Способ контактной точечной сварки с обжатием периферийной зоны соединений вне контура уплотняющего пояска
Способ контактной точечной сварки с обжатием периферийной зоны соединений вне контура уплотняющего пояска [209] заключается в том, что в нем, как и в описанных выше, соединяемые детали сжимают токопроводящими электродами, прикладывают вокруг них дополнительное периферийное усилие для обеспечения сжатия в уплотняющем пояске и пропускают импульс сварочного тока. Отличается он тем, что дополнительное периферийное усилие прикладывают вне контура уплотняющего пояска.
При осуществлении данного способа КТС токопроводящие электроды 1 (рис. 3.2) с диаметром рабочей части DЭ и обжимные втулки 2 с внутренним диаметром dВВ и наружным диаметром dВН сжимают свариваемые детали 3, соответственно, усилиями токопроводящих электродов FЭ и обжимных втулок FО. В плоскости сварочного контакта эти усилия уравновешиваются силой FЯ, развиваемой давлением расплавленного металла в ядре (диаметром dЯ) по его площади, усилием в площади уплотняющего пояска FП и усилием в площади кольцевого контакта FК, расположенного вне контура уплотняющего пояска L1. Вследствие того, что при сварке металл вытесняется в направлении контакта деталь–деталь с образованием в контуре уплотняющего пояска L1 рельефа высотой hП, представляется возможным передавать часть усилия обжатия FО в зону сварки (в контур L1) за счет силового сопротивления деталей FУ их прогибу между контурами уплотняющего пояска L1 и кольцевого контакта L2. Таким образом, в зону сварки может быть передана часть усилия обжатия FО, прилагаемого между контурами L2 и L3, за вычетом его части, уравновешиваемой в кольцевом контакте FК и упругим сопротивлением деталей FД при их сближении до соприкосновения (передаваемое усилие не может быть больше усилия FУ сопротивления деталей их суммарному прогибу между контурами L1 и L2 на величину высоты рельефа hП). Это предоставляет возможность увеличить внутренние диаметры обжимных втулок dВВ и диаметры DЭ электродов и, следовательно, их стойкость.
Так, например, производилась сварка образцов из стали 12Х18Н10Т на машине МТПУ-300 с использованием цилиндрических обжимных втулок и электродов с плоской рабочей поверхностью из сплава Бр.Х. Параметры режимов, максимально допустимые внутренние диаметры обжимных втулок dВВМАХ, при которых обеспечивалась передача упругостью деталей технологически требуемого усилия сжатия в площади уплотняющего пояска (в приведенных примерах 95 % от FО) приведены в табл. 3.1.
При этом диаметры рабочих поверхностей dЭ задавались в соответствии с известными рекомендациями для обычных способов сварки, обеспечивающих наибольшую стойкость электродов. Диаметры же цилиндрических поверхностей электродов DЭ задавались по внутреннему диаметру обжимной втулки dВВ, которые определяли из условий способов: при сварке по способу с обжатием в области уплотняющего пояска dВВ задавались в пределах контура уплотняющего пояска dП, а при сварке по данному способу в пределах dВВМАХ.
Таблица 3.1
Параметры режимов и электродов при сварке с обжатием периферийной зоны соединения
Толщина деталей
s,
мм
| Параметры режимов
| Параметры соединения и
электродов, мм
| IСВ,
кА
| tСВ,
c
| FСВ,
даН
| FЭ,
даН
| FО,
даН
| dВВМАХ
мм
| dЯ,
мм
| dЭ
| dП
| DЭ
| Прото тип
| Новый
| 1+1
2+2
3+3
| 6,2
8,9
11,3
| 0,16
0,28
0,36
|
|
|
| 7,7
| 5.0
7.0
9.0
| 5.0
8.0
10.0
| 6.5
9.4
11.9
| 6,0
9,0
11.0
| 8,0
16,0
25,0
|
Стойкость электродов оценивалась по количеству сваренных точек, приводящих к увеличению рабочих поверхностей электродов на 10 %. При этом получены следующие результаты: при сварке по способам с обжатием в области уплотняющего пояска и вне его среднеарифметическое количество точек при сварке трех серий образцов каждой толщины соответственно составило: 1 + 1 мм — 17 и 63; 2 + 2 мм — 23 и 187; 3 + 3 мм — 27 и 276. Таким образом, стойкость электродов при сварке по данному способу увеличивается в 4...10 раз, что показывает высокую эффективность данного способа в части повышения стойкости электродов.
Очевидно, что для способов КТС с обжатием периферийной зоны соединений необходима другая математическая модель силового взаимодействия деталей, учитывающая их особенности.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|