Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Виды и формы предпринимательской деятельности




 

Все многообразие предпринимательской деятельности может быть классифицировано по различным признакам: виду или назначению, формам собственности, количеству собственников, организационно-правовым и организационно-экономическим формам, степени использования наемного труда и др.

Любая экономическая деятельность должна быть целесообразной. Цель предпринимательской деятельности – максимизация прибыли в результате направленности усилий предпринимателя на определенный объект. Все эти виды могут функционировать раздельно или вместе рис. 6.7, 6.8.

Рисунок 6.7 – Разновидности предпринимательской деятельности

Рисунок 6.8 – Виды предпринимательства

 

Производственное предпринимательство можно назвать ведущим видом предпринимательства. Здесь осуществляется производство продукции, товаров, работ, оказываются услуги, создаются определенные духовные ценности. К производственному предпринимательству относятся инновационная, научно-техническая деятельность, непосредственно производство товаров и услуг, производственное их потребление, а также информационная деятельность в этих областях.

Коммерческое предпринимательство. Полем деятельности коммерческого предпринимательства служат товарные биржи и торговые организации. Товарная биржа – это разновидность оптового товарного рынка без предварительного осмотра покупателем образцов и заранее установленных минимальных партий товаров.

Основное содержание коммерческого предпринимательства составляют операции и сделки по купле-продаже, другими словами, – перепродажа товаров и услуг.

Финансовое предпринимательство. Сферой деятельности финансового (финансово-кредитного) предпринимательства являются обращение, обмен стоимостей. Особенность финансовой деятельности состоит в том, что она проникает и в производственную, и в коммерческую деятельность, хотя может быть и самостоятельной. Основным полем деятельности финансового предпринимательства являются коммерческие банки и фондовые биржи.

Предпринимательство осуществляется в определенных организационно-правовых формах, избираемых предпринимателем свободно, но не произвольно рис. 6.9. Последнее обусловлено следующими объективными обстоятельствами:

- требованием соответствия форм организации предпринимательства действующему законодательству;

- содержанием избранной предпринимательской деятельности;

- наличием или отсутствием надлежащего количества капитала для реализации предпринимательского проекта ИТ. п.

Предпринимательская деятельность осуществляется посредством определенных организационных структур – предприятий.

 

 

Рисунок 6.9 – Характеристика предпринимательства

 

Консультативное предпринимательство. Консультант – специалист в определенной области, дающий советы по вопросам своей специальности. В зарубежной практике коммерческая, платная консультация по вопросам управления получила название консалтинг. Консалтинговые услуги могут быть самыми разнообразными. Европейский справочник-указатель консультантов по менеджменту в настоящее время выделяет 84 вида консалтинговых услуг, объединяемых в восемь групп: общее управление, администрирование, финансовое управление, управление кадрами, маркетинг, производство, информационная технология, специализированные услуги.

В зависимости от формы организации предприятий различают:

- индивидуальные (единоличное владение);

- общества, товарищества, партнерство;

- корпорации.

Индивидуальные предприятия находятся в собственности одного лица, принимающего на себя не только финансовый риск, но и исключительную ответственность за управление. Предприниматель одновременно является и собственником, и работником, и бухгалтером, и управленцем.

Преимущества индивидуальных предприятий:

- экономическая свобода выбора сферы деятельности, объемов производства, направлений использования доходов и т.п.;

- оперативность;

- непосредственная заинтересованность в производительном труде, эффективном распределении и использовании дохода;

- низкие организационные издержки.

Недостатки индивидуальных предприятий:

- ограниченность финансовых возможностей внедрения достижений НТП, новейших форм организации труда;

- ограниченная возможность организации отдыха и т. п.

Общества (партнерства) – форма организации, основанная на: общем (долевом) формировании юридическими или физическими лицами уставного капитала; распределении прав и ответственности в зависимости от доли в уставном капитале и места в структуре управления обществом (рис. 6.10).

Рисунок 6.10 – Виды хозяйственных обществ

Юридическое лицо – это деловое предприятие, имеющее собственный устав, счет в банке, прошедшее процедуру официальной регистрации.

Полное общество – объединение физических и (или) юридических лиц с целью осуществления совместной хозяйственной деятельности на основе соглашения между ними. Полное общество не является юридическим лицом, его члены сохраняют самостоятельность, во несут неограниченною солидарную ответственность по обязательствам не только имуществом предприятия, но и своим собственным имуществом.

Эта форма применяется там, где преобладает интеллектуальный труд (брокерские, аудиторские, адвокатские фирмы).

Общества с ограниченной ответственностью основаны на ответственности, которая ограничивается только имуществом предприятия, и предприниматель не несет ответственности своим собственным имуществом. Эта форма более распространена, поскольку ей присущ меньший уровень риска.

Смешанные общества (коммандитные) – объединения нескольких физических я (или) юридических лиц для совместной деятельности на основе договора. Они состоят из действительных членов (комплементариев), несущих полную (неограниченную) ответственность по обязательствам общества, и членов-вкладчиков (коммандистов), отвечающих по обязательствам товарищества только своими вкладами (ограниченно).

Преимущества обществ над индивидуальными (единоличными) предприятиями:

- расширение финансовых возможностей;

- возрастание доверия со стороны кредитных учреждений;

- возрастание эффективности вследствие обмена опытом и распределения функциональных обязательств.

Недостатки обществ:

- обострение противоречий между интересами участников общества;

- разногласия при выработке единой стратегии;

- разногласия при принятии управленческих решений.

Корпорация (акционерное общество) – форма объединения капиталов участников акционерного общества (АО).

Она свидетельствует о внесении капитала в форме покупки акций и предоставляет акционеру право получать часть дохода АО в форме дивидендов и принимать участие в управлении обществом. Акционерные общества бывают закрытыми (ЗАО) и открытыми (ОАО). Различие между ними состоит в том, что первые не выпускают акции или выпускают их без права свободной купли-продажи, а вторые (ОАО) – выпускают акции, свободно продающиеся и покупающиеся.

Преимущества акционерных обществ:

- значительно лучшие условия привлечения финансовых ресурсов;

- меньший риск банкротства (при ограниченной ответственности);

- сравнительно большая устойчивость;

- эффективный менеджмент и маркетинговое обслуживание.

Недостатки акционерных обществ:

- организация и ликвидация АО требует значительных затрат;

- разногласия в интересах участников АО усложняют эффективное управление;

- сложная организационная структура управления порождает бюрократизацию.

В современной рыночной экономике активизируется роль объединений предприятий (рис. 6.11).

Рисунок 6.11 – Типы объединений предприятий

Картель – соглашение (гласное или негласное) между независимыми предприятиями по проведению единой ценовой политики, распределению рынков сбыта, согласованию условий обмена патентами, лицензиями и т. п. Производственная деятельность картельным соглашением не регламентируется.

Синдикат – форма объединения предприятий, производящих однородный продукт, что предполагает сохранение производственной самостоятельности при потере права на самостоятельный сбыт продукции. Созданная совместная структура занимается реализацией товаров, а доходы распределяются по удельному весу каждого предприятия в реализованной продукции.

Трест – форма объединения, предполагающая потерю юридической и экономической самостоятельности как в производстве, так и в реализации. Трест несет полную ответственность всем своим имуществом за результаты хозяйственной деятельности всех предприятий, входящих в его состав. Доля каждого предприятия определяется пакетом акций; пропорционально этой доле определяется и доход.

Концерн – объединение многих промышленных, финансовых, торговых предприятий, формально сохраняющих свою самостоятельность, но фактически подчиненных финансовому контролю и руководству главной фирмы, отвечающей за хозяйственную деятельность объединенных предприятий в пределах пакетов акций каждого из них.

Конгломерат – многоотраслевое объединение, возникшее на основе интенсивной экспансии головной фирмы в многочисленные, мало связанные между собой отрасли экономики путем скупки пакетов акций других предприятий.

Черты конгломерата:

- отсутствие отраслевого ядра;

- изменение собственника предприятия при стабильных производственных программах;

- неизменность экономических благ, предлагаемых на рынок;

- ведущая роль банков и других финансово-кредитных учреждений, осуществляющих стратегию поглощения и подчинения посредством интенсивной спекулятивной деятельности.

Диверсификаты – многоотраслевые корпорации, объединенные системой участия, производственной корпорацией, патентно-лицензионными соглашениями, совместными производственными и научно-исследовательскими программами, единой системой финансирования.

Черты диверсификата:

- наличие отраслевого ядра;

- объединение смежных отраслей;

- внедрение принципиально новых видов деятельности и их результатов – продуктов;

- вспомогательная роль банков и других финансово-кредитных учреждений.

Финансово-промышленные группы (ФПГ) – организационная форма объединения крупных промышленных фирм с банковскими структурами, где каждый член-участник самостоятельно решает собственные задачи, не пренебрегая при этом интересами группы. Координационную деятельность может осуществлять банк или промышленное предприятие.

Функции ФПГ:

- аккумуляция финансовых ресурсов;

- создание благоприятных условий для инвестиционной деятельности;

- надлежащий контроль за эффективным использованием финансовых ресурсов;

- содействие развитию научно-исследовательских разработок;

- межотраслевое перераспределение ресурсов.

Система участия

Для выявления степени зависимости предприятий, образующих корпоративный капитал, от главной (материнской) компании используют критерий системы участия. По данной системе предприятия, входящие в состав корпорации (холдинга), могут иметь следующие формы:

- отделения (при условии, что 95 – 100 % акций принадлежат материнской компании);

- дочернего предприятия (доля участия материнской компании составляет 50 – 95 %);

- филиала (удельный вес материнской компании составляет 25 – 50%);

- ассоциации (участие материнской компании в капитале составляет 10 – 25 %).

Кроме рассмотренных организационно-правовых форм предприятий и их объединений, существуют и другие критерии классификации. В частности, в зависимости от формы собственности, предприятия делят на:

- частные (основаны на собственности отдельных граждан с правом использования наемного труда);

- коллективные (основаны на собственности трудового коллектива, кооператива, другого уставного общества, общественной или религиозной организации);

- государственные (основанные на общегосударственной или коммунальной собственности).

Среди коллективных форм предпринимательства наиболее распространенной является кооператив.

Кооператив – объединение граждан с целью общего производства и сбыта продукции, закупок и потребления экономических благ, строительства, использования жилья ит. п.

Черты кооператива:

- является юридическим лицом;

- объединяет усилия для решения общих задач;

- равноправность членов в решении хозяйственных проблем.

Недостаток кооперативной формы – ограниченность из-за необходимости согласования интересов членов кооператива.

Государственное предприятие – предприятие, основные средства которого находятся в государственной собственности, а руководство назначается государственными органами или работает по контракту. Государственные предприятия общегосударственной собственности наиболее распространены в отраслях:

- обеспечивающих национальную безопасность;

- непривлекательных для частного предпринимательства, но имеющих стратегически важное значение для страны;

- естественных монополиях (с целью упреждения возникновения частной монополии).

Коммунальные предприятия чаще всего являются собственностью власти административно-территориальных образований.

Формы государственных предприятий:

- с неделимым имуществом и полной принадлежностью его государственной собственности (унитарные предприятия);

- контролируемые государством посредством контрольного пакета акций (корпорации с правом принятия решения государством);

- с долей государственной собственности в уставном капитале меньшей нежели 50 %, где представители государственных органов осуществляют интересы государства.

По уровню концентрации и централизации производства и капитала предприятия делят на малые (мелкие), средние и большие (крупные).

Термин "концентрация" означает сосредоточение, накопление, насыщенность, объединение.

Концентрация производства – процесс все большего сосредоточения производства на крупных предприятиях.

Концентрация капитала – процесс возрастания объема капитала за счет превращения части чистого дохода в капитал (капитализации части чистого дохода).

Централизация капитала – процесс добровольного объединения капиталов (акционирования) или поглощения одними капиталами других, вследствие чего происходит укрупнение производства.

Показатели уровня концентрации производства:

- численность занятых;

- объемы производства;

- объем товарооборота;

- оборот капитала;

- удельный вес предприятия на товарном рынке;

- наличие или отсутствие конкуренции;

- наличие или отсутствие внешнего контроля.

Наиболее распространенными критериями определения масштабов предприятий (крупные, средние или мелкие) мировой практикой признаны:

- объем каптала;

- численность занятых;

- объем выпуска.

Законодательства разных стран устанавливают свою количественную и качественную оценку отнесения предприятий к тому или иному типу.

Вместе с тем не следует отождествлять крупное, среднее и мелкое производство с делением предприятий на аналогичные типы. В основе деления предприятий на отмеченные выше типы лежат количественные показатели, в основе деления предпринимательства — качественные характеристики.

Выбор типа предприятия в значительной мере зависит от отрасли, избранной для осуществления предпринимательской деятельности.

Масштабы предпринимательской деятельности определяются научно-технической и производственной специализацией, кооперацией, интенсивностью интеграционных процессов.

Классификация предприятий по указанным выше критериям имеет важное значение для выбора организационно-правовой формы.

Главной организационной формой для крупного предприятия является акционерное общество (АО).

Преимущества крупного производства в сравнении с мелкими:

- технические и технологические преимущества, обусловленные значительно лучшими условиями для использования достижений НТП;

- экономия от масштаба производства, комбинирования и занятости;

- сравнительно высокая устойчивость и стабильность (даже в условиях тяжелого финансового положения крупные предприятия, как правило, не ликвидируются, а только меняют собственника и структуру управления;

- большие возможности использования кредита;

- преимущества в сфере обращения (закупка ресурсов оптом стоит дешевле), издержки по транспортировке, хранению и реализации больших партий товаров ниже в расчете на единицу продукции.

Средние предприятия занимают промежуточное положение между малыми и крупными. Их значительно меньше, нежели мелких, но больше, чем крупных. Они Специализируются на обслуживании тех сегментов рынка, которые не выгодны или в силу определенных причин не заняты крупными или мелкими предприятиями. Их ассортимент не очень многообразен, но устойчив, в связи с тем, что специализированные рынки в меньшей степени зависят от конъюнктурных колебаний экономики.

Двойственная роль средних предприятий:

- создают конкурентную среду для крупных предприятий;

- являются промежуточной ступенькой к монополизации;

- наибольшее количество именно средних предприятий попадает под процесс поглощений;

- средние предприятия стремятся занять монопольное (олигополистическое) положение в определенных сегментах рынка.

Малые предприятия законодательно чаще всего определяются численностью занятых на них работников с учетом специфики сфер, отраслей и видов экономической деятельности.

В Украине действующее законодательство к малым относит предприятия, число занятых на которых не превышает:

- в промышленности и строительстве – 200 человек;

- в других отраслях производственной сферы – 50;

- в науке и научном обслуживании – 100;

- в отраслях непроизводственной сферы – 25;

- в розничной торговле – 15 человек.

В странах с развитой рыночной экономикой удельный вес занятых в среднем и мелком предпринимательстве составляет 50 – 70 %, а их доля в ВВП 50 – 60 %. Малых предприятий там очень много. Именно на основе малых предприятий возникли средние и крупные.

В современной экономике Украины мелкое предпринимательство не приобрело значения, свойственного рыночным системам, формировавшимся эволюционно. Развитие его в Украине требует государственного содействия и поддержки.

Черты мелких предприятий:

- большое количество;

- гибкость (способность быстро реагировать на конъюнктурные изменения в экономике);

- неустойчивость (в США ежегодно становятся банкротами три из пяти вновь созданных фирм).

Функции малых предприятий:

- оперативно реагируют на изменение экономической конъюнктуры;

- корректируют состав экономики в соответствии с изменениями в структуре вкусов, потребностей, предпочтений ит. п.;

- расширяют рамки экономической свободы, руководствуясь в своей деятельности экономической целесообразностью, а не решениями управленческих органов (государственных или кооперативных);

- обеспечивают развитие конкуренции;

- способствуют ослаблению монополизма;

- создают дополнительные рабочие места;

- насыщают рынок экономическими благами при отсутствии значительного стартового капитала;

- быстро возмещают затраты и восстанавливают (воспроизводят) способность вновь инвестировать;

- являются основой для формирования среднего класса;

- активны в инновационной деятельности.

Смешанная экономика комбинирует различные типы предприятий и разные их организационно-правовые формы на основе принципа экономической целесообразности, содержание которой определяется минимизацией затрат и максимизацией прибыли.

Опытным путем установлено, что валовые затраты на единицу продукции минимизируются при достаточно высоких объемах производства в таких отраслях, как газоснабжение, электроэнергетика, водоснабжение (естественные монополии), а также металлургия, автомобильная промышленность и т. п.

Малое предпринимательство наиболее распространено в высокорисковых сферах деятельности, а также там, где массовое производство нецелесообразно.

Переход к инновационной модели предпринимательской деятельности рождает новые ее формы;

- венчурное предпринимательство (бизнес);

- инжиниринг;

- лизинг;

- технопарки;

- торговые сети;

- франчайзинг и др.

Венчурное предпринимательство осуществляется в сфере финансирования высокотехнологичных, как правило, с высокой степенью риска, проектов с целью получения максимальной прибыли.

По размеру венчурные компании небольшие и средние.

Организационно-правовая форма, свойственная им, – партнерства (общества).

Занимаются они целевыми инженерными разработками, производствам и внедрением инноваций. Венчурные компании выполняют роль инвесторов долгосрочных наукоемких проектов с привлечением рискового капитала.

Партнеры венчурной компании:

- профессионалы в сфере предпринимательской и управленческой деятельности;

- институциональные инвесторы (инвестиционные и пенсионные фонды, страховые компании и т. п.);

- частные лица.

Управленцы вкладывают незначительную часть инвестиций (1%), но принимают на себя полный риск по управлению компанией. Институциональные и частные инвесторы обеспечивают финансирование и рискуют своими инвестициями. Таким образом, осуществляется принцип венчурного предпринимательства по распределению риска. Руководство получает около 20 % прибыли, а инвесторы – 80 %.

По оценкам американских экономистов, 15% венчурных компаний обречены на полную потерю рискового капитала; 30 % — обеспечивает очень скромную прибыль.

Зато 30 % венчурных фирм за несколько лет перекрывают прибылью инвестированный капитал в 30-кратном, а иногда и в 200-кратном размере.

Инжиниринг – система предоставления услуг фирмой-консультантом фирме-клиенту во время строительства промышленных и прочих объектов (рис. 6.12).

Рисунок 6.12 – Виды и функции инжиниринговых фирм

Лизинг – форма долгосрочной аренды, где арендодателем является лизинговая компания. Арендатор принимает на себя ответственность за сохранение арендованного имущества, уплату арендных платежей, налогов и страховых платежей. Срок аренды имущества определяется от 40 до 90 % продолжительности обычного периода эксплуатации объектов, сдаваемых в аренду.

Арендованные объекты, как правило, покупаются лизинговой компанией по просьбе арендатора. Лизинговые компании предъявляют к арендаторам те же требования, что и банки при предоставлении кредитов. Но ассортимент их услуг значительно шире: предоставление инженерно-консультационных услуг; послереализационное обслуживание; обучение персонала по обслуживанию оборудования и пр.

Эта форма предпринимательства очень удобна для мелких и средних предприятий, имеющих ограниченные финансовые возможности.

Технопарки – одна из наиболее распространенных в США и Западной Европе форм венчурного предпринимательства. За образец создания технопарка, как правило, принимают модель научно-производственного центра на базе Стенфордского университета в Калифорнии, в котором сосредоточены приблизительно 3 тыс. средних и малых электронных фирм, где работает 190 – 200 тыс. человек.

Пути возникновения технопарков:

- объединение сотрудников университетских и научно-исследовательских центров, стремящихся коммерциализировать результаты своих научно-исследовательских разработок;

- создание научно-техническим персоналом крупных компаний, оставивших корпорацию с целью иметь свое собственное дело. Как правило, корпорация не только не сопротивляется, но и содействует этому процессу, рассчитывая на сотрудничество в случае успеха;

- переход существующих фирм под эгиду технопарка с целью получения определенных льгот (условий кредитования, аренды помещений для научных исследований, конструкторских разработок и т. п.).

Торговая сеть – два или больше магазинов, находящихся под общим владением и контролем, продающих товары аналогичного ассортимента" имеющих общую службу закупок и сбыта, и, возможно, аналогичное архитектурное оформление.

Франчайзинг – наиболее распространенная форма интеграции малого и крупного предпринимательства в области сбыта.

Сущность франчайзинга состоит в том, что главная крупная компания (франчайзер) подписывает соглашение с малыми и средними независимыми предприятиями (франчайзи) о предоставлении им исключительного права продаж ее вещественных товаров (или услуг) под торговой маркой компании-франчайзера.

Для получения прав фирма-оператор (франчайзи) осуществляет первоначальный взнос в пользу головной компании (франчайзера), а потом уплачивает ежемесячные взносы. В этом состоит сходство франчайзинга с арендой при условии, что во временное пользование продается право использования товарного знака.

Франчайзинговый пакет (франшиза) – полная система ведения бизнеса – позволяет франчайзи осуществлять эту деятельность успешно даже тогда, когда он начинает заниматься ею впервые.

Франчайзи осуществляет свою деятельность в соответствии с законами, нормами и правилами, установленными франчайзером. Компенсацией за утрату в этом аспекте экономической свободы франчайзи является предоставление ему разрешения использовать название компании, ее репутацию, маркетинговые технологии и прочее.

Источники финансирования системы франчайзинга:

- передача в аренду главной компанией-франчайзером соответствующего основного капитала;

- собственный капитал франчайзи (фирмы-оператора);

- заимствованный фирмой-оператором капитал.

Соглашение между франчайзером и франчайзи определяет:

- нормативы отчислений от прибыли главной компании;

- нормативы регулярных выплат за использование рекламы под торговой маркой франчайзера.

Франчайзинг как система организации предпринимательской деятельности имеет определенные преимущества и ограничения для обеих сторон (табл. 10.2).

 

Таблица 10.2 – Преимущества и недостатки системы франчайзинга для главной компании и компании-оператора

Преимущества и недостатки франчайзинга Для франчайзера Для франчайзи
Преимущества Обеспечивает дополнительные денежные средства для ведения бизнеса. Способствует укреплению репутации на существующем рынке. Способствует расширению рынка определенного вида экономических благ. Создает благоприятные условия для возникновения новых концепций предпринимательской деятельности Поддержка со стороны главной компании, имеющей прекрасную репутацию. Возможность быстро и эффективно начать свое дело. Установление четких территориальных границ ведения дела
Недостатки Ограниченное влияние главной компании на франчайзи. Недобросовестные фирмы-операторы могут компрометировать франчайзера и негативно влиять на его имидж. Опасность разглашения коммерческой тайны. Благополучные фирмы выходят из системы франчайзинга для самостоятельного ведения предпринимательства Ограничение инициативы и свободы со стороны франчайзера. Финансовая зависимость от франчайзера в трудных для франчайзи ситуациях может его уничтожить даже при успешной деятельности. Франчайзер может недобросовестно выполнять свои договорные обязательства

 

Эта форма организации предпринимательства наиболее распространена в ресторанном бизнесе, на станциях технического сервиса автомобилей, в бытовом обслуживании, сферах туризма, розничной торговле, при оказании ремонтно-строительных, дизайнерских и бизнес-услуг и т. п. Примером франчайзинга являются предприятия быстрого обслуживания "Макдональдс", станции технического обслуживания "Вольво", "Мерседес-Бенц" и т. д., магазины и автоматы по продаже прохладительных напитков "Кока-кола" и пр.

Система франчайзинга содействует насыщению рынков качественными и разнообразными экономическими благами и в этом ее привлекательность. Вместе с тем выполнение производственной функции не самой головной компанией, а фирмой-оператором не всегда гарантирует надлежащее качество, соответствующее стандартам товарного знака головной фирмы. Поэтому для системы франчайзинга характерен жесткий контроль со стороны франчайзера за работой фирмы-франчайзи.

Мерчандайзинг – система форм и методов активизации торговли:

- различные варианты размещения магазинов;

- реклама в местах продажи;

- освещение;

- интерьер;

- фирменный стиль;

- обучение продавцов умению консультировать покупателей по вопросам качества и использования товаров; пониманию психологии покупателя и активного влияния на его желание приобрести товар именно в этом торговом заведении и т. п.

Подводя итог, отметим, что предпринимательство – явление многоаспектное. Формы предпринимательской деятельности возникают из потребностей экономических субъектов и определяются уровнем развития экономики.

Лекция 7

Капитал предприятия, его кругооборот и обращение – 2 часа

 

План лекции:

7.1 Сущность и экономическое содержание капитала

7.2 Кругооборот и обращение капитала

 

Сущность и экономическое содержание капитала

 

Стремление объяснить суть и значение капитала проявили представители всех крупнейших школ и направлений экономической науки. Это видно даже из названия многих трудов. Упомянем, в частности, «Капитал» К. Маркса, «Капитал и прибыль» Е. Бем-Баверка, «Природу капитала и прибыли» И. Фишера, «Стоимость и капитал» Дж. Хикса.

Капитал (от лат. capitalis – главный) – одна из важнейших категорий экономической науки, обязательный элемент рыночной экономики, необходимый фактор и ресурс производства, главный объект рынка капитала.

Капитал - это сумма благ в виде материальных, интеллектуальных и финансовых средств, используемых в качестве ресурса в целях производства большего количества благ рис. 7.1.

 

Рисунок 7.1 – Понятие капитала

Капитал имеет много значений и может трактоваться как некий запас материальных благ («физический капитал»), как сумма денег, или «финансовый капитал», как нечто, что включает в себя не только материальные предметы (средства производства), но и нематериальные элементы, такие, как знание, образование, квалификация, человеческие способности, используемые в производстве товаров и услуг («человеческий капитал»), как элемент богатства, приносящий его владельцу регулярный доход на протяжении длительного времени («дисконтированный поток дохода»), как сумма прав распоряжаться некоторыми ценностями, дающая их обладателям доход без вложения соответствующего труда («юридический капитал»).

По К. Марксу, изначально капитал – это любое благо, стоимость. Но это лишь необходимое условие зарождения (существования) капитала. Далее следует отметить, что капитал – это не просто стоимость, а авансированная стоимость, что подчеркивает и объясняет интерес предпринимателя в авансировании средств на реализацию определенного товара, который может быть связан с риском и потерей авансированной стоимости. Это отказ от удовлетворения ежеминутных желаний, определенное воздержание во имя дела.

Но авансированная стоимость у К. Маркса еще не есть капитал. Таковым он может стать, если создает прибавочную стоимость, которая после реализации принесет прибыль. Капитал – это самовозрастающая стоимость. Но и этого недостаточно. Капитал – это движущаяся стоимость, стоимость, которая находится в постоянном движении, и, чем быстрее оборот авансированной стоимости, тем меньше требуется средств для достижения поставленной цели – получения прибыли.

Капитал существует в различных формах (рис. 7.2).

 

 

Рисунок 7.2 – Виды и формы капитала

 

Изначально он выступает в денежной форме. Это денежный капитал, роль (функция) его сводится к созданию необходимых условий для процесса производства материальных благ. Имея деньги, предприниматель приобретает на рынке необходимые факторы производства: рабочую силу, средства производства и земельный участок (возможно, в аренду).

Все эти взгляды едины в одном: капитал – это любой ресурс экономики, создаваемый с целью производства большего количества экономических благ и способный приносить доход.

Распространены и более узкие определения. Согласно бухгалтерскому определению капиталом называются все активы фирмы. По экономическому определению капитал разделяется на два вида – реальный, т.е. в материальной и интеллектуальной форме, и финансовый, т.е. в форме денег и ценных бумаг. Все чаще выделяют и третий вид — человеческий капитал, образующийся в результате инвестиций в образование и здоровье трудовых ресурсов.

Реальный капитал (реальные активы, нефинансовые активы) делится на основной и оборотный капитал (рис. 7.3). К основному капиталу обычно относят имущество, служащее больше одного года. В России основной капитал называют основными фондами.

К реальному оборотному капиталу следует относить только материальные оборотные средства, т.е. производственные запасы, незавершенное производство, запасы готовой продукции и товары для перепродажи. Это экономическое определение оборотного капитала.

 

 

Рисунок 7.3 – Структура реального капитала

 

Если к материальным оборотным средствам добавить средства в расчетах с поставщиками и покупателями (дебиторская задолженность, т.е. кредиты и рассрочка платежей покупателям, и расходы будущих периодов, т.е. авансы поставщикам), денежные средства в кассе предприятия и расходы на заработную плату, то получим оборотный капитал (оборотные средства, или оборотные активы) по бухгалтерскому определению.

Реальный капитал приносит доход в форме прибыли. Она может быть в разных вариантах: прибыль фирмы, роялти владельца интеллектуального капитала (например, собственника патента) и др.

Финансовый капитал (финансовые активы, реже – капитальные активы) состоит из денег и ценных бумаг. Он порожден нуждами экономического кругооборота. Финансовый капитал приносит доход в форме прибыли (от акций) и процента (от облигаций, банковских счетов и депозитов, ссуд). Финансовый капитал, предоставляемый в ссуду, называют ссудным.

Рассмотрим виды капитала:

Основной – который частично передает свою стоимость, за некоторые время товару, которого он производит.

Оборотный – который переносит на продукт всю свою стоимость.

Постоянный – который обычно не меняет размер стоимости, перенося свою стоимость на результат.

Переменный – назначен для найма рабочей силы, меняет стоимость.

Рабочий – показывает, как быстро некая компания переводит активы в денежную форму.

Физический – источник дохода в виде средств, с помощь которого получают деньги.

Денежный – это деньги, которые направлены на приобретение физического кап. Деньги, которые хранятся под подушкой, не приносят никакого дохода и автоматически не являются денежным кап.

Финансовый – который образуется при слиянии банковских и промышленных монополий.

Капитал – это главный элемент производства, В экономической теории понятие «капитала» как фактора производства включает в себя средства производства, созданные людьми. выступающий в многообразных видах и формах. Различают физический (материально вещественный капитал) и человеческий капитал. Физический капитал (реальный, производственный капитал) – имущество, используемое предприятием в производственной деятельности.

Различают основной и оборотный физический капитал. Основной капитал – реальные активы длительного пользования, стоимость которых переносится на продукт частями в течение ряда периодов производства (здания, сооружения, машины, оборудование, транспортные средства и т. д.). Оборотный капитал – реальные активы, стоимость которых полностью переносится на стоимость нового товара и возвращается в денежной форме к предпринимателю при реализации товара в каждом производственном цикле (сырье, топливо, материалы, полуфабрикаты).

Человеческий капитал – особая разновидность трудовых ресурсов – физические и умственные способности человека, полученные посредством образования или практического опыта; мера воплощенной в человеке способности приносить доход.

На рынке факторов производства под капиталом подразумевают материальные факторы, капитальные блага.

Еще один аспект капитала связан с его денежной формой. Денежный капитал является «общим знаменателем», к которому сводят стоимость капитала в форме любого актива. В денежном выражении может быть просчитана стоимость как физического, так и человеческого капитала. Денежный капитал, или капитал в денежной форме, представляет собой инвестиционные ресурсы.

Сам по себе денежный капитал экономическим ресурсом не является, его непосредственно в производстве использовать нельзя, однако можно использовать для покупки факторов производства.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных