Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Содержательный модуль 2 Рыночная организация экономики




Тема 5 Теоретические основы рыночной экономики и ее основные элементы – 2 часа

Задание 1

Определите, какие из нижеприведенных утверждений являются верными, а какие нет:

1 Если цена на какой-то товар устойчива, значит, она установилась на уровне пересечения кривых спроса и предложения.

2 Рост потребительских доходов вызовет расширение спроса на все товары.

3 Рост цены на товар приведет к росту спроса на взаимодополняющий товар.

4 Больше всего заменителей имеют товары абсолютно неэластичного спроса.

5 Если доходы покупателей вырастут, то потребление хлеба увеличится.

Задание 2

Подберите единственно верное определение для приведенных ниже терминов (укажите номер правильного ответа).

Объем спроса –

Объем предложения –

Кривая спроса –

Кривая предложения –

Закон спроса –

Закон предложения –

Эффект дохода –

Эффект замещения –

Взаимозаменяемые товары –

Взаимодополняемые товары –

Рыночное равновесие –

1 Графическое выражение зависимости между ценой товара и величиной спроса, предъявляемого на этот товар.

2 Принцип, в соответствии с которым, каждая последующая единица произведенного товара обладает меньшей полезностью для потребителя, в связи с чем, он согласен покупать дополнительные единицы продукта только при условии снижения цены.

3 Способность конкурентных сил спроса и предложения устанавливать цену при которой их объемы уравновешиваются.

4 При снижении цен на данный товар потребитель имеет возможность увеличить объемы его закупок, не отказывая себе в покупке других товаров.

5 Количество продукта, которое могут и хотят купить потребители по данной цене в данное время.

6 Пары товаров, для которых рост цены одного приводит к падению спроса на другой.

7 Количество конкретного продукта, которое производитель может и хочет произвести и продать в данное время по данной цене.

8 Графическое выражение зависимости между ценой товара и тем его количеством, которое продавцы могут и хотят предложить на рынке.

9 Сумма величин индивидуального спроса, предъявляемого каждым потребителем на конкретный товар при разных ценах из общего ряда предлагаемых цен.

10 Изменение количества товара, которое производители могут и хотят продать, и которое вызвано изменением цен на этот товар.

11 Принцип, который выражает прямую зависимость между ценой товара и величиной его предложения (при прочих равных условиях).

12 Стремление покупателя к приобретению более дешевых товаров, вместо аналогичных, цены на которые выросли.

13 Изменение количества товара, которое хотят и могут купить потребители, связанное с действием неценового фактора.

14 Принцип, который выражает обратную зависимость между ценой товара и величиной покупательского спроса на него (при прочих равных условиях).

15 Изменение количества товара, которое производители хотят и могут продать, связанное с действием неценового фактора.

16 Такие пары товаров, для которых рост цены одного приводит к росту спроса на другой.

17 Изменение количества товара, которое потребители хотят и могут купить, вызванное изменением его цены (при прочих равных условиях).

18 Разные количества продукта, которые желают и способны произвести и предложить к продаже производители на рынке по каждой конкретной цене из ряда возможных в течение данного времени.

 

Задание 3

Подберите единственно верное определение для приведенных ниже терминов (укажите букву правильного ответа)

Спрос –

Выручка –

Равновесная цена –

Высшая граница цены покупателя –

Величина спроса –

Эластичность спроса –

Эффект замещения –

Величина предложения –

А) % увеличения продаж при однопроцентном снижении цены.

Б) IBM установила 3-х летнюю гарантию на все узлы своих ПК.

В) Опрос в школе показал, что при цене 600 рублей школьники готовы купить 87 шоколадок.

Г) Функция, показывающая сколько единиц товара покупатели готовы купить по данной цене.

Д) Снизив цену, человек продал больше мороженого и получил большую прибыль, чем конкуренты.

Е) Россияне в 1992 году переключились на потребление дешевого импортного спирта, снизив спрос на водку.

Ж) Цена на количество продаж.

З) Наибольшая цена, по которой Вы согласитесь купить мороженое.

И) Количество услуг, которое юридическая фирма готова оказать при данной цене.

К) Максимальная цена, при которой величина предложения не превышает величины спроса.

Л) Канадские “пуховики” быстро отвоевали свою долю рынка за счет высокой прочности и лучшего дизайна при приблизительно той же цене, что и китайские “пуховики”.

 

Задание 4

(ответы ДА или НЕТ)

1 С ростом дохода потребителя кривая спроса по цене на красную икру будет смещаться вправо?

2 Крупный неурожай картофеля в стране приводит к сдвигу кривой спроса на картофель влево?

3 Рыночное равновесие наступает тогда, когда цена, по которой продавец продает свой товар, равна цене, по которой покупатель его покупает?

4 В условиях рыночной экономики равновесная цена устанавливается всегда?

5 Уменьшение цен на пирожки приведет к сдвигу вправо кривой спроса на пирожки?

6 Если никакие условия не изменятся, рынок может находиться в состоянии равновесия сколь угодно долго?

Задание 5

Пользуясь данными шкалы табл. 11.3.21, постройте кривую спроса.

 

Таблица 11.3.21 – Показатели спроса

Цена, Р Объем спроса, Q
   
   
   
   
   

 

Задание 6

Пользуясь данными шкалы табл. 11.3.22, постройте кривую предложения.

Таблица 11.3.22 – Показатели предложения

Цена, Р Объем предложения, Q
   
   
   
   
   

Задание 7

В таблице 11.3.23 представлен объем спроса на мороженое при разных уровнях цен:

Таблица 11.3.23 – Показатели спроса

Цена (Р) Объем совокупного спроса (Q) Выручка от продажи (TR)
2,1    
1,8    
1,5    
1,2    
0,9    
0,6    
0,3    

 

1 Начертите кривую совокупного спроса.

2 Рассчитайте выручку от продажи.

3 Начертите кривую выручки от продажи и определите, при какой цене она окажется максимальной?

 

Задание 8

Зависимость объема спроса товара Х от его цены представлена в таблице 11.3.24.

Таблица 11.3.24 – Показатели спроса

Цена (Р) (долл.) Объем спроса (Qd) (кг)
   
   
   
   
   
   

 

Нарисуйте кривую спроса данного товара и покажите, как она изменится, если покупатели будут предпочитать приобретать на 20 кг больше при каждом уровне цен?

 

 

Задание 9

Зависимость объема спроса товара Х от его цены представлена в таблице 11.3.25

Таблица 11.3.25 – Показатели спроса

Цена (Р) (тыс. грн.) Объем спроса (Qd) (шт.)
   
   
   
   
   
   

Нарисуйте кривую спроса данного товара.

 

Задание 10

Дана кривая спроса d1 на услуги химчистки. Покажите, как изменится спрос, если химчистка объявит об увеличении тарифа на свои услуги.

 

Задание 11

Зависимость объема предложения товара А от его цены представлена в таблице 11.3.26.

Нарисуйте кривую предложения данного товара.

 

Таблица 11.3.26 – Зависимость объема предложения товара А от его цены

Цена (Р) (тыс. грн.) Объем предложения (Qs) (шт.)
   
   
   
   
   
   

 

Задание 12

Зависимость объема предложения товара А от его цены представлена в таблице 11.3.27.

Покажите на графике, что произойдет с кривой предложения данного товара, если производители увеличат предложение товара А на 10 единиц при каждом уровне цен.

Таблица 11.3.27 – Показатели предложения

Цена (Р) (тыс. грн.) Объем предложения (Qs) (шт.)
   
   
   
   
   
   

Задание 13

В таблице 11.3.28 представлены данные о ценах, объемах спроса и предложения товара Х. Начертите кривые спроса и предложения и определите равновесную точку.

Таблица 11.3.28 – Показатели спроса и предложения

Цена (Р) (долл.) Объем спроса (Qd) (шт.) Объем предложения (Qs) (шт.)
     
     
     
     
     
     

 

Задание 14

В таблице 11.3.29 представлены данные о ценах, объемах спроса и предложения товара Х. Начертите кривые спроса и предложения и на графике определите, что произойдет на рынке, если цена установится на уровне 14 долл.

 

Таблица 11.3.29 – Показатели спроса и предложения

Цена (Р) (долл.) Объем спроса (Qd) (тыс. шт.) Объем предложения (Qs) (тыс. шт.)
     
     
     
     
     
     

Задание 15

В таблице 11.3.30 представлены данные о ценах, объемах спроса и предложения товара Х.

Начертите кривые спроса и предложения и определите равновесную точку. Как изменится равновесие, если объем спроса увеличится на 2 единицы при каждом уровне цен.

 

Таблица 11.3.30 – Показатели спроса и предложения

Цена (Р) (долл.) Объем спроса (Qd) (шт.) Объем предложения (Qs) (шт.)
     
     
     
     
     
     

 

Задание 16

Определите, какие из нижеприведенных утверждений являются верными, а какие нет:

1 Совершенная конкуренция характеризуется тем, что на рынке действует большое число фирм, выпускающих стандартизированную продукцию.

2 Свободный выход и вход фирм с рынка является необходимым условием рынка совершенной конкуренции.

3 В условиях совершенной конкуренции спрос на продукцию фирмы представляет собой вертикальную линию.

4 В реальной экономике не было и нет рынков, удовлетворяющих всем условиям совершенной конкуренции.

5 Прямой противоположностью совершенной конкуренции выступает монополия.

 

Задание 17

Заполните таблицу 11.3.31 характерных черт рынка совершенной конкуренции.

 

Таблица 11.3.31 – Характерные черты рынка совершенной конкуренции

Характерная черта Совершенная конкуренция
Число фирм  
Тип продукта  
Контроль над ценой  
Условия вступления в отрасль  
Неценовая конкуренция  
Примеры  

Задание18

Определите, какие из нижеприведенных утверждений являются верными, а какие нет:

1 Монополия получает сверхприбыль вследствие более высокой эффективности по сравнению с конкурентной отраслью.

2 Монополия может увеличить общую прибыль, устанавливая на свой продукт разные цены на разных рынках.

3 Монополия, как и рынок совершенной конкуренции, редко встречается в современной экономике.

4 Любая ценовая дискриминация незаконна.

5 Когда отрасль является естественной монополией, общество часто требует ее регулирования со стороны правительства.

 

Задание 19

Заполните сравнительную таблицу 11.3.31 типов рыночных структур.

Таблица 3.3.31 – Сравнительная характеристика типов рыночных структур

Тип рыночной структуры Число продавцов и дифференциация продукта Сектор экономики Барьеры вхождения в рынок Степень контроля над ценами Методы сбыта продукции
           
           

Задание 20

Распределить рыночные операции в соответствии с институтами, специализирующимися

на их исполнении табл. 11.3.32:

 

Таблица 11.3.32 – Рыночные операции в соответствии с институтами, специализирующимися на их исполнении

Виды операций Б И Р Ж И
Валютная Товарная Фондовая Фьючерсная Труда
А В С D E
1 Контракт на покупку урожая будущего года          
2 Котировка акций промышленной компании          
3 Сделка на покупку 10000 компьютеров          
4 Контракт на поставку партии кофе          
5 Сделка на покупку 100 тыс. долл.          
6 Регистрация 1000 человек в качестве безработных          
7 Сделка на продажу пакета акций пивного завода          
Сделка на продажу 1 млн. тн нефти по ценам будущего года          

Задание 21

Определите, какие из нижеприведенных утверждений являются верными, а какие нет:

1 Если на олигополистическом рынке фирма повысит или снизит цену или объем выпуска продукции, то это окажет влияние на продажи и прибыль фирм-конкурентов.

2 На олигополистическом рынке цены менее устойчивы, чем в условиях совершенной конкуренции.

3 Рыночное поведение отраслевого картеля, максимизирующего прибыль, аналогично поведению чистой монополии.

4 На практике картели и подобные им тайные соглашения трудно создавать и поддерживать длительное время.

5 Соперничество олигополистов сопровождается в большей степени ценовой, чем неценовой конкуренцией.

Задание 22

Указать верны ли утверждения, ответы представить в табл. 11.3.33.

1 Любая монополия отличается от олигополии лишь количеством участников.

2 Общей чертой совершенной конкуренции и олигополии является взаимозависимость фирм на рынке.

3 Нарушение сговора между участниками картеля – это форма конкуренции.

4 Олигополии удовлетворяют абстрактным условиям эффективного использования ресурсов.

5 Соглашение между фирмами об ограничении производства трудно поддерживать в течение длительного времени.

6 Монополия получает сверхприбыль вследствие более высокой эффективности по сравнению с конкурентной отраслью.

7 Монополия, как и рынок совершенной конкуренции, редко встречается в современной экономике.

8 Когда отрасль является естественной монополией, общество часто требует ее регулирования со стороны правительства.

9 Любая ценовая дискриминация незаконна.

10 На рынке совершенной конкуренции фирмы предлагают более разнообразные товары, чем при монополистической конкуренции.

 

Таблица 11.3.33 – Таблица ответов

верно неверно
1.    

Задание 23

Верны ли следующие утверждения (Да – Нет)?

1 Свободный вход на монополизированный рынок невозможен.

2 Конкурентная фирма не может повлиять на рыночную цену.

3 Конкурентная фирма продает по рыночной цене столько, сколько захочет.

4 Обладание монополией всегда гарантирует прибыль.

5 Если предельные издержки фирмы превышают предельный доход, следует наращивать выпуск продукции.

6 Ценовая дискриминация выгодна только тогда, когда ценовая эластичность на обслуживание рынков одинакова.

7 При монополистической конкуренции легче основать новую фирму, чем при совершенной конкуренции.

8 На рынках совершенной конкуренции реклама – пустое дело.

9 На рынках олигополии продукция совершенно однородна.

10 В условиях монополизированного рынка отсутствует кривая предложения.

 

 

Задание 24

На рынке встречаются 5 покупателей и 5 продавцов. Каждый покупатель хочет

купить одну пару перчаток, но каждый из них готов заплатить за них разную цену:

1-й – 15 грн.,

2-й – 25 грн.,

3-й – 30 грн.,

4-й – 40 грн.,

5-й – 55 грн.

У продавцов есть необходимый товар – по одной паре на каждого покупателя, но, как и покупатели, они готовы продать перчатки по разной цене:

1-й – за 15 грн.,

2-й – за 20 грн.,

3-й – за 30 грн.,

4-й – за 45 грн.,

5-й – за 65 грн.

Определите рыночную цену пары перчаток.

 

Задание 25

Приведите экономическое обоснование данной графической зависимости рис. 11.3.12.

 

Рисунок 11.3.13 – Графическая зависимость показателей

Задание 26

Приведите экономическое обоснование данной графической зависимости рис. 11.3.14.

 

Рисунок 11.3.14 – Графическая зависимость показателей

Задание 27

В отрасли действует 4 фирмы, доля каждой из которых составляет 20%, 30%, 10% и 40%. Определите тип структуры рынка несовершенной конкуренции и индекс концентрации рыночной власти-индекс Герфиндаля.

Задание 28

Приведите экономическое обоснование данной графической зависимости рис. 11.3.15.

 

 

 

Рисунок 11.3.15 – Графическая зависимость показателей

 

Задание 29

В отрасли действует 2 фирмы, доля каждой из которых составляет 60% и 40%. Определите тип структуры рынка несовершенной конкуренции и индекс концентрации рыночной власти – индекс Герфиндаля.

 

Задание 30

Приведите экономическое обоснование данной графической зависимости рис. 11.3.16.

Рисунок 11.3.16 – Графическая зависимость показателей

 

Задание 32

Заполните пропуски в таблице 11.3.34:

 

Таблица 11.3.34 – Характеристика рынка

Предложение Спрос Равновесная цена Равновесное количество товара
Снижается Снижается    
Снижается Растет    
Растет Растет    
Растет Снижается    

Задание 33

Что произойдет с равновесной ценой и равновесным количеством товара, если:

а) спрос увеличится в 2 раза, а предложение увеличится в 1,5 раза;

б) спрос сократится в 1,5 раза, а предложение вырастет в 2 раза;

в) спрос увеличится в 1,5 раза, а предложение сократится в 2 раза;

г) спрос и предложение сократятся в 2 раза?

Тема 6 Предприятие и предпринимательство в рыночной экономике2 часа

Задание 1

Верны ли утверждения?

1 Отличительной чертой предпринимательства является риск.

2 Коммерческое предпринимательство связано с покупкой и продажей ценных бумаг.

3 Термин предпринимательство в экономическую науку ввел А.Маршалл.

4 Партнерство – фирма, находящаяся в собственности нескольких физических лиц, не объединенных в юридическое лицо.

5 Скрытые издержки нельзя измерить

6 Валовые издержки включают в себя только явные издержки.

7 Экономическая прибыль равна разнице между валовым доходом и валовыми издержками.

8 Бухгалтерская прибыль всегда больше экономической прибыли на величину скрытых издержек.

9 Если издержки превышают доход, то прибыль компании будет отрицательной.

10 Валовой доход фирмы растет вместе с объемом производства.

Задание 2

«Создай свой бизнес»

Уважаемые студенты, слушатели Молодежного бизнес-инкубатора, начинающие предприниматели. Для более полного осмысления вашего бизнеса вам предоставляется деловая игра, основой которой является не только создание модели (образа) вашего бизнеса, но и разработка стратегии поведения фирмы на рынке, осмысление преимуществ и недостатков вашего бизнеса в сравнении с конкурентами.

Участникам игры предлагается разработать модель собственного бизнеса, последовательно ответив на все поставленные вопросы. Игра рассчитана на несколько занятий и требует дополнительного сбора информации. По окончанию разработки модели бизнеса участникам предстоит провести презентацию своей фирмы, компании и публично защитить все позиции по этой игре.

 

I Общая информация о бизнесе

1 Название фирмы (предприятия) _________________________________________

2 Организационно- правовая форма: ______________________________________

3 Цель предприятия:

основная____________________________________________________________

дополнительная

перспективная______________________________________________________

4 Примерные годовые объемы производства (предоставления услуг, проведения работ), ед.

5 Примерная численность работников, чел. ________________________________

6 Необходимая площадь помещений для ведения бизнеса, м2

производственная____________________________________________________

офисная____________________________________________________________

7 Примерный капитал для становления бизнеса (стартовый капитал), тыс. грн. _________________________________________________________________

II Продукт (услуги, работы)

1 Объем производства (предоставление услуг, проведение работ, продажи товаров)

годовой________________________________________________________________

месячный______________________________________________________________

дневной________________________________________________________________

2 Ассортимент (ассортиментная политика) _________________________________

3 Расширение ассортимента (ближайшие перспективы) ______________________

4 Качественные характеристики __________________________________________

5 Отличие от конкурентов _______________________________________________

6 Жизненный цикл товара (назовите стадию цикла вообще) ___________________

7 Оценка предпочтительности товара ______________________________________

8 Конкурентоспособность (расчет конкурентоспособности) ___________________

III Потребители (целевая аудитория)

Необходимо определить «портрет» потребителя товаров, услуг или работ вашей фирмы.

Проведите анализ потребителей по следующей форме табл. 11.3.35.

Таблица 11.3.35 – Анализ потребителей






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных