ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Общая характеристика и правовое регулирование координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностьюАКАДЕМИЯ ГЕНЕРАЛЬНОЙ ПРОКУРАТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В.И. Зарубин Координация прокуратурой деятельности правоохранительных Органов по борьбе с преступностью Лекция Москва 2013 Автор: В.И. Зарубин, доцент кафедры основ организации и управления в органах прокуратуры Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, кандидат юридических наук.
Рецензенты: Начальник организационно-контрольного управления прокуратуры г. Москвы М.Н. Мороз; Доцент кафедры прокурорского надзора за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности и участия прокурора в уголовном судопроизводстве Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, к.ю.н А.А. Тимошенко Зарубин В.И. Координация прокуратурой деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью: лекция / В.И. Зарубин; Акад. Ген. прокуратуры Рос. Федерации. – М., 2013. – 74 с.
В лекции рассматриваются вопросы организации работы прокурора по координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью. При подготовке лекции использованы аналитические и иные материалы отдела координации организационного управления Главного организационно-аналитического управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации. Для слушателей факультета профессиональной переподготовки и повышения квалификации Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации. Введение Вопросы координации прокуратурой деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью достаточно сложны как на практике, так и в теории прокурорского надзора. Хотя проблемы такой координации исследовали многие ученые, в т.ч. были защищены кандидатские и докторские диссертации[1], подготовлено большое количество научных статей[2], однако единого подхода к понятию координации, ее значению как функции прокуратуры, так и не было достигнуто. Как известно, основные цели, задачи, принципы и формы координации прокуратурой деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью сложились в начале восьмидесятых годов двадцатого века. В ст.3 закона «О прокуратуре СССР», принятого на второй сессии Верховного Совета СССР десятого созыва 30.11.1979, закрепившей основные направления деятельности прокуратуры, говорилось, что прокуратура осуществляет координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступлениями и иными правонарушениями. При этом под правоохранительными органами в то время понимались: сама прокуратура, органы внутренних дел, юстиции и суда. В таком виде нормативное регулирование координационной деятельности по борьбе с преступностью на территории СССР просуществовало до начала 90-х годов. После распада СССР на постсоветском пространстве, увлечённом идеями демократических преобразований, где государственные органы и общество пересматривало свои взгляды и искало новые подходы, в том числе к организации и деятельности правоохранительных органов, среди которых в особенности выделялись органы прокуратуры, вопросы координации деятельности правоохранительных органов отошли на второй план. Как результат в принятом в Российской Федерации Федеральном законе от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» об осуществлении прокуратурой координации по борьбе с преступностью не упоминалось. Однако происходившие в стране негативные изменения криминогенной ситуации, в том числе развитие таких форм преступности как организованная, побудили законодателя обратить внимание на прокуратуру как на единственный орган, способный объединить усилия достаточно большого количества государственных структур, отвечавших за борьбу с преступностью. Изменения, внесенные в закон о прокуратуре в 1995 г., фактически представляющие новую редакцию закона, вновь среди функции прокуратуры закрепили функцию координации борьбы с преступностью. Целью данной лекции является на основе действующего законодательства, ведомственной нормативной правовой базы рассмотреть основные вопросы, возникающие при осуществлении координационной деятельности, с тем, что бы у практических работников органов прокуратуры, иных правоохранительных органов оставалось как можно меньше пробелов при реализации данного направления деятельности.
Общая характеристика и правовое регулирование координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью
Как известно, координация в переводе с латинского языка означает согласование, сочетание, приведение в порядок, в соответствие. Объективная потребность координации действий правоохранительных органов обусловлена: 1) наличием общих целей и задач правоохранительных органов в сфере борьбы с преступлениями; 2) административной независимостью их друг от друга; 3)использованием каждым из них специфических форм и методов борьбы с преступлениями и иными правонарушениями. Значение координации действий правоохранительных органов состоит в том, что она позволяет объединить усилия в борьбе с преступлениями и на этой основе добиться больших результатов в более сжатые сроки с меньшей затратой сил. Однако координация действий правоохранительных органов может быть обеспечена лишь в том случае, если она будет организовываться одним из этих органов. Действующие законодательство возлагает такую обязанность на прокуратуру. В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (ред. от 30.06.2008 № 86-ФЗ) Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры координируют деятельность правоохранительных органов. Указанная деятельность осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а также «Положением о координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью» (далее Положение), утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 18.04.1996 N 567 (ред. от 25.11.2003). Данное Положение фактически является основным нормативно - правовым актом, регулирующим организационные вопросы осуществления координационной деятельности по борьбе с преступностью. Другим основополагающим нормативным актом в данной сфере правоотношений является Указ Президента Российской Федерации от 11.12.2010 № 1535 «О дополнительных мерах по обеспечению правопорядка», согласно которому высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации предписано образовать постоянно действующие координационные совещания по обеспечению правопорядка в субъектах Российской Федерации и утвердить их состав. В целях реализации данного Указа Генеральным прокурором Российской Федерации издан приказ от 20.12.2010 № 445 «Об организации исполнения Указа Президента Российской Федерации от 11.12.2010 № 1535 «О дополнительных мерах по обеспечению правопорядка». На важность координационной деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью неоднократно обращалось внимание в приказах, распоряжениях и указаниях Генерального прокурора Российской Федерации по отдельным отраслям надзора. Так, в приказеот 16.01.2012 № 7 «Об организации работы органов прокуратуры Российской Федерации по противодействию преступности»заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, городов и районов, другим территориальным, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур указано координировать работу органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие. В целях повышения эффективности координации деятельности правоохранительных органов уделять первоочередное внимание совершенствованию форм ее реализации с учетом реального состояния преступности. В распоряжении Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 16.12.2008 № 270/27р «О совершенствовании работы по предупреждению и пресечению деятельности общественных и религиозных объединений по распространению идей национальной розни и религиозного экстремизма» Генеральным прокурором Российской Федерации обращается внимание на то, что прокурорами недостаточно эффективно осуществляется координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью. В соответствии с п. 5.3 приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 16.07.2010 № 284 «О порядке представления специальных донесений и иной обязательной информации»при возникновении чрезвычайных ситуаций, в случае совершения преступлений террористического характера и иных особо тяжких преступлений, а также при получении данных о нарушении закона при проведении первоначальных следственных действий прокурорам необходимо лично выезжать на места происшествий в целях координации действий сотрудников правоохранительных органов. Координационная функция прокуратуры, являясь управленческой функцией, имеет основную цель - повышение эффективности деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью. Наряду с целями координационной деятельности в теории и практике выделяются задачи координации, которые являются более конкретными по своему содержанию. В числе основных задач координационной деятельности следует выделить следующие: 1. Разработка и осуществление органами правоохранительной системы согласованных действий по своевременному выявлению, раскрытию, пресечению и предупреждению преступлений, качественному расследованию уголовных дел, принятию необходимых мер по устранению причин и условий, способствующих совершению преступлений; 2. Объединение усилий и активизация работы правоохранительных органов в сфере борьбы с преступностью; 3. Устранение дублирования и параллелизма в их деятельности по противодействию преступности[3]. В соответствии с п. 4. Положения координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью осуществляется на основе следующих принципов: 1. Соблюдения законности, включающей в себя безусловное и точное исполнение всеми участниками координационной деятельности действующего законодательства. 2. Равенства всех участников координационной деятельности при постановке вопросов, внесении предложений, разработке рекомендаций и мероприятий. Данный принцип означает, что, несмотря на организаторскую роль прокурора в этой деятельности и выполнения им надзорных функций, он при осуществлении координационных полномочий не имеет каких-либо преимуществ перед другими участниками и обладает одинаковыми с ними правами, особенно при принятии совместных решений, а также несет равную ответственность. 3. Самостоятельности каждого правоохранительного органа в пределах предоставленных ему законодательством Российской Федерации полномочий при выполнении согласованных решений, рекомендаций и проведении мероприятий; 4. Гласности в той мере, в какой она не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации о защите прав и свобод человека и гражданина, о государственной и иной охраняемой законом тайне. В соответствии с данным принципом необходимость информированности органы власти и население о деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства; 5. Ответственности руководителя каждого правоохранительного органа за выполнение согласованных решений. Последний принцип организации координационной деятельности наименее разработан и нормативно подкреплен. Сущность и назначение координационной деятельности выражается в ее основных направлениях, которыми согласно Положению являются: совместный анализ состояния преступности, ее структуры и динамики, прогнозирование тенденций развития, изучение практики выявления, расследования, раскрытия, предупреждения и пресечения преступлений; выполнение федеральных и региональных программ борьбы с преступностью; разработку совместно с другими государственными органами, а также научными учреждениями предложений о предупреждении преступлений; подготовку и направление в необходимых случаях информационных материалов по вопросам борьбы с преступностью Президенту Российской Федерации, Федеральному Собранию Российской Федерации и Правительству Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а также органам местного самоуправления; обобщение практики применения законов о борьбе с преступностью и подготовку предложений об улучшении правоохранительной деятельности; разработку предложений о совершенствовании правового регулирования деятельности по борьбе с преступностью; обобщение практики выполнения международных договоров Российской Федерации и соглашений с зарубежными странами и международными организациями по вопросам сотрудничества в борьбе с преступностью и выработку соответствующих предложений; изучение координационной деятельности правоохранительных органов, распространение положительного опыта. Термин «взаимодействие» более широкое понятие чем «координация». Не следует путать термин «координация» и «взаимодействие». При взаимодействии (в отличие от координации) у ее участников, как правило, отсутствуют какие-либо обязанности по выработке и применению единых мер относительно распределения сил и средств по установлению спроса за исполнение рекомендуемых мероприятий, главное - не выделяется специальный участник, имеющий полномочия по организации взаимных действий. В таком значении понимается взаимодействие прокуратуры и других правоохранительных органов с судами и органами юстиции, с представительными (законодательными) и исполнительными органами власти, органами местного самоуправления, контролирующими и другими органами. Взаимодействие правоохранительных органов как и координация имеет одну цель повышения эффективности борьбы с преступностью[4]. Однако взаимодействием могут быть названы все совместные мероприятия правоохранительных органов, а не только совместная деятельность по борьбе с преступностью, как при координационной деятельности. Взаимодействие - это совместная деятельность правоохранительных и иных государственных органов без постоянно действующего организационного центра и нормативно регламентированных полномочий и статуса участников по обеспечению и реализации своих функциональных обязанностей[5]. В Положении о координации прямо указано, что в целях повышения эффективности координации деятельности правоохранительных органов осуществляется взаимодействие с судами и органами юстиции в следующих согласованных формах: взаимное информирование о состоянии преступности и судимости; использование данных судебной статистики и материалов судебной практики при разработке мер по усилению борьбы с преступностью; совместная работа по подготовке законопроектов о борьбе с преступностью; проведение совместных семинаров и конференций, участие соответствующих специалистов в работе по повышению квалификации работников правоохранительных органов; направление совместных информационных писем, справок, обзоров; участие в подготовке проектов постановлений Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. Взаимодействие правоохранительных органов с судами по вопросам борьбы с преступностью осуществляется с соблюдением принципов самостоятельности органов судебной власти, независимости судей и их подчиненности только Конституции Российской Федерации и федеральным законам.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|