Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Проблема суверенитета в условии глобализации




В настоящее время феномен глобализации является одним из наиболее распространенных предметов исследований и вызывает повышенный общественный интерес, а взгляды, которые существуют по данному вопросу многообразны. Выделяют многочисленные определения глобализации, разные подходы к пониманию ее аспектов и сфер, а также проблема оценок - насколько глобализация является универсальной и всеобъемлющей тенденцией мирового развития. Глобализация означает не только интернационализацию связей, но и создание общемировой целостности, где каждый элемент целого превращается в орган этого глобального организма.[7]

Сильное воздействие на функционирование государств, на их базовые институты и на суверенитет оказывают процессы глобализации, которые приобретают все большее ускорение в последние годы.[8] Но государственный суверенитет остается основой конституционного строя большинства государств, несмотря на глубокие и многочисленные изменения, происходящие в мире в последние полтора десятилетия.

Большую роль среди интеграционных процессов, способствующих размыванию суверенитета, играет глобальное информационное поле, которое совершенно аморфно и практически неподконтрольно. Созданное на западе информационное пространство в одинаковой степени воздействует на все человечество, навязывая единые стандарты производства и потребления. А также сеть-Интернет открыта для различного рода злоупотреблений и провокаций, в том числе и политических.[9]

Основным, с точки зрения проблемы государственного суверенитета, следствием процессов глобализации является противоречие между нарастающей экономической и политической взаимозависимостью стран и народов, с одной стороны, и сохранением за государством права самостоятельно и по своему усмотрению решать собственные проблемы - с другой. Следствием этого процесса является утрата государством ряда своих функций на международной арене и появление на ней большого числа новых акторов, т.е. межправительственных международных организаций, которые принимают на себя ряд функций, делегируемых им отдельными государствами, что ограничивает внешний суверенитет последних. Обратная же сторона процесса глобализации и возникновения наднациональных органов власти – это этнический сепаратизм, усиление власти на местах - свидетельствует о «девальвации» и внутреннего суверенитета. Следовательно, исследователи глобализации отмечают два взаимоисключающих процесса - интеграцию и децентрализацию, каждый из которых не способствует сохранению «статус-кво» для принципа суверенности. Государство утрачивает свой основной признак - монополию на законное насилие в силу распространения и утверждения универсальной идеологии приоритета прав человека, которые зачастую ставятся мировым сообществом выше государственных интересов. Государство зачастую неспособно справиться с вызовами, которые ему предлагает глобализация, что приводит к необходимости реструктуризации властных отношений в обществе.[10]

Также появление в мировой экономике транснациональных компаний (корпораций) и транснациональных банков, сделали мир еще более взаимозависимым. Особенно это проявляется в экономической сфере. Современная мировая экономика функционирует как единая целостная система, в которой транснациональные компании (корпорации) играют важную роль наряду с государствами, фактически определяя экономическую политику в мире. Экономическая мощь крупных транснациональных компаний (корпораций) вполне сравнима с внутренним валовым продуктом средних государств, и они способны диктовать свою волю правительствам различных стран мира. Единственная цель, которую преследуют транснациональные компании (корпорации) - это максимальное извлечение прибыли. Интеграцию мировой экономики, огромную роль в ней транснациональных компаний (корпораций) и транснациональных компаний (корпораций) наглядно демонстрирует мировой финансовый кризис.

В то же время, активно развивающаяся в последнее время глобализация ставит под сомнение абсолютность суверенитета государств. Экономические и другие процессы взаимоотношений людей, органов, организаций, государств в современном глобализированном мире, решение глобальных проблем человечества в целом невозможны без чёткого и развернутого правового регулирования, без детального законодательства, которое обеспечивает цивилизованные отношения между людьми, организациями, государствами, без прочного режима контроля за исполнением юридических предписаний. Роль права, и в первую очередь - международного права в современном мире существенно возрастает, и это представляет собой объективную закономерность глобального миропорядка.

Большое количество акторов продвигают и воплощают этот процесс - в первую очередь такие международные организации как Международный валютный фонд, Всемирная торговая организация, региональные организации, транснациональные корпорации, инвестиционные фонды, страховые компании, мегаполисы и даже отдельные индивиды, которые обладают достаточными ресурсами (Дж. Сорос, Б. Гейтс). В большей степени эти субъекты заинтересованы в устранении государственных барьеров и в дальнейшем углублении интернационализации и глобализации. Явно заметное ослабление роли государственных институтов приводит к возвышению международных или глобальных институтов, которые берут на себя функции защиты и охраны как внутреннего так и внешнего для каждой страны порядка, причем выступающих как единый консолидированный механизм. Более конкретные и тесно сотрудничающие с населением институты заменяются на более абстрактные, отдаленные от национальной специфики глобальные нормы, поддерживаемые судами и силовыми структурами, функционирующими на основе международного права.

Немаловажным моментом в вопросе суверенитета государства в эпоху глобализации являются проблемы мирового порядка и правопорядка.

Необходимо чётко его различать термин «мировой правопорядок» с другим понятием - мировой порядок. Но мировой порядок - это более широкое понятие, которое определяется как упорядоченная система отношений между государствами, межгосударственными структурами, отдельными личностями и их коллективами, основанная на использовании принципов и норм общения в мире (норм морали, права, обычаев и устоявшихся деловых обыкновений, политических, религиозных и других социальных норм). Это порядок взаимоотношений в государственной сфере, в области культуры, идеологии, религии, в сотрудничестве между хозяйственными субъектами, партиями, общественными организациями, творческими, спортивными союзами, отдельными личностями, имеющими международный, межгосударственный и межрегиональный характер.

Мировой правовой порядок является элементом, составной частью общего мирового порядка, это результат неуклонного осуществления норм международного права, юридических принципов взаимоотношений межрегиональных хозяйственных корпораций, отдельных субъектов разных государств, обеспечение основ борьбы с международным терроризмом, организованной преступностью, коррупцией и апартеидом. Мировой правопорядок - это миротворческие операции под эгидой полномочных международных организаций по предотвращению национальных, религиозных, межрегиональных конфликтов, обеспечение всеобщего разоружения, эффективные меры предотвращения угрозы ядерной войны, укрепления национальной безопасности. Это также и обеспечение и охрана с помощью международно-правовых средств прав и свобод личности, законных интересов юридических лиц и государств в целом.

Принцип охраны и обеспечения прав личности, гарантированности её свободы в условиях складывания мирового правопорядка должен быть не только в национально-государственном аспекте, но и на глобальном, общепланетарном уровне. Права и свободы человека являются не только внутренним делом государства, они постепенно выходят на международную арену, что может подтверждаться Декларацией Хельсинкской встречи ОБСЕ 1992 года. Так, например, в ч. 3 ст. 46 Конституции РФ говорится: «Каждый вправе в соответствии с международными договорами РФ обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты».[11]

Также существует потребность дополнить ряд международно-правовых актов, так, например, Всеобщую декларацию прав человека, Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод, теми новеллами, которые отражают новые аспекты свободы личности в рассмотрении дел об экономической агрессии в связи с переходом мировой политики на геоэкономические приоритеты.

Необходимо создать систему соответствующих межгосударственных правовых мер, включая юридические санкции, которые препятствуют возможности недобросовестной деятельности отдельных государств, транснациональных корпораций, финансовых структур (финансовая агрессия).

Сейчас очевидно, что взятие на себя международно-правовых обязательств является осуществлением государствами своего суверенитета, а не ограничением его, разумеется, при условии, что такие обязательства не противоречат основным принципам международного права, имеющим императивный характер.

Преимущественной ориентацией международных организаций с середины XX века стало решение гуманитарных проблем. Решение их силами международных организаций предполагает отчуждение части национально-государственного суверенитета в пользу созданных межправительственными соглашениями организаций, действующих на субнаднациональном уровне (например, Организация объединенных наций, Всемирный банк и др.), и неправительственных транснациональных организаций, действующих на субнациональном уровне, но на территории многих государств.

Как и в отношении экономической составляющей глобализации, «рождение» тенденции оформления транснациональной политики, то есть политики, не связанной границами и интересами правительств национальных государств, происходит вслед за кризисом, выразившимся в двух мировых войнах первой половины ХХ века.[12]

Таким образом, глобализация позволила бы решить многие проблемы, которые невозможно решить в рамках одного суверенного государства, но от которых зависит будущее и само существование человечества. От политических лидеров требуется большая дипломатия и способность не только подстраиваться под новый мировой строй, но и на равных отстаивать государственные интересы и конкурентоспособность государства.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных