Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Основные направления и средства формирования культуры безопасности




Системное обеспечение безопасности социума предполагает также формирование культуры безопасности. Его актуальность обусловлена следующими обстоятельствами.

Во-первых, в связи с возникновением новых угроз безопасности в различных сферах жизнедеятельности уровень знаний населения о них, особенно по вопросам личной безопасности, значительно отстает от предъявляемых к нему современных требований.

Во-вторых, уровень общей культуры населения в сфере безопасности невысок из-за отсутствия развитой системы непрерывного просвещения в этой области. Если в общем и профессиональном образовании этот вопрос как-то решается, поскольку существует обязательное преподавание дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» или «Безопасность жизнедеятельности», то в дошкольных учреждениях, по месту жительства, да и во многих производственных, административных, общественных предприятиях и учреждениях эта работа практически не ведется.

В-третьих, даже во многих образовательных учреждениях отсутствуют квалифицированные преподаватели безопасности жизнедеятельности, что серьезно сказывается на качестве обучения, не говоря уж о формировании культуры безопасности.

И в-четвертых, при подготовке личности безопасного типа повеления не всегда учитываются возрастные и связанные с этим психофизиологические особенности людей, влияющие на усвоение ими учебного материала, приобретение ими специальных знаний, умений и навыков безопасной жизнедеятельности.

Как личностная характеристика культура безопасности определяет характер и качественный уровень отношений между человеком и средой его обитания, способствует реализации и развитию его сущностных сил и сопряжена с осознанием им своего места в окружающем мире, пониманием важности проблем безопасности жизнедеятельности и признанием приоритета всех форм жизни как условия существования социума.

Как социальное явление она способствует гармонизации взаимодействия между социумом и средой его обитания, являясь средством гуманизации всех сторон жизнедеятельности, обеспечения устойчивости развития системы «человек — среда обитания».

Таким образом, культуру безопасности можно представить как выражение зрелости и развитости всех социально значимых личностных качеств человека, как способ организации жизнедеятельности человека, представленный в системе социальных норм, убеждений, ценностей, обеспечивающих сохранение его жизни, здоровья и целостности окружающего мира.

Базовым компонентом культуры безопасности и ее ядром является мировоззрение человека, которое включает представления о безопасности жизнедеятельности. Такие компоненты мировоззрения, как интеллектуальный, мотивационно-потребностный, чувственно-волевой, морально-нравственный, деятельностно-практический, отражают реальную готовность личности к определенному типу поведения, составляют основу духовного и практического аспектов ее деятельности и фокусируют в себе элементы понятийной составляющей культуры безопасности.

Вконтексте содержания образовательного процесса культура безопасности включает в себя знания о безопасной жизнедеятельности, отработку навыков обеспечения безопасности по образцу и творческого решения проблем безопасности, ценности и смыслы безопасности жизнедеятельности, реализуемые в материальных объектах, информации, структурных компонентах духовной деятельности (науке, искусстве, идеологии), общественных отношениях и организациях учащихся, деятельности и личности субъектов воспитания.

Воспитание мотивации к безопасному поведению. Входе формирования личности уже на ранней стадии развития ребенка под влиянием социальных и культурных факторов, в том числе педагогических и иных воздействий (со стороны родителей, окружающих людей, воспитателей, учителей и т.д.), могут проявиться три основные тенденции.

Первая — формирование личности, склонной к саморазрушению, у которой не только отсутствует мотивация к безопасному поведению, но и имеется противоположная, проявляющаяся в готовности к целенаправленному созданию опасных ситуаций либо в неосознанном влечении к вредным действиям, к ничем не оправданной жертвенности, мученичеству и т.д. Такая личность тянется к повышенному риску, ведет нездоровый образ жизни, сама постоянно создает опасные ситуации. Тенденция к саморазрушению возникает под влиянием негативного примера взрослых, склонных к алкоголизму, наркомании, рискованному поведению, а также в результате жестокого обращения с ребенком, предъявления к нему непомерных требований и т.д.

Вторая тенденция — формирование чрезмерного стремления к безопасности, желания всецело контролировать события, полностью исключить риск попадания в опасные ситуации. Человек с такими качествами личности может оказаться перестраховщиком, излишне осторожным и предусмотрительным. Крайнее выражение данной тенденции проявляется в нерешительности, боязливости и даже откровенной трусости. Такое поведение возникает под влиянием боязливо-тревожных взрослых, которые не столько формируют стремление к безопасности, сколько запугивают ребенка возможными опасностями, обычно преувеличенными.

Третья тенденция проявляется в готовности обеспечить свою личную безопасность и безопасность окружающих людей в соответствии со сложившейся ситуацией. Такой человек ведет полноценную жизнь, не лишенную элементов риска; при этом он осознанно ставит цели, реализация которых помогает своевременно предвидеть, предупреждать и преодолевать опасные ситуации. Этот тип мотивации выражается в рациональном преодолении возможных опасностей и формируется под влиянием воспитания, основанного на постепенном расширении зоны самостоятельности и ответственности ребенка. При этом воспитатели не бросают его на произвол судьбы, а всемерно поддерживают в моменты, когда его усилий недостаточно для преодоления трудных, а тем более опасных ситуаций. Формирование оптимального типа мотивации к безопасному поведению является фундаментом культуры безопасности.

Компоненты психолого-педагогической подготовки в области безопасности жизнедеятельности. Психолого-педагогическая подготовка включает в себя следующие элементы.

1. Формирование системы знаний, умений и навыков безопасного поведения и убежденности в их истинности, которое осуществляется в семье и в образовательных учреждениях всех уровней. Система таких знаний должна быть теоретически и методически обоснованной и реализовываться через учебно-методический комплекс, включающий в себя учебные программы, учебные и методические пособия, всестороннее информационное обеспечение учебного процесса, применение современных технологий обучения.

2. Воспитание характера и личностных качеств, способствующих предупреждению и преодолению опасных ситуаций. Люди с сильным характером, развитыми волевыми качествами, уравновешенные, решительные, смелые, оптимистичные, гуманные способны сохранять самообладание, спокойствие, трезвость рассудка даже в крайне сложных ситуациях и находить наиболее рациональные выходы из них.

3. Психологическая подготовка к безопасному поведению. Психологическая устойчивость к опасным ситуациям является решающим фактором выживания, так как в момент опасности на людей действует ряд сверхсильных раздражителей, нарушающих нормальную психическую деятельность, в результате чего возникает эмоциональное напряжение — стресс, который сильно влияет на работоспособность человека и его умение бороться с неблагоприятными обстоятельствами. Поэтому необходимо готовить человека к адекватному поведению в условиях непредвиденных ситуаций, связанных с угрозой для жизни, формировать стрессоустойчивость, способность реально оценивать обстановку, принимать быстрые и правильные решения, не терять самообладания в опасных ситуациях, владеть собственными эмоциями. Все это достигается с помощью соответствующего набора технологий, разработанных современной психологией.

4.Физическая подготовка к действиям в экстремальных ситуациях, которая необходима для развития физических качеств (силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости и т.д.), обеспечивающих активность действий человека и адекватность его реакций на опасности и чрезвычайные события.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных