Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Статистика как наука и учебная дисциплина




В системе современных научных знаний под статистикой понимают науку, изучающую количественные методы сбора, обобщения и анализа данных, относящихся к самым разнообразным массовым явлениям окружающего мира.

Изучая с количественной стороны происходящие в обществе массовые социально-экономические явления и процессы, статистика ставит своей целью раскрытие их внутренних особенностей и свойств, выявление и количественное выражение присущих им закономерностей и тенденций развития.

Статистика как наука носит одновременно и методологический, и прикладной характер.

Научно-методологический фундамент статистики составляет система научных категорий, теоретических положений и методов статистического исследования экономики и социальной сферы. Разработанные в статистике научные методы сбора, обобщения и анализа массовых данных являются мощным инструментом для решения широкого круга задач, связанных с социально-экономическими потребностями общества.

Познавательное значение статистических методов в том, что они служат надежным и порой единственным способом количественного выражениязакономерностей общественной жизни. С их помощью можно обосновать и доказать экономические предположения, проверить теоретические гипотезы, восстановить, пополнить и скорректировать существующие оценки, представить изучаемые явления в полном объеме накопленных знаний.

Нет другой отрасли современных знаний, которая решала бы эти вопросы более квалифицировано, полно и объективно, чем статистика.

Как прикладная наука, статистика рассматривает вопросы приложения всей совокупности статистических методов к конкретному объекту исследования. Она изучает производство и потребление материальных и духовных благ в обществе, закономерности их изменения; экономические и социальные условия жизни людей; явления и процессы, происходящие в народонаселении. При помощи системы количественных показателей статистика дает конкретную цифровую характеристику состояния и динамики национальной экономики и всех ее звеньев (отраслей, секторов, отдельных хозяйствующих субъектов), анализирует структуру общества, уровень и качество жизни людей.

Таким образом, будучи как методологической, так и прикладной наукой, статистика является конструктивной, доступной и гибкой формой отражения и познания окружающего нас мира.

Изучению статистической науки посвящена учебная дисциплина «Статистика».

В сфере экономического образования статистика занимает важное место как базовая учебная дисциплина, формирующая профессиональный уровень современного экономиста, финансиста, менеджера, маркетолога и других специалистов.

В базовый курс статистики входят «Общая теория статистики» и «Социально-экономическая статистика».

В общей теории статистики излагаются основополагающие знания теории статистической науки, методы организации и проведения статистического наблюдения, методы обобщения статистических данных и анализа статистических показателей, методы прогнозирования.

Социально-экономическая статистика относится к числу дисциплин прикладного характера. Она раскрывает сущность и методологию исчисления показателей, используемых при статистическом изучении явлений и процессов, протекающих в экономике и социальной сфере.

Эта дисциплина включает в себя такие разделы как статистика населения, рынка труда, национального богатства, производства товаров и услуг, финансов, уровня и качества жизни населения и др.

В результате изучения социально-экономической статистики формируется целостное представление об экономике и социальной сфере как объекте системного статистического изучения.

Наряду с базовым курсом статистики в ряде вузов страны преподаются специальные учебные дисциплины, посвященные углубленному изучению различных разделов статистики: демографическая статистика, финансовая статистика, региональная статистика, статистика правонарушений и пр., а также целый ряд отраслевых статистик – промышленности, транспорта, строительства и др.

Учебные дисциплины статистики выполняют одну из важнейших функций в формировании специалистов экономического профиля – обеспечивают подготовку в области прикладного экономико-статистического анализа, прививают навыки использования статистической информации для принятия решений в экономике, социальной сфере, политике и других видах деятельности.

1.4. Роль статистики в сфере управления

Говоря о роли статистики в управленческих процессах, следует прежде всего подчеркнуть, что независимо от уровня и стадии развития общества, характера политической системы статистика всегда являлась необходимым и эффективным инструментомуправления жизнедеятельностью государства.

На любом уровне управления (от общегосударственного и регионального вплоть до уровня отдельных корпораций и небольших фирм) для принятия объективно обусловленных управленческих решений необходима полная и достоверная статистическая информация. Выполняя самые разнообразные функции сбора, систематизации и анализа сведений, характеризующих экономическое и социальное развитие общества, статистика играет роль главного поставщика точных и бесспорных фактов для управленческих нужд.

Благодаря статистическим данным управляющие органы получают всестороннюю характеристику как управляемого объекта, так и сложившейся экономической конъюнктуры, характеристику состояния социальной сферы. Именно статистические данные позволяют оценить уровень и качество жизни населения, определить объемы валового и регионального продукта, выявить основные тенденции развития отраслей экономики, оценить уровень инфляции, проанализировать состояние финансовых и товарных рынков, конкурентоспособность предприятий, продукции и услуг, правильно оценить результаты производственно-финансовой деятельности корпораций и фирм, выявить внутрипроизводственные резервы.

Следовательно, значение статистики для управления экономикой и социальными процессами состоит в том, что она выступает как источник формирования информационной базы менеджмента, дает важнейшие критерии состояния дел в самых разных сферах социальной и экономической жизни общества.

Не менее важна роль статистики и как методологической основы анализасоциально-экономических процессов. Особо велика эта роль в условиях рыночной экономики.

С развитием рыночных отношений (когда все более усложняются связи субъектов рынка, обостряется конкуренция между ними) возникает постоянная потребность в изучении влияния тех или иных факторов на результаты финансово-экономической деятельности, необходимость прогнозирования и обобщения на макро- и микроуровнях, предвидения социальных последствий принимаемых решений. В этих условиях методология статистического анализа заняла прочные позиции в экономических исследованиях. Методы статистики широко применяются в экономическом и финансовом анализе, менеджменте, маркетинге, бизнес-планировании, логистике, оценке бизнеса и недвижимости, техническом анализе рынка ценных бумаг, антикризисном управлении и других областях практической и исследовательской деятельности.

Таким образом, выполняя функции как методологического, так и информационного обеспечения анализа социально-экономических явлений и процессов, статистика, наряду с другими науками, создает научный фундамент, на котором базируется принятие объективно обусловленных решений в самых разных сферах управления.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных