Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ТРИ УДИВИТЕЛЬНЫХ ОТВЕТА




В заключение позвольте мне пересказать короткий рассказ Тол­стого о трех вопросах императора. Однажды император решил, что он больше ни разу не ошибется, если узнает ответы на три следую­щих вопроса:

Какое время важнее для дела? Какой человек важнее для дела? Какая цепь важнее для дела?

Император разослал по всему государству указ, в котором объя­вил о том, что любой человек, ответивший на эти три вопроса, полу­чит щедрые дары. Многие, узнав об указе, отправились во дворец, спеша сообщить свои ответы императору. Отвечая на первый во­прос, один из них посоветовал императору подготовить обширное расписание, в котором каждому делу следует отвести свой час, день, месяц или год, а затем следовать этому расписанию. Таким образом, он надеялся всякому делу найти подходящее время.

Другой человек заметил, что ничего невозможно спланировать, и предложил императору оставить все суетные развлечения и непре­станно относиться со вниманием ко всему, чтобы выяснить, когда же наступает наилучшее время для всякого дела.

Третий утверждал, что сам император не может надеяться лично предопределить и точно разрешить, какое время важнее для дела, и, стало быть, ему необходимо сделать визирем самого мудрого чело­века, а потом прислушиваться к его советам.

Четвертый сказал, что известные условия требуют быстрых ре­шений и не терпят отлагательства, но предвидеть их можно, призвав к себе колдунов и ясновидцев.

И на второй вопрос люди отвечали вразнобой. Один сказал, что императору необходимо опираться на управляющих, другой настаи­вал на доверии к священникам и монахам, третий видел опору во врачах. Остальные полностью доверялись волхвам.

В ответах на третий вопрос было не меньше разногласий. Одни говорили, что самое важное занятие это наука, другие утверждали, что важнее религия. Остальные превозносили военное искусство.


-39-

Ни один ответ не понравился императору, он никому не присудил награду. После нескольких ночей раздумий император решил посе­тить отшельника, который жил на вершине горы и считался про­светленным. Император хотел задать отшельнику свои три вопроса. Он знал, что отшельник никогда не покидает гору, что он привечает только бедных и не желает иметь дело со знатью, поэтому импера­тор переоделся в крестьянина и приказал воинам ждать его у подно­жия горы, сам же стал взбираться на гору к отшельнику.

Спустя какое-то время император нашел хижину святого челове­ка. Он увидел, что отшельник вскапывает огород перед своим жи­лищем. Отшельник заметил незнакомца, кивнул ему и продолжил работать. Очевидно, работать было трудно, и он тяжело вздыхал.

Император подошел к нему и сказал: «Я пришел задать вам три вопроса: Какое время важнее для дела? Какой человек важнее для дела? Какая цель важнее для дела?»

Отшельник внимательно выслушал императора, но лишь похло­пал его по плечу и снова принялся копать.

«Наверно, вы, устали, - сказал император. - Позвольте мне по­мочь вам». Отшельник поблагодарил его и подал императору лопа­ту, а сам сел на землю отдохнуть.

Вскопав две гряды, император сделал перерыв, чтобы еще раз за­дать три вопроса отшельнику, но тот не ответил. Вместо этого он встал и, указав на лопату, спросил: «Может быть, вам стоит отдох­нуть? Я снова буду работать».

Но император продолжал копать. Прошел час, два. Наконец, солнце стало заходить за гору. Император отложил лопату и сказал отшельнику: «Я пришел узнать ответ на свои три вопроса. Но если вы не можете ответить, я прошу вас признаться в этом, чтобы я мог спокойно возвратиться домой».

Отшельник поднял голову к императору и заметил: «Кажется, там кто-то бежит». Император оглянулся и увидел седобородого мужчину, выбежавшего из леса. Он бежал стремглав, прижимая ру­ки к кровоточащей ране на животе. Добежав до императора, он, сте­ная, рухнул без сознания на землю. Император и отшельник рас­стегнули одежду раненого и увидели, что он серьезно ранен. Тогда император тщательно промыл рану, а потом, разорвав свою рубаш­ку, перевязал ее, но через несколько минут повязка полностью про-


-40-

питалась кровью. Император ополоснул повязку и вновь перевязал рану. Он повторял это, пока кровь не остановилась.

Наконец, к раненому вернулось сознание, и он попросил пить. Император побежал к источнику и вернулся с кувшином чистой во­ды. Тем временем зашло солнце, и в воздухе повеяло ночной про­хладой. Отшельник помог императору перенести человека в хижину, где они уложили его на кровать. Тот успокоился и закрыл глаза. Правитель, утомленный прошедшим днем, растянулся напротив двери и тоже уснул. Когда он проснулся, солнце уже взошло над го­рой. Забыв на минуту, откуда и зачем он здесь, император взглянул на кровать и увидел раненого, который смущенно смотрел на него. Увидев, что император проснулся, тот прохрипел: «Простите меня».

«Но за что я должен простить вас?» - спросил император.

«Великий господин, вы не знаете меня, но я знаю вас, - сказал он. — Я был вашим кровным врагом. Вы убили в прошлой войне моего брата и захватили мои земли, и я поклялся отомстить вам. Когда я узнал, что вы отправились на гору к отшельнику, то решил напасть на вас на обратном пути и убить. Но вы долго не показывались, и я, не в силах больше ждать, вышел из своего убежища, чтобы найти вас. Но я наткнулся не на вас, а на ваших охранников. Они узнали меня и ранили. К счастью, я вырвался и сумел добежать до вас. Не будь вас здесь, я был бы мертв. Я хотел убить вас, но вы сохранили мне жизнь! я не могу выразить словами смирение и благодарность. Если я останусь жив, то буду служить вам всю оставшуюся жизнь и накажу своим детям и внукам поступать так же. Простите меня!»

Император был в восторге от столь легкого примирения с кров­ным врагом. Он не только простил его, но обещал вернуть ему за­хваченные земли и прислать к нему личного врача и слуг, чтобы те ухаживали за ним до полного выздоровления. Император приказал своим воинам отнести человека домой, а потом вернулся к отшель­нику. Перед возвращением во дворец он хотел задать ему все те же три вопроса. Оказалось, что отшельник сажает семена во взрыхлен­ную накануне почву. Отшельник посмотрел на императора и отве­тил: «Но ваши вопросы уже разрешены».

«Каким же образом?» - недоумевал император.

Отшельник объяснил: «Если бы вы вчера не пожалели меня и не помогли мне вскопать гряды, то на обратном пути тот человек напал бы на вас. Тогда вы бы пожалели, что не остались со мной. Таким


-41-

образом, самым важным оказалось время, когда вы вскапывали гря­ды, самым важным человеком оказался я, а самой важной целью оказалась помощь мне. Позже, когда прибежал раненый человек, самым важным оказалось время перевязывания ран, поскольку ина­че он бы умер, и вы не смогли бы примириться с ним. Стало быть, он оказался самым важным человеком, а самой важной целью для дела оказалась забота о нем. Запомните, что нет важнее времени, чем этот самый миг, нам подвластен лишь он. Нет важнее человека, чем тот, кто рядом с вами, поскольку вам никогда не узнать, будете вы связаны с ним в будущем или нет. Самая важная цель - сделать ближнего счастливым. По сути, эта цель единственная в жизни».

Рассказ Толстого словно взят из писания, его можно считать рав­ным любому священному тексту. Мы говорим о служении общест­ву, людям, человечеству, далеким людям, помогаем вернуть им по­кой, но зачастую забываем о том, что нам прежде всего необходимо помогать ближним. Если вы не можете служить жене, мужу, ребен­ку, родителям, то каким образом вы будете служить обществу? Если вы не можете сделать счастливыми других? Если наши друзья по движению за мир или служению обществу не будут любить и помо­гать друг другу, то сумеют ли они любить и помогать другим? Мы служим людям или красивому девизу?

Служение

Служите миру, страждущим. Понятие «служение» неохватно. Давайте вернемся к более скромной ступени: семья, ученики, дру­зья, общество. Мы должны жить ради них, ведь иначе ради кого нам жить? Толстого можно отнести к святым, которых буддисты имену­ют «бодхисатва». Но смог бы император без чужой помощи понять значение, цель жизни? Как нам прямо сейчас, живя с окружающими, помочь им облегчить страдания, сделать их счастливее? Каким об­разом? Нам следует практиковать осознанность. Очень просто по­нять совет Толстого. Но для того чтобы воплотить его в жизнь, нам следует применять способы осознания, тогда мы найдем свой путь.

Я написал эту книгу в качестве непосредственного наставления друзьям. Многие уже писали о подобных вещах, не пережив их, я же старался писать лишь о том, что пережил сам. Хочется верить, что прочитанное окажется, по крайней мере, немного иолезным для вас и ваших друзей на духовном пути, на пути к подлинному дому.


• 42-


-43-


 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных