Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Комплект типовых задач по темам курса




 

Содержательный модуль 1 Общие основы теории экономического развития общества

Тема 1 Предмет и метод экономической теории – 2 часа

Задание 1

Для каждого из приведенных здесь понятий и терминов подберите соответствующее ему определение.

1 Фундаментальные вопросы экономики.

2 Микроэкономика.

3 Макроэкономика.

4 Позитивная экономика.

5 Нормативная экономика.

6 Экономическая модель.

7 Номинальные величины.

8 Реальные величины.

9 Индексы.

Определения

A Та часть экономической теории, которая изучает факты и зависимости между ними.

Б Вопросы, которые необходимо решать как отдельному производителю, так и любой экономической системе в условиях ограниченности ресурсов: что производить? как производить? для кого производить?

B Раздел экономической теории, имеющий дело с исследованием экономики как единого целого. В нем анализируются проблемы экономического роста, безработицы, инфляции, бедности и т. п.

Г Упрошенное описание экономики, выражающее функциональную зависимость между двумя или более переменными, а также экономический результат этой зависимости.

Д Экономические показатели, выраженные в неизменных ценах.

Е Относительные величины, показывающие, на сколько или во сколько раз изменились экономические показатели рассматриваемого периода (момента времени) по сравнению с базисным периодом (моментом времени).

Ж Та часть экономической теории, которая излагает оценочные суждения о том, хороши или плохи экономические решения и экономическая политика.

3 Раздел экономики, изучающий поведение индивидуумов, отдельных домашних хозяйств, отдельных фирм, а также ситуации, возникающие на отдельных рынках и отраслях.

И Экономические показатели, выраженные в текущих ценах.

Задание 2

Укажите, какие из приведенных положений являются правильными.

1 В следующих случаях речь идет о проблемах микроэкономики:

а) фирме удалось использовать для производства вместо натурального сырья искусственное, и затраты на производство снизились;

б) выпавший снег и наступившие холода привели к гибели кофейных деревьев и росту цен на кофе на мировых рынках;

в) снижение учетной ставки Центрального банка сделало кредит более доступным, и в экономике наметилось оживление;

г) директор школы никак не мог принять решение: истратить ли выделенные школе деньги на ремонт столовой или на покупку нового оборудования для кабинета химии;

д) рост иен на энергоресурсы вызвал новую волну инфляционного роста цен;

е) расходы на рекламу увеличили число приверженцев потребления маргарина вместо животного масла;

ж) экономический кризис привел к падению спроса на мебель и росту безработицы среди работников мебельных фабрик.

Задание 3

Укажите, какие из приведенных положений являются правильными.

Приведенные утверждения являются отражением позитивной экономики:

а) рост спроса на цветы в канун 8 Марта приводит к повышению цен на них;

б) отсутствие контроля государства за деятельностью химических комбинатов может привести к загрязнению притока Ингула, протекающего по территории области, где работают комбинаты;

в) для того чтобы страна не попала в экономическую зависимость от других, более развитых стран, следует наладить на ее территории производство всей необходимой продукции;

г) снижение поступления налогов в бюджет государства приводит к возникновению бюджетного дефицита;

д) для уменьшения дефицита государственного бюджета необходимо увеличить ставку налога на прибыль предприятий;

е) если бы цена на женскую обувь повысилась на 80%,объем продаж снизился бы вдвое;

ж) переход к рыночной экономике следует начинать сприватизации государственных предприятий.

 

Задание 4

Укажите, какие из приведенных положений являются правильными.

1 Экономическая модель является:

а) иллюстрацией экономических принципов;

б) объяснением того, как функционирует экономика;

в) инструментом для экономических прогнозов;

г) идеальным типом экономики, который необходимо достичь;

д) абсолютно верным отражением конкретной экономической ситуации.

2 К относительным показателям относятся:

а) объем произведенного в стране национального дохода;

б) фонд заработной платы;

в) уровень безработицы;

г) стоимость потребительской корзины;

д) доля затрат на оплату труда в общих затратах на производство;

е) численность квалифицированных рабочих, занятых в машиностроении.

 

Задание 5

Укажите, какие из приведенных положений являются правильными. Ответ представить в виде табл. 11.3.1.

1 Блага, предоставляемые государством, являются бесплатными.

2 Ограниченность благ существует лишь в бедных странах или среди бедных людей.

3 Купание в теплом море – бесплатное благо.

4 Капитал как фактор производства не является деньгами.

5 Экономика эффективна, если полностью используются все ресурсы.

6 С увеличением оплаты труда альтернативная стоимость свободного времени не уменьшается.

7 Предмет науки – это способы и приемы познания окружающего мира.

8 Позитивный анализ изучает экономику такой, какая она есть.

9 Синтез – это метод познания, соединяющий расчлененные элементы системы в единое целое.

10 Функциональные зависимости бывают прямые и обратные

Таблица 11.3.1 – Таблица ответов

верно неверно
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

 

Задание 6

Проанализировать этапы развития экономической теории, ответы представить в в виде таблицы 11.3.2.

Таблица 11.3.2 – Этапы развития экономической теории

Период Название течения Автор Основные характеристики
       
       
       
       
       
       

Задание 7

Представить структуру экономической теории в виде схемы рис. 11.3.1, описать основные составляющие элементы и их характеристики.

Рисунок 11.3.1 – Структура экономической теории

Задание 8

Охарактеризовать функции экономической теории, ответы представить в виде таблицы 11.3.3.

 

Таблица 11.3.3 – Функции экономической теории

Функция Характеристика
   
   
   
   
   

 

Задание 9

Охарактеризовать подходы в методологии экономической науки, ответы представить в виде таблицы 11.3.4.

Таблица 11.3.4 – Подходы в методологии экономической науки

Подходы в методологии Характеристика
   
   
   
   
   

 

Задание 10

Охарактеризовать методы экономической науки, ответы представить в виде таблицы 1.5.

 

Таблица 11.3.5 – Методы экономической науки

Методы Характеристика
   
   
   
   
   

 

Задание 11

Описать, их каких элементов состоит экономико-математическое моделирование, как метод экономической теории в виде схемы рис. 11.3.2.

 

 

 
 

 

 


Рисунок 11.3.2 – Элементы экономико-математического моделирования

Тема 2 Экономическая система общества – 2 часа

Задание 1

Определите, какие из нижеприведенных утверждений являются верными, а какие нет:

1 Право собственности – присвоение предполагает право продажи имущества.

2 Информация не может являться объектом собственности.

3 Собственность – это какая-либо вещь.

4 Под таким правом собственности как распоряжение понимается право производительного или личного потребления имущества.

5 Одним из субъектов собственности является трудовой коллектив.

 

Задание 2

Израильская сельскохозяйственная коммуна (кибуц) устроена следующим образом:

- все трудоспособное население кибуца работает по 8 часов в сутки (исключая праздничные дни);

- управленческие должности занимаются по очереди;

- обеспечивается высококачественное образование, воспитание детей, бытовое обслуживание на безвозмездной основе;

- размеры личного имущества ограничены.

Укажите, какая форма собственности, и форма хозяйствования имеет место в кибуце?

 

Задание 3

Определите, какие из нижеприведенных утверждений являются верными, а какие нет:

1 Смешанная экономика развивается на основе как частных, так и государственных решений.

2 Многоукладность экономики характерна для административно-командной системы.

3 В рыночной экономике вопрос о том, какие товары и услуги должны производиться, в конечном итоге решают потребители.

4 Господствующей формой собственности административно-командной системы является государственная собственность.

5 Централизованное планирование характерно для традиционной системы хозяйствования.

 

Задание 4

Заполните таблицу 11.3.6 характеристик основных типов экономических систем.

 

Таблица 11.3.6 – Характеристики основных типов экономических систем

Тип эк. системы Что производить? Для кого производить? Как производить? «Плюсы» «Минусы»
Традиционная экономика          
Командно-администратвная экономика          
Рыночная экономика          

Задание 5

Для каждого из приведенных здесь понятий и терминов подберите соответствующее ему определение.

1 Административно-плановая система.

2 Рыночная система.

3 Рынок.

4 Разделение труда.

5 Частная собственность.

6 Конкуренция.

7 Домашнее хозяйство.

8 Фирма.

Определения

А Форма организации контактов между продавцами и покупателями товаров и услуг, на основе которой совершается купля-продажа предметов торговли.

Б Форма юридического закрепления за гражданином или группой людей прав владения, пользования и распоряжения каким-либо имуществом, используемым или для личного потребления, или для осуществления предпринимательской деятельности.

В Субъект рыночной экономики, представленный отдельным человеком или семьей, являющийся собственником факторов производства и не участвующий в производстве товаров и услуг.

Г Экономическая система, в основе которой лежит государственная форма собственности, а общественное производство организуется на основе директивного планирования.

Д Метод организации производства, когда отдельный производитель или группа производителей выполняют строго установленный вид работ или специализируются на изготовлении определенного вида продукции или ее части.

Е Борьба между производителями товаров и услуг за рынки сбыта своей продукции и за получение дохода от ее продажи.

Ж Субъект рыночной экономики, использующий факторы производства для изготовления товаров и услуг с целью их продажи на рынке для получения прибыли.

3 Экономическая система, основанная на частной собственности, свободном предпринимательстве и ценовом механизме регулирования экономики.

Задание 6

Прочитайте внимательно следующие утверждения и укажите, какие из них верны, а какиеошибочны.

1 Рыночная экономика более эффективна, чем планово-административная.

2Производители в рыночной экономике выпускают именно те товары, в которых нуждаются люди, потому что их взаимодействие координируется правительством.

3 В планово-административной экономике ответ на вопрос «Кто получает производимые товары?» определяется производителями товаров и услуг.

4 В рыночной экономике прибыль побуждает фирмы производить именно те товары, которые необходимы покупателям, и продавать их по цене, которая устраивает покупателей.

5 Разделение труда приводит к росту взаимозависимости производителей.

6 Конкуренция способствует снижению цены.

7 Природный эгоизм Адам Смит считал вредным для общества.

8 В странах с рыночной экономикой планирование недопустимо.

9 Любая экономическая система сталкивается с необходимостью согласования интересов людей.

Задание 7

Определите, какой тип экономической системыпланово-административный, рыночный, смешанныйхарактеризуют следующие высказывания:

а) предприятие выпустило 2000 столярных станков, но оказалось в сложной ситуации – оно не может их продать;

б) в магазине стояла длинная очередь за хлебом: с завтрашнего дня ожидалось повышение цен, и потому люди покупали хлеб впрок;

в) члены независимой партии любителей пива в большинстве своем потомственные пивовары; они производят пиво, используя новейшие технологии, понимая, что таким путем они могут получить более высокую прибыль;

г) распоряжение главы государства гласило, что впредь до особого распоряжения в стране прекращена свободная купля-продажа иностранной валюты;

д) страна вступила в полосу затяжного экономического кризиса, и правительство издало постановление о продлении срока выплаты пособия по безработице до полутора лет;

е) коллектив предприятия был премирован за сверхплановый выпуск продукции;

ж) выпускники медицинского училища были направлены на работу в сельские больницы Вологодской области;

з) засуха этого года привела к росту цен на пшеницу.

Задание 8

Для каждого из приведенных здесь понятий и терминов подберите соответствующее ему определение.

1 Положительные внешние эффекты.

2 Отрицательные внешние эффекты.

3 Частные блага.

4 Общественные блага.

5 Смешанная экономика.

Определения

A Экономические блага, обладающие свойствами делимости, возможности отлучить потребителя от их потребления по причине его неплатежеспособности и невозможности потребления другими лицами, если они используются кем-то еще.

Б Эффект, возникающий, когда выгоду от рыночной сделки двух сторон получает третья сторона, непосредственно в этой сделке не участвующая.

B Рыночная система, основанная на частной собственности и свободном предпринимательстве, регулируемая государством.

Г Эффект, возникающий, когда часть затрат, связанных с совершением рыночной сделки между двумя сторонами, несет третья сторона, непосредственно в этой сделке не участвующая.

Д Экономические блага, обладающие свойствами неделимости, совместного потребления и невозможности исключить из потребления неплатежеспособных лиц.

Задание 9

Укажите, какие из следующих утверждений являются правильными, а какие – ошибочными.

1 Несовершенство рынка проявляется в том, что:

а) фирмы не могут получать одинаковую прибыль;

б) часть людей не может найти себе работу;

в) конкуренция приводит к появлению монополий;

г) происходит разрушение окружающей среды, поскольку фирмам невыгодно тратить средства на ее охрану;

д) происходит разорение некоторых фирм.

2 Основные экономические цели, к которым должно стремиться общество в условиях смешанной экономики:

а) экономическая свобода;

б) экономическая эффективность;

в) экономический рост;

г) экономическое равенство;

д) экономическая стабильность.

3 Отрицательные побочные эффекты возникают, когда:

а) фабрика, производящая минеральные удобрения, сбрасывает отходы производства в реку;

б) водитель управляет машиной в нетрезвом состоянии;

в) применяются пестициды;

г) падают реальные доходы населения вследствие роста цен;

д) растут расходы государства на производство вооружений.

4 Мы имеем дело с чистым общественным благом, если оно:

а) неделимо при потреблении;

б) потребляется совместно;

в) не может быть исключено из потребления тех, кто не в состоянии заплатить за него;

г) не может быть уменьшено для одних по причине его потребления другими;

д) передается для потребления бесплатно.

Задание 10

Определитечастным, чисто общественным или квазиобщественным (имеющим черты и частного и общественного) являются следующие товары и услуги:

а) высшее образование;

б) национальная оборона;

в) автострады и дороги;

г) начальное образование;

д) национальные леса;

е) государственные и муниципальные библиотеки;

ж) инфраструктура отдыха и развлечений;

з) электроэнергия;

и) рок-концерты;

к) парки;

л) судебная система.

Задание 11

Покажите вашу оценку относительной важности каждой из целей, преследуемых в условиях смешанной экономической системы, и насколько хорошо, по вашему мнению, экономическая система Украины соответствует этим целям в настоящее время.

В колонке 1 используйте 5-балльную шкалу для оценки важности целей (1 – «низшая», 5 – «высшая»). В колонке 2 проставьте буквенную оценку достижимости целей в Украине в настоящее время (А – отлично, Б – хорошо, В – удовлетворительно, Г – неудовлетворительно) табл. 2.2.

 

Таблица 11.3.7 – Оценка относительной важности каждой из экономических целей

Экономические цели    
1 Экономическая свобода    
2Экономическая эффективность    
3 Экономическая справедливость.    
4 Экономическая защищенность.    
5 Экономическая стабильность.    
6 Экономический рост.    
7 Другое (по Вашему мнении).    

 

Задание 12

Для каждого из приведенных здесь понятий и терминов подберите соответствующее ему определение.

1 Кризис планово-административной системы.

2 Шокотерапия.

3 Приватизация.

4 Коммерциализация.

5 Демонополизация.

6 Рыночная инфраструктура.

7 Институциональные реформы.

8.Либерализация цен и торговли.

9 Финансовая стабилизация.

10 «Социальная цена реформ».

Определения

A Создание институтов рыночной экономики, предполагающее приватизацию, демонополизацию, реформу налоговой системы, финансов предприятий, формирование рынков труда, капитала и земли и др.

Б Совокупность организаций и институтов, обслуживающих движение ресурсов и товаров.

B Реформа предприятий, связанная с разделением их финансов и финансов государства.

Г Передача средств производства, находившихся в государственной собственности, гражданам и трудовым коллективам в их частную собственность. Д. Совокупность мер экономической политики, направленных на преодоление инфляции, уменьшение дефицита государственного бюджета, дефицита платежного баланса и создание на этой основе предпосылок экономического роста.

Е Переход к свободному установлению цен на товары и ресурсы и отказ от административного регулирования цен и входа на рынок.

Ж Недопущение монополистической деятельности отдельными фирмами путем создания конкурентной среды. 3. Снижение жизненного уровня основной части населения в период перехода к рынку, связанное с экономическим спадом и уменьшением расходов госбюджета на социальные цели.

И Недееспособность экономики и невозможность дальнейшего развития после исчерпания экстенсивных источников экономического роста.

К Экономическая политика периода перехода к рынку, предполагающая одновременное быстрое формирование системы рыночных институтов и осуществление жесткой стабилизационной программы.

 

Задание 13

Какое из приведенных положений является правильным?

1 Падение объемов производства в переходный к рынку период, скорее всего, вызвано:

а) потерей управляемости экономикой;

б) объективными трудностями перехода;

в) исчерпанием возможностей хозяйственных структур, сформированных в период экстенсивного развития.

2 По мере достижения финансовой стабилизации в переходной экономике:

а) государственные инвестиции в экономику должны постепенно нарастать;

б) доходность государственных ценных бумаг должна увеличиваться;

в) роль ценных бумаг корпораций по сравнению с государственными ценными бумагами должна снижаться.

 

Задание 14

Охарактеризовать основные объекты собственности, ответ представить в виде схемы рис. 11.3.3.

 

 

Рисунок 11.3.3 – Основные объекты собственности

Задание 15

Охарактеризовать основные субъекты собственности, ответ представить в виде схемы рис. 11.3.4.

 

Рисунок 11.3.4 – Основные субъекты собственности

 

Задание 16

Представить сравнительную характеристику основных правомочий собственника, ответ представить в виде таблицы 11.3.8.

Таблица 11.3.8 – Сравнительная характеристика основных правомочий собственника

Вид права собственности Характеристика права собственности Сравнительная характеристика права собственности
     
     
     
     

Тема 3 Производство, его сущность и роль в жизни общества – 2 часа

Задание 1

Для каждого из приведенных здесь понятий и терминов подберите соответствующее ему определение.

1 Ограниченность ресурсов.

2 Экономические блага.

3 Свободные блага.

4 Факторы производства.

5 Природные ресурсы.

6 Капитал.

7 Труд.

8 Рациональное поведение.

9 Цена выбора (альтернативная стоимость).

10 Кривая производственных возможностей.

Определения

A Средства, необходимые для удовлетворения потребностей людей и имеющиеся в распоряжении общества в ограниченном количестве.

Б Один из факторов производства, включающий в себя такие ресурсы, необходимые для производства экономических благ, как земля, вода, леса, месторождения полезных ископаемых и т. п.

B Поведение человека, которое предполагает максимизацию результата при данных затратах или минимизацию затрат для достижения заданного результата.

Г Фактор производства, включающий в себя произведенные человеком средства производства: станки, оборудование, производственные здания, инструменты, сырье, полуфабрикаты и т. п.

Д Ситуация, когда ресурсов недостаточно, чтобы удовлетворить потребности людей.

Е. График, показывающий те сочетания экономических благ, которые могут быть произведены при наличных факторах производства и неизменном уровне научно-технического прогресса.

Ж. Ресурсы, которые используются людьми для производства потребительских товаров и услуг и для производства новых ресурсов. К ним относятся: труд, земля и капитал.

3 Фактор производства, включающий в себя людей с их физическими и умственными способностями, которые используются в процессе создания экономических благ.

И То, чем пришлось пожертвовать, совершая выбор, наилучший из отвергнутых вариантов.

К Блага, имеющиеся в неограниченном количестве и получаемые людьми бесплатно.

Задание 2

Какие из следующих утверждений верны, а какиенет?

1 Предприниматель, организующий производство оружия, с точки зрения экономиста поступает нерационально, поскольку с помощью оружия может быть уничтожена жизнь на земле.

2 Если плата за обучение 3 тыс. грн. в год, а, отказавшись от учебы в институте, можно было бы заработать 5 тыс. грн. в год, то альтернативная стоимость учебы составляет 8 тыс. грн. в год.

3 Любая точка, лежащая вне кривой производственных возможностей, означает, что ресурсы страна использует не полностью.

4 Выпуклый характер кривой производственных возможностей объясняется тем, что в краткосрочном периоде альтернативная стоимость прироста единицы продукта возрастает.

5 Если ресурсы, с помощью которых производят два вида товара, взаимозаменяемы, то кривая производственных возможностей имеет выпуклый характер.

 

Задание 3

Построить кривую производственных возможностей на основании исходных данных (табл. 11.3.9).

1 Объяснить методологическое значение кривой производственных возможностей.

2 Рассчитать альтернативные затраты производства одного станка.

3 Рассчитать альтернативные затраты производства одного хлеба.

4 Объяснить закономерность изменения величин альтернативной стоимости.

 

Таблица 11.3.9 – Таблица данных для построения КПВ

 

Товар Вариант производственной программы
           
Средства производства (СП)            
Предметы потребления (ПП)            
СП в ПП            
ПП в СП            

Решение:

Рисунок.11.3.5 – График кривой производственных возможностей

Подсчитаем альтернативные затраты табл. 11.3.10.

 

 

Таблица 11.3.10 – Расчёт альтернативных затрат

Товар Вариант производственной программы
           
СП станки            
ПП хлеб            
СП в ПП (сколькими станками придётся пожертвовать для увеличения производства хлеба, в знаменателе – насколько увеличится производство хлеба, в числителе – насколько уменьшаем производство станков)   1/1 2/1 3/1 4/1 5/1
ПП в СП (наоборот) 1/1 1/2 1/3 1/4 1/5  

Задание 5

Сестра подарила вам 100 грн. Вы большой (ая) сластена и с удовольствием съели бы плитку шоколада «Фазер». Друзья зовут вас в кинотеатр посмотреть новый американский боевик и поиграть на игровых автоматах. Но вечером вам обещали принести интересный фильм.

Поскольку день выдался очень жарким, вы истратили деньги на покупку бутылки пепси-колы. Что явилось ценой вашего выбора: а) шоколад «Фазер»; б) бутылка пепси-колы; в) фильм; г) новый американский боевик?

 

Задание 4

Повысилась квалификация производителей косметики. Какой вариант графика кривой производственных возможностей отражает это обстоятельство рис. 11.3.6?

Рисунок 11.3.6 – Варианты графиков кривой производственных возможностей

Задание 6

Укажите, какие из перечисленных утверждений являются правильными, а какие — ошибочными. 1. Проанализируйте кривые производственных возможностей двух стран рис. 11.3.7:

 

Рисунок 11.3.7 – Кривые производственных возможностей двух стран

 

а) в стране А либо применяется большее количество ресурсов, либо выше их технологический уровень;

б) если объемы производства в обеих странах характеризуются точкой Ь, можно предположить, что страна б1 в скором времени догонит страну А по совокупному объему производства;

в) экономика обеих стран легко может достигнуть точки с;

г) перемещение из точки Ъ в точку d в стране А связано с большим уменьшением производства средств производства, чем в стране Б',

д) объемы производства в точке а в обеих странах легко достижимы.

 

Задание 7

Используя решетку принятия решения и нижеприведенную схему, попробуйте осуществить выбор вуза, в который вы будете пытаться поступить после окончания школы. Вариант оценивайте по пятибалльной шкале табл. 11.3.11

Выберите вариант, который по всем критериям (их вы должны разработать сами) наберет наибольшую сумму баллов. Определите альтернативную стоимость своего выбора. Если равную сумму баллов наберут два или более вариантов, введите дополнительные критерии.

 

Таблица 11.3.11 – Критерии /варианты ВУЗов

Критерии /варианты ВУЗов           Сумма баллов
             
             
             

 

Задание 8

Фермер на своем участке может выращивать для продажи или морковь, или свеклу. Он использует труд 10 сезонных рабочих. Каждый из рабочих может вырастить либо 100 кг свеклы, либо 80 кг моркови.

Постройте график производственных возможностей фермерского хозяйства и объясните, почему он имеет такую форму.

 

Задание 9

В стране выпускаются два вида товаров: компьютеры и тостеры. Варианты производства можно представить таблицей 11.3.12:

 

 

Таблица 11.3.12 – Варианты производства

Варианты Тостеры Компьютеры
А    
Б    
В    
Г    
Д    

 

1) Постройте кривую производственных возможностей страны, откладывая по вертикальной оси тостеры, а по горизонтальной — компьютеры. Какую форму имеет кривая производственных возможностей? Почему?

2) Отметьте, какой из следующих вариантов производства является возможным, невозможным, неэффективным:

а) 80 тыс. тостеров и 20 тыс. компьютеров;

б) 50 тыс. тостеров и 22 тыс. компьютеров;

в) 20 тыс. тостеров и 35 тыс. компьютеров;

г) 60 тыс. тостеров и 30 тыс. компьютеров.

3) Как изменится положение кривой производственных возможностей, если:

а) повысится уровень квалификации рабочих в обеих отраслях;

б) увеличится за счет привлечения иностранных рабочих численность занятых в производстве компьютеров;

в) в производстве тостеров станут применять модернизированное оборудование;

г) к власти в стране придет диктаторский режим, который запретит использовать новые технологии при производстве компьютеров и тостеров.

4) Чему равна альтернативная стоимость увеличения производства компьютеров: с 20 тыс. до 30 тыс. штук; с 10 тыс. до 40 тыс. штук; с 30 тыс. до 40 тыс. штук?

 

Задание 10

Изобразите кривую производственных возможностей предприятия, на котором производятся товар А и товар Б, при условии, что альтернативная стоимость увеличения производства товара А равна 0. Возможна ли такая ситуация на практике?

 

Задание 11

Если альтернативной стоимостью поездки на работу в метро является поездка на автомобиле, то снизится она или увеличится, если на дорогах появятся «пробки»?

 

Задание 12

После окончания школы вы решили жить отдельно от родителей и должны сделать выбор: поступить ли вам на учебу на платный факультет менеджмента КЛА НАУ или поработать несколько лет администратором в магазине.

Подсчитайте альтернативную стоимость вашего решения учиться на факультете менеджмента, если:

- плата за учебу составляет 4 тыс. грн. в год;

- расходы на питание – 3,5 тыс. грн.;

- транспортные расходы – 0,5 тыс. грн.;

- оплата снимаемой комнаты – 2,5 тыс. грн.;

- расходы на одежду – 5 тыс. грн.;

- заработная плата секретаря – 1,8 тыс. грн. в год;

- расходы на учебники – 0,4 тыс. грн.

 

Задание 13

На рисунке 11.3.8 изображена кривая производственных возможностей для конкретной экономики.

Если экономика в данный момент испытывает рецессию, то в какой из четырех точек, показанных на рисунке, она находится?

Рисунок 11.3.8 – Кривая производственных возможностей для конкретной экономики

Задание 13

На тропическом острове проживают пять человек, которые занимаются сбором кокосов и бананов. Каждый из них собирает в день либо 20 бананов, либо 10 кокосов.

1 Начертите кривую производственных возможностей экономики данного острова.

2 Предположим, что технология сбора усовершенствовалась, и теперь каждый из пяти работающих жителей острова ежедневно может собирать 28 бананов. Покажите на графике, как сдвинулась кривая производственных возможностей экономики острова.

 

Задание 14

На рисунке 11.3.9 изображена кривая производственных возможностей экономики, включающая два товара: велосипеды и фотоаппараты.

Найдите точки на графике для следующих комбинаций производства двух товаров и определите эффективный, неэффективный и невозможный варианты производства:

1 60 велосипедов и 300 фотоаппаратов;

2 400 фотоаппаратов и 70 велосипедов;

3 300 фотоаппаратов и 30 велосипедов;

4 450 фотоаппаратов и 65 велосипедов;

5 55 велосипедов и 390 фотоаппаратов.

Рисунок 11.3.9 – Кривая производственных возможностей экономики

Задание 15

1 Приведите экономическое обоснование данной графической зависимости рис. 11.3.10.

Рисунок 11.3.10 – Кривая производственных возможностей

 

Задание 16

Таблица 11.3.13 – Кроссворд

        8                                    
      1                                      
                                             
                                14            
              210                              
                                             
                                             
                                             
          3                 12                
                        4                    
                                             
  57                                          
                                             
                                             
                                    15        
6         9                   13              
                                             
                                             
                                             
                                             
                                             
                                             
                                             
                                             

Задания к кроссворду табл. 11.3.13:

По горизонтали:

1 Соперничество производителей за достижение более лучших условий производства и реализации продукции.

2 Базовое экономическое отношение, основанное на владении, пользовании и распоряжении экономическими благами.

3 Политика по резкому снижению цен, включая уровень себестоимости.

4 Это закон, отражающий прямопропорциональную зависимость между ценой и предложением товара.

5 Торговая инфраструктура с высокой степенью автоматизации операций.

6 Новаторская деятельность, основанная на максимизации прибыли.

По вертикали:

7 Неравные условия для осуществления экономической деятельности.

8 Продукт труда человека, предназначенный для реализации на рынке.

9 Место встречи производителей и потребителей.

10 Овещёствленный в товаре общественно необходимый труд.

11 Марка автомобиля из страны – родины физиократизма.

12 Доход с земли.

13 Желание потребителей на рынке.

14 Господство одной фирмы на рынке.

Современная организационная форма управления крупным капиталом

 

Задание 17

Построить кривую производственных возможностей на основании исходных данных (табл. 11.3.14).

1 Объяснить методологическое значение кривой производственных возможностей.

2 Рассчитать альтернативные затраты производства единицы товара А.

3 Рассчитать альтернативные затраты производства единицы товара Б.

4 Объяснить закономерность изменения величин альтернативной стоимости.

 

Таблица 11.3.14 – Таблица данных для построения КПВ

Товар Вариант производственной программы
         
А          
Б          
А в Б          
Б в А          

 

Задание 18

Построить кривую производственных возможностей на основании исходных данных (табл. 11.3.15).

1 Объяснить методологическое значение кривой производственных возможностей.

2 Рассчитать альтернативные затраты производства единицы товара А.

3 Рассчитать альтернативные затраты производства единицы товара Б.

4 Объяснить закономерность изменения величин альтернативной стоимости.

 

Таблица 11.3.15 – Таблица данных для построения КПВ

Товар Вариант производственной программы
             
А              
Б              
А в Б              
Б в А              

 

Задание 19

Даны производственные возможности двух стран в двух товарах (в тыс. тонн в год) табл. 11.3.16.

 

Таблица 11.3.16 – Производственные возможности двух стран в двух товарах (в тыс. тонн в год)

Продукция Украина Англия
Нефть    
Сталь    

По этим данным требуется посчитать абсолютное и сравнительное преимущество.

 

Решение:

Сразу заметим, что абсолютное преимущество по этим данным посчитать нельзя. Вспомним определение абсолютного преимущества: способность производить больше товара с теми же затратами ресурсов.

Поскольку нам не даны затраты ресурсов ни в каком виде, то абсолютное преимущество, то есть производительность, определить нельзя. Украина, хоть и производит больше нефти и стали, может тратить на их производство в разы больше ресурсов, чем Англия.

Для того, чтобы посчитать сравнительное преимущество, посчитаем альтернативные издержки каждого товара в каждой стране.

Украина:

АИ(нефть) = = 1.39

АИ(сталь) = = 0.72

Англия:

АИ(нефть) = = 0.63

АИ(сталь) = = 1.6

 

Полученные результаты можно представить в таблице 11.3.17:

 

Таблица 11.3.17 – Полученные результаты

Продукция Украина Англия
Нефть 1.39 0.63
Сталь 0.72 1.6

Видно, что альтернативные издержки по нефти ниже у Англии (0.63 меньше чем 1.39), а по стали ниже у Украины (0.72 ниже чем 1.6). Из этого следует, что Англия имеет сравнительное преимущество в нефти, а Украина – в стали.

 

Задание 20

Два фермера могут выращивать свеклу и картофель, засеивая им свои угодья в любой пропорции. Если Петр все свои поля отведет под свеклу, то он соберет урожай 3000т, а если под картофель, то получит 2000т. У Павла другая ситуация. Он может получить 4800т свеклы или 2400 картофеля. Построить общую кривую производственных возможностей.

 

Задание 21

Фермер имеет три участка, которые использует под сливы и яблони. На первом участке фермер может вырастить либо 160ц слив либо 50ц яблок; а втором – 300 и 100 соответственно; а на третьем – 140 и 60. Определите точки перегиба КПВ фермера, за исключением крайних точек.

 

Задание 22

Иван отказался от работы столяром с зарплатой 12 тыс. грн. в год и отказался от работы референтом за 10 тыс. грн. в год. Вместо этого он поступил в колледж с годовой платой за обучение в размере 6 тыс. грн. Половину платы за обучение Ивану компенсировало государство.

Какова упущенная выгода обучения, если принять во внимание только этот год?

 

Задание 23

На путешествие самолетом из Москвы в Амстердам менеджер тратит сутки с учетом сопутствующих затрат времени. Поездка в поезде займет двое суток. Авиабилет стоит 300 долл., а железнодорожный билет – 180 долл. Во время передвижения менеджер был лишен возможности зарабатывать.

А) Какой способ передвижения дешевле для менеджера, зарабатывающего150 долл. каждый день вне зависимости от того, выходной он или рабочий?

Б) При каком дневном заработке менеджера ему будет безразличен выбор средства передвижения из Москвы в Амстердам?

 

Задание 24

Швея Доценко занимается индивидуальной предпринимательской деятельностью: шьёт модную одежду на заказ. На одну вещь она тратит два дня и получает плату в размере 60 ден.ед. Как правило, она работает и по выходным. Но на будущее выходные ей предложили двухдневный отдых за городом. Стоимость путёвки 100 ден.ед. Госпожа Доценко решила отдохнуть. Чему будут равны альтернативные затраты?

 

Задание 25

На выходные Вы можете поехать в горы покататься на лыжах. Поездка и оплата за катание стоят 80 ден.ед., но Вы готовы заплатить 100 ден.ед.

а) поедете вы в горы?

б) ваш друг предлагает отремонтировать его компьютер за 30 ден.ед. вы настолько любите собирать компьютеры, что согласились бы помочь другу бесплатно. Поедете ли Вы в этом случае в горы?

в) Вы работаете по выходным в ресторане и можете заработать 100 ден.ед. Эта работа вам не нравится, поэтому Вы не будете её выполнять меньше, чем за 90 ден.ед. Поедете ли Вы в этом случае в горы?

г) если Вы не поедете в горы, то сможете посетить выставку робот известного художника. Вход для студентов бесплатный, но Вы так мечтали об этом, что готовы заплатить 15 ден.ед. Поедете ли Вы в этом случае в горы?

Ответ.

а) Полезность от поездки в горы равняется 100 ден.ед., издержки равны 80 ден.ед., поскольку 100>80, то поездка оправдана.

б) Полезность от поездки – 100 ден.ед, издержки равны 80+30=110 ден.ед. Поскольку 100<110, то поездка не оправдана.

в) Полезность от поездки – 100 ден.ед, общие издержки равны 80+(100-90)=90 ден.ед. Поскольку 100>90, то поездка оправдана.

г) Поскольку 100>80+15, то поездка оправдана.

 

Задание 26

Программист Иванова зарабатывает в час 10 ден.ед. Её мать на пенсии. В магазине за говядиной по 8 ден.ед. за килограмм нужно стоять час, за говядиной по 12 ден.ед. за килограмм очереди нет. При каком объёме покупок рационально приобретение более дешевой говядины для программиста Ивановой? Её матери?

 

Задание 27

Сельскохозяйственное предприятие, которое специализируется на выращивании овощей, имеет две теплицы. В одной можно вырастить 2000 тонн огурцов за год или 1500 тонн помидор. Про вторую известно, что альтернативная стоимость 1 тонны огурцов равна 0,5 тонн помидоров при максимальном урожае помидор 600 тонн.

1. Определите альтернативную стоимость производства огурцов в первой теплице.

2. В какой теплице выгоднее выращивать помидоры; огурцы?

3. Постройте КПВ предприятия.

 

Тема 4 Теория товара и денег – 2 часа

 

Задание 1

Определите, какие из нижеприведенных утверждений являются верными, а какие нет:

1 Некоторые товары имеют 3 свойства: стоимость, меновая стоимость, полезность.

2 С течением времени потребительная стоимость товара может изменяться.

3 Полезность товара не зависит от количества труда, затраченного на производство данного товара.

4 Товары несоизмеримы с точки зрения их полезности.

5 Бумажные деньги относятся к «почти деньгам».

 

Задание 2

Заполните таблицу 11.3.18 достоинств и недостатков доденежных форм стоимости.

Таблица 11.3.18 – Достоинства и недостатки доденежных форм стоимости

Форма стоимости Достоинства Недостатки
Простая (случайная)    
Полная (развернутая)    
Всеобщая    

 

Задание 3

Определите, какие из нижеприведенных утверждений являются верными, а какие нет:

1 Кривая Филлипса в разных странах различна.

2 Стагфляция – это рост внешней задолженности в стране.

3 Темпы прироста инфляции и ставок заработной платы, как правило, одинаковы.

4 На уровень инфляции не влияет рост издержек производства.

5 Антиинфляционная политика государства предполагает рост налогов и государственных расходов.

 

Задание 4

Какую из форм инфляции вызовут следующие факторы?

- рост государственных расходов;

- рост ставки банковского процента;

- рост заработной платы;

- рост цен на энергоносители;

- сокращение сбережений;

- рост потребительских расходов;

- сокращение доходов предпринимателей;

- сокращение налогов на доходы.

 

Задание 5

Предоставляя кредит в 400 долл., кредитор рассчитывает получить 480 долл. Сколько получит кредитор при инфляции равной 20%? Кто при этом извлечет выгоду, а кто понесет убытки?

Задание 6

Как скажутся на уровне инфляции?

- увеличение скорости обращения денег;

- сокращение объема производства;

- превышение доходов над расходами;

- повышение процентной ставки;

- покупка ЦБ ценных бумаг;

- рост ставки процента по депозитам;

- снижение товарности производства;

- конверсия оборонного производства;

- рост налогов;

- ограничение роста зарплаты ростом производительности труда.

Задание 7

Индекс цен по годам составляет 100,00; 112,00; 123,00; 129,00. Рассчитайте уровень (темп) инфляции для каждого года; используя «правило величины 70», определите количество лет, необходимых для удвоения уровня цен (в качестве знаменателя принимать рассчитанные выше темпы инфляции для каждого года).

 

Задание 8

Предоставляя кредит в 200 тыс. долл., кредитор рассчитывает получить 240 тыс. долл. Уровень инфляции равен 20%. Как должна измениться ставка банковского процента, чтобы кредитор не понес убытки?

 

Задание 9

Определите, какие из нижеприведенных утверждений являются верными, а какие нет. Ответ представить в виде табл. 11.3.19.

1 Натуральное производство возможно только при ограниченных потребностях общества.

2 Экономическая обособленность производителей означает замкнутость их производства.

3 Любой продукт является товаром.

4 Бартер предполагает посредничество денег.

5 Трудовая теория стоимости объясняет стоимость полезностью вещи.

6 Основоположником теории предельной полезности был Д. Риккардо.

7 Деньги появились как результат развития обмена.

8 Субъектами рынка являются товары и услуги.

9 Труд не является объектом рыночных отношений.

10 Рынок способствует максимальному внедрению достижений НТР.

Таблица 11.3.19 – Таблица ответов

верно неверно
     
     
     

Задание 10

Для каждого из приведенных здесь понятий и терминов найдите соответствующее ему определение.

1 Инфляция.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных