч)    
    Понятие целого уравнения и его степени 25.10  
    Целое уравнение и его корни 05.11  
    Решение целых уравнений различными методами 07.11  
    Решение более сложных целых уравнений. Самостоятельная работа 08.11  
    Дробные рациональные уравнения 12.11  
    Решение дробных рациональных уравнений по алгоритму 14.11  
    Контрольная работа №3 по теме: «Уравнения с одной переменной» 15.11  
    6. Неравенства с одной переменной (6 ч)    
    Решение неравенств второй степени с одной переменной 19.11  
    Алгоритм решения неравенств второй степени с одной переменной 21.11  
    Применение алгоритма при решении неравенств второй степени с одной переменной. Математический диктант 22.11  
    Решение целых рациональных неравенств методом интервалов 28.11  
    Решение целых и дробных неравенств методом интервалов 29.11  
    Применение метода интервалов при решении неравенств. Самостоятельная работа 03.12  
38   Контрольная работа № 4 по теме: «Уравнения и неравенства с одной переменной» 05.12  
    Глава 3. Уравнения и неравенства с двумя переменными (17 ч)    
    7. Уравнения с двумя переменными и их системы (12 часов)    
    Понятие уравнения с двумя переменными 06.12  
    Уравнение окружности 10.12  
    Графический способ решения систем уравнений 12.12  
    Решения систем уравнений графически. Самостоятельная работа 13.12  
    Способ подстановки решения систем уравнений второй степени 17.12  
    Решение систем уравнений второй степени способом подстановки. Самостоятельная работа 19.12  
    Использование способа сложения при решение систем уравнения второй степени 20.12  
    Решение систем уравнения второй степени различными способами 24.12  
    Решение задач с помощью систем уравнений второй степени 26.12  
    Решение задач на движение с помощью систем уравнений второй степени 27.12  
    Решение задач на работу с помощью систем уравнений второй степени 14.01  
    Решение различных задач с помощью систем уравнений второй степени. Самостоятельная работа 16.01  
    8. Неравенства с двумя переменными и их системы (4 часов)    
    Решение линейных неравенств с двумя переменными 17.01  
    Решение неравенств второй степени с двумя переменными 21.01  
    Решение систем линейных неравенств с двумя переменными. Самостоятельная работа 23.01  
    Решение систем неравенств второй степени с двумя переменными 24.01  
55   Контрольная работа №5 по теме: «Уравнения и неравенства с двумя переменными» 28.01  
    Глава 4. Арифметическая и геометрическая прогрессия (15 ч)    
    9. Арифметическая прогрессия (8часов)    
    Понятие последовательности, словесный и аналитический способы ее задания 30.01  
    Рекуррентный способ задания последовательности 31.01  
    Определение арифметической прогрессии. Рекуррентная формула n -го члена арифметической прогрессии. 04.02  
    Свойство арифметической прогрессии. Математический диктант 06.02  
    Аналитическая формула n –го члена арифметической прогрессии. Самостоятельная работа 07.02  
    Нахождение суммы первых n членов арифметической прогрессии 11.02  
    Применение формулы суммы первых n членов арифметической прогрессии. Самостоятельная работа 13.02  
63   Контрольная работа №6 по теме: «Арифметическая прогрессия» 14.02  
    10. Геометрическая прогрессия (7 часов)    
    Определения геометрической прогрессии. Формула n -го члена геометрической прогрессии 18.02  
    Свойство геометрической прогрессии. Математический диктант 20.02  
    Нахождение суммы первых n членов геометрической прогрессии 21.02  
    Применение формула суммы первых n членов геометрической прогрессии. Самостоятельная работа 25.02  
    Сумма бесконечной убывающей геометрической прогрессии 27.02  
    Решение задач на применение формул суммы первых n членов геометрической прогрессии 28.02  
70   Контрольная работа №7 по теме: «Геометрическая прогрессия» 04.03  
    Глава 5. Элементы комбинаторики и теории вероятностей (12 ч)    
    11. Элементы комбинаторики (8 часов)    
    Комбинаторные задачи. Комбинации с учетом и без учета порядка 06.03  
    Комбинаторное правило умножения 07.03  
    Перестановки и n элементов конечного множества 11.03  
    Комбинаторные задачи на нахождение числа перестановок из n элементов. Самостоятельная работа 13.03  
    Размещение из n элементов по k (k £ n) 14.03  
    Комбинаторные задачи на нахождение числа размещений из n элементов по k (k £ n). Самостоятельная работа 18.03  
    Сочетания из n элементов по k (k £ n) 20.03  
    Комбинаторные задачи на нахождение числа перестановок из n элементов, сочетаний и размещений из n элементов по k (k £ n). Самостоятельная работа 21.03  
    12. Начальные сведения из теории вероятностей (4 часа)    
    Относительная частота случайного события 01.04  
    Вероятность случайного события 03.04  
    Классическое определение вероятности. Самостоятельная работа 04.04  
82   Контрольная работа №8 по теме: «Элементы комбинаторики и теории вероятностей» 08.04  
    Повторение (20 ч)    
    Нахождение значения числового выражения. Проценты 10.04  
    Степень с целым показателем 11.04  
    Разложение целого выражения на множители 15.04  
    Преобразование выражений, содержащих степень и арифметический корень 17.04  
    Тождественные преобразования рациональных алгебраических выражений 18.04  
    Тождественные преобразования дробно-рациональных и иррациональных выражений. Самостоятельная работа 22.04  
    Линейные, квадратные и биквадратные уравнения 24.04  
    Дробно – рациональные уравнения 25.04  
    Решение текстовых задач на составление уравнений 29.04  
    Решение систем уравнений 01.05  
    Решение текстовых задач на составление систем уравнений. Самостоятельная работа 02.05  
    Линейные неравенства с одной переменной и системы линейных неравенств с одной переменной 06.05  
    Неравенства и системы неравенств с одной переменной второй степени. Математический диктант 08.05  
    Решение неравенств методом интервалов. Тестовая проверочная работа 09.05  
    Функция, ее свойства и график 13.05  
    Чтение графиков функций. Кусочно-заданные функции. Тестовая проверочная работа 15.05  
    Решение тестовых задач на проценты 16.05  
    Решение различных тестовых задач 20.05  
100- 101   Итоговая контрольная работа № 9 22.05  
    Подведение итогов 23.05  

 

Подготовка к ГИА осуществляется по сборнику заданий для подготовки к ГИА в 9 классе «Алгебра», Москва «Просвещение» 2010 [Л.В. Кузнецова, С.Б. Суворова, Е.А. Бунимович и др].

По темам

1. Выражения и их преобразования

2. Уравнения

3. Системы уравнений

4. Неравенства

5. Функции

6. Координаты и графики

7. Арифметическая и геометрическая прогрессии

8. Текстовые задачи

 

 

Содержание программы учебного предмета

1. Повторение

Основная цель - повторение, обобщение и систематизация знаний, умений и навыков за курс алгебры 7-8 классов.

2. Квадратичная функция.

Функция. Свойства функций. Квадратный трехчлен. Разложение квадратного трехчлена на множители. Функция у = ах2 + bх + с, её свойства и график.

Основная цель - расширить сведения о свойствах функций, ознакомить обучающихся со свойствами и графиком квадратичной функции.

В начале темы систематизируются сведения о функциях. Повторяются основные понятия: функция, аргумент, область определения функции, график. Даются понятия о возрастании и убывании функции, промежутках знакопостоянства. Тем самым создается база для усвоения свойств квадратичной и степенной функций, а также для дальнейшего углубления функциональных представлений при изучении курса алгебры и начал анализа.

Подготовительным шагом к изучению свойств квадратичной функции является также рассмотрение вопроса о квадратном трехчлене и его корнях, выделении квадрата двучлена из квад­ратного трехчлена, разложении квадратного трехчлена на множители.

Изучение квадратичной функции начинается с рассмотрения функции у=ах2, её свойств и особенностей графика, а также других частных видов квадратичной функции – функции у=ах2+n, у=а(х-m)2. Эти сведения используются при изучении свойств квадратичной функции общего вида. Важно, чтобы обучающиеся поняли, что график функции у = ах2 + bх + с может быть получен из графика функции у = ах2 с помощью двух параллельных переносов. Приёмы построения графика функции у = ах2 + bх + с отрабатываются на конкретных примерах. При этом особое внимание следует уделить формированию у обучающихся умения указывать координаты вершины параболы, ее ось симметрии, направление ветвей параболы.

При изучении этой темы дальнейшее развитие получает умение находить по графику промежутки возрастания и убывания функции, а также промежутки, в которых функция сохраняет знак.

3. Уравнения и неравенства с одной переменной.

Целые уравнения. Дробные рациональные уравнения. Неравенства второй степени с одной переменной. Метод интервалов.

Основная цель - систематизировать и обобщить сведения о решении целых и дробных рациональных уравнений с одной переменной, сформировать умение решать неравенства вида ах2 + bх + с>0 ах2 + bх + с<0, где а 0.

В этой теме завершается изучение рациональных уравнений с одной переменной. В связи с этим проводится некоторое обобщение и углубление сведений об уравнениях. Вводятся понятия целого рационального уравнения и его степени. Обучающиеся знакомятся с решением уравнений третьей степени и четвертой степени с помощью разложения на множители и введения вспомогательной переменной. Метод решения уравнений путем введения вспомогательных переменных будет широко использоваться дальнейшем при решении тригонометрических, логарифмических и других видов уравнений.

Расширяются сведения о решении дробных рациональных уравнений. Учащиеся знакомятся с некоторыми специальными приемами решения таких уравнений.

Формирование умений решать неравенства вида ах2 + bх + с>0 ах2 + bх + с<0, где а 0, осуществляется с опорой на сведения о графике квадратичной функции (направление ветвей параболы ее расположение относительно оси Ох ).

Обучающиеся знакомятся с методом интервалов, с помощью которого решаются несложные рациональные неравенства.

4. Уравнения и системы уравнений с двумя переменными.

Уравнение с двумя переменными и его график. Системы уравнений второй степени. Решение задач с помощью систем уравнений второй степени. Неравенства с двумя переменными и их системы.

Основная цель - выработать умение решать простейшие системы, содержащие уравнение второй степени с двумя переменными, и текстовые задачи с помощью составления таких систем.

В данной теме завершаемся изучение систем уравнений с двумя переменными. Основное внимание уделяется системам, в которых одно из уравнений первой степени, а другое второй. Известный обучающимся способ подстановки находит здесь дальнейшее применение и позволяет сводить решение таких систем к решению квадратного уравнения.

Ознакомление обучающихся с примерами систем уравнений с двумя переменными, в которых оба уравнения второй степени, должно осуществляться с достаточной осторожностью и ограни­чиваться простейшими примерами.

Привлечение известных обучающимся графиков позволяет привести примеры графического решения систем уравнений. С помощью графических представлений можно наглядно показать обучающимся, что системы двух уравнений с двумя переменными второй степени могут иметь одно, два, три, четыре решения или не иметь решений.

Разработанный математический аппарат позволяет существенно расширить класс содержательных текстовых задач, решаемых с помощью систем уравнений.

5. Арифметическая и геометрическая прогресии

Арифметическая и геометрическая прогрессии. Формулы n-го члена и суммы первых n членов прогрессии. Бесконечно убывающая геометрическая прогрессия.

Основная цель - дать понятия об арифметической и геометрической прогрессиях как числовых последовательностях особого вида.

При изучении темы вводится понятие последовательности, разъясняется смысл термина «n-й член последовательности», вырабатывается умение использовать индексное обозначение. Эти сведения носят вспомогательный характер и используются для изучения арифметической и геометрической прогрессий.

Работа с формулами n-го члена и суммы первых n членов прогрессий, помимо своего основного назначения, позволяет неоднократно возвращаться к вычислениям, тождественным преобразованиям, решению уравнений, неравенств, систем.

Рассматриваются характеристические свойства арифметической и геометрической прогрессий, что позволяет расширить круг предлагаемых задач.

6. Степенная функция. Корень n -й степени

Четная и нечетная функция. Функция у = хn. Определение корня n-й степени. Вычисление корней n -й степени.

Основная цель - ввести понятие корня n -й степени и его свойства, четной и нечетной функций.

В данной теме продолжается изучение свойств функций: вводятся понятия четной и нечетной функции, рассматрива­ются свойства степенной функции с натуральным показателем. Изучение корней ограничивается введением понятия корня n-й степени и выполнением несложных заданий на вычисление корней n-й степени, в частности кубических корней.

Обучающиеся знакомятся со свойствами степенной функции у=хn при четном и нечетном натуральном показателе n.. Вводится понятие корня n-й степени. Обучающиеся должны понимать смысл записей вида , . Они получают представление о нахождении значений корня с помощью калькулятора, причем выработка соответствующих умений не требуется.

Понятие степени с рациональным показателем и ее свойства не изучаются. Этот материал будет рассмотрен в старшей школе.

7. Элементы комбинаторики и теории вероятностей

Комбинаторное правило умножения. Перестановки, размеще­ния, сочетания. Относительная частота и вероятность случайного события.

Основная цель - ознакомить обучающихся с понятиями перестановки, размещения, сочетания и соответствующими формулами для подсчета их числа; ввести понятия относительной частоты и вероятности случайного события.

Изучение темы начинается с решения задач, в которых требуется составить те или иные комбинации элементов и. подсчитать их число. Разъясняется комбинаторное правило умножения, которое исполнятся в дальнейшем при выводе формул для подсчёта числа перестановок, размещений и сочетаний. При изучении данного материала необходимо обратить внимание обучающихся на различие понятий «размещение» и «сочетание», сформировать у них умение определять, о каком виде комбинаций идет речь в задаче.

В данной теме обучающиеся знакомятся с начальными сведениями из теории вероятностей. Вводятся понятия «случайное событие», «относительная частота», «вероятность случайного события». Рассматриваются статистический и классический подходы к определению вероятности случайного события. Важно обратить внимание обучающихся на то, что классическое определение вероятности можно применять только к таким моделям реальных событий, в которых все исходы являются равновозможными.

8. Повторение

Основная цель - повторение, обобщение и систематизация знаний, умений и навыков за курс алгебры основной общеобразовательной школы.

Система уроков условна, но все же выделяются следующие виды:

Урок-лекция. Предполагаются совместные усилия учителя и учеников для решения общей проблемной познавательной задачи. На таком уроке используется демонстрационный материал на компьютере, разработанный учителем или учениками, мультимедийные продукты.

Урок-практикум. На уроке учащиеся работают над различными заданиями в зависимости от своей подготовленности. Виды работ могут быть самыми разными: письменные исследования, решение различных задач, практическое применение различных методов решения задач. Компьютер на таких уроках используется как электронный калькулятор, тренажер устного счета, виртуальная лаборатория, источник справочной информации.

Комбинированный урок предполагает выполнение работ и заданий разного вида. Урок–игра. На основе игровой деятельности учащиеся познают новое, закрепляют изученное, отрабатывают различные учебные навыки.

Урок решения задач. Вырабатываются у учащихся умения и навыки решения задач на уровне обязательной и возможной подготовке. Любой учащийся может использовать компьютерную информационную базу по методам решения различных задач, по свойствам элементарных функций и т.д.

Урок-тест. Тестирование проводится с целью диагностики пробелов знаний, контроля уровня обученности учащихся, тренировки технике тестирования. Тесты предлагаются как в печатном так и в компьютерном варианте. Причем в компьютерном варианте всегда с ограничением времени.

Урок-самостоятельная работа. Предлагаются разные виды самостоятельных работ.

Урок-контрольная работа. Контроль знаний по пройденной теме

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных