Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Госпоже де Дюра [1569]. 5 страница




 

[581]Нет ничего истинного, что не могло бы казаться ложным. – Все эти положения почерпнуты у Секста Эмпирика (Три книги Пирроновых положений, I, 19, 22, 23).

 

[582]έπέχω. – См. прим. 253, т. II, гл. XII. Это слово было вырезано на потолке библиотеки Монтеня.

 

[583]В обыденной жизни пирронисты ведут себя, как все люди. – Монтень основывается на Сексте Эмпирике (Три книги Пирроновых положений, I, 6).

 

[584]Бог наделил нас не знанием этих вещей, а умением пользоваться ими (лат.) – Цицерон. О гадании, I, 18.

 

[585]… простые… умы более послушны… законам… – Весь этот абзац почерпнут у Цицерона (Академические вопросы, II 31, 33, 34).

 

[586]Принимай… вещи такими, как они представляются тебе… – Екклезиаст, V, 17.

 

[587]Господь знает мысли человеческие, что они суетны (лат.). – Псалом XCIII, 11.

 

[588]Что ученые скорее предполагают, чем знают (лат.) – Откуда взята цитата, неизвестно.

 

[589]… он не имеет точных доказательств, как не имеет их ни один смертный. – Платон. Тимей, 29 d.

 

[590]… один из последователей Платона… – Имеется в виду Цицерон.

 

[591]Объясню, как смогу: но не буду говорить ничего окончательного и определенного, словно я – Аполлон Пифийский, а, будучи всего лишь человеком, обращусь к правдоподобным предположениям (лат.). – Цицерон. Тускуланские беседы. I, 9.

 

[592]Если, рассуждая о природе богов и происхождении вселенной, мы не достигнем желанной нашему уму цели, то в этом нет ничего удивительного. Ведь следует помнить, что и я, говорящий, и вы, судьи – всего лишь люди; так что, если наши соображения будут правдоподобны, не следует стремиться ни к чему большему (лат.). – Цицерон. Тимей, 3, 8.

 

[593]… чем больше знаешь, тем больше… поводов к сомнению. – Приводимое в тексте см. Плутарх. Застольные беседы, VIII, 10.

 

[594]Те, кто хотят узнать, что мы думаем о всякой вещи, более любопытны, чем нужно. Вплоть до настоящего времени все еще процветает в философии метод, созданный Сократом, воспринятый Аркесилаем и подтвержденный Карнеадом, который состоит в том, чтобы все критиковать и ни о чем не высказывать безусловных суждений. Мы полагаем, что во всякой истине всегда есть нечто ложное и что сходство между истиной и ложью столь велико, что нет такого отличительного признака, на основании которого можно было бы судить наверняка и которому можно довериться (лат.). – Цицерон. О природе богов, I, 5.

 

[595]Клитомах утверждал, что… не в состоянии был понять… сочинений Карнеада… – Клитомах – см. прим. 252, т. II, гл. XII. Карнеад не оставил никаких сочинений; его учение изложил Клитомах. – Приводимое в тексте см. Цицерон. Академические вопросы, II, 45.

 

[596]Темный (греч.). – Об этом см. Цицерон. О высшем благе и высшем зле, II, 5.

 

[597][Гераклит], стяжавший себе славу темнотой своего языка по преимуществу среди невежд. Ибо глупцы дивятся и встречают с любовным почтением все, что, по их мнению, скрывается за двусмысленными выражениями (лат.). – Лукреций, I, 640.

 

[598]Цицерон упрекает… друзей за то, что они… пренебрегали… важными обязанностями… – Цицерон. Об обязанностях, I, 6.

 

[599]… философы‑киренаики не придавали цены физике и диалектике. – Монтень опирается здесь на Диогена Лаэрция, II, 92.

 

[600]Зенон… объявлял бесполезными все свободные науки… – Это приводится у Диогена Лаэрция, VIII, 32.

 

[601]Хрисипп утверждал, что все написанное Платоном и Аристотелем о логике писалось ими в шутку… – Монтень почерпнул это у Плутарха (Противоречия философов‑стоиков, 25), но, вследствие ошибки памяти, приписал Хрисиппу как раз обратное тому, что говорится о нем у Плутарха.

 

[602]Плутарх утверждает то же… относительно метафизики. – Жизнеописание Александра Македонского, 2.

 

[603]Я мало ценю те науки, которые ничего не сделали для добродетели ученых (лат.). – Саллюстий. Югуртинская война, 85, речь Мария.

 

[604]Одни называли Платона догматиком, другие… скептиком… – Приводимое в тексте см. Секст Эмпирик. Три книги Пирроновых положений, I, 33. Монтень придает слову «догматик» (dogmatiste) тот смысловой оттенок, каким оно обладало в древности. Приверженцы античного скептицизма называли догматиком любого мыслителя, развивавшего положительное учение о мире.

 

[605]… Гомер… заложил основания всех философских школ… – Монтень опирается здесь на Сенеку (Письма, 88, 5).

 

[606]… Платон был родоначальником десяти… философских школ… – Монтень имеет в виду утверждение Диогена Лаэрция в его жизнеописании Сократа (в конце).

 

[607]Сократ говорил… – Платон. Теэтет, 149 b.

 

[608]… так же обстоит дело и с сочинениями… философов третьего направления… – Монтень имеет в виду Цицерона (Академические вопросы, II, 5).

 

[609]… творения бога различным образом смущают нас… – Еврипид в цитате у Плутарха: Об упадке оракулов, 50 (во французском переводе Амио).

 

[610]Эмпедокл. – Это изречение Эмпедокла приводится у Цицерона (Академические вопросы, II, 5), а также у Секста Эмпирика (Против математиков).

 

[611]Помышления смертных нетверды, и мысли наши ошибочны (лат.). – Книга премудрости Соломона, IX, 14.

 

[612]… стоики… считают невоздержанностью стремление слишком много знать. – Приводимое в тексте см. Сенека. Письма, 88, 45.

 

[613]… я все же буду искать причину этого явления… – Этот случай приводится у Плутарха (Застольные беседы, I, 10).

 

[614]Лучше изучить лишнее, чем ничего не изучить (лат.) – Сенека. Письма, 88, 45.

 

[615]… исследование вещей… увлекательное занятие… – Цицерон. Академические вопросы, II, 41.

 

[616]Евдокс Книдский (408–355 гг. до н. э.) – известный древнегреческий математик и астроном основал в своем родном городке Книде (Малая Азия) школу математиков и астрономов, сыгравшую крупную роль в истории греческой науки. – Приводимое в тексте см. Плутарх. О том, что, придерживаясь учения Эпикура, нельзя было бы жить безмятежно, 8.

 

[617]Каждый сообразует их [эти учения] с требованиями своего ума, вместо того чтобы сообразовать их с требованиями науки (лат). – Сенека Старший. Контроверзы, IV, 3.

 

[618]Платон… как законодатель… – Монтень опирается на Диогена Лаэрция, III, 80.

 

[619]… он тщательно предусматривает… – Платон. Законы, VII, 817 d.

 

[620]… для пользы людей… бывает необходимо их обманывать. – Платон. Государство, V, 549 е.

 

[621]… приверженцы Новой Академии… – Так называемая «Новая» Академия – все четыре послеплатоновские академии (см. прим. 248, т. II, гл. XII).

 

[622]Они, кажется, не столько заботились о достоверности, сколько хотели поупражнять свой ум на трудном предмете (лат.). – Неизвестно, кому принадлежит это изречение.

 

[623]… бог… принимает… поклонение людей… под каким бы именем… люди их ни выражали. – Здесь и на последующих страницах Монтень раскрывает свое подлинное отношение к религии, ясно показывающее, что он решительно отошел от католической ортодоксии.

 

[624]Всемогущий Юпитер, отец и вместе с тем мать вещей, царей и богов (лат.). – Валерий Сориан в цитате у Августина: О граде божием, VII, 9.

 

[625]Все правительства извлекали пользу из благочестия верующих… – Достойно внимания смелое замечание Монтеня о том, что все правительства эксплуатируют благочестие верующих. Весь этот абзац цитирует в своем «Завещании» Жан Мелье.

 

[626]… Неведомому и невидимому богу. – Деяния апостолов, XVII, 231

 

[627]… Нума решил приспособить к такому пониманию религию… – Монтень опирается здесь на Плутарха (Жизнеописание Нумы, II). Нума Помпилий (715 – 673 гг. до н. э.) – согласно преданиям, второй царь древнего Рима; ему приписывается установление гражданских и религиозных законов древнего Рима. Чтобы связать греческие культы южной Италии с ранней римской религией, Нуму, вопреки хронологии, объявили учеником Пифагора.

 

[628]… воспламеняют души народов религиозной страстью… – Монтень здесь вновь подчеркивает одурманивающее действие религии и то, что ее используют в своих целях все правительства.

 

[629]О солнце…, отец существ живых. – Ронсар. Увещевание французского народа (перевод Н. Я. Рыковой).

 

[630]… устройство и мера всех вещей определяются… прозорливостью бесконечного разума. – При рассмотрении излагаемых здесь вопросов, касающихся языческой теологии, Монтень опирается на Цицерона (О природе богов, I, 10–12). – Анаксимандр Милетский (610–547 гг. до н. э.) – древнегреческий философ и ученый, система которого является одной из первых попыток научно, без помощи религии, объяснить возникновение мира. Согласно Анаксимандру, возникновение не только нашего мира, но и бесчисленных других, одновременно существующих миров, и их разрушение чередуются между собой до бесконечности, возникновение и разрушение мира все время повторяются, чередуясь между собой. Анаксимандр утверждал также существование бесчисленных миров. – Анаксимен Милетский – см. прим. 33, т. I, гл. XXVI. – Анаксагор – см. прим. 54, т. II, гл. XII.

 

[631]Алкмеон Кротонский (VI в. до н. э.) – древнегреческий врач и философ, основатель анатомии и физиологии.

 

[632]Парменид (VI – V вв. до н. э.) – древнегреческий философ, виднейший представитель элейской школы; свое философское учение, направленное против диалектических взглядов Гераклита, изложил в дидактической поэме «О природе». Изменчивым и многообразным явлениям природы Парменид противопоставлял единое, однородное, неподвижное и неизменное бытие, которое безначально и вечно.

 

[633]Протагор – см. прим. 20, т. I, гл. XXV.

 

[634]… боги – это «образы»… – «Образы» – особый термин в учении Демокрита. Для объяснения ощущений и мышления Демокрит развил намеченную Эмпедоклом теорию эманации, согласно которой от всех сложных тел непрерывно отделяются тончайшие слои атомов, несущиеся с величайшей скоростью во всех направлениях. Эти постоянно исходящие от вещей их «образы» проникают в человеческий организм и вызывают деятельность его органов чувств и мышления, порождая зрительные, слуховые и другие ощущения, а также представления и мысли.

 

[635]Спевсипп – см. прим. 49, т. I, гл. XXVI.

 

[636]Ксенократ из Халкедона (I в. до н. э.) – древнегреческий философ, ученик Платона и его преемник в Академии (339–314 гг. до н. э.).

 

[637]Гераклид Понтийский (IV в. до н. э.) – древнегреческий философ и историк из Гераклеи на Понте (Черном море), был учеником Платона и Спевсиппа. Наиболее ценным вкладом в науку является его атомистическая теория и его астрономические идеи.

 

[638]Феофраст (371–285 гг. до н. э.) – древнегреческий философ и ученый, возглавлявший после смерти Аристотеля перипатетическую школу в Афинах. Из его многочисленных сочинений по разным отраслям знания наибольшее значение имеют его работы по ботанике.

 

[639]Стратон Лампсакский (ум. 270 г. до н. э.) – древнегреческий философ аристотелевской школы; разрабатывал главным образом физическое учение Аристотеля (за что был прозван «физиком») и его учение о душе в материалистическом направлении.

 

[640]Диоген Аполлонийский (V в. до н. э.) – древнегреческий философ, эклектик, пытавшийся сочетать учение Анаксимена с атомистикой Левкиппа и некоторыми идеями Анаксагора, младшим современником которого он был.

 

[641]Ксенофан – см. прим. 17, т. I, гл. XI.

 

[642]Аристон Хиосский – см. прим. 2, т. I, гл. LI.

 

[643]Клеанф – см. прим. 4, т. I, гл. XXVI.

 

[644]Персей (306–243 гг. до н. э.) – древнегреческий философ‑стоик, ученик основателя стоической школы – Зенона.

 

[645]Диагор (V в. до н. э.) – лирический поэт, уроженец острова Мелоса; был приговорен за безбожие к смертной казни, но бежал. – Феодор – см. прим. 4, т. I, гл. L. – Монтень опирается здесь на Цицерона (О природе богов, I, 23).

 

[646]… боги… обитают между двумя небосводами… – Приводимое в тексте см. Цицерон. О природе богов, II, 17.

 

[647]Я говорил всегда и буду говорить, что род небожителей существует, но я не считаю, будто их заботит, как идут дела у рода людского (лат.) – Энний в цитате у Цицерона: О гадании, II, 50.

 

[648]… что мы меньше всего знаем, лучше всего годится для обожествления… – Критикуя античные религии, Монтень явно направляет свои стрелы и против христианского вероучения.

 

[649]Вещи, весьма далекие божественной природе и недостойные того, чтобы их приписывали богам (лат.) – Лукреций, V, 123.

 

[650]Известны облик богов, их возраст, одежды, убранство, родословные, браки, родственные связи и все прочее перенесено на них по аналогии с человеческой немощью; нам изображают их испытывающими волнения, знаем же мы о страстях богов, об их болезнях, гневе (лат.) – Цицерон. О природе богов, II, 28.

 

[651]К чему вводить в храм наши дурные нравы? О души, погрязшие в земных помыслах и неспособные мыслить возвышенно! (лат.). – Персий, II, 61.

 

[652]… иначе они неминуемо лишились бы… почитания. – Это приводится у Августина (О граде божием, XVIII, 5).

 

[653]… говорит Цицерон… – Тускуланские беседы, I, 26.

 

[654]Когда Платон говорит о… наградах и наказаниях… – Платон. Горгий 524 b – 526 d; Государство, X, 614 а – 616 а.

 

[655]Тайные тропинки прячут их, и миртовый лес прикрывает кругом; сама смерть не избавляет их от забот (лат.) – Вергилий. Энеида, VI, 443 – 444.

 

[656]… что приготовил Бог любящим Его. – Апостол Павел. I послание к коринфянам, II, 9.

 

[657]Гектором был тот, кто воевал, но тот, кого влекли кони Ахиллеса, не был больше Гектором (лат.). – Овидий. Скорбные песни, III, 11, 27.

 

[658]Что меняется, то разрушается и, следовательно, гибнет: ведь части смещаются и выходят из строя (лат.). – Лукреций, III, 756.

 

[659]… были бы правы те, кто, оспаривая эти мнения Платона… – Монтень имеет в виду неоплатоника Порфирия (233–305), в своих комментариях к Платону исправлявшего в этом месте Платона. – См. Августин. О граде божием, X, 30.

 

[660]… из пепла феникса рождается червь, а потом другой феникс… – Плиний Старший. Естественная история, X, 2.

 

[661]… что однажды прекратило существование, того больше нет. – В приводимой на этих страницах полемике с Платоном Монтень отвергает, вразрез с католическим вероучением, бессмертие души. Это было большой смелостью со стороны Монтеня; достаточно вспомнить, что за подобное высказывание («После смерти ты не будешь больше ничем»), которое здесь почти в тех же выражениях повторяет Монтень, Этьен Доле был обвинен в атеизме и сожжен в Париже на костре в 1546 г.

 

[662]Да и если бы после смерти вещество нашего тела было вновь собрано временем и приведено в нынешний вид и если бы нам дано было вторично явиться на свет, то это все‑таки не имело для нас никакого значения, так как память о прошлом была бы уже прервана (лат.). – Лукреций, III, 859 сл.

 

[663]… когда в другом месте… Платон… – Это приводит Плутарх (О лице, видимом на диске луны, 28).

 

[664]Вырванный из орбиты и находящийся вне тела глаз не в состоянии узреть никакого предмета (лат.). – Лукреций, III, 563.

 

[665]Тут наступил перерыв бытия, и тела в беспорядочном движении блуждали, лишенные чувств (лат.). – Лукреций, III, 859.

 

[666]Это не имело бы значения для нас, поскольку мы в нашем существовании составляем некое единство благодаря связи и союзу душ и тела (лат.). – Лукреций, III, 845 ел.

 

[667]Человек может быть только тем, что он есть… – Плутарх. Почему божественное правосудие иногда не сразу наказывает виновных, 4.

 

[668]Тиберий Семпроний Гракх – отец народных трибунов.

 

[669]Павел (Павл) Эмилий – см. прим. 4, т. I, гл. XLIV.

 

[670]Александр, придя к Индийскому океану… – Имеется в виду поход Александра Македонского в 327 г. до н. э. в западную Индию. – Фетида – божество водной стихии, супруга Океана. – Монтень опирается на Диодора Сицилийского (XVII, 104), хотя у последнего ничего не говорится о человеческих жертвоприношениях.

 

[671]Он [Эней] схватил четырех юношей, сыновей Сульмоны, и еще четырех сыновей Уфента, чтобы принести их живыми в жертву теням преисподней (лат.). – Вергилий. Энеида, X, 517–519.

 

[672]Геты – древнее племя, жившее во Фракии. – Салмоксис – божество гетов. – Приводимое сообщение о гетах почерпнуто Монтенем у Геродота, IV, 94.

 

[673]Аместрида, мать Ксеркса… – Здесь у Монтеня неточность: Аместрида была женой, а не матерью Ксеркса. – Приводимое сообщение см. Геродот, VII, 114.

 

[674]Вот к каким злодеяниям побуждала религия! (лат.). – Лукреций, I, 102.

 

[675]Карфагеняне приносили в жертву… собственных детей… – Приводится у Плутарха (О суеверии, 13).

 

[676]… которых они в угоду ей часто бичевали до смерти. – Этот пример почерпнут у Плутарха. Изречения лакедемонян.

 

[677]… заклание и смерть… Ифигении… – Ифигения – дочь легендарного царя Агамемнона, верховного вождя греков в Троянской войне, и Клитемнестры. По преданию, была обречена на заклание, чтобы умилостивить богов и ниспослать успех греческому войску, но богиня Артемида сжалилась над ней и заменила ее ланью, а Ифигению перенесла в Тавриду, где она стала жрицей.

 

[678]Ее влекут к алтарю, чтобы ей, непорочной, в самое время свершения брачного обряда печальною жертвою пасть, преступно закланной отцом (лат.). – Лукреций, I, 98.

 

[679]Деции – имеются в виду отец и сын: и тот и другой назывались Публий Деций Мус. Согласно легенде, оба они, будучи в разное время консулами (IV в. до н. э.). добровольно пожертвовали жизнью в сражениях ради отечества.

 

[680]Какова же несправедливость богов, если их нельзя было умилостивить на пользу римского народа иначе, как убийством столь добродетельных мужей (лат.). – Цицерон. О природе богов, III, 6.

 

[681]Поликрат – правитель острова Самоса в Греции (527–522 гг. до н. э.). – приводимое в тексте см. Геродот, III, 41–42.

 

[682]… кому нужны… мучения… которые причиняли себе корибанты и менады? – Корибанты – жрецы богини Кибелы во Фригии, предававшиеся экстатическому культу, связанному с самоистязанием. – Менады (т. е. неистовствующие) – другое название вакханок, служительниц бога вакха (Диониса) и участниц празднеств в его честь (вакханалий).

 

[683]Таково уж неистовство их расстроенного и сбитого с толку ума, что в угоду богам они совершают такие зверства, каких не делают промеж себя даже люди (лат.) – Августин. О граде божием, VI, 10.

 

[684]Чем же боятся прогневать богов те, кто рассчитывает таким способом расположить их к себе? Бывало, что некоторых людей оскопляли в угоду царскому распутству, но никто по приказу господина не брал сам в руки нож, чтобы перестать быть мужчиной (лат.). – Августин. О граде божием, VI, 10.

 

[685]Религия нередко порождала преступные и нечестивые деяния (лат.). – Лукреций, I, 83.

 

[686]Немудрое божие премудрее человеков и немощное божие сильнее человеков (лат.). – Апостол Павел. I послание к коринфянам, I, 25.

 

[687]Стильпон – см. прим. 11, т. I, гл. XXXIX. – Приводимое в тексте см. Диоген Лаэрций, II, 117.

 

[688]Все сущее, вместе с небом, землей и морем, ничто по сравнению с целой вселенной (лат.). – Лукреций, VI, 679.

 

[689]Земля, солнце, луна, море и все прочие вещи не единственны, но существуют, надо думать, в неисчислимом множестве (лат.). – Лукреций, II, 1085.

 

[690]Нет во вселенной ни единой вещи, которая могла бы возникнуть и расти одна (лат.). – Лукреций, II, 1077.

 

[691]Следует признать, что где‑то должны существовать другие скопления материи, сходные с теми, которые цепко держит эфир (лат.). – Лукреций, II, 1064.

 

[692]… как уверяет Платон… – Тимей, 30 b.

 

[693]… некоторые наши ученые… – В том числе христианский богослов и философ Ориген (185–245). – См. Августин. О граде божием, X, 29 и XIII, 16.

 

[694]Эти миры, может быть, имеют… другое устройство? – Монтень опирается здесь на Диогена Лазрция, IX, 44.

 

[695]Эпикур представлял их себе то сходными… то несходными. – Приводимое в тексте см. Диоген Лаэрций, X, 85.

 

[696]… не имели представления ни о Вакхе, ни о Церере? – Т. е. не знали употребления ни вина, ни хлеба.

 

[697]Если верить Плинию и Геродоту… – Приводимые ниже примеры почерпнуты из III и IV книг Геродота, а также из VII и VIII книг Плиния Старшего (Естественная история). Но и Геродот и Плиний ставят под сомнение большинство этих сообщений.

 

[698]… если верно утверждение Плутарха… – Плутарх. О лице, видимом на диске луны; Плиний Старший. Естественная история, VII, 2.

 

[699]А сколько мы наблюдаем… квинтэссенций? – Древнейшие греческие философы учили, что материальный мир состоит из четырех стихий, или элементов, – воды, земли, воздуха и огня. – Пифагорейцы присоединили к ним еще пятую стихию (по латыни quinta essentia) – эфир, как особенно тонкий вид материи. В средние века слово «квинтэссенция» стало означать вообще всякий неведомый вид материи, более духовный, чем материальный, и обладающий необычайными свойствами.

 

[700]… Анаксагор заявлял, что он черен. – Анаксагор, опровергая положение «снег бел», указывал на то, что «снег есть затвердевшая вода, а вода черна, следовательно, и снег черен». См. Секст Эмпирик. Три книги Пирроновых положений, I, 13.

 

[701]Метродор Хиосский – см. прим. 29, т. II, гл. II. – Приводимое в тексте см. Цицерон. Академические вопросы, II, 23.

 

[702]… является ли наша жизнь жизнью… – Это изречение Еврипида приводит Секст Эмпирик (Три книги Пирроновых положений, III, 24), а также Диоген Лаэрций (IX, 73) и другие авторы. Перевод (приблизительный) двустишия Еврипида Монтень дает перед тем, как процитировать его в подлиннике.

 

[703]Мелисс Самосский (V в. до н. э.) – древнегреческий философ, последний из значительных представителей элейской школы, известный также и как политический деятель.

 

[704]… как это доказывает Платон… – Теэтет. Парменид, 137 е – 138 с.

 

[705]Навсифан (род. 360 г. до н. э.) – древнегреческий философ, учитель Эпикура. Навсифан был последователем Демокрита, и через него существенные части учения Демокрита перешли к Эпикуру. – Парменид – см. прим. 312, т. II, гл. XII.

 

[706]… существует только единое… – Приводимое в тексте см. Сенека. Письма, 88, 44.

 

[707]Природа вещей… ложная или пустая тень. – См. Сенека. Письма, 88, 46; Цицерон. Академические вопросы, II, 37.

 

[708]… сколько препирательств… было вызвано сомнением в истолковании слога «hoc». – Нос est corpus meum – «сие есть тело мое» – сакральная формула, произносимая во время католической литургии в момент, когда кусочек освященного хлеба превращается якобы в тело Иисуса Христа («евхаристия»). По поводу смысла и характера этого таинства между католиками и протестантами велись ожесточенные споры. Иронические замечания Маркса по поводу этих препирательств см.: К. Маркс. Хронологические выписки. «Архив Маркса и Энгельса», VII, стр. 191–192.

 

[709]Если вы говорите «я лгу»… – Это так называемый софизм «лжеца», гласящий: «Если кто лжет и сам утверждает, что лжет, то лжет ли он в этом случае или говорит правду?»

 

[710]… они… знают, что сомневаются. – Приводимое в тексте см. Диоген Лаэрпий, IX, 76.

 

[711]… это утверждение само себя уничтожает… – См. Секст Эмпирик. Три книги Пирроновых положений, I, 28.

 

[712]«Что знаю я?» – Этот знаменитый девиз Монтеня был взят в качестве эпиграфа к изданию «Опытов», выпущенному в 1635 г. госпоже и де Гурне; так называется также выходящая в современной Франции обширная серия научно‑популярной литературы по различным областям знания.

 

[713]Если в происходящих… религиозных спорах… – Имеются в виду споры католиков с протестантами по поводу «евхаристии» (см. прим. 388).

 

[714]… наш древний насмешник! – Имеется в виду Плиний Старший (Естественная история, II, 7).

 

[715]Пусть завтра Юпитер покроет небо черной тучей или наполнит его сияющим солнцем: не в его власти повернуть назад то, что свершилось, или отменить и сделать небывшим то, что унесло с собой быстротекущее время (лат.). – Гораций. Оды, III, 29, 43.

 

[716]Поразительно видеть, до чего доходит бесстыдство человеческого сердца, влекомого самой ничтожной выгодой (лат.). – Плиний Старший. Естественная история, II, 21.

 

[717]… он только бога считал… благим… существом… – Приводимое в тексте см. Сенека. Письма, 85, 18–19.

 

[718]… одного из… великих христиан… – Имеется в виду древнехристианский апологет Тертуллиан (160–225).

 

[719]Боги заботятся о важных делах и не пекутся о малых (лат.). – Цицерон. О природе богов, II, 66.

 

[720]Государи не вдаются во все незначительные дела в их государствах (лат.). – Августин. О граде божием, XI, 22.

 

[721]Бог великий мастер как в большим, так и в малом (лат.). – Цицерон. О природе богов, III, 35.

 

[722]Стратон – см. прим. 319, т. II, гл. XII. – Приводимое в тексте см. Цицерон. Академические вопросы, II, 38.

 

[723]Блаженное и вечное существо само не имеет никаких обязанностей и ни на кого их не налагает (лат.). – Цицерон. О природе богов, I, 17. Эти слова принадлежат Эпикуру.

 

[724]… души людей, когда они… оторваны от тела… предсказывают и предвидят… – Приводимое в тексте см. Цицерон. О гадании, I, 57.

 

[725]… славу нетленного Бога изменили в образ подобный тленному человеку. – Апостол Павел. Послание к римлянам, 1, 22–23.

 

[726]… каким шарлатанством было обставлено обожествление у древних. – Следующие за этим примеры Монтень почерпнул у Геродиана (Римская история, кн. IV, во французском переводе Бюшона).

 

[727]… в память благонравной супруги Фаустины… – Явная ирония со стороны Монтеня: Фаустина, жена императора Марка Аврелия, была известна своим распутством.

 

[728]Боятся того, что сами выдумали (лат.). – Лукан, I, 486.

 

[729]Есть ли кто несчастнее человека, ставшего рабом своих собственных измышлений (лат.). – Источник приводимой Монтенем цитаты не установлен.

 

[730]Жители Тасоса, желая отблагодарить Агесилая… – Приводимое в тексте см. Плутарх. Изречения лакедемонян, Агесилай, 25.

 

[731]Трисмегист – «трижды величайший». В эллинистическом Египте греческий бог Гермес (вестник богов) был отождествлен с египетским богом науки и магии Тотом и стал называться «Гермесом Трисмегистом». Ему приписывалось авторство так называемых «герметических сочинений», т. е. «книг по тайным наукам», созданных в начале нашей эры в эллинистическом Египте. – Приводимое в тексте см. Августин. О граде божием, VIII, 24.

 

[732]Кому лишь одному дано познать богов и небесные силы или не познать их (лат.). – Лукан, I, 452.

 

[733]Если бог есть, то он живое существо… – Все приводимые ниже аргументы почерпнуты у Цицерона (О природе богов, II, 6–12 и III, 13 – 14).

 

[734]Нет, хоть лопни! – ответил (лат.). – Гораций. Сатиры, II, 3, 319.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных