ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
IV.3.3. Аутоагрессия и ее профилактика
Одной из разновидностей агрессивного поведения является аутоагрессия, которая проявляется в суицидальных демонстративных попытках и истинном суициде. А. Г. Амбрумова считает, что суицидальное поведение, т.е. весь комплекс мыслей, намерений и действий, которые связаны с суицидом, есть следствие социально-психологической дезадаптации личности в условиях переживаемого микросоциального конфликта. Ситуация конфликта приводит к суицидальным действиям при наличии трех факторов: социокультурных особенностей личности, таких, как личностная тревожность, фрустрационная толерантность; негативного восприятия окружающего, отсутствия осознанного стремления к жизни; неблагоприятного социального окружения. Все это усугубляет криминальные явления самого подростково-юношеского возраста, на долю которого приходится большая часть самоубийств несовершеннолетних. Под социокультурными особенностями воспитания подразумеваются культура страны, ее обычаи, традиции, законы, уровень экономического развития и т.д. Эти и другие условия воздействуют на личность подростка и во многом предопределяют его представления о жизни и смерти. Наличие неблагоприятного социального окружения – обычно основная причина, побуждающая подростка к совершению суицидальных поступков. Анализ причин суицида с этой точки зрения позволяет сгруппировать их вокруг трех основных факторов: 1) взаимоотношения с родителями, степень понимания ими своих детей, сопереживания, нормативность отношений; 2) проблемы в школе, связанные с личностью учителя, социометрическим статусом в классе и личностным отношением к успеваемости и факторам жизненных перспектив; 3) взаимоотношения со сверстниками, друзьями, представителями противоположного пола. Анализ вариантов суицидального поведения позволяет сделать вывод о личностных особенностях подростков, расположенных к такому типу поведения: повышенная тревожность, фрустрация, негативное восприятие окружающего, желание изменить его и неспособность самостоятельно найти пути решения задачи (М. В. Горская). Среди мотивов, объясняющих попытки самоубийства, подростки и эксперты-психологи указывают различные способы влияния на других людей: «дать понять человеку, в каком ты отчаянии» – 40 % случаев; «заставить пожалеть о плохом отношении» -30 %; «показать, как ты любишь другого» или «выяснить, любят ли тебя» - 25 %; «повлиять на другого, чтобы он изменил свое решение» – 25 % и, наконец, 18 % случаев – это «призыв, крик о помощи». Психологический смысл суицида чаще всего заключается в отреагировании, снятии аффективного напряжения, уходе, выключении из тяжелой жизненной ситуации. Когда совершается попытка суицида демонстративного характера, агрессия подростка направлена вовне: отомстить, навредить, заставить страдать кого-либо, привлечь к ответственности и т. п. Среди подростков с суицидальными попытками преобладают лица с пограничными состояниями, расстройствами нервной системы, ситуационными реакциями. При этом действительное желание смерти отсутствует. В случаях завершенных суицидов преобладает агрессия против собственного «Я». Желание умереть, уйти из жизни связано с потерей жизненного смысла, протестом, желанием избежать страданий, самонаказанием. Для истинных, завершенных суицидов характерны: наличие предсуицидального периода; продолжительность конфликтной ситуации; психологический дискомфорт; незащищенность, психологическое одиночество; нарушение психологии жизненной среды; ощущение субъективной невыносимости существования в сложившихся условиях; отсутствие желания жить. От пассивных рассуждений типа «Зачем я проснулся?», «Так плохо, что нет сил», «Я никому не нужен» и т.д. человек переходит к обдумыванию суицидального замысла. В предсуицидальной ситуации особую роль играет повод. Однако у большинства нет желания умереть. Они ждут от акта, ведущего к смерти, чего-то, что избавит их от страданий, а не самой смерти. В суицидных ситуациях люди нередко испытывают облегчение в последующий период. Они могут по-новому взглянуть на психотравмирующую ситуацию. Тем не менее такие попытки могут закончиться трагически. В истинном суициде психотравмирующая ситуация носит тяжелый и затяжной характер. Человек осуществляет многочисленные бесплодные попытки справиться с ситуацией, основной смысл его последнего действия – уход, отказ от борьбы, псевдоразрешение проблемы. Основной задачей школьного психолога является профилактика суицидального поведения, которая может осуществляться в следующих направлениях: снятие психологического напряжения в психотравмирующей ситуации; уменьшение эмоциональной зависимости и ригидности; формирование компенсаторных механизмов поведения; формирование адекватного отношения к жизни и смерти. Известно, что всякая агрессия – внутренняя или внешняя -является признаком кризиса. Психологу необходимо быть информированным о важнейших кризисных ситуациях детей и подростков, уметь выявлять их, оказывать своевременную помощь в их разрешении. В.Г. Балакирев и Л. Додсон разработали эффективную методику психологической помощи детям и подросткам в кризисных ситуациях. Она состоит из констатирующей и психокоррекционной частей. Первая включает три встречи-сессии с группами или классами. Темы сессии: «Типы кризисных ситуаций», «Содержание и выражение переживаний в кризисных ситуациях» и «Способы преодоления кризисных ситуаций». Встречи проводятся по одному сценарию: 1) групповое обсуждение предложенной психологом темы; 2) выполнение индивидуальных творческих заданий; 3) обмен впечатлениями и обсуждение в группе. Помощь ведущих заключается в прояснении того, что хочет ребенок отразить в творческой работе, одобрении, поощрении его самостоятельных действий. На первой сессии составляется «банк историй», отражающих все основные области жизни детей, выполняются творческие задания (записать или нарисовать свою историю) и проводится беседа по заданию с элементами активного, эмпатического слушания. Вторая сессия посвящена разыгрыванию и обсуждению историй с последующей интерпретацией переживаний детей, их записью и рисованием. На третьей сессии после актуализации кризисных ситуаций и чувств, которые она вызывает, участники выясняют способы, которые они использовали бы для преодоления неприятных переживаний, а затем проигрывают свои истории с последующим повторным анализом. При этом внимание детей обращается на изменения, которые произошли в их чувствах. В заключение записываются все известные способы преодоления неприятных переживаний. При анализе материала констатирующей части выявлены возрастные различия в типах кризисных ситуаций. У 8-летних детей они связаны со сверстниками – 41 %, родителями – 25%, братьями и сестрами – 15 %, учителями – 5 %. У 12-летних наибольшее количество отрицательных переживаний приходится на отношения с родителями - 30 %, связано с темой животных (их потеря, смерть, желание приобрести) – 30%, учителем - 15%. Способами преодоления кризисных ситуаций у детей 8 лет являются интрапунитивные реакции, пересиливание себя, задавливание эмоций, пассивно-защитные извинения. У подростков наблюдается ярко выраженная агрессивная, экстрапунитивная тенденция. В целом преодоление трудных переживаний понимается детьми как внешненаправленное действие, а не действие внутренней психологической работы: совладания с ситуацией, а не с эмоциями. Коррекционная часть представляет собой две сессии, построенные в форме «Я-сообщений» с использованием элементов психосинтеза и психодрамы. Детям предлагается проигрывание их конфликтных ситуаций, в ходе которого с помощью участников группы «оживляются» их чувства. Работая с подростками в кризисных ситуациях, психолог может применять различные техники: ментального переживания; внутреннего диалога; самоосвобождения и др. (П. Теппервайн). В психологической практике в таких случаях используется кризисная интервенция (Е. Миндельман, Э. Эриксон), которая может проводиться в форме кризисной психотерапии, кризисного консультирования и «телефона доверия». При диагностике суицидального поведения подростков можно применять комплекс методик, адаптированных М.В. Горской, опросник Г. Айзенка «Самооценка психических состояний личности» и «Метод незаконченных предложений». Опросник Г. Айзенка включает описание различных психических состояний, наличие которых у себя испытуемый должен подтвердить или опровергнуть. Опросник дает возможность определить уровень тревожности, фрустрации, агрессии и ригидности. Инструкция. Напротив каждого утверждения стоят три цифры: 2, 1,0. Если утверждение вам подходит, то обведите кружком цифру 2; если не совсем подходит – цифру 1; если не подходит – 0.
ОПРОСНИК Г.АЙЗЕНКА
1. Часто я не уверен в своих силах. 2. Нередко мне кажется безысходным положение, из которого можно было бы найти выход. 3. Я часто оставляю за собой последнее слово. 4. Мне трудно менять свои привычки. 5. Я часто из-за пустяков краснею. 6. Неприятности меня сильно расстраивают, и я падаю духом. 7. Нередко в разговоре я перебиваю собеседника. 8. Я с трудом переключаюсь с одного дела на другое. 9. Я часто просыпаюсь ночью. 10. При крупных неприятностях я обычно виню только себя. 11. Меня легко рассердить. 12. Я очень осторожен по отношению к переменам в моей жизни. 13. Я легко впадаю в уныние. 14. Несчастия и неудачи ничему меня не учат. 15. Мне приходится часто делать замечания другим. 16. В споре меня трудно переубедить. 17. Меня волнуют даже воображаемые неприятности. 18. Я часто отказываюсь от борьбы, считая ее бесполезной. 19. Я хочу быть авторитетом для окружающих. 20. Нередко у меня не выходят из головы мысли, от которых следовало бы избавиться. 21. Меня пугают трудности, с которыми мне предстоит встретиться в жизни. 22. Нередко я чувствую себя беззащитным. 23. В любом деле я не довольствуюсь малым, я хочу добиться максимального успеха. 24. Я легко сближаюсь с людьми. 25. Я часто копаюсь в своих недостатках. 26. Иногда у меня бывают состояния отчаяния. 27. Мне трудно сдерживать себя, когда я сержусь. 28. Я сильно переживаю, если в моей жизни что-то неожиданно меняется. 29. Меня легко убедить. 30. Я чувствую растерянность, когда у меня возникают трудности. 31. Предпочитаю руководить, а не подчиняться. 32. Нередко я проявляю упрямство. 33. Меня беспокоит состояние моего здоровья. 34. В трудные минуты я иногда веду себя по-детски. 35. У меня резкая, грубоватая жестикуляция. 36. Я неохотно иду на риск. 37. Я с трудом переношу время ожидания. 38. Я думаю, что никогда не смогу исправить свои недостатки. 39. Я мстителен. 40. Меня расстраивают даже незначительные нарушения моих планов. Ключ
1. Шкала тревожности: 1, 5, 9, 13, 17, 21, 25, 29, 33, 37. 2. Шкала фрустрации: 2, 6, 10, 14, 18, 22, 26, 30, 34, 38. 3. Шкала агрессии: 3, 7, 11, 15, 19, 23, 27, 31, 35, 39. 4. Шкала ригидности: 4, 8, 12, 16, 20, 24, 28, 32, 36, 40. При обработке результатов подсчитывается количество ответов «1» и «2», совпавших с ключом. За каждый совпавший с ключом ответ «2» начисляется 2 балла, за ответ «1» – 1 балл. Затем ответы по каждой шкале суммируются. Средний балл по каждой шкале – 10. Превышение его свидетельствует о преобладании исследуемого качества в структуре личности. Характеристики, которые исследуются в опроснике, имеют следующие определения: личностная тревожность – склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги; фрустрация – психическое состояние, возникающее вследствие реальной или воображаемой помехи, препятствующее достижению цели; агрессия – повышенная психологическая активность, стремление к лидерству путем применения силы по отношению к другим людям; ригидность – затрудненность в изменении намеченной субъектом деятельности в условиях, объективно требующих ее перестройки. На втором этапе работы предлагается использовать метод «Незаконченные предложения», который является проективной методикой, позволяющей направленно выяснить отношение испытуемого к окружающему и некоторые личностные установки. Испытуемый должен продолжить следующие предложения: Завтра я... Когда я закончу школу... Наступит день, когда... Я хочу жить, потому что... При обработке результатов следует обращать внимание на особенности восприятия подростками окружающего и на наличие или отсутствие у них осознанного стремления к сохранению жизни. IV.3.4. Аддиктивное поведение как вид саморазрушения личности; Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|