Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Образование и общество. Социальная сущность образования.




Исходя из трактовки образования как категории социальной, следует отметить, что его состояние и функционирование определяется системой господствующих в обществе социальных связей и отношений.

Образование связано со всеми сферами общественной жизни. Экономика определяет материальную базу сферы образования, обусловливает его содержание в плане структуры дисциплин, спектра специальностей и профессий. К примеру, в 50-е годы в стране активно развивались технические специальности. Наиболее популярными и престижными были такие вузы, как МИФИ, МАИ, МЭИ, Физико-технический институт, МВТУ им. Баумана. Практически мало востребованными обществом были финансово-экономические и юридические специальности. В настоящее время в связи с изменением социально-экономической ситуации в России именно эти специальности стали пользоваться наибольшим спросом. Аналогичная картина с иностранными языками.

Политическая сфера также оказывает самое непосредственное воздействие на систему образования. В зависимости от того, демократический режим в обществе или тоталитарный, открытое общество или закрытое, формируется и соответствующая система образования как в плане ее структуры, так и содержания.

Социокультурная среда как на макро-, так и на микроуровне также влияет на всю систему образования. Здесь речь идет о религиозных и нравственных ценностях общества и семьи, традициях, принадлежности к тому или иному социальному слою и группе и т. д. Иными словами, каково общество, такова и система образования.

В то же время образование - автономная система, имеющая относительную самостоятельность, и она способна оказывать активное воздействие на функционирование и развитие общества. От уровня образования напрямую зависит качество трудовых ресурсов, а следовательно и состояние экономики общества. Не случайно, именно через модернизацию образования Японии и так называемым азиатским тиграм удалось сделать качественный прорыв в экономической сфере. В современных условиях эта зависимость возрастает.

Система образования, формируя гражданина, тем самым оказывает воздействие на политическую сферу общественной жизни. Она же воспроизводит социально-профессиональную структуру общества и выступает важнейшим средством социальной мобильности и социальных перемещений.

Образование через культурно-воспитательную функцию оказывает влияние и на духовную жизнь общества. Не экстраполируя результаты исследований на все и вся в социальном времени и пространстве, отметим, что эта зависимость имеет четко выраженную социальную обусловленность, поскольку уровень образования в значительной степени регламентирует характер трудовой деятельности человека, круг его культурных и социальных запросов, образ жизни, что, в свою очередь, влияет на состояние здоровья и продолжительность жизни.

Журнал "Форчун" в статье "Экономика - социологу", посвященной американской школе, сетуя на снижение ассигнований, писал: "Как оценить такое игнорирование нужд школ? Путь один: сравнить 14 тысяч долларов, в которые ежегодно обходится налогоплательщику содержание одного заключенного, 2/3 из которых - бросившие школу, с 5 тысячами долларов ежегодных расходов на одного ребенка в государственной школе"2.

Во все времена в одних и тех же условиях были учителя, школы, которые оставляли яркий след в душах своих питомцев, давали не только глубокие знания, но и пробуждали благородные качества, которые они затем как эстафету несли дальше. И были те, кто "отбывал" уроки. Из личной позиции каждого педагога, его вклада, как из капель сольются ручейки и реки, которые должны преграждать путь бездуховности и жестокости, одномерности и нетерпимости, цинизму и историческому беспамятству. Пусть каждый сделает то, что в его силах. Это и будет вкладом в выздоровление образования и общества в целом.

Любое общество, если оно думает о своем будущем, должно знать, что позитивные изменения в системе образования вызывают своего рода "цепную реакцию" прогрессивных сдвигов в самых разных сферах общественной жизни, и наоборот: негативные изменения в образовании имеют тенденцию репродуцирования и ведут к регрессу общества.

В современном мире неизмеримо возрастает роль образования, что обусловлено объективными причинами. Человечество вступает в третью цивилизованную революцию - информационную и осуществляет переход к информационному обществу. Свидетельством "продвинутое(tm)" страны по пути прогресса все в большей степени будут выступать не показатели роста производства, а уровень образования населения, его качество и всеохватность. Знания, информация в самом широком смысле этого слова становятся все возрастающей ценностью. Закономерно, что в этих условиях актуализируется проблема непрерывного образования. Концепция непрерывного образования трактует его как самую широкую подсистему общества, снимая временные и пространственные ограничения. Образование не завершается получением свидетельства или диплома, но продолжается всю жизнь.

Новые условия меняют не только роль образования в обществе, но его цели, задачи и содержание.

Еще Д. Дьюи подчеркивал, что образование, школа должны выполнять не только обучающую функцию, но быть источником совершенствования и гармонизации общества1. Сегодня этого уже недостаточно. Глобальные проблемы со всей остротой поставили перед человечеством вопрос выживания, сохранения жизни на Земле. Решение его возможно лишь через рассмотрение в единой связи Человека - Общества - Природы - Космоса. Разработанная в последние годы концепция "устойчивого развития", базирующаяся на идее создания ноосферы В. И. Вернадского, обусловливает и разработку новой модели образования.

Речь идет о смене ориентации его основных ценностей. Современным требованиям противоречит ориентация на ценности индустриально-потребительского общества, в рамках которых не представляется возможным предотвращение глобальной экологической катастрофы. Отсюда доминантной должна быть ноосферно-экологическая направленность системы образования, способствующая выходу из кризиса и выживанию человечества.

Система взаимосвязи Человек - Общество находит отражение в разработанной Робертом Хэнви концепции глобального образования, включающей пять основных принципов.

Первый принцип предполагает воспитание широты видения мира, признание равноценными и равноправными любые точки зрения на мир, любые "образы мира".

Второй принцип ставит целью воспитание внимания к глобальным проблемам. Каждый должен понимать, что в силу существующей взаимосвязи людей состояние дел на нашей планете оказывает влияние на жизнь каждого, и напротив, от каждого зависит общее положение в социуме.

Третий принцип предполагает воспитание уважения к чужой культуре, умение вести диалог на равных, понимание роли взаимообогащения культур, ценности культуры в ее многообразии.

Четвертым принципом концепции глобального образования является формирование системного мышления, понимания природы различных систем, в том числе политических.

Наконец, пятый принцип предполагает выработку умения видеть личностный смысл в любой деятельности, вырабатывать ее стратегию и тактику.

Рассмотрим далее изменение модели образования, подходя к нему как к фактору развития личности. По мнению английского исследователя А. Тойнби, рост цивилизаций обеспечивается прежде всего за счет деятельности творческих личностей или небольших лидирующих групп. Именно меньшинство совершает прорыв в будущее, в то время как большинство консервативно и косно. Из этого следует, что при рождении цивилизаций (особенно в переходный период) образование призвано стать наиболее динамичным средством, формирующим творческую личность, лидирующее меньшинство. С другой стороны, перед ним стоит задача поднять консервативное большинство до уровня лидеров, без чего невозможно движение общества вперед. Иными словами, образованию принадлежит приоритетная роль в разрешении противоречий между новой формирующейся цивилизацией и отстающей консервативной культурой1.

Говоря о сущности и роли образования в канун третьего тысячелетия, подойдем к нему в аспекте анализа двух типов регулирования общественной жизни: стихийного и сознательного. В современных условиях императив выживания человечества предстает как императив смены парадигм истории - перехода от стихийной парадигмы к управляемой на базе общественного интеллекта. При этом общественный интеллект понимается в широком смысле как управление будущим через функции прогнозирования, планирования, формирования системы ценностей и т. д. Основным механизмом воспроизводства общественного интеллекта выступает образование, которое становится базисом существования и развития общества наряду с производством материальных благ1.

При этом само образование должно ориентироваться не на прошлое и настоящее, а на будущее, носить опережающий характер. Правомерно говорить о модели "опережающего образования", соответствующей требованиям эпохи становления ноосферы2.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных