Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






МОДУЛЬ 1. Нормативные основы работы эксперта предметной комиссии




ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

_______________________________________________________________________

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ НАУЧНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ»

Унифицированные учебные материалы для подготовки экспертов предметных комиссий ЕГЭ 2016 года

ФИЗИКА

 

Москва


 

 

Унифицированные учебные материалы для подготовки экспертов региональных предметных комиссий ЕГЭ 2016 г. по физике предназначены для очной и дистанционной подготовки экспертов по оцениванию заданий с развернутым ответом, которые являются частью контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена по физике.

В учебных материалах дается схематичная информация о нормативных основах работы эксперта предметной комиссии, краткие инструкции по оцениванию выполнения отдельных заданий экзаменационной работы и действиям в типичных проблемных ситуациях оценивания. Материалы содержат вопросы для входного контроля, теоретические и практические задания, а также изображения экзаменационных работ для тренировки в оценивании ответов участников экзамена.

 

© Федеральный институт педагогических измерений, 2016


 

ВХОДНОЙ КОНТРОЛЬ. 4

МОДУЛЬ 1. Нормативные основы работы эксперта предметной комиссии. 12

МОДУЛЬ 2. Методические рекомендации по оцениванию выполнения заданий с развернутым ответом. 25

Задания для самопроверки. 30

Модуль 3. Решение типичных проблемных ситуаций оценивания. 64

Модуль 4. Тренинги. 70

Задания к варианту 1. 70

Задания к варианту 2. 107

Задания к варианту 3. 136

Итоговый контроль. 173


ВХОДНОЙ КОНТРОЛЬ

Задание 1

Сколько обобщенных схем оценивания заданий используется в части 2 КИМ ЕГЭ по физике? Для каких типов заданий они предназначены?

Ответ: ___________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2

Прочитайте текст задачи

 

Стеклянный сосуд, содержащий влажный воздух при °С, плотно закрыли крышкой и нагрели до °С. Опираясь на законы молекулярной физики, объясните, как изменятся при этом парциальное давление водяного пара и относительная влажность воздуха в сосуде.

Запишите, на какие законы и формулы должно быть сделано указание в объяснении для данного задания?

Ответ: ___________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 3

Прочитайте текст задачи

 

В комнате находится открытая сверху U-образная трубка, в которую налита ртуть (рис. а). Левое колено трубки плотно закрывают пробкой (рис. б), после чего температура в комнате увеличивается. Что произойдёт
с уровнями ртути в коленах трубки? Атмосферное давление считать неизменным. Ответ поясните, указав, какие физические явления и закономерности Вы использовали для объяснения.

 

Сколько логических шагов должно содержать объяснение в этой задаче?

Ответ: ________________________________________________________________________________________________________________________________


Задание 4

Прочитайте текст задачи и решение

 

 

Пружинное ружьё наклонено под углом к горизонту. При выстреле шарик массой г проходит по стволу ружья расстояние м, вылетает и падает на расстоянии м от дула ружья в точку М, находящуюся с ним на одной высоте (см. рисунок). Найдите жёсткость пружины k, если величина сжатия взведённой пружины см. Трением
в стволе и сопротивлением воздуха пренебречь.

 

Решение

По закону сохранения энергии где

.

Н/м.

Ответ: Н/м

 

Можно ли указанную систему уравнений считать верной для решения этой задачи?

__________________________________________________________________. Какая из использованных величин обязательно должна быть описана в данном решении?

Ответ: __________________________________________________________________

 

Задание 5

Прочитайте текст задачи

На рис. 1 изображена зависимость силы тока через светодиод D от приложенного к нему напряжения, а на рис. 2 – схема его включения. Напряжение на светодиоде практически не зависит от силы тока через него в интервале значений Этот светодиод соединён последовательно с резистором R и подключён к источнику с ЭДС В. При этом сила тока в цепи равна 0,1 А. Какова сила тока, текущего через светодиод, при замене источника на другой с ЭДС В? Внутренним сопротивлением источников пренебречь.

 

Рис. 1 Рис. 2

Запишите, какие законы и формулы обязательно должны быть использованы при решении этой задачи.

Ответ: ________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 6

Прочитайте текст задачи и решение

 

В школьном физическом кружке изучали уравнение теплового баланса.
В одном из опытов использовали два калориметра. В первом калориметре находилось 300 г воды, во втором – 200 г льда и 200 г воды при 0 °С. Какой была первоначальная температура воды в первом калориметре, если после добавления в него всего содержимого второго в первом калориметре установилась температура 2 °C? Теплоёмкостью калориметров пренебречь.

 

Решение:

Уравнение теплового баланса:

Какой из недочетов присутствует в данном решении:

а) в необходимых математических преобразованиях или вычислениях допущены ошибки, и (или) в математических преобразованиях/ вычислениях пропущены логически важные шаги

б) отсутствуют описание обозначений физических величин.

в) допущена ошибка в ответ.

 

Ответ: ________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 7

Прочитайте текст задачи

Один моль аргона, находящийся в цилиндре при температуре
и давлении расширяется и одновременно охлаждается так, что его давление при расширении обратно пропорционально квадрату объёма. Конечное давление газа Какое количество теплоты газ отдал при расширении, если при этом он совершил работу А = 2493 Дж?

В трех работах при полностью верных решениях приведены следующие числовые ответы:

а) 1247 Дж

б) 1246, 57 Дж

в) 1250 Дж

Какой(-ие) ответы можно считать верными?

Ответ: ________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 8

Прочитайте текст задачи

 

Сила тока в идеальном колебательном контуре меняется со временем так, как показано на рисунке. Определите заряд конденсатора в момент времени мкc.

 

Заряд конденсатора в этом задании находится по формуле:

Каковы возможные причины расхождений в конечном численном ответе в данном задании?

Ответ: ________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 9

Прочитайте текст задачи

В вакууме находятся два кальциевых электрода, к которым подключён конденсатор ёмкостью 4000 пФ. При длительном освещении катода светом фототок между электродами, возникший вначале, прекращается, а на конденсаторе появляется заряд Кл. «Красная граница» фотоэффекта для кальция нм. Определите длину волны световой волны, освещающей катод. Ёмкостью системы электродов пренебречь.

 

В представленном решении экзаменуемый находит частоту падающего излучения, а не длину волны.

Каков алгоритм действий эксперта в данном случае? Каким образом может быть оценена работа?

 

Ответ: ________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 10

Какие изменения вносятся в схему оценивания при наличии в задании требования к представлению рисунка с указанием сил, действующих на тело?

Ответ: ________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 11

Прочитайте текст задачи

 

Свинцовый шар массой 4 кг подвешен на нити и полностью погружен в воду (см. рисунок). Нить образует с вертикалью угол Определите силу, с которой нить действует на шар. Плотность свинца кг/м3. Трением шара о стенку пренебречь. Сделайте схематический рисунок с указанием сил, действующих на шар.

11.1. В решении задачи при полном правильном ответе в рисунке вместо четырех сил указаны только три. Какой балл необходимо поставить за такую работу?

Ответ: _____________________________________________________

11.1. В решении задачи при полном правильном ответе в рисунке указаны все силы, но нарушен масштаб в изображении векторов. Какой балл необходимо поставить за такую работу?

Ответ: _____________________________________________________

11.2. В решении задачи приведен только правильный рисунок и отсутствуют какие-либо попытки записи основополагающих законов. Каким баллом оценивается такая работа?

Ответ: ______________________________________________________


Ответы и оценивание заданий

№ задания Возможный ответ Максимальный балл за выполнение задания
Используется 2 обобщенных схемы. Первая – для качественных задач, вторая – для расчетных задач 1 балл
Связь давления разреженного газа и его температуры в изохорном процессе, определение относительной влажности, зависимость плотности насыщенных паров от температуры 2 балла, если указаны все элементы, 1 балл, если один из элементов пропущен
Три логических шага: о первоначальном равновесии, об изменениях в левом колене и об изменениях в правом колене трубки 1 балл
1) дана формула для дальности полета, которая должна быть выведена 2) Начальная скорость 1 балл   1 балл
Закон Ома для участка цепи и для полной цепи 1 балл
а) и б) 1 балл
Все три ответа можно считать верными 1 балл
Возможно два способа получения числовых данных, необходимых для нахождения заряда: 1) Из графика находятся период колебаний, амплитуда силы тока в контуре и сила тока и момент времени мкc. 2) Сила тока в контуре определяется по формуле Это приводит к расхождениям в числовом ответе. 1 балл
Определить, есть ли в других вариантах аналогичная задача, в которой необходимо найти частоту света. Если да, то оценить работу в 0 баллов. Если нет, то работа оценивается по критерию с незаконченными преобразованиями (поскольку формула для связи частоты с длиной волны должны быть для красной границы) в 2 балла. 1 балл
Вносится дополнительный пункт в описание полного верного ответа. В критериях на 2 балла вносится пункт о снижении на 1 балл при неверном рисунке или его отсутствии 1 балл
11.1 11.2 11.3 2 балла 3 балла 0 баллов 1 балл 1 балл 1 балл

 


МОДУЛЬ 1. Нормативные основы работы эксперта предметной комиссии

Процедура подготовки экспертов ПК, а также формирования ПК требует формирования на региональном уровне пакета нормативных документов, регламентирующих организацию работы ПК и КК.

Состав пакета региональных документов представлен на схеме 1.

Схема 1

Методические рекомендации по формированию и организации работы предметных комиссий субъекта Российской Федерации при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования (Приложение 9 к письму Рособрнадзора от 25.12.15 № 01-311/10-01), раздел 3

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, обеспечивают проведение ГИА (см. схему 2):

Схема 2

Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования (Приложение к Приказу Минобрнауки России №1400 от 26.12.2013), п. 14.

 

Состав ПК по каждому учебному предмету формируется из лиц, отвечающих следующим общим требованиям (см. схему 3):

Схема 3

Методические рекомендации по формированию и организации работы предметных комиссий субъекта Российской Федерации при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования (Приложение 9 к письму Рособрнадзора от 25.12.15 № 01-311/10-01), раздел 2, п. 7.

 


В период организации и проведения ГИА распределение функций между экспертами ПК осуществляется в зависимости от статуса, присвоенного эксперту по результатам квалификационного испытания: ведущий эксперт, старший эксперт, основной эксперт (см. таблицу 1):

Таблица 1

 

Ведущие эксперты Старшие эксперты Основные эксперты
Председатели и заместители председателей ПК
Осуществление руководства подготовкой и / или подготовка экспертов на региональном уровне
Участие в проведении третьей проверки
Рассмотрение апелляций
Проведение перепроверки экзаменационных работ участников ГИА, инициированной органами исполнительной власти
Участие в проведении первой и второй проверки
Участие в межрегиональных перекрестных проверках

 

Методические рекомендации по формированию и организации работы предметных комиссий субъекта Российской Федерации при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования (Приложение 9 к письму Рособрнадзора от 25.12.15 № 01-311/10-01), раздел 2, п. 14; раздел 3.


Процесс оценивания развернутых ответов на задания экзаменационной работы представлен на схеме 4.

Схема 4

Методические рекомендации по формированию и организации работы предметных комиссий субъекта Российской Федерации при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования (Приложение 9 к письму Рособрнадзора от 25.12.15 № 01-311/10-01), раздел 4.

Во время проверки экзаменационных работ эксперты должны руководствоваться установленными правилами, в том числе представленными на схеме 5.

Схема 5

Если у эксперта возникают вопросы или проблемы, он должен обратиться к председателю ПК или лицу, назначенному председателем ПК консультантом.

 

Методические рекомендации по формированию и организации работы предметных комиссий субъекта Российской Федерации при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования (Приложение 9 к письму Рособрнадзора от 25.12.15 № 01-311/10-01), раздел 6.

 


Обработка бланков ЕГЭ, включая проверку предметной комиссией развернутых ответов участников ГИА, должна быть завершена в сроки, представленные в таблице 2.

Таблица 2

 

Предмет Календарные дни после проведения экзамена, не позднее
Русский язык
Математика (профильный уровень)
Математика (базовый уровень) 3*
Остальные предметы
Предметы, по которым экзамены проводятся досрочно и в дополнительные сроки

 

* проверка развернутых ответов предметной комиссией не предусмотрена

 

Методические рекомендации по формированию и организации работы предметных комиссий субъекта Российской Федерации при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования (Приложение 9 к письму Рособрнадзора от 25.12.15 № 01-311/10-01), раздел 2, п. 15.


Функции конфликтной комиссии представлены на схеме 6.

Схема 6

Срок полномочий конфликтной комиссии – до 31 декабря текущего года.

 

Методические рекомендации по работе конфликтной комиссии субъекта Российской Федерации при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования (Приложение 10 к письму Рособрнадзора от 25.12.15 № 01-311/10-01), раздел 4.

 


Правомочия конфликтной комиссии отражены на схеме 7.

Схема 7


 

Отчетные документы по основным видам работ конфликтной комиссии представлены на схеме 8.

Схема 8

 

Методические рекомендации по работе конфликтной комиссии субъекта Российской Федерации при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования (Приложение 10 к письму Рособрнадзора от 25.12.15 № 01-311/10-01), раздел 5, п. 4.

 


Перечень вопросов, по которым конфликтная комиссия не рассматривает апелляции, отражен на схеме 9.

Схема 9

Конфликтная комиссия не рассматривает черновики участника ГИА в качестве материалов апелляции.

 

Методические рекомендации по работе конфликтной комиссии субъекта Российской Федерации при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования (Приложение 10 к письму Рособрнадзора от 25.12.15 № 01-311/10-01), раздел 5, п. 7.

 


Лица, присутствующие при рассмотрении апелляции, указаны на схеме 10.

Схема 10

 

Рассмотрение апелляции проводится в спокойной и доброжелательной обстановке.

Апеллянтов и (или) их родителей (законных представителей) (в случае их присутствия при рассмотрении апелляции) приглашают по графику, сформированному ответственным секретарем КК и согласованному председателем КК, в соответствии с журналом регистрации апелляций, а также с учетом удаленности места проживания апеллянта от места работы конфликтной комиссии.

 

Методические рекомендации по работе конфликтной комиссии, раздел 5, п. 8, 9.

 




Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2019 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных