Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Архитектура и искусство Древнего Египта. Пирамиды и храмовое зодчество, круглая пластика, рельефы и росписи.




 

Историю Древнего Египта, равно как и историю его искусства принято делить на несколько больших периодов.

1 Додинастический период 5-4-е тысячелетия до н. э.

2 Раннее царство С 30 до 28 вв. до н. э., время правления I и II династий фараонов.

3 Древнее царство 28 - 23 вв. до н. э. Время правления с III по VIII династий фараонов.

4 Среднее царство 21 - 18 вв до н. э. Среднее царство охватывает время правления XI и XII династий

5 Новое царство 16 - 11 вв до н. э., правление XVIII-XX династий.

6 Поздний период 11 - 4 вв. до н. э., время правления XXII - XXIV ливийских, XXV эфиопской, XXVI сасииской династий.

Завершающим в истории Древнего Египта считается 332 год до н. э., когда страна была завоёвана Александром Македонским и с этого времени включилась в орбиту эллинистического мира.

 

Египет — древнейшее государство мира, а его искусство — самый ранний вклад в историю культуры стран Древнего Востока.

Характер культуры: Идея вечной жизни,Основная проблема древнеегипетского искусства

Культ умерших,Символика в искусстве

 

Характерные черты искусства Древнего Египта:

-Cвязь с загробным культом, геометризация форм, монументальность, каноничность, символизм.

-Функция искусства – продолжение жизни после смерти.

-Сакральный (священный) характер древнеегипетской культуры.

-Проявляется в ее глубочайшей символичности.

-Основные символы – сфинкс; фараоны; боги Ра, Осирис, анкх; пирамиды.

Сложившиеся в древности каноны, правила и традиции, сохраняясь тысячелетиями, передавались из поколения в поколение. Устойчивость религиозных представлений и культовое назначение памятников искусства определили веками установленные строгие правила выбора тем, расположения сцен в рельефах и живописи, утверждения поз и жестов в круглой скульптуре. В пределах канонов мастера сумели передать сложный и величавый человеческий образ, отразить богатство мифологических представлений.

 

Розеттский камень — плита из гранодиорита, найденная в 1799 году в Египте возле небольшого города Розетта, с выбитыми на ней тремя идентичными по смыслу текстами, в том числе двумя на древнеегипетском языке — начертанными древнеегипетскими иероглифами и египетским демотическим письмом, и одной на древнегреческом языке

В 1822 году Жан-Франсуа Шампольон (фр.лингвист) совершил прорыв в деле дешифровки иероглифов. Расшифровка древнего языка стала всеобщим достоянием. Открытие этого учёного дало толчок дальнейшему активному изучению египетской иероглифической письменности.

 

Додинастический Период (В 4-м тыс. до н.э. формируются все основные признаки цивилизации: письменность, монументальные сооружения, города, классово-дифференцированное общество и государство.) – формируется Царство Верхнего и Нижнего Египта.

Следы древнейшей культуры на территории Египта восходят к периоду неолита и энеолита. На протяжении 4 тысячелетия до н. э. здесь происходило постепенное развитие древнеегипетского общества, ознаменовавшееся распадом родовых общин..

В 4 тысячелетии до н. э. в Египте стал складываться рабовладельческий строй. Появление рабов и социальное расслоение привело к зарождению классов. Вожди племён превращались в царьков-номархов. К началу 4-го тысячелетия до н. э. в долине Нила возникло около сорока деспотий-номов. В результате борьбы между ними в конце 4-го тысячелетия до н. э. образовалось два государства: Нижний Египет - в нижнем течении Нила со столицей в Буто и Верхний Египет - выше по течению со столицей в Иераконполе. Каждый из двух царей имел особого бога-покровителя, Гора и Сета. К этому времени у египтян оформилось пиктографическое (рисуночное) письмо. К концу 4-го — началу 3-го тыс. относятся первые памятники, написанные египетским иероглифическим письмом. По древнейшим религиозным представлениям, каждый ном имел своего покровителя — крокодила, ибиса, змею и т. д. Обнаруженные в погребениях шиферные культовые таблички для растирания красок и глиняные сосуды показывают, как постепенно складывались основные религиозно-мифологические представления, в дальнейшем оформившиеся в культ животных и культ мертвых. Такие таблицы имели форму обожествленного животного. Мастерство обработки камня, умение обобщать и удачно использовать характерные формы того или иного животного были очень высокими. В них сказалось тяготение к монументальной ясности образов.

 

Значительность властелина подчеркивалась его размерами, намного превосходящими всех остальных людей. Так, в рельефе шиферной плиты фараона Нармера (конец 4 тысячелетия до н. э) изображающем победу фараона I династии Нармера — царя Верхнего Египта над Нижним Египтом, фигура фараона, разящего врага, дана гораздо большей сравнительно с остальными. Она полна грозного величия и, несмотря на небольшой размер (высота плиты 64 см), исполнена монументальной мощи. Вырабатываются характерные для египетского искусства приемы расположения фигур на плоскости. Широкие и сильные плечи развертываются в фас, ноги и голова с острыми чертами лица — в профиль. Такой метод изображения позволял древнему мастеру не нарушать плоской поверхности, которую он покрывал рельефами, сочетая их с надпися-ми, как в своеобразной книге. Недаром фараон, утверждавшийся как наместник бога на земле, сопоставлен в этой плите с соколом, самим богом Гором, протягивающим ему на веревке голову побежденного врага. Композиция рельефа строится горизонтальными полосами, один эпизод под другим, отчего воспринимается подобно рассказу, развертывающемуся в строгой последовательности. Эти особенности, постепенно созревая и отшлифовываясь, характеризуют египетские рельефы и в дальнейшем.

Искусство древнего царства (Сформировался геометрический стиль древнеегипетского искусства, были выработаны изобразительные каноны.)

(30—24 века до н. э.) Расцвет искусства Древнего Египта начинается с 3 тысячелетия до н. э., после объединения страны. Во главе государства стал фараон-деспот, росло использование рабского труда. Укрепление неограниченной власти

правителя, его обожествление приобретали все более широкий размах. Фараоны объявили себя сынами солнца, которое почиталось как бог живых царей; богом умерших был Осирис. В основе почитания бога Осириса лежало обожествление древних представлений о ежегодно умирающих и воскресающих силах природы.

Дальнейшее развитие приобрел древний заупокойный культ. Египтяне верили, что человек наделен несколькими душами. Одной из душ они считали двойник («ка»), соединение с которым означало дальнейшую жизнь. Статуи умирающего как бы заменяли собой тело, подверженное тлению, чтобы душе было куда вернуться для воссоединения с двойником. Поэтому скульптура Древнего Египта, с самого возникновения связанная с заупокойным культом, тяготела к точному портретному изображению. Загробный мир не представлялся египтянам мрачным. Умерший, помещенный в гробницу, как бы переселялся в новый дом, продолжая нуждаться в пище и жилье. Строительство кирпичных гробниц было развито с глубокой древности.

Архитектура

Особое значение с 3 тысячелетия до н. э. в связи с культом фараона приобрело строительство гигантских гробниц. По своему характеру эти гробницы восходили к древним жилищам. Они состояли из подземного помещения, куда ставился саркофаг, и масштабы — надземного холма, облицованного кирпичом. Однако в нарастающей грандиозности гробниц фараонов III династии сказалось желание возвеличить в веках жизнь правителя, непостоянству земной жизни идею вечности жизни загробной.

Архитектура гробниц и храмов заняла в искусстве Египта ведущее положение, остальные виды искусства дополняли ее, образуя совместно единый и неразрывный комплекс.

Поиски наиболее совершенной и грандиозной формы гробницы видны в усыпальнице-пирамиде фараона Джосера в Саккаре (28 в. до н. э.), которая достигала в высоту более 60 м и состояла из семи убывающих кверху мощных каменных ступеней. Зодчий Имхотеп, создатель этого со-оружения, возвел пирамиду посреди сложного ансамбля дворов и храмов. Он выделил ее среди окружающих строений, сообщив ей движение кверху.

Одним из «семи чудес света» называли пирамиды фараонов Хеопса, Хефрена и Микерина (28 в. до н. э) в Гизе. В сознании людей последующих поколений они отождествляются со всем искусством Египта, с природой и обликом этой страны. Возведенные среди пустыни из светлого камня, они суровы и строги. Огромная масса пирамид, сложенных из мощных каменных блоков, подчинена чрезвычайно простой и ясной мысли. Каждая из пирамид представляет собой в плане квадрат, а стороны ее — равнобедренные треугольники. При ослепительном солнце падающие резкие и четкие тени еще больше подчеркивают рациональную ясность этих сооружений, простота которых порождена не бедностью фантазии, а огромным мастерством обобщения, откристаллизовавшимся веками.

Наиболее грандиозная из трех— пирамида Хеопса. Ее высота 146,6 м, длина стороны основания — 233 м. Она сложена из двух миллионов трехсот тысяч блоков весом каждый от 2,5 до 30 тонн. Вся поверхность пирамиды Хеопса была облицована гладкими известняковыми плитами, придававшими ее облику особую кристальную ясность. Внутри находились лишь небольшая камера, где помещался саркофаг с мумией, ведущие к ней коридоры, узкие каналы для вентиляции.

Таким образом, пирамида представляла собой гигантский каменный массив, воздействующий особенно сильно своей формой и размерами с далекого расстояния.

В гордом облике совершенных, четких по формам архитектурных памятников воплощалась идея бессмертия, мощи и деспотизма неограниченной власти фараонов.

Пирамиды в Гизе составляли часть грандиозного ансамбля. Они были соединены с Нилом длинными коридорами. Гигантская фигура сфинкса, стоящая на пути к пирамиде Хефрена, дополняет ансамбль. Она сочетает строгий лик фараона с туловищем льва. Высеченный из массива единой скалы, сфинкс с широко открытым взглядом, устремленным в пространство, не видящим ничего земного, словно утверждал идею вечного покоя противостоящих векам гробниц. Необычайное чувство камня, его фактуры и декоративных особенностей проявилось и в отделке мощных столбов заупокойных храмов, в умении сочетать красочные эффекты поверхности диорита и гранита, отполированных до блеска.

Скульптура

Неотъемлемую часть храма и гробниц составляли статуи фараонов, знати, придворных писцов. В связи с культовым назначением статуй все они были выполнены в рамках строжайших канонов. Люди изображались в однообразных, спокойных, полных неподвижного величия и устойчивости позах. В большинстве случаев — это либо стоящая фигура с выдвинутой вперед левой ногой, либо фронтально сидящая фигура с руками, прижатыми к торсу. И вместе с тем скульптуры Древнего царства отличаются острым реализмом. Жизнь и наблюдательность сосредотачиваются на индивидуализированных лицах портретируемых. Яркая раскраска, инкрустация глаз горным хрусталем и эбеновым деревом еще более оживляли эти лица. Статуя сидящего с поджатыми ногами писца Каи (середина 3 тысячелетия до н. э) выполненная из известняка, с внимательным взглядом больших, словно жаждущих приказа блестящих глаз и плотно сжатыми губами, поражает остро выраженной портретностью.. Несмотря на то, что каноны обусловливали определенность и скованность поз для разного типа портретов, бесстрастность выражения лиц, мастера сумели в эти неподвижные статуи внести подлинную достоверность жизни. Часто в гробницах встречаются семейные портреты. Простота обобщенных форм, совершенство исполнения присущи парным статуям Рахотепа и его супруги Неферт (начало 3 тысячелетия до н. э.,). Они сидят на жестких кубических тронах с прямыми спинками, разъединенные друг от друга не только расстоянием, но и направлением взглядов, устремленных прямо перед собой. По традиции, мужская статуя раскрашена красно-коричневой краской, женская — желтоватой, волосы — черной, одежды — белой. Несмотря на неподвижность и лаконичность, их образы полны обаяния, чистоты и ясности.

Сидящие статуи построены по принципам симметрии и равновесия, подобно властному фараону Хафра (первая половина 3 тысячелетия до н. э), застывшему в гордом величии под охраной сокола — Гора, распростершего над ним свои жесткие крылья.

Рельефы

Рельефы и росписи, украшающие стены гробниц и храмов, также были связаны с заупокойным культом. Они располагались с таким расчетом, чтобы утвердить плоскость стены, подчеркнуть лаконизм и строгость архитектурного образа в целом. Этим объясняется отсутствие многопланового глубинного построения, развертывание повествования фризами по стене, специфическое изображение фигур. Сами рельефы обычно плоски, они почти не высту-пают над поверхностью стены. Силуэт фигур всегда ясен и графичен, человек изображен так, что видна ширина плеч, показанных в фас, и мускулистая стройность ног, повернутых в профиль. Так, в деревянном рельефе, изображающем зодчего Хесира (начало 3 тысячелетия до н. э), Тонкая моделировка еле уловимых объемов придает рельефу особую завершенность, смягчает жесткость силуэта.

Принцип фризового развития сюжета типичен для рельефов Древнего царства. Он помогает художнику воссоздать сцену за сценой, различные бытовые эпизоды, развертывающиеся во времени., как строчка за строчкой.

Росписи

Та же чистота линий, та же сдержанность и спокойная ясность ритмов, что и в рельефах, прослеживаются в росписях Древнего царства, например в росписях из гробницы в Медуме (начало 3 тысячелетия до н. э), сочных и чистых по колориту. В росписях стен применялись обычно золотистые, оранжево-красные, зеленые, синие и бирюзовые краски, нанесенные на сухую поверхность. Часто специальные углубления заполнялись цветными пастами, похожими на инкрустацию. Обобщенные контурные линии подчеркивали плоскость стены, монументальную целостность ансамбля.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных