Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Выплата гарантированного минимума и экстрадивидендов.




Этот метод предполагает выплату регулярных фиксированных дивидендов и периодических экстрадивидендов как разовой премии в случае эффективной деятельности. Причем они не должны выплачиваться слишком часто, так как станут ожидаемыми и потеряют роль премии.

4. Выплата дивидендов акциями.

Иногда менеджеры прибегают к такому методу выплаты дивидендов по разным причинам:

Ø проблема с денежной наличностью — облегчается решение проблем ликвидности при неустойчивом финансовом положении;

Ø потребность в средствах на развитие — вся нераспределенная прибыль поступает на развитие;

Ø желание изменить структуру источников средств — появляется большая свобода маневра структурой источников средств;

Ø желание поощрить управленческий персонал дополнительными акциями и, таким образом, дополнительно стимулировать его.

Менеджеры рассчитывают на то, что большинство акционеров удовлетворятся получением дополнительных акций, если они достаточно ликвидны и их курс не снижается.

В зависимости от размера выплаченных акциями дивидендов рыночная цена акций может вести себя по-разному. Рынок может не почувствовать увеличения количества акций, если оно не превышает 20 %. Если выдать больше акций, рыночная цена может снизиться.

Периодичность выплаты дивидендов регулируется законодательством страны. Законодательством Украины предусмотрено, что дивиденды выплачиваются ежегодно по результатам работы акционерного общества за год, но сама процедура выплат законодательно не регламентируется.

В большинстве стран применяется следующая стандартная процедура выплаты дивидендов.

1. Объявление дивидендов — день, когда Совет директоров принимает решение о выплате дивидендов. Объявляются размер дивидендов, дата переписи акционеров и дата выплаты. Многие компании публикуют эти данные в прессе.

2. Назначение эксдивидендной даты, т. е. без дивидендов. Лица, купившие акции до этой даты, имеют право на дивиденды за отчетный год, а купившие в этот день или позднее — не имеют этих льгот. Обычно эта дата объявляется за несколько дней до дня переписи. Отмечено, что в день эксдивидендной даты цена

акции может упасть примерно на величину объявленного к выплате дивиденда.

3. Перепись акционеров — день регистрации акционеров, имеющих право на получение объявленных дивидендов (примерно через 4 дня после даты эксдивидендов).

4. Выплата — день выплаты дивидендов (обычно через 2-4 недели после переписи).

 

ВНУТРИФИРМЕННОЕ ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.

Задачи, объекты и методы внутрифирменного финансового планирования.

Методы внутрифирменного финансового планирования

Состав и содержание финансовых планов предприятия.

Задачи, объекты и методы внутрифирменного финансового планирования.

Внутрифирменное планирование осуществляют по следующим важнейшим направлениям: реализация продукции (товаров, работ, услуг); финансы; производство; закупки.

Задачи планирования финансов:

- определение плановых объемов необходимых финансовых ресурсов для бесперебойной производственно-хозяйственной деятельности, источников их формирования и направлений расходования;

- обеспечение платежеспособности и ликвидности в планируемом периоде,

- повышение доходности за счет рационального распределения и использования финансовых ресурсов

Основные объекты финансового планирования:

прибыль (доход) от всех видов деятельности предприятия (производственно-хозяйственной, инвестиционной, финансовой);

- основные и оборотные средства (потребность и источники покрытия),

- капитальные вложения (объем, окупаемость, источники финансирования);

- финансовые вложения (объем, доходность);

- собственный капитал (размер, источники увеличения),

- денежные фонды, образуемые при распределении чистой прибыли,

- кредиты и другие заемные средства (потребность, стоимость, сроки возврата),

- денежные поступления и расходы (виды, суммы), согласование по календарным срокам.

Внутрифирменное финансовое планирование состоит из следующих этапов:

I. Расчет смет расходов (в денежном выражении) ко всем планам предприятия, которые предварительно составлены по количественным показателям (план закупок сырья, материалов; производственный план, план по труду; план рекламных мероприятий и т. Д.);

II. Планирование финансовых показателей (выручка, себестоимость, амортизационные отчисления, величина собственных оборотных средств, средняя сумма дебиторской и кредиторской задолженности, сумма кредитов, процентов за пользование кредитом, прибыль, налог на прибыль, чистая прибыль и др.);

III. Согласование доходов и расходов, потребности в средствах и источниках ее покрытия в финансовых планах (планы доходов и расходов предприятия; денежных поступлений и расходов; кредитный; финансирования капитальных вложений; финансовых результатов деятельности предприятия; распределения прибыли);

IV. Контроль за выполнением финансовых планов

 

Методы внутрифирменного финансового планирования

Для планирования финансовых показателей и составления финансовых планов используют методы, хорошо известные в экономической науке и подробно описанные в учебной литературе: нормативный; расчетно-аналитический; балансовый; оптимизации плановых решений; экономико-математическое моделирование

Нормативный метод является наиболее простым методом расчета плановых финансовых показателей. Зная норматив и объемный показатель, можно легко рассчитать плановый показатель. В финансовом планировании используют общегосударственные, местные (региональные), отраслевые нормативы и нормативы предприятия.

Общегосударственные нормативы обязательны для всех предприятий — это ставки общегосударственных налогов и обязательных платежей, минимальная заработная плата, нормы амортизационных отчислений (применяемые для расчета налогооблагаемой прибыли).

Местные (региональные) нормативы действуют в пределах отдельных областей, городов, районов и других административно-территориальных единиц — это ставки местных налогов и сборов, налоги и налоговые льготы, введенные в специальных экономических зонах.

Отраслевые финансовые нормативы действуют для предприятий, которые относятся к определенным отраслям. К таким нормативам относятся, например, рентная плата за добычу нефти и газа, сбор за специальное использование природных ресурсов, предельный уровень рентабельности для предприятий, являющихся естественными монополистами.

Нормативы предприятия разрабатывают его менеджеры для контроля и повышения эффективности использования финансовых ресурсов. Чаще всего используют такие внутренние нормативы, как минимальный размер собственных оборотных средств, устойчивые пассивы (кредиторская задолженность, постоянно находящаяся в распоряжении предприятия), доля прибыли, направляемая на реинвестирование, соотношение между собственными и заемными источниками финансирования, минимальная норма прибыли на вложенный капитал и др.

Расчетно-аналитический метод применяют тогда, когда нормативы отсутствуют. В этом случае анализируют достигнутое в базисном периоде значение конкретного финансового показателя, определяют индекс его изменений в плановом периоде и рассчитывают плановое его значение. В основе расчетно-аналитического метода лежит экспертная оценка тенденций поведения, динамики и взаимосвязи финансовых показателей в планируемом периоде.

Расчетно-аналитический метод широко применяют при планировании отдельных видов затрат на производство и реализацию продукции, прибыли, определении необходимых оборотных средств в запасах и др.

Балансовый метод. При этом путем построения балансов увязывают потребность в финансовых ресурсах и источники их формирования. Большинство финансовых планов составляют в виде различных форм балансов (некоторые из них приведем далее).

Метод оптимизации плановых решений состоит в определении нескольких возможных вариантов плановых расчетов и выборе по определенному критерию оптимального варианта. Наиболее часто этот метод применяют при выборе вариантов инвестиций, планировании капитальных вложений. В качестве критериев выбора оптимального решения могут использовать такие показатели, как минимум приведенных затрат, минимум текущих затрат, максимум приведенной прибыли; минимальный период оборачиваемости капитала; максимум прибыли на вложенный капитал; минимальный финансовый риск (минимальная вероятность финансовых потерь); минимум финансовых издержек по привлечению источников финансирования. Поиск оптимального варианта зачастую требует использования сложных моделей линейного программирования, что может быть дорого и экономически невыгодно предприятию. Это ограничивает масштабы практического применения метода оптимизации плановых решений.

Метод экономико-математического моделирования состоит в определении количественного выражения взаимосвязи финансовых показателей и влияющих на него факторов. Таким образом, экономико-математическая модель представляет собой математическое описание закономерности изменения конкретного экономического показателя при изменении основных факторов. Модель может строиться по функциональной связи между факторами (х) и результирующим показателем (у) (выражается уравнением вида У = f(х) либо по корреляционной связи, когда между факторами и показателями существует лишь вероятностная зависимость, выявляющаяся только при большом количестве наблюдений.

Корреляционная связь выражается уравнениями регрессии различного вида. Практика показывает, что планирование финансовых показателей с использованием сложных многофакторных моделей не всегда позволяет получить приемлемый с точки зрения экономического смысла результат, а также обходится довольно дорого (об этом уже упоминалось при описании метода оптимизации плановых решений, поскольку он также основан на построении экономико-математических моделей).

В зависимости от продолжительности периода, для которого составляются финансовые планы, различают такое финансовое планирование: краткосрочное — на один год и долгосрочное — на период более одного года.

Для обеспечения финансовой устойчивости предприятия в основу планирования финансов рекомендуется закладывать следующие принципы:

- принимать такие финансовые решения и так рассчитывать финансовые показатели, чтобы в любой момент были обеспечены платежеспособность и ликвидность предприятия;

- сроки использования средств необходимо соотносить со сроками, на которые привлечены источники их финансирования (так называемое золотое банковское правило). Из этого следует, что капитальные вложения с длительными сроками окупаемости необходимо финансировать только за счет долгосрочных источников средств;

- особенно рискованные инвестиции финансировать только за счет собственных средств;

- заемный капитал привлекать только тогда, когда это обеспечивает повышение рентабельности собственного капитала;

- выбирать наиболее дешевые способы финансирования капиталовложений;

- выбирать инвестиционные проекты, которые могут обеспечить максимальную рентабельность.

 

Состав и содержание финансовых планов предприятия.

В зарубежной практике внутрифирменные текущие планы называются бюджетами, соответственно процесс их составления — бюджетированием. Для отечественной практики это несколько непривычно, так как традиционно бюджетами у нас называются только финансовые планы доходов и расходов государства и местных органов власти. В законодательных и нормативных актах это так и осталось, но в практике управления предприятиями начали применять также название бюджет. В общем виде бюджет предприятия — это смета доходов и расходов всех подразделений и служб фирмы. Составляют бюджет предприятия по данным расчетов плановых доходов от всех направлений деятельности предприятия, а также смет затрат на текущий год. В частности, составляют бюджет продаж — план реализации продукции (товаров, работ, услуг) в натуральных и стоимостном показателях; бюджет закупок, где представлены расходы денежных средств на приобретение запланированных видов материальных ресурсов; бюджет расходов на оплату труда, где рассчитаны плановая потребность в трудовых ресурсах и расходы на оплату труда по всем видам производственно-хозяйственной деятельности; бюджет управленческих расходов, который содержит плановые расходы предприятия на выполнение управленческих функций по всем службам и подразделениям; бюджет цеховых расходов, который отражает накладные расходы, связанные с производством продукции (содержание производственного оборудования, цеховых строений и сооружений, заработная плата цехового административно-управленческого персонала и др.); бюджет коммерческих расходов (реклама, комиссионные торговых агентов, транспортные услуги).

1. На основании помесячных расчетов выручки от реализации, себестоимости реализованной продукции, прочих операционных доходов и расходов составляют План доходов и расходов предприятия по операционной деятельности.

2. Затем составляют План финансовых результатов от обычной деятельности предприятия, где показывают планируемую общую прибыль (убыток) предприятия с учетом прибыли (убытка) от реализации основных средств и других необоротных активов финансовых инвестиций, а также прочих доходов и расходов, не связанных с операционной деятельностью. Для составления этого плана выполняют вспомогательные расчеты прибыли (убытков) от реализации и выбытия основных средств и других необоротных активов, а также планируемых прочих доходов и расходов.

3. Прибыль, оставшуюся в распоряжении предприятия, распределяют по решению собственников. Для этого используют Плановую смету распределения прибыли предприятия, которую по представлению менеджеров собственники утверждают в начале года. Прибыль, остающуюся в распоряжении предприятия, либо полностью распределяют в течение года на цели, предусмотренные в уставе, либо планируют остаток нераспределенной прибыли на конец года (квартала). При планировании распределения прибыли необходимо учитывать особенности организационно-правовой формы предприятия. Так, в акционерных обществах из распределяемой прибыли после уплаты налога прежде всего надо планировать погашение основной суммы долга по кредитам, выплату фиксированных дивидендов по привилегированным акциям, а также образование резервного фонда в размере, предусмотренном законодательством. Размер резервного фонда законодательством установлен только для предприятий, созданных в форме хозяйственных обществ. Пропорции распределения плановой прибыли после уплаты фиксированных дивидендов и образования резервного фонда определяются стратегическими и тактическими задачами предприятия. Это перспективы развития предприятия (отсюда распределение прибыли на инвестиции и потребление), привлечение новых инвесторов (для этого может быть запланировано увеличение выплаты дивидендов), необходимость финансирования объектов социальной инфраструктуры и т. д.

4. Важнейшим финансовым планом, который позволяет финансовым менеджерам постоянно контролировать ликвидность предприятия, является План (или бюджет) денежных поступлений и расходов предприятия. Он отражает результаты согласования во времени поступлений денежных средств на счета предприятия и выплаты денежных средств (может быть составлен с разбивкой поступлений и расходов денег по месяцам, декадам и даже неделям). Это оперативный финансовый план.

5. При составлении Плана денежных поступлений и расходов предприятия используют данные Плана доходов и расходов предприятия по операционной деятельности, Плана капитальных вложений, расчета плановой суммы финансовых вложений, а также других планов и смет, которые предусматривают движение реальных денег. Все денежные поступления и расходы включаются с поправкой на временной лаг, т. е. отражается период, в котором реально поступают и расходуются денежные средства. Так, сумму и сроки приобретения запасов берут из плана материальных закупок с учетом временного лага между получением сырья и материалов и оплатой соответствующих счетов. Сумму погашения дебиторской задолженности включают в тот период, когда покупатели должны оплатить отгруженную продукцию в соответствии с договором. Большую часть текущих расходов прямо берут из соответствующих смет, так как сроки использования денежных средств совпадают со временем осуществления расходов. Объем капитальных затрат берут из Вспомогательного расчета по согласованию затрат и источников финансирования капиталовложений предприятия

6. План денежных поступлений и расходов предприятия не включают статьи, которые не требуют денежных расходов, в частности амортизационные отчисления. Финансовые менеджеры в соответствии с этим планом должны обеспечить наличие денежных средств для своевременной оплаты всех счетов и расходов. Для этого на основании данных о потребности в краткосрочных кредитах рассчитывают потребность предприятия в краткосрочных кредитах под разрыв в платежном обороте

7. Для расчета планового баланса активов и пассивов на конец года, планирования отчислений от прибыли для прироста собственных оборотных средств и ожидаемой краткосрочной задолженности по ссудам составляют План вложений в оборотные активы предприятия, который включает производственные запасы, незавершенное производство, готовую продукцию, товары, дебиторскую задолженность за товары, работы, услуги. Данные об остатках на начало года берут из бухгалтерского баланса (форма № 1). Остатки на конец каждого квартала (года) определяют так: остаток на начало плюс поступление за квартал минус расходование за квартал. Эти данные берут из расчетов приобретения производственных запасов, их расходования, затрат в незавершенном производстве, выпуска готовой продукции, движения дебиторской задолженности. Плановые вложения в оборотные средства, спрогнозированные ранее, покрываются за счет различных источников: собственных, кредиторской задолженности за продукцию (товары, работы, услуги), прочих заемных средств (краткосрочные кредиты банков, прочие кредиторы).

8. Для согласования потребности в оборотных средствах с источниками покрытия составляют План финансирования оборотных средств предприятия; предварительно выполняют вспомогательный расчет собственных источников финансирования оборотных средств.

Важным элементом финансового планирования является налоговое планирование, которое предполагает минимизацию налоговых обязательств в соответствии с действующим законодательством. Налоговое планирование базируется на праве каждого плательщика налогов использовать не запрещенные законом способы, приемы и меры для сокращения уплачиваемых налогов. Предприятия, в частности, могут предусматривать такие мероприятия по уменьшению налогового бремени, как учредительство новых предприятий в свободных экономических зонах или в странах, являющихся оффшорными центрами, т. е. имеют льготное налогообложение и упрощенную систему бухгалтерского учета. Кроме того, налоговое планирование состоит в поиске и максимальном использовании налоговых льгот и возможностей уменьшения базы налогообложения, предоставляемых законодательством Украины.

Внутрифирменное финансовое планирование завершается составлением проектов форм финансовой отчетности — баланса активов и пассивов, отчета о финансовых результатах, отчета о движении денежных средств и отчета о собственном капитале за планируемый период. Цель проектируемых финансовых отчетов — согласовать планируемые финансовые показатели и отразить ожидаемые изменения пропорций между статьями отчетности в плановом периоде по сравнению с базисным в результате реализации финансовых планов. Проекты будущих форм отчетности не обязательно составляют так же детально, как это требуется для документов за отчетный период. Они могут быть представлены агрегированными формами, содержащими только ключевые элементы и итоги.

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных