Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Наслаждению нужно учиться




Как и прочим вещам, наслаждению можно и нужно учиться, расширяя сферы наслаждения, отыскивая персональные ниши наслаждения, формируя автоматические привычки видеть в мире хорошее и наслаждаться этим хорошим.

Если научиться воспринимать мир без неоправданных ожиданий, без стыда и отторжения радоваться хорошему, то жизнь приобретает очень насыщенный вкус. Знатоки говорят, что "происходит невероятное: все вокруг организуется таким волшебным образом, будто человечество вступило в сговор, чтобы сделать вас счастливым человеком" [ 45 ].

Этому стоит учиться, не правда ли?

КИРПИЧИКИ НАСЛАЖДЕНИЯ [ 46 ]

Нам еще не встречался человек, который бы отрицал наше предположение о том, что самое сложное наслаждение складывается из элементарных и простых наслаждений, доставляемых нам органами чувств.

В самом начале тренинга мы хотим найти эти "кирпичики наслаждения" и сконцентрироваться на них, собирая строительный материал для более сложных наслаждений. Наша задача на этом этапе тренинга состоит в том, чтобы "настроить" все органы чувств на приятные ощущения, прочувствовать маленькие простые удовольствия и сконцентрироваться на позитивных ощущения.

С психологической точки зрения задача состоит в фокусировке отдельных органов чувств на приятных ощущениях и привлечении внимания членов группы к простым позитивным ощущениям.

Эта задача будет решаться отдельно для пяти органов чувств: обоняния, осязания, вкуса, зрения и слуха.

Такая последовательность тренировки не является, конечно же, универсальной и диктуется лишь опытом работы с депрессивными клиентами, у которых существуют наибольшие проблемы в отношении положительных ощущений. Посредством ольфакторных раздражителей проще всего открыть доступ к диалогу и преодолеть апатию этих клиентов.

Наш опыт показывает, что и здоровые участники групп тренинга наслаждения очень живо откликаются именно на эксперименты с запахами.

Запахи

Итак, начнем мы с приятных запахов, с умения выбирать их из всего множества запахов, концентрироваться на них и получать удовольствие от самих ароматов и связанных с ними образов.

Упражнение 5. РАЗМИНКА С ПЕРЕСАЖИВАНИЯМИ (Приятные запахи)

Упражнение 6. СОВМЕСТНОЕ НАСЛАЖДЕНИЕ ЗАПАХОМ

Упражнение 7. КАЖДОМУ – СВОЙ ЗАПАХ

Упражнение 8. ПРИЯТНАЯ СМЕСЬ

Прикосновения

То, что прикосновения и тактильные ощущения могут быть приятными не в силу контекста [ 47 ], а сами по себе, иногда вызывает удивление участников. Люди легко могут себе представить болезненные прикосновения, но с большим трудом вспоминают приятные тактильные ощущения вне ситуативного контекста.

Упражнения этого раздела тренинга сконцентрированы на решении трех задач.

1. Изучение тактильных ощущений, связанных со свойствами определенных предметов (гладкий, шероховатый, тяжелый, легкий, мягкий, твердый, сухой, влажный, теплый, холодный). Идентификация приятных тактильных ощущений.

2. Изучение тактильных ощущений от действий с различными предметами. Например, четки воспринимаются по-разному, если их перебирать пальцами или зажать между ладонями. Клиенты должны найти действия с предметами, которые доставляют им удовольствие.

3. Изучение прикосновений, выполняющих социальные функции (прикосновения к собственному или чужому телу). Здесь также нужно найти приятные формы прикосновений, что бывает трудно в силу жесткой табуированности такого рода прикосновений и связанного с ними сексуального контекста.

Цель данного раздела тренинга совершенно очевидна: научиться получать удовольствие от собственных и чужих прикосновений. Нам опять придется решать те же задачи и столкнуться с теми же трудностями, что и раньше. Хотя, конечно, есть и своя специфика. Ясно, что нет нужды прикасаться и ощупывать все, что встречается нам на пути. Нам придется выделить приятные прикосновения и сконцентрироваться на них, расширяя зону приятного, исследуя возможность переноса приятного в собственные ниши наслаждения.

Очень специфическая трудность этого раздела тренинга состоит в том, что мы впервые встречаемся здесь с социальным взаимодействием. Для того чтобы тренировка парных удовольствий была эффективной, нужно добиться формирования в группе атмосферы доверия, преодоления стадии критики и перехода ее в рабочую стадию [ 48 ].

Упражнение 9. СОВМЕСТНОЕ ОЩУПЫВАНИЕ

Упражнение 10. СПОСОБЫ ОЩУПЫВАНИЯ

Упражнение 11. ИНВЕНТАРЬ ПРИКОСНОВЕНИЙ

Упражнение 12. ДУШ

Упражнение 13. ТЕПЛАЯ ВАННА И САМОМАССАЖ

Упражнение 14. ПРИЯТНЫЕ ПРИКОСНОВЕНИЯ

Упражнение 15. ПРИЯТНЫЕ ПРИКОСНОВЕНИЯ ПАРТНЕРОВ

Упражнение 16. МНЕ ПРИЯТНЫ ТВОИ ПРИКОСНОВЕНИЯ

Вкус

В данном разделе тренинга мы стремимся к тому, чтобы сконцентрировать внимание участников группы на тактильных и вкусовых качествах пищи, которые доставляют им удовольствие. В соответствии с данными психологии восприятия, вслед за температурой пищи воспринимается ее консистенция и лишь затем – вкус. Этой последовательности мы следуем в нашем тренинге.

Нужно также обратить здесь внимание на то, что пища является одним из тех удовольствий, от которых легко формируется зависимость. Поэтому особый акцент при проработке этой темы мы делаем на правилах "Чем меньше, тем больше" и "Наслаждение внутри нас", подчеркивая, что мы тренируем наслаждение пищей, ее вкусом, запахом, консистенцией, а не процессом поглощения пищи.

Далее следует особо пояснить участникам, что алкогольные напитки могут использоваться в целях тренинга только при строгом соблюдении правила "Чем меньше, тем больше".

За одно занятие до начала этой темы участников просят принести с собой что-либо, что приятно на вкус большинству людей (фрукты, хлеб, колбасу и пр.).

Упражнение 17. КОНСИСТЕНЦИЯ ПИЩИ

Перед началом следующего упражнения нужно разъяснить клиентам некоторые физиологические факты. Рецепторы для восприятия сладкого вкуса расположены на кончике языка, для восприятия соленого – по переднему и боковым краям языка, у основания языка расположены рецепторы горького, кислое чувствует боковая поверхность средней части языка. С помощью яблока можно проверить факт восприятия сладкого и горького, соленый миндаль позволит проверить восприятие соленого и горького. Клиентам нужно дать некоторое время для изучения расположения рецепторов с использованием разных стимулов.

Упражнение 18. ПРИЯТНЫЙ ВКУС

Упражнение 19. НАЗВАНИЕ

Зрительные образы

В психологии искусства разработано достаточно много элементов, из которых складывается приятный зрительный образ. Помимо собственно цвета большое значение имеют яркость, контрастность, структура поверхности, очертания, форма, композиция, движение и многое другое (Арнхейм, 1974).

Поскольку речь в нашем тренинге не идет о тонкой тренировке умения наслаждаться жизненными образами, то мы ограничились сосредоточением внимания на приятных цветах, приятных сочетаниях цветов и умении воспринимать характеристики поверхности предметов. Особых оснований к такому выбору нет, тренер свободно может выбрать для тренировки иные аспекты зрительных образов.

Упражнение 20. ПРИЯТНЫЙ ЦВЕТ

Упражнение 21. СОЧЕТАНИЕ ЦВЕТОВ

Упражнение 22. ФОРМА И СОЧЕТАНИЕ ФОРМ

Приятные звуки

Первое, что приходит в голову членам группы, когда объявляется эта тема, – это музыкальные произведения, пение и прочее. Не отрицая удовольствий, которые создает музыкальная культура, в этом разделе тренинга мы все же концентрируемся на звуках, которые мы слышим в повседневной жизни.

Упражнение 23. РАЗМИНКА: СОГЛАСОВАНИЕ РИТМА

Упражнение 24. ПРИЯТНЫЕ ЗВУКИ






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных