Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Место и роль государства в политической системе общества.




Строго говоря, в историческом аспекте государство можно считать первой политической организацией. Закономерно, что термин «политика» и производные от него слова ведут свое происхождение от слова «полисы», которым древние греки обозначали свои города-государства.

Центральное место государства в политической и общественной жизни страны обусловлено целым рядом факторов (М/м лекция № 6, слайд № 22).

В разных странах государство и иные институты политической системы общества взаимо­действуют по-разному.

В недемократических государствах (тоталитарных, авторитарных и других), общественные формирования либо жестко контро­лируются государственной властью, либо их деятельность вообще запреще­на.

В демократическом правовом государстве общественные формирова­ния действуют самостоятельно на основании закона в соответствии со свои­ми целями и задачами независимо от государства. Организации могут подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом в целях обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других организаций, отдельных граж­дан, интересов общества, а также удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в обществе (М/м лекция № 6, слайд № 23).

Соблюдение установленных государством правовых норм является обязательным условием существования и деятельности общественных объединений. Государство в лице соответствующих органов может лишь осуществлять контроль за законностью их деятельности (М/м лекция № 6, слайд № 24).

Партнерские отношения государства с общественными объединениями свидетельствуют не только о господстве права, но и о возможности активно­го участия последних в социальной и политической жизни общества, их за­метного влияния на деятельность государственных органов.

Несколько особые отношения складываются у государства с профес­сиональными союзами (М/м лекция № 6, слайд № 17). Профсоюзы, как известно, представляют собой объе­динения людей по профессиональному признаку с целью защиты своих про­фессиональных прав.

Основное направление деятельности профсоюзов – их взаимосвязь и взаимодействие работников, членов данного союза, с работодателями. Госу­дарство цивилизованно регулирует эти отношения. Оно, с одной стороны, представляет профсоюзам определенные права, например, право на забастов­ку, на судебную защиту в случае нарушения трудовых прав работников рабо­тодателями.

С другой стороны, государство защищает права работодателей. Оно за­прещает насильственные действия профсоюзов в отношении работодателей, а в случае их совершения, виновных привлекают к юридической ответствен­ности.

Государство не вмешивается во внутреннюю жизнь профсоюзов и дру­гих общественных организаций, хотя устанавливает некоторые ограничения в их деятельности: запрещает создание вооруженных отрядов, насильствен­ные методы борьбы за свои права.

Демократические государства заинтересованы в развитии и расшире­нии связей и взаимодействии с профсоюзами, как организациями, объеди­няющими значительные массы людей, играющих важную экономическую, политическую и социальную роль в разных сферах общества.

Профсоюзы, например, участвуют в качестве одной из сторон в заклю­чение трехсторонних соглашений об использовании и оплате труда рабочих. Участниками этих соглашений помимо профсоюзов являются государство и работодатели. Такого рода соглашения основаны на взаимной договоренно­сти сторон и имеют черты политических документов, поскольку затрагивают интересы слоев и классов общества.

Взаимоотношения государства с политическими партиями (М/м лекция № 6, слайд № 10) имеет осо­бое значение и играет особую роль в политической системе общества. Данная специфика определяется сущностью партий и их значением в жизни об­щества.

Партии – это специальные политические организации, целью деятель­ности которых является борьба за государственную власть. Формы борьбы в истории государств были разные. Некоторые партии, в том числе коммуни­стические, считали, что возможен и вооруженный, насильственный захват власти в случае, если вопрос не удастся решить конституционно, законно, мирно. Для достижения этой цели они допускали возможность развязывания гражданской войны.

В современных демократических государствах такой путь запрещен за­конодательно. Партии по закону не могут вносить в свою программу или ус­тав такую цель как вооруженный захват власти. Партии, пропагандирующие такие идеи, под­лежат ликвидации, а виновные лица привлекаются к ответственности. Борьба за власть должна быть только законной, мирной и легальной, путем агитации, пропаганды своих идей и получения большинства в парламенте, иных органах государственной власти на основе выборов. Виды и характер партий свидетельствуют о политической ориентации различных классов, слоев и групп общества.

В современных демократических государствах партии играют связую­щую роль между обществом и государством, выполняя при этом ряд общественно значимых функций (М/м лекция № 6, слайд № 11):

1) электоральную, которая заключается в том, что партии ведут борь­бу за голоса избирателей на основе своей предвыборной программы. Желая получить наибольшее количество голосов, партии стремятся выразить в сво­их программах интересы населения, поставить цели, которых хотят достичь многие граждане, преобразовать общество, стимулируя его прогрессивное положительное развитие, приносящее благополучие народу и тем самым соз­дать среди избирателей своих сторонников, которые будут голосовать за данную партию на выборах;

2) трансформационную, реализуя которую партии стихийную борьбу определенных слоев и групп населения, порой насильственную, переводят в организованные формы в рамках закона путем проведения политических, в том числе парламентских дискуссий, выдвижения требований, формулирова­ния предложений для решения тех или иных социальных, экономических, политических и иных вопросов. В результате, благодаря многопартийности, изменения в обществе происходят мирно, эволюционно на основе согласова­ния интересов, а не путем кровавых революций и вооруженных столкнове­ний;

3) консенсуальную, при которой политические партии в процессе меж­партийных контактов и обсуждений различных вопросов, парламентских дискуссий согласуют интересы различных социальных групп, способствуют достижению между ними компромиссов, а в конечном счете, способствуют созданию в обществе мира и согласия, недопущению открытых силовых столкновений различных классов и слоев общества с несовпадающими интересами;

4) контрольную, выражающуюся в осуществлении контроля со сторо­ны партий, представляющих в парламенте различные классы и слои общест­ва за деятельностью государственного аппарата и государственной власти в целом. Контроль осуществляется путем парламентских слушаний, дней пра­вительственного часа, запросов депутатов, отчетов правительства, отдельных его членов перед парламентом и т.п.

Существует несколько типологий политических партий (М/м лекция № 6, слайд № 12). В зависимости от характера деятельности партии подразделяются на легальные и нелегальные партии (М/м лекция № 6, слайд № 13), в зависимости от степени участия в осуществлении государственной власти – на правящие и оппозиционные (М/м лекция № 6, слайд № 14). Правящие партии могут быть правящими монопольно и правящими в составе коалиции. В зависимости от характера партийной идеологии (М/м лекция № 6, слайд № 15) выделяются либеральные, консервативные, социал-демократические, коммунистические и др.

Правящие политические партии, то есть те, которые уже тем или иным путем получили доступ к механизму осуществления государственной власти, осуществляют власть главным образом через расстановку своих членов на важнейшие государственные посты.

Кроме того, партии бывают прави­тельственные, которые либо его формируют, либо поддерживают, и оппози­ционные, находящиеся в несогласии с курсом, проводимым этим правитель­ством. Это означает, что правительственные партии в парламенте как бы представляют правительство, а оппозиционные – ту часть населения, которая не поддерживает политику правительства. Дискутируя в парламенте, они вы­рабатывают курс, сочетающий интересы правительства и народа, способст­вующий консолидации общества. Положение политических партий может быть различным в зависимости от того, какова форма правления того или иного государства. Так, например, в президентской республике может иметь место определенное противостояние между правящей партией, победившей в результате избрания на президентских выборах кандидата данной партии, и партией парламентского большинства, которая может находиться в открытой оппозиции правящей партии. Подобная ситуация не возможна в парламентских республиках, где победившая на выборах в парламент партия формирует правительство и, соответственно, утверждает его главу.

Крайним случаем проявления возможности той или иной партии править монопольно является так называемое «партийное» государство, в котором все рычаги управления принадлежат одной единственной партии, другие партии либо не существуют, либо выполняют свои функции сугубо формально под руководством правящей партии с целью придать видимость политической борьбы. В таком государстве, как правило, происходит сращивание государственного аппарата с партийным, нарушаются элементарные права и свободы граждан.

Партии играют позитивную роль в развитии гражданского общества и демократии только тогда, когда они организационно оформлены, имеют опыт демократической политической борьбы, признают в своей деятельности вер­ховенство закона.

В юридической литературе нет единого мнения, являются ли трудовые коллективы составным элементом политической системы общества (М/м лекция № 6, слайд № 18). Видимо, это связано с тем, что трудовые коллективы в соответствии с действующим законодательством не относятся к числу институциональных образований, их статус достаточно аморфен и не определен. Вместе с тем, представляется, что недооценка политической роли трудовых коллективов могла бы с течением времени отомстить за себя так же, как недооценка проблематики национальностей и их политической роли. Если они не будут иметь возможности проявить себя как субъект официальной политической деятельности, то в случае нарастания социальной напряженности могут выйти на политическую сцену спонтанно в виде массовых забастовок, демонстраций, стачкомов, новых профсоюзных организаций и т.п. Существенной чертой развитой политической системы является поиск способов, путей и форм, которые позволяли бы трудовым коллективам обрести статус реального субъекта политической системы, снять проблему не только экономического, но и политического отчуждения работника.

В федеративном государстве к политической системе относя также субъекты федерации, поскольку они обладают определенным суверенитетом по отношению к центральной государственной власти, а, значит, имеют свои собственные интересы, в том числе и политические. Данное положение еще в большей степени проявляется в федерациях, образованных по национально­му принципу. В этом случае спектр политических отношений между цен­тральными органами власти и субъектами федерации, дополняется межна­циональными отношениями, представляющими собой важный вид политиче­ских отношений, от которых зависит спокойствие и благополучие общества.

В Декларации о принципах международного права, касающихся дру­жественных отношений и сотрудничества между государствами, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 24 октября 1970 г., в отношении наций закре­плены следующие положения:

- право нации на создание суверенного государства;

- право нации на свободное присоединение к независимому государст­ву или объединение с ним;

- право нации на установление любого другого статуса;

- право народа на свободное распоряжение своими естественными бо­гатствами и ресурсами без ущерба для каких-либо обязательств.

Все нации и народы имеют право не только на самоуправление, но и «в си­лу этого права они свободно устанавливают свой политический статус и свобод­но обеспечивают свое экономическое, социальное и культурное развитие» (Меж­дународный пакт об экономических, социальных и культурных правах. Ст.1. Международный пакт о гражданских и политических правах. Ст.1).

Названные права наций относятся к сфере политических отношений. И поэтому национально-государственные образования являются институтами политической системы. Малые нации, исторически входящие в государства, образованные большими нациями, решают эти вопросы внутри данного го­сударства на основе политических межнациональных решений и действую­щего законодательства.

В настоящее время во многих демократических государствах сущест­вует и конституционно закреплено местное самоуправление, как определен­ный институт, входящий в политическую систему. Он характеризуется тем, что органы местного самоуправления не подчиняются административно ор­ганам государственной власти, а действуют самостоятельно в пределах своих прав и полномочий, закрепленных в Конституции страны и другом законода­тельстве.

Органы местного самоуправления не входят в систему органов госу­дарственной власти (М/м лекция № 5.2, слайд № 21). Они создаются населением для решения местных вопро­сов, затрагивающих его интересы и действуют самостоятельно в пределах, предоставленных им полномочий на принципах автономии и самоуправле­ния. Они обязаны соблюдать конституцию государства, федеральные законы, законы субъектов федерации, другие нормативные правовые акты государства.

Местное самоуправление, как институт политической системы, харак­теризуется тем, что оно охватывает собой значительную часть населения, включающую в себя различные слои и классы общества. Эти силы имеют свои, как собственно социально-классовые, так и ре­гиональные интересы, решение которых зависит от взаимосогласованной деятельности государства и местного самоуправления.

Кроме того, государство устанавливает правила взаимодействия мест­ного самоуправления и государственных органов, в том числе и государственных органов субъектов федерации, регу­лирует взаимоотношения между органами местного самоуправления различ­ных уровней в решении многих вопросов, связанных с отношениями между местным самоуправлением и различными слоями, классами, нациями и рели­гиями. С этой точки зрения местное самоуправление является важной со­ставляющей частью политической системы общества.

Отдельной оценки требуют взаимоотношения государства и групп давления (М/м лекция № 6, слайд № 19), деятельность которых в некоторых государствах имеет определяющее значение в плане формирования внешней и внутренней политики государства. Учитывая значимость подобной деятельности, некоторые государства, такие как Соединенные Штаты Америки и Федеративная Республика Германия приняли соответствующие законодательные акты, посвященные регулированию лоббистской деятельности.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных