Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Справка 1.1. Физиологические и психические процессы при восприятии.




Люди легко соглашаются с тем, что поведение человека определяется физиологическими процессами в организме. Одновременно с этим они полагают, что большинство психических процессов недоступно для изучения с помощью физиологических методов. Представление о том, что вся деятельность человека является результатом двух независимых и разделённых частей – материальной и психической или духовной, определяется термином дихотомия. Ещё в 17-м веке. французский философ Рене Декарт (Rene Descartes) создал учение, известное как философский дуализм. В нём отражён острый конфликт между традиционными представлениями церкви о том, что всё происходит по воле Божьей, и противоречащими такому представлению фактами, полученными зародившейся в 17-м веке наукой.

Поскольку человеческий мозг является материальным объектом, рассуждал Декарт, то его деятельность должна подчиняться уже открытым законам природы и подлежит дальнейшему научному исследованию. В то же время духовный мир человека, его живой разум можно представить как нематериальную мыслящую субстанцию. Двойственная и вынужденно конформистская позиция Декарта позволила получить необходимое для продолжения научных исследований благословение римско-католической церкви, спорить с которой во времена инквизиции было небезопасно. Однако дуализм соорудил непроходимый барьер между живой и неживой природой, поскольку в концепции Декарта была изначально заложена дебиологизация живых систем, т.е. их отождествление с техническими устройствами, созданными человеком. В биологической литературе встречается термин картезианство, который определяет именно эту сторону учения Декарта, сам же термин образован от латинского написания фамилии учёного: Renatus Cartesius.

В 17-м веке, когда только возникали основы современной науки, некоторые учёные, оставаясь формально в лоне христианской церкви, стали воскрешать идеи античных философов Греции. Так английский философ-эмпирик Джон Локк (John Locke) развил известное представление Аристотеля: nichil est in intellectu quod no prius suent in sensu (в интеллекте нет ничего, что вначале не было бы дано в ощущениях). Локк доказывал, что представления и понятия людей возникают только в результате воздействия предметов внешнего мира на органы чувств человека. Он считал, что у новорождённого разум пуст как чистая доска или белая бумага (лат. tabula rasa), на которой опыт вписывает знания. Опыт пополняется из двух источников: внешнего мира как объекта ощущения и внутренней деятельности души в качестве объекта рефлексии. Как нетрудно заметить, эти рассуждения весьма близки представлениям Декарта.

Из эмпирической философии Джона Локка естественным образом возникла эмпирическая психология, объясняющая поведение человека исключительно его предыдущим опытом. Постепенно отделившись от философии, психология стала развиваться как самостоятельная наука, экспериментально изучающая психические процессы. А, поскольку для эмпириков решающую роль играл опыт, исходным пунктом такого изучения было чувственное или сенсорное восприятие.

В 19-м веке на установлении соответствия между физическими свойствами стимула и характером его восприятия сосредоточили свои усилия многие видные физиологи, среди которых были Герман Гельмгольц (Helmholtz H. von), Эрнст Вебер (Weber E.), Иоганн Мюллер (Mueller J.), Густав-Теодор Фехнер (Fechner G. T.). Они пытались установить закономерности между силой действующих стимулов и характером субъективных ощущений – это научное направление было определено как психофизика. Позже физиологи занялись изучением закономерностей преобразования энергии стимула в чувствительных рецепторах, а затем и вопросом последующей переработки поступившей информации в мозгу. Этот подход можно определить как объективную сенсорную физиологию.

В современной науке используют сочетание объективных и субъективных методов исследования психических процессов, чему в немалой степени способствовало появление сложных неинвазивных методов исследования работы мозга, таких, как ядерно-магнитный резонанс и позитронно-эмиссионная томография. Это позволило представить восприятие не как прямую запись или пассивное отражение окружающего мира, но как ментальную конструкцию, возникающую при переработке сенсорной информации в мозгу. Такое конструирование происходит по определённым правилам работы мозга, в этом процессе участвуют не только сенсорные регионы, использующие поступившую информацию в соответствии с предшествующим опытом и одновременно умеющие игнорировать ненужные сигналы.

Практически никто сейчас не разделяет позиции чистого эмпиризма, для которого лишь ощущения являются источником и основой познаний. И всё больше сторонников находит себе трансцендентализм, который создал в 18-м веке германский философ Иммануил Кант (Kant I.). Согласно трансцендентализму Канта восприятие основывается не только на чувственной информации, но и на априорном знании (или предзнании), которое, как было установлено позднее, организовано предыдущим сенсорным опытом и генетическими факторами. В восприятии участвуют одновременно и субъективное сознание, и объективный пространственно-временной окружающий мир.

Именно так поступающие из окружающего мира электромагнитные волны различной длины формируют цветовые ощущения красного или зелёного, жёлтого или синего цветов, а различные комбинации красок и формы, представленные на полотне художника, благодаря работе мозга превращаются в эстетические переживания. Подобным же образом комбинации звуковых волн различной длины вызывают рождение в мозгу слов или мелодий, а комбинации химических молекул в воздухе или воде – специфический запах или вкус.

Нельзя не отметить, что на протяжении нескольких десятилетий в СССР было принято объяснять сенсорное восприятие исключительно в рамках т.н. «ленинской теории отражения», с позиций радикального материализма, согласно которому в мире не существует ничего, кроме материи. Это максималистское и тоталитарное миросозерцание, «вылитое из одного куска стали», возможно, полезное с точки зрения существовавшей тогда государственной идеологии, мало способствовало объяснению принципов активной работы мозга. В современной нейронауке идеи радикального материализма почти не встречаются.

 


[1] Павлов И. П. Общее о центрах больших полушарий// В кн. Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности (поведения) животных. – М.: Медгиз, 1951, С. 69. (Далее указывается как «Двадцатилетний опыт»).

[2] Процесс дифференцировки раздражителей в больших полушариях// Двадцатилетний опыт, С. 113.

[3] Общее о центрах больших полушарий// Двадцатилетний опыт, С. 70.

[4] Там же, С. 70.

[5] Процесс дифференцирования раздражителей в больших полушариях// Двадцатилетний опыт, С. 121.

[6] Процесс дифференцировки раздражителей в больших полушариях// Двадцатилетний опыт, С. 120.

[7] Там же, С. 121.

[8] Там же, С.121.

[9] Опыты с экстирпацией различных участков больших полушарий// Двадцатилетний опыт, С. 134.

[10] Словарь физиологических терминов. – М.: Наука, 1987, 446 с.

[11] Нормальная деятельность и общая конституция больших полушарий// Двадцатилетний опыт, С. 238.

[12] Научная сессия, посвящённая проблемам физиологического учения акад. И. П. Павлова// Стенографический отчёт. – М. – Л.: 1950.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных