Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






В зависимости от того, в чьих руках сосредотачивается суверенитет, Ж.Боден выделяет три формы государства.




Демократия - государство, в котором «все или большая часть граждан, как бы они не были организованы, обладают верховной властью над всеми»
При аристократии «меньшая часть граждан обладает верховной властью над всеми вообще и над каждым в отдельности».

В монархии верховная власть принадлежит одному.
Стабильность различных форм государства Ж.Боден связывает с поощрением людей среднего достатка с помощью законов против ростовщиков, законов о наследстве, чтобы не допустить чрезмерного обнищания народа и концентрации богатств в других руках. Важно также не допустить раскола общества по религиозным вопросам путем защиты свободы вероисповедания государством. Целесообразность и прочность каждой формой правления зависит от исторических и природных особенностей стран и народов.

На севере живут народы храбрые, создавшие сильное войско, у южных народов развит ум, поэтому там и процветают науки. На севере опорой правительства является сила, в средней полосе разум и справедливость, на юге - религия. Поэтому жители севера и горцы, как правило, создают демократии или выборные монархии; юга и равнин чаше создают монархии. Народы востока - ближе к южным, запада - к северным.
Затем Баден рассуждает о преимуществах того или иного образа правления. Демократия и аристократию он отвергает, как неустойчивые формы. Симпатии Ж.Бодена на стороне наследственной монархии как формы, которая способна в условиях смуты навести порядок, сплотить страну.

Монархия прямо отвечает природе суверенной власти, ее единству и неделимости (то есть он ее не делит ни с кем: ни с аристократами, ни с народами). Монархия законная или королевская - это государство, в котором подданные пользуются личной свободой и собственностью, повинуясь законам монарха. Монарх - законам Божественным и естественным.

Ж.Боден ограничивал суверена от скатывания абсолютной власти к произволу «божественным», «естественным» и «человеческим» законами, общими для всех народов. Позитивное право, устанавливаемое суверенной властью, не должно противоречить этому праву. Таким образом, право частной собственности, право на индивидуальную семью, частную семейную жизнь является незыблемым требованием. Тем самым Ж.Боден отстаивает интересы восходящего «третьего сословия». Даже Ж.Боден ставит традиционный вопрос: можно ли убить тирана? Да, если нельзя привлечь к суду. Можно ли убить законного князя? Подданный не обязан повиноваться князю в том, что противоречит закону Божьему или естественному, но он должен бежать, скрываться, терпеть смерть, но не посягать на его жизнь и честь.

Лучшей формой государства для Франции провозглашалась королевская монархия. Верховная власть (суверенитет) в ней целиком принадлежала монарху, а управление страной (порядок назначения на должность) сложное, то есть сочетающее принципы аристократические (на ряд должностей, преимущественно в суде и войске, король назначал только знатных) и демократический (некоторые должности доступны всем).
Ж.Боден высоко оценивал деятельность Генеральных Штатов как органа, представляющего интересы духовенства, дворянства и третьего сословия, сдерживающего стремление верховной власти к произволу. Особенно ценна для Ж.Бодена прерогатива генеральных штатов давать согласие на налоги, вводимые королем, ибо никто не имеет право брать чужое достояние без согласия владельцев. Лишь, в крайнем случае, монарх может по своей инициативе налагать подати для пользы Франции, но в случае злоупотребления Ж.Боден признает право за подданными на насильственное сопротивление в форме отказа платить налоги.

Исходя из разработанной им концепции суверенитета, Ж.Боден ставит вопрос о сложных государствах. Он различает два вида государственных соединения. Федерации - суверенитет принадлежит только союзу в целом, а не отдельным частям. Конфедерация - каждый из членов, которой сохраняет суверенитет.

Следовательно, главное положение теории Ж.Бодена сводится к идее государственного суверенитета - абсолютной и постоянной власти государства, не связанной законами. Провозглашенный суверенитет противостоит феодальной раздробленности и религиозной смуты.

В настоящее время, суверенитет (фр. souverainetе - верховная власть) определяется как неотчуждаемое юридическое качество независимого государства, символизирующее его политико-правовую самостоятельность, высшую ответственность и ценность как первичного субъекта международного права; необходимое для исключительного верховенства государственной власти и предполагающее неподчинение власти другого государства; возникающее или исчезающее в силу добровольного изменения статуса независимого государства как цельного социального организма; обусловленное правовым равенством независимых государств и лежащее в основе современного международного права.

Основным признаком суверенитета, по мнению А.В.Малько и С.А.Комарова, является верховенство государственной власти, которое можно охарактеризовать как:

а) безусловное распространение власти на всех граждан и все со­циальные структуры общества;

б) монопольная возможность применения таких средств воз­действия (принуждения, силовых методов, вплоть до смертной казни), которыми не располагают другие субъекты политики;

в) осуществление властных полномочий в специфических формах, прежде всего юридических (правотворческой, правоприменительной и правоохранительной);

г) прерогатива государства отменять, признавать ничтожны­ми акты других субъектов политики, если они не соответству­ют установлениям государства.

Суверенитет воспринимается в двух аспектах: как верховенство во внутренних делах (внутренний суверенитет) и независимость на международной арене (внешний суверенитет). В зависимости от формы правления могут различаться носители суверенитета: в республиках, как правило, единственным носителем суверенитета является народ. В абсолютной монархии таковым признаётся монарх, в ограниченной монархии - народ и монарх одновременно. При чём, в этом случае, суверенитет одного субъекта может признаваться первичным по отношению к суверенитету другого. Так, в парламентарных монархиях первичен народный суверенитет, а в дуалистических - монархический. Особое место в плане носителей суверенитета занимают страны шориатской правовой традиции и другие государства, построенные на теократии: здесь сувереном признаётся Бог. Территории могут иметь суверенитет, различный по своему объёму. Государства есть территории с наивысшим, абсолютным суверенитетом. Однако, они могут предоставлять определённые его составляющие территориям, входящим в их состав. Такие государства называются федеративными, а сами эти территории - субъектами федерации. Но в любом случае, суверенитет субъекта федерации не может быть выше суверенитета самой федерации. Есть ещё такие надгосударственные объединения, как конфедерации. Сами конфедерации суверенитетом почти не обладают, а вот их субъекты, напротив, пользуются абсолютными правами, вплоть до права сицессии (выхода из конфедерации).
История так же знает случаи, когда государства насильно лишались своего суверенитета или его части. В таких случаях говорят об утрате территорией статуса государства и её превращении в протекторат, колонию, несамоуправляющуюся территорию и т.д. Государством такая территория называться не может как раз в силу ограниченности суверенитета.

Итак, суверенитет это основополагающий признак любого государства, без суверенитета нет и государство, ибо суверенитет есть независимость. Если территория не имеет независимости, то она никак не может называться государством.

 

Виды суверенитета

 

Выделяют виды суверенитета: суверенитет государства, народа, нации.

Суверенитет - один из существенных признаков государства, его возможность полноправно осуществлять внутриполитические и внешнеполитические дела страны и не допускать вмешательства в свою деятельность иностранных государств и других внутригосударственных сил (организаций).

Государственный суверенитет - это неотчуждаемое юридическое качество независимого государства, символизирующее его политико-правовую самостоятельность, высшую ответственность и ценность как первичного субъекта международного права; необходимое для исключительного верховенства государственной власти и предполагающее неподчинение власти другого государства; возникающее или исчезающее в силу добровольного изменения статуса независимого государства как цельного социального организма; обусловленное правовым равенством независимых государств и лежащее в основе современного международного права.[3]

Суверенитет государства основан на совокупности его основных объективных компонентов (территории, населения, институтов власти), в которых пространственно, по кругу лиц и во времени (по срокам) объективируется властная воля правителя.

В качестве неотъемлемых юридических свойств суверенитета выделяются единство, верховенство, независимость государственной власти.

Верховенство государственной власти характеризуется тем, что государственная власть посредством правотворчества регулирует весь комплекс общественных отношений (за исключением общественных отношений, которые не регулируются правом) в государстве и на его территории, при этом над государственной властью не может стоять никакая другая власть ни внутри страны, ни за ее пределами (исключение составляет власть, осуществляемая народом непосредственно на выборах и референдуме).

Верховенство государственной власти внутри страны обозначает:

- универсальность ее властной силы, которая распространяется на все населения, все партии и общественные организации данной страны;

- ее прерогативы;

- наличие у нее таких средств воздействия, которыми никакая другая общественная власть не располагается.

Важнейшим выражением верховенства государственной власти является верховенство Конституции и законов государства на его территории. Верховенство государственной власти России как признак суверенитета Российской Федерации закреплено в ст. 4 Конституции РФ, которая гласит: «Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации».

Единство государственной власти - один из основных принципов организации власти в государстве. Означает существование единой системы органов государственной власти, причём совокупная компетенция всей системы государственных органов охватывает все полномочия, необходимые для осуществления функций государства. Предполагается также наличие в системе одного высшего органа, которому подконтрольны и подотчетны все остальные государственные органы без исключения.

Независимость государственной власти означает самостоятельность государства в отношении с другими государствами и независимость от всякой другой власти внутри страны и вне ее, а также исключительное, монопольное право свободно решать все свои дела.

Независимость и верховенство государственной власти выражаются:

· в универсальности - решения государственной власти обязательны для всего населения, организаций и лиц, облеченных властью в данной стране

· в прерогативе - возможность отмены и признания ничтожным любого незаконного проявления другой общественной власти, а также возможность закрепления государственной властью любого проявления общественной власти (обычная, требования и др.)

· в наличии специальных средств воздействия, которыми не располагает никакая другая общественная организация.

Суверенитет государства по политической направленности подразделяется на внутренний и внешний, причём с формированием мирового сообщества и усилением международных организаций внешний, а отчасти и внутренний суверенитет государства сужается. Внутренний суверенитет включает такую реальную характеристику как эффективный контроль государства над своей территорией (сушей, воздушным пространством, континентальным шельфом, территориальным морем, особой экономической зоной) в пределах государственных границ. Внешний суверенитет государства предполагает, что суверен признается другими суверенами, которые воспринимают его в качестве единственного представителя, уполномоченного говорить от имени политической общности. Казалось бы, внешний суверенитет должен предоставляться сразу по утверждении внутреннего суверенитета. Закономерно, что если суверенная структура власти одобряется подданными, и народ признает суверенитет за верховной властью (или же согласен на передачу своего собственного, народного суверенитета избранными представителями), другие суверены обязаны признать и уважать держателя/представителя суверенитета. В данном случае суверенитет подразумевает статус, который призван легитимизировать суверенную власть в глазах подданных и других суверенов. Признание суверенности государства de facto означает признание его равного статуса с остальными.[4] Кроме того, в мире всегда существовали и существуют государства с формальным или ограниченным суверенитетом.

Формальным суверенитет государства считается тогда, когда он юридически и политически провозглашается, а фактически, в силу распространения на него влияния других государств, диктующих свою волю, не осуществляется.

Частичное ограничение суверенитета может быть принудительным и добровольным.

Принудительное ограничение суверенитета может иметь место, например, по отношению к побежденному в войне государству со стороны государств-победителей.

Добровольное ограничение суверенитета может допускаться самим государством по взаимной договоренности с другими государствами, например, ради достижения определенных, общих для всех них целей. Добровольно суверенитет ограничивается и тогда, когда государства объединяются в федерацию и передают ей часть своих суверенных прав.

Суверенитет народа в Российской Федерации - принцип конституционного строя, характеризующий полновластие многонационального народа, признание его единственным источником власти в Российской Федерации, а также свободное осуществление им этой власти в соответствии с его суверенной волей и коренными интересами. Народный суверенитет, или полновластие народа, есть обладание им политическими и социально-экономическими средствами, всесторонне и полно обеспечивающими реальное участие народа в управлении делами общества и государства. Суверенитет народа есть выражение юридической и фактической принадлежности всей власти народу. Народ - единственный источник власти и обладает исключительным правом распоряжения ею. Народ на определенных условиях передает полномочия на распоряжение властью (не саму власть) и на определенное время (до новых выборов) своим представителям. При этом, как сказано в ч. 4 ст. 3 Конституции, «никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону». Наряду с отмеченными власть народа обладает и другими особыми свойствами: это, прежде всего, публичная власть. Ее цель - достижение общего блага или общего интереса; эта власть имеет общесоциальный характер, она обращена ко всему обществу и каждому индивиду. Индивид самостоятельно или через институты гражданского общества может в той или мере влиять на осуществление такой власти. Народовластие предполагает, что общество в целом (народ) или его часть реализует власть, т.е. осуществляет непосредственно или через своих представителей управление делами общества и государства, добиваясь, таким образом, удовлетворения общих и не противоречащих им частных интересов. Народный суверенитет имеет различные формы проявления: через представительную и прямую демократию, непосредственное осуществление прав и свобод. Свойства народного суверенитета проявляются на различных уровнях. Применительно к РФ - на федеральном (многонациональный народ России), региональном (народ, или население субъекта Федерации), на муниципальном - через местные сообщества граждан. Народ как субъект конституционного права осуществляет суверенитет непосредственно (прямая демократия), выражая свою волю на референдуме, всеобщих выборах, кроме того, воля народа может быть выражена его представителями (представительная демократия). Представительными органами по Конституции РФ являются:

- Президент Российской Федерации;

- Парламент РФ - Федеральное Собрание РФ;

- законодательные органы субъектов РФ;

- руководители исполнительной власти субъектов РФ;

- народные заседатели и присяжные заседатели в судах;

- представительные органы местного самоуправления.

Важнейшей формой осуществления суверенитета народа России является всенародное принятие или утверждение Конституции. Народ также вправе формировать важнейший учредительный орган - Конституционное Собрание, способный решать судьбу Конституции страны.

Следовательно, суверенитет народа - это полновластие народа, то есть обладание народом социально-экономическими и политическими средствами, всесторонне и последовательно обеспечивающими реальное участие всех граждан в управлении делами общества и государства.

Суверенитет нации - право каждой нации на самоопределение[5]. Содержанием национального суверенитета является полновластие нации и её политическая свобода выбирать свою государственно-правовую организацию и форму взаимоотношений с другими нациями. Обеспечивается суверенитет нации социально-экономическим и политическим устройством общества, то есть он не является изначально любой нации присущим. По своей сути национальный суверенитет является демократическим принципом, реализация которого зависит от осознания нацией своих жизненных интересов, объективно вытекающих из условий её существования и развития[6]. Однако принцип национального суверенитета не абсолютизирует нацию, а лишь придаёт государственному суверенитету новое качество. Право на государственный суверенитет на определённом историческом этапе становится правом нации, которое может реализовываться нацией, как в форме создания собственного государства, так и путём вхождения в состав более крупного государственного образования.

Полновластие нации проявляется в реальной возможности самостоятельно и суверенно решать вопросы, относящиеся к её национальной свободе, государственно-правовой организации, взаимоотношениями с другими нациями и народностями. Каждая нация вправе определять свою судьбу, решать вопрос национально-государственной организации, она вправе войти в состав того или иного государства и объединиться с другими нациями в тех или иных формах государственного союза, выйти из данного государства и образовать свое самостоятельное национальное государство, вправе сохранять и свободно развивать свой язык, обычаи, традиции, соответствующие национальные учреждения.

Суверенитет нации имеет своей предпосылкой национальные потребности, интересы и цели, вытекающие из объективных условий её существования и являющиеся важнейшим стимулятором развития нации, её борьбы за свое освобождение. В качестве национальных могут выдвигаться интересы, выразителем которых выступает ведущий класс данной нации, а также интересы общенациональные в полном смысле слова.

Национальный суверенитет означает право на самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельного государства. В многонациональных государствах, образованных путем добровольного объединения наций, суверенитет, осуществляемый этим сложным государством, естественно, не может быть суверенитетом одной лишь нации. Многонациональное государство в лице своих высших органов является носителем суверенитета не какой-либо отдельной нации, а суверенитета, принадлежащего именно данному многонациональному государству, выражающему как общие интересы все объединившихся наций, так и специфические интересы каждой из них. Главное состоит в том, чтобы многонациональное государство в любых его разновидностях обеспечивало реальный суверенитет каждой из наций, входящих в его состав.

Таким образом, суверенитет - свойство государственной власти, выражающее ее независимость от всякой иной власти как внутри страны, так и за ее пределами. Государственная власть, единая и единственная, способна принимать и принимает законы, охраняет правопорядок, осуществляет правосудие, собирает налоги. С так называемой внешней стороны суверенитет проявляется в возможности самостоятельно осуществлять внешнюю политику, международное сотрудничество и помощь, решать вопросы войны и мира, вступать (и выходить) из международных союзов, в том числе военных. Суверенитет обладает, по Ж.Бодену, пятью свойствами:

· суверенитет един и неделим - он не может быть разделен между королем и народом, несколькими различными организациями, и не может поочередно осуществляться ими;

· суверенная власть постоянна - ее нельзя передать на время или на других условиях какому-либо лицу;

· суверенная власть неограниченна и надзаконна - ни один человеческий закон не может ограничивать суверенитет;

· суверенная власть подчиняется только божественным и естественным законам, но не религиозным догмам;

· суверенитет может принадлежать либо одному человеку, либо меньшинству населения страны, либо всем дееспособным людям.

Все атрибуты суверенитета, согласно Ж.Бодену, не могут быть отчуждаемы и не могут быть потеряны в связи с истечением срока давности, причем даже на государственную собственность не распространяется действие срока давности.

Основными видами суверенитета являются: суверенитет государства, народа и нации. Суверенитет государства - это присущее государству верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях. Суть народного суверенитета заключается в верховенстве народа в государстве. Национальный суверенитет - это демократический принцип, в соответствии с которым каждая нация обладает правом на свободу, на самостоятельное и независимое развитие, что должны уважать все другие нации и государства.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных