Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Литургическое богословие.




П. Ю. Малков

Введение в Литургическое Предание

Таинства Православной Церкви

 

 

(курс лекций)

 

Москва

Предварительные понятия курса.

Литургическое богословие.

Прежде чем говорить о нашем предмете — Литургическом Предании, нам следует выяснить, что же такое в целом Литургическое Богословие — та наука, составной частью которой и является Литургическое Предание. По определению выдающегося русского православного литургиста архимандрита Киприана (Керна) «под литургическим богословием следует понимать систематизацию богословских идей, заключенных в нашем богослужении, в наших церковных песнопениях, иконографических композициях, последовании праздников, Таинств и вообще во всем церковнослужебном обиходе. Литургическое богословие должно быть изучаемо в исторической перспективе, при обращении внимания на постоянное развитие и изменение тех или иных чинов или праздников, при сравнении их с богослужебными обычаями других инославных христианских обществ».

Рассмотрим чуть подробнее смысл этого определения архимандрита Киприана. Быть может, многие из вас привыкли думать, что литургическое богословие, Литургика – это лишь содержание и уставные указания тех толстых книг, которыми мы пользуемся на клиросе и в алтаре, тех фолиантов, по которым совершается служба. На самом деле это не совсем так. Архимандрит Киприан обращает наше внимание на то, что, помимо всех этих книг в сферу интересов Литургического Богословия входит еще и богословский смысл всех совершаемых в наших храмах священнодействий, само богословие богослужения, а в нашем с вами случае, в связи с Литургическим Преданием, — и богословие Таинств. Потому что во всем нашем богослужении, во всем строе церковной жизни, в наших священных молитвах и чинопоследованиях прежде всего отражено и заложено церковное учение. По православным богослужебным книгам можно изучать не только Литургику, но так же и догматику. И если бы случилось так, что все учебники догматики, все написанные труды и трактаты по богословию вдруг исчезли бы, «испарились», оказались бы для нас недоступны, и у нас остались бы только богослужебные книги, мы смогли бы по этим книгам в полноте, безовсяких утрат, вновь восстановить и сформулировать то православное богословие, которое исповедует Церковь Христова.

Кроме того, по свидетельству архимандрита Киприана, в Литургическом Богословии мы обращаемся не только к текстам церковных служб, чинопоследованиям Таинств, но и к иконе, иконографическим композициям, потому что иконы, иконостас, образы, которые мы видим в наших храмах, – это тоже неотъемлемая составляющая часть нашей богослужебной жизни. Также Литургическое Богословие изучает и богослужебный круг церковных праздников, историю их происхождения; здесь даже существует своя особая наука — эортология.

И все это — и чинопоследования богослужения, и связанные с ними богослужебные идеи, и история формирования церковного богослужебного круга — по мысли архимандрита Киприана, должно изучаться Литургическим Богословием в исторической перспективе.

У нас часто бытует такое мнение, что святитель Василий Великий составил свою Литургию в IV веке уже в том самом виде, в каком она напечатана в наших сегодняшних современных Служебниках; и как он составил ее тогда, так мы с тех пор, без всяких изменений ее и служим. Это отчасти верно, а отчасти неверно. Потому что центральная часть Литургии — Евхаристический канон, тайные молитвы – они, безусловно, дошли до нас с тех самых времен. А многие другие части богослужения Церковью были установлены гораздо позднее. Например, когда мы приходим в храм, на Литургию, мы слышим первые песнопения, которые поются вслед за ее начальным возгласом: «Благослови душе моя Господа…» и «Хвали…» — это древние тексты библейских 102 и 145 псалмов, но вошли они в богослужение Таинства Евхаристии гораздо поздней, чем составил свою Литургию святитель Василий; впервые за Литургией они поются начиная с XI века, а повсеместное распространение получили лишь в XIV веке. Наш чин Исповеди, который мы сегодня слышим в храмах, сформировался в XVII веке. То есть древнейшие основания, центральные моменты богослужения Таинств существовали в Церкви изначально, но за многие-многие столетия все эти чины, чинопоследования (не их духовное содержание, мистическое наполнение, а та форма, в которую это духовное содержание облечено) — очень изменились.

Поэтому, когда мы с вами обращаемся к истории церковных Таинств, мы должны выяснить, а как же эти чинопоследования выглядели в I веке, в последующие столетия, и как постепенно сформировалось наше сегодняшнее богослужение. При этом, в соответствии с определением архимандрита Киприана Керна, мы должны проводить сравнительный анализ наших православных чинов с обычаями других инославных христианских обществ. Зачем это нужно? Не для того, чтобы обличать католиков или других, пребывающих в заблуждении, христиан, а для того, чтобы увидеть преимущества, которые есть в Православной Церкви, сохранившей в подлинной чистоте свое изначальное учение, православное учение о Таинствах.

Основная книга по нашей теме из доступных для вас сегодня, которую вам хорошо было бы иметь под рукой — это книга протоиерея Геннадия Нефедова «Таинства и обряды Православной Церкви». К сожалению, в ней отсутствует раздел о Евхаристии. Из книг, посвященных Божественной Литургии, назову книгу архимандрита Киприана (Керна) «Евхаристия». Правда, на сегодняшний день в научном отношении она заметно устарела. Для тех, кто хочет познакомиться с современным взглядом на историю развития чинопоследования Евхаристии, назову труд западного автора Хью Уайбру «Православная Литургия».

 

Церковь Христова.

Речь у нас пойдет о том, что совершается в Церкви — о православных Таинствах.

Под Церковью чаще всего подразумевается здание о четырех стенах, с куполом, — помещение в котором служится Литургия и совершаются другие богослужения. Но в богословском понимании Церковь есть нечто большее. Определение Церкви мы, вероятно, дать не сможем никогда, хотя известно, что во всех догматических учебниках, катехизисах такие попытки делаются. Но удовлетворительного определения мы в них никогда найти не сможем. Чтобы убедиться в этом, нужно лишь вспомнить о том, что Церковь — это Тело Христово. И точно также, как мы никогда не сможем дать исчерпывающее словесное объяснение тайны Христовой — Воплощения Сына Божьего, Его пришествия в мир, того Спасения, которое Он совершил, мы точно так же никогда не сможем до конца объяснить и тайну Его Тела, которое есть одновременно и Его Плоть, и мы с вами, — те, кто составляют Тело Церковное. Христос — наш Глава, а мы члены Его Тела. И в этом своем значении, смысле слово «Церковь» приобретает гораздо более глубокое, возвышенное измерение, чем просто увенчанное куполом здание, пусть даже на этом куполе и водружен крест. Церковь — это место встречи Бога и человека, и не только встречи, но и нашего с Господом духовного единения по Его благодати, того, что в Церкви именуется обόжением.

По выражению святого Германа Константинопольского, «Церковь есть земное небо, где Небесный Бог живет и движется». Движется — не в смысле путешествует, переходит с места на место, от одного человека к другому, а в смысле — действует, животворит, в смысле — освящает. Итак, Церковь — есть небо на земле; и всякий раз, когда мы входим в храм, участвуем в церковном богослужении, Таинствах, мы с вами приобщаемся небесной благодати и отчасти принадлежим уже тому горнему Небесному Иерусалиму, в который мы призваны войти во Втором и славном пришествии Христовом.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных