Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Конкуренция и монополия в условиях рынка




Конкуренция (лат. concurrentia, от лат. concurro – сбегаюсь, сталкиваюсь) – это борьба между экономическими субъектами за максимально эффективное использование факторов производства.

Совершенная конкуренция – состояние рынка, на котором имеется большое число покупателей и продавцов (производителей), каждый из которых занимает относительно малую долю на рынке и не может диктовать условия продажи и покупки товаров. Предполагается наличие необходимой и доступной информации о ценах, их динамике, продавцах и покупателях не только в данном месте, но и в других регионах и городах. Рынок совершенной конкуренции предполагает отсутствие власти производителя над рынком и установление цены не производителем, а через функцию спроса и предложения.

Черты совершенной конкуренции не присущи ни одной из отраслей в полной мере. Все они могут лишь приближаться к модели.

Признаками идеального рынка (рынка идеальной конкуренции) являются:

1 Отсутствие входных и выходных барьеров в той или иной отрасли производства;

2 Отсутствие ограничений на количество участников рынка;

3 Однородность одноименных представленных продуктов на рынке;

4 Свободные цены;

5 Отсутствие давления, принуждения со стороны одних участников по отношению к другим

Создание идеальной модели совершенной конкуренции является чрезвычайно сложным процессом. Примером отрасли, близкой к рынку совершенной конкуренции, может служить сельское хозяйство.

Несовершенная конкуренция – конкуренция в условиях, когда отдельные производители имеют возможность контролировать цены на продукцию, которую они производят.

Не всегда на рынке возможна совершенная конкуренция. Монополистическая конкуренция, олигополия и монополия являются формами несовершенной конкуренции. При монополии возможно вытеснение монополистом других фирм с рынка.

Признаками несовершенной конкуренции являются:

1 Демпинговые цены;

2 Создание входных барьеров на рынок каких-либо товаров;

3 Ценовая дискриминация (продажа одного и того же товара по разным ценам);

4 Использование или разглашение конфиденциальной научно-технической, производственной и торговой информации;

5 Распространение ложных сведений в рекламной или иной информации касаемо способа и места изготовления или количества товаров;

6 Умалчивание важной для потребителя информации.

Потери от несовершенной конкуренции:

1 Неоправданный рост цен;

2 Увеличение издержек обращения;

3 Замедление научно-технического прогресса;

4 Снижение конкурентоспособности на мировых рынках;

5 Падение эффективности экономики.

Монополия – исключительное право на что-либо. Применительно к экономике – исключительное право на производство, покупку, продажу, принадлежащее одному лицу, определённой группе лиц или государству. Возникает на основе высокой концентрации и централизации капитала и производства. Цель – извлечение сверхвысокой прибыли. Обеспечивается посредством установления монопольно высоких или монопольно низких цен. Подавляет конкурентный потенциал рыночной экономики, ведёт к росту цен и диспропорциям.

Модель монополии:

- единственный продавец;

- отсутствие близких продуктов-заменителей;

- диктуемая цена.

Следует отличать естественную монополию, то есть структуры, демонополизация которых либо нецелесообразна, либо невозможна: коммунальное хозяйство, метрополитен, энергетика, водоснабжение и др.

Конкуренция и монополия- это противоположные понятия. Конкуренция является важнейшим условием существования рынка, однако рано или поздно она порождает монополию. Модели рыночных структур представлены на рис. 5.15.

Чтобы определить степень концентрации рынка при оценке монопольной власти, используется индекс Херфиндаля-Хиршмана (HНI): (5.1)

 

HHI = S21 + S22 +... + S2n, (5.1)

где Si – доля рынка i-ой фирмы, n – количество фирм на рынке.

 

Рисунок 5.15 – Модели рыночных структур

 

При его расчете используют данные об удельном весе продукции фирмы в отрасли. Основной смысл показателя: чем больше удельный вес продукции фирмы в отрасли, тем больше потенциальные возможности для возникновения монополии.

С помощью сервиса производится расчет индекса Херфиндаля-Хиршмана (индекс Герфиндаля-Гиршмана).

Решение оформляется в MS Word и MS Excel (режим доступа к он-лайн калькулятору http://axd.semestr.ru/econ/hirschman.php).

Индекс принимает значения от 0 (в идеальном случае совершенной конкуренции, когда на рынке бесконечно много продавцов) до 1 (когда на рынке действует только одна фирма, производящая 100% выпуска). Если считать рыночные доли в процентах, индекс будет принимать значения от 0 до 10 000. Чем больше значение индекса, тем выше концентрация продавцов на рынке.

Классификация рынков:

1 Высококонцентрированные рынки: 1800 < HHI < 10000 (новой фирме трудно войти на рынок).

2 Умеренноконцентрированные рынки: 1000 < HHI < 1800.

3 Низкоконцентрированные рынки: HHI < 1000 (новой фирме легко войти на рынок).






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных