Принципы организации и деятельности государственных органов (М/м лекция № 5.2, слайд № 20).
Государственный аппарат в своей организации и деятельности должен отвечать соответствующим требованиям, которые могут быть охарактеризованы как принципы. К их числу относятся конституционность и законность, приоритет прав и свобод человека и гражданина, профессионализм и профессиональная этика, демократизм, гласность и публичность, оптимальность организации государственного аппарата, иерархичность построения и субординация в деятельности госаппарата, научность, эффективность, честность, порядочность, сочетание коллегиальности и единоначалия, выборности и назначаемости.
Принцип конституционности и законности означает, что организация и деятельность государственного аппарата должна основываться на Конституции и других законах страны. С этой целью в государственном аппарате должен существовать механизм недопущения и пресечения незаконных действий отдельных органов и должностных лиц, а также право граждан оспаривать в судебном порядке законность их актов и действий.
Принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина выражается в том, что государственные чиновники обязаны соблюдать и уважать права человека и гражданина, всемерно способствовать их реализации.
Принцип профессионализма выражается в том, что должности в государственном аппарате могут занимать только лица, имеющие соответствующее образование, опыт работы, принимать грамотные и оптимальные решения, соответствующие реальному положению дел и поставленным целям.
Демократизм означает тесную связь государственного аппарата с народом, учет мнения населения в управленческой деятельности и соответствие ее интересам масс, формирование основных органов государственной власти непосредственно народом на основе демократической избирательной системы, контроль населения за деятельностью государственных органов.
Важным принципом деятельности государственного аппарата является гласность и публичность. Не должно быть секретных, скрытых от народа органов, осуществляющих государственную власть. Функции и характер деятельности органов государственной власти должны быть известны населению и подконтрольны представительным органам, избираемым населением. Должен быть обеспечен доступ граждан к информации, имеющейся в органах об этих гражданах, о принимаемых в отношении них решениях, возможность обжалования этих решений в судебные органы.
Принцип научности в деятельности государственного аппарата характеризуется тем, что его структура, организация деятельности, распределение функций, объем прав. взаимодействие между отдельными органами как по вертикали, так и по горизонтали должны быть научно обоснованы. Научность в организации и деятельности должна быть не разовым, единовременным явлением, а постоянным фактором, поскольку направленность и содержание деятельности государственного аппарата, его отдельных органов подвержены постоянным изменениям в результате возникновения одних, отмирания или уменьшения значения других социальных процессов.
Принцип эффективности выражается в результативности, то есть в достижении целей, поставленных перед государственным аппаратом, в решении задач с наименьшими затратами времени, финансовых, материальных и иных ресурсов.
Реализация этого принципа тесно связана с научностью организации и деятельности, которая предполагает их оптимальность. Одновременно она включает в себя определенную активность работников государственного аппарата, их личную организованность и отдачу в работе, интенсивность труда. Без этих составляющих невозможна успешная реализация принципа эффективности деятельности государственного аппарата.
Принцип честности, порядочности, соблюдение интересов страны относится к должностным лицам и, в первую очередь, наделенным властными государственными полномочиями. Как известно, без честных чиновников никакое государство не может нормально функционировать. Порядочность и честность работников государственного аппарата является основой порядочности и честности граждан и всего общества.
Принцип сочетания коллегиальности и единоначалия предполагает коллективное обсуждение вопросов даже в случае индивидуального принятия решений тем или иным должностным лицом и, соответственно, индивидуальную ответственность за их реализацию.
Принцип сочетания выборности и назначаемости выражает оптимальное соотношение децентрализации и централизации в государственном управлении.
Принцип иерархичности заключается в том, что органы государства занимают в государственном аппарате разные уровни, в силу чего одни органы подчинены другим, а решения вышестоящих органов обязательны для органов нижестоящих.
Таким образом, практически все из перечисленных принципов имеют важное, если не сказать решающее значение для эффективного функционирования государственного аппарата, в том числе и для государственного аппарата Российской Федерации.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|