ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
МОДУЛЬ 1. Нормативные основы работы эксперта предметной комиссииФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ _______________________________________________________________________ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ НАУЧНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ» Унифицированные учебные материалы для подготовки экспертов предметных комиссий ЕГЭ 2016 года ФИЗИКА
Москва
Унифицированные учебные материалы для подготовки экспертов региональных предметных комиссий ЕГЭ 2016 г. по физике предназначены для очной и дистанционной подготовки экспертов по оцениванию заданий с развернутым ответом, которые являются частью контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена по физике. В учебных материалах дается схематичная информация о нормативных основах работы эксперта предметной комиссии, краткие инструкции по оцениванию выполнения отдельных заданий экзаменационной работы и действиям в типичных проблемных ситуациях оценивания. Материалы содержат вопросы для входного контроля, теоретические и практические задания, а также изображения экзаменационных работ для тренировки в оценивании ответов участников экзамена.
© Федеральный институт педагогических измерений, 2016
ВХОДНОЙ КОНТРОЛЬ. 4 МОДУЛЬ 1. Нормативные основы работы эксперта предметной комиссии. 12 МОДУЛЬ 2. Методические рекомендации по оцениванию выполнения заданий с развернутым ответом. 25 Задания для самопроверки. 30 Модуль 3. Решение типичных проблемных ситуаций оценивания. 64 Модуль 4. Тренинги. 70 Задания к варианту 1. 70 Задания к варианту 2. 107 Задания к варианту 3. 136 Итоговый контроль. 173 ВХОДНОЙ КОНТРОЛЬ Задание 1 Сколько обобщенных схем оценивания заданий используется в части 2 КИМ ЕГЭ по физике? Для каких типов заданий они предназначены? Ответ: ___________________________________________________________________________________________________________________________________ Задание 2 Прочитайте текст задачи
Стеклянный сосуд, содержащий влажный воздух при °С, плотно закрыли крышкой и нагрели до °С. Опираясь на законы молекулярной физики, объясните, как изменятся при этом парциальное давление водяного пара и относительная влажность воздуха в сосуде. Запишите, на какие законы и формулы должно быть сделано указание в объяснении для данного задания? Ответ: ___________________________________________________________________________________________________________________________________ Задание 3 Прочитайте текст задачи
В комнате находится открытая сверху U-образная трубка, в которую налита ртуть (рис. а). Левое колено трубки плотно закрывают пробкой (рис. б), после чего температура в комнате увеличивается. Что произойдёт
Сколько логических шагов должно содержать объяснение в этой задаче? Ответ: ________________________________________________________________________________________________________________________________ Задание 4 Прочитайте текст задачи и решение
Пружинное ружьё наклонено под углом к горизонту. При выстреле шарик массой г проходит по стволу ружья расстояние м, вылетает и падает на расстоянии м от дула ружья в точку М, находящуюся с ним на одной высоте (см. рисунок). Найдите жёсткость пружины k, если величина сжатия взведённой пружины см. Трением
Решение По закону сохранения энергии где . Н/м. Ответ: Н/м
Можно ли указанную систему уравнений считать верной для решения этой задачи? __________________________________________________________________. Какая из использованных величин обязательно должна быть описана в данном решении? Ответ: __________________________________________________________________
Задание 5 Прочитайте текст задачи На рис. 1 изображена зависимость силы тока через светодиод D от приложенного к нему напряжения, а на рис. 2 – схема его включения. Напряжение на светодиоде практически не зависит от силы тока через него в интервале значений Этот светодиод соединён последовательно с резистором R и подключён к источнику с ЭДС В. При этом сила тока в цепи равна 0,1 А. Какова сила тока, текущего через светодиод, при замене источника на другой с ЭДС В? Внутренним сопротивлением источников пренебречь.
Запишите, какие законы и формулы обязательно должны быть использованы при решении этой задачи. Ответ: ________________________________________________________________________________________________________________________________ Задание 6 Прочитайте текст задачи и решение
В школьном физическом кружке изучали уравнение теплового баланса.
Решение: Уравнение теплового баланса: Какой из недочетов присутствует в данном решении: а) в необходимых математических преобразованиях или вычислениях допущены ошибки, и (или) в математических преобразованиях/ вычислениях пропущены логически важные шаги б) отсутствуют описание обозначений физических величин. в) допущена ошибка в ответ.
Ответ: ________________________________________________________________________________________________________________________________ Задание 7 Прочитайте текст задачи Один моль аргона, находящийся в цилиндре при температуре В трех работах при полностью верных решениях приведены следующие числовые ответы: а) 1247 Дж б) 1246, 57 Дж в) 1250 Дж Какой(-ие) ответы можно считать верными? Ответ: ________________________________________________________________________________________________________________________________ Задание 8 Прочитайте текст задачи
Сила тока в идеальном колебательном контуре меняется со временем так, как показано на рисунке. Определите заряд конденсатора в момент времени мкc.
Заряд конденсатора в этом задании находится по формуле: Каковы возможные причины расхождений в конечном численном ответе в данном задании? Ответ: ________________________________________________________________________________________________________________________________ Задание 9 Прочитайте текст задачи В вакууме находятся два кальциевых электрода, к которым подключён конденсатор ёмкостью 4000 пФ. При длительном освещении катода светом фототок между электродами, возникший вначале, прекращается, а на конденсаторе появляется заряд Кл. «Красная граница» фотоэффекта для кальция нм. Определите длину волны световой волны, освещающей катод. Ёмкостью системы электродов пренебречь.
В представленном решении экзаменуемый находит частоту падающего излучения, а не длину волны. Каков алгоритм действий эксперта в данном случае? Каким образом может быть оценена работа?
Ответ: ________________________________________________________________________________________________________________________________ Задание 10 Какие изменения вносятся в схему оценивания при наличии в задании требования к представлению рисунка с указанием сил, действующих на тело? Ответ: ________________________________________________________________________________________________________________________________ Задание 11 Прочитайте текст задачи
Свинцовый шар массой 4 кг подвешен на нити и полностью погружен в воду (см. рисунок). Нить образует с вертикалью угол Определите силу, с которой нить действует на шар. Плотность свинца кг/м3. Трением шара о стенку пренебречь. Сделайте схематический рисунок с указанием сил, действующих на шар. 11.1. В решении задачи при полном правильном ответе в рисунке вместо четырех сил указаны только три. Какой балл необходимо поставить за такую работу? Ответ: _____________________________________________________ 11.1. В решении задачи при полном правильном ответе в рисунке указаны все силы, но нарушен масштаб в изображении векторов. Какой балл необходимо поставить за такую работу? Ответ: _____________________________________________________ 11.2. В решении задачи приведен только правильный рисунок и отсутствуют какие-либо попытки записи основополагающих законов. Каким баллом оценивается такая работа? Ответ: ______________________________________________________ Ответы и оценивание заданий
МОДУЛЬ 1. Нормативные основы работы эксперта предметной комиссии Процедура подготовки экспертов ПК, а также формирования ПК требует формирования на региональном уровне пакета нормативных документов, регламентирующих организацию работы ПК и КК. Состав пакета региональных документов представлен на схеме 1. Схема 1 Методические рекомендации по формированию и организации работы предметных комиссий субъекта Российской Федерации при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования (Приложение 9 к письму Рособрнадзора от 25.12.15 № 01-311/10-01), раздел 3 Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, обеспечивают проведение ГИА (см. схему 2): Схема 2 Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования (Приложение к Приказу Минобрнауки России №1400 от 26.12.2013), п. 14.
Состав ПК по каждому учебному предмету формируется из лиц, отвечающих следующим общим требованиям (см. схему 3): Схема 3
Методические рекомендации по формированию и организации работы предметных комиссий субъекта Российской Федерации при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования (Приложение 9 к письму Рособрнадзора от 25.12.15 № 01-311/10-01), раздел 2, п. 7.
В период организации и проведения ГИА распределение функций между экспертами ПК осуществляется в зависимости от статуса, присвоенного эксперту по результатам квалификационного испытания: ведущий эксперт, старший эксперт, основной эксперт (см. таблицу 1): Таблица 1
Методические рекомендации по формированию и организации работы предметных комиссий субъекта Российской Федерации при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования (Приложение 9 к письму Рособрнадзора от 25.12.15 № 01-311/10-01), раздел 2, п. 14; раздел 3. Процесс оценивания развернутых ответов на задания экзаменационной работы представлен на схеме 4. Схема 4 Методические рекомендации по формированию и организации работы предметных комиссий субъекта Российской Федерации при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования (Приложение 9 к письму Рособрнадзора от 25.12.15 № 01-311/10-01), раздел 4. Во время проверки экзаменационных работ эксперты должны руководствоваться установленными правилами, в том числе представленными на схеме 5. Схема 5 Если у эксперта возникают вопросы или проблемы, он должен обратиться к председателю ПК или лицу, назначенному председателем ПК консультантом.
Методические рекомендации по формированию и организации работы предметных комиссий субъекта Российской Федерации при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования (Приложение 9 к письму Рособрнадзора от 25.12.15 № 01-311/10-01), раздел 6.
Обработка бланков ЕГЭ, включая проверку предметной комиссией развернутых ответов участников ГИА, должна быть завершена в сроки, представленные в таблице 2. Таблица 2
* проверка развернутых ответов предметной комиссией не предусмотрена
Методические рекомендации по формированию и организации работы предметных комиссий субъекта Российской Федерации при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования (Приложение 9 к письму Рособрнадзора от 25.12.15 № 01-311/10-01), раздел 2, п. 15. Функции конфликтной комиссии представлены на схеме 6. Схема 6 Срок полномочий конфликтной комиссии – до 31 декабря текущего года.
Методические рекомендации по работе конфликтной комиссии субъекта Российской Федерации при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования (Приложение 10 к письму Рособрнадзора от 25.12.15 № 01-311/10-01), раздел 4.
Правомочия конфликтной комиссии отражены на схеме 7. Схема 7
Отчетные документы по основным видам работ конфликтной комиссии представлены на схеме 8. Схема 8
Методические рекомендации по работе конфликтной комиссии субъекта Российской Федерации при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования (Приложение 10 к письму Рособрнадзора от 25.12.15 № 01-311/10-01), раздел 5, п. 4.
Перечень вопросов, по которым конфликтная комиссия не рассматривает апелляции, отражен на схеме 9. Схема 9 Конфликтная комиссия не рассматривает черновики участника ГИА в качестве материалов апелляции.
Методические рекомендации по работе конфликтной комиссии субъекта Российской Федерации при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования (Приложение 10 к письму Рособрнадзора от 25.12.15 № 01-311/10-01), раздел 5, п. 7.
Лица, присутствующие при рассмотрении апелляции, указаны на схеме 10. Схема 10
Рассмотрение апелляции проводится в спокойной и доброжелательной обстановке. Апеллянтов и (или) их родителей (законных представителей) (в случае их присутствия при рассмотрении апелляции) приглашают по графику, сформированному ответственным секретарем КК и согласованному председателем КК, в соответствии с журналом регистрации апелляций, а также с учетом удаленности места проживания апеллянта от места работы конфликтной комиссии.
Методические рекомендации по работе конфликтной комиссии, раздел 5, п. 8, 9.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|